Леонид Млечин: Патриоты и предатели

Нацисты сделали все, чтобы Германия не просто проиграла войну, а потерпела катастрофу. Бедственное положение Германии в сорок пятом невозможно описать. Треть мальчиков, которые родились в немецких семьях в 1915-1924 годах, погибли или пропали без вести. Среди тех, кто родился в 1920-1925 годах, потери достигли сорока процентов. Одиннадцать миллионов солдат вермахта, которые выжили, оказались в лагерях военнопленных.

После войны вдовы и дети погибших солдат вермахта, их боевые товарищи жаловались, что страна не чтит своих сыновей, отдавших жизнь за родину: а ведь солдаты не были преступниками. Но массовыми убийствами мирного населения занимались не только СС. Вермахт запятнал себя расстрелами и карательными акциями.

И никто из солдат или офицеров вермахта не возмутился участием в расстрелах гражданского населения. Люди,  надевшие  форму немецкой армии, замарали и опозорили свою честь. Армия не препятствовала преступлениям нацизма на оккупированных территориях. Напротив, вермахт стал надежным приводным ремнем партии.

Антифашистов, диссидентов, как бы сейчас сказали, было немного. Остальные так или иначе служили режиму, в форме или в штатском, на фронте или в тылу, в партаппарате или в лагерной администрации. Они считали себя патриотами. Они трудились на благо родины. Неизвестно, как развивалась бы послевоенная Германия, если бы оккупационные власти не запретили нацистскую идеологию и не заставили немцев встать на путь осознания собственной вины.

Нацистская внешняя и внутренняя политика – захватнические войны, подавление свобод, концлагеря, массовое уничтожение мирного населения  - возмущала немногих. И уж совсем единицы по моральным и религиозным соображениям считали гитлеровский режим преступным.

Многим не хотелось это признавать. Но пришлось услышать,  что весь немецкий народ несет ответственность за то, что он подчинился Гитлеру, за все преступления нацистского режима. Всякий, кто сражается под подлыми знаменами, сам становится преступником. Он может потом оправдывать себя - я-то был честен, я просто исполнял приказы, я ничего плохого не делал. Но и он опозорен. Он тоже в этом участвовал. Каждый, кто, видя несправедливость, издевательства,  мучения, которым подвергали других людей, ничего не делает, чтобы их спасти, - виновен. 

Кадр из фильма «Леонид Млечин: Патриоты и предатели»
Нацисты сделали все, чтобы Германия не просто проиграла войну, а потерпела катастрофу