Театр "Геликон-опера" завершит сезон премьерой оперы "Паяцы" Леонкавалло
https://otr-online.ru/news/teatr-gelikon-opera-61270.html 22 июня театр «Геликон-опера» представит заключительную премьеру
сезона – «Паяцы» Р. Леонкавалло в постановке победителя конкурса молодых
режиссеров «НАНО-ОПЕРА» Дмитрия
Белянушкина.
«Ни одному
композитору не удавалось создать музыку, которая бы так хорошо вписывалась в
мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только
уйти от действительности, а когда она настигает их, – продолжающих
притворяться, лишь бы не открывать глаза на собственное ничтожество», – так написал о «Паяцах» итальянец Густаво Маркези в своем «Путеводителе» по жанру оперы.
Вершина итальянского оперного веризма, одна из лучших опер Руджеро Леонкавалло создавалась на
основе реальных событий. Композитор стремился правдиво изобразить жизнь людей,
поэтому в основу сюжета положил громкое преступление, совершенное в
калабрийской деревне Монтальто. Один актер из бродячей труппы по окончании
представления зарезал жену и ее любовника, служившего к тому же в доме
Леонкавалло. Дело разбирал отец композитора, который работал окружным судьей.
Правдивая жизненная история вдохновила композитора на
создание оперы о театре, об актерах, которые, как и другие люди, не лишены
человеческих чувств и страстей: герои Леонкавалло любят, страдают, ревнуют,
ненавидят не только на сцене, но и в реальной жизни, а накал их любовных взаимоотношений
приводит к неизбежной трагедии.
Реальная жизнь очень похожа на ту, что предстает на сцене, а
то, что мы видим на сцене, является отражением самой жизни, – в спектакле Дмитрия
Белянушкина эта мысль становится центральной. Развивая композиционную идею «спектакля
в спектакле», реализованную в опере Леонкавалло, режиссер переносит действие из
итальянской деревни в театр, где на днях должна состояться премьера оперы
«Паяцы». Исполнитель роли Канио – старожил труппы, создавший в театре свой собственный
мир взаимоотношений. С приходом амбициозного баритона на роль Сильвио этот мир начинает
стремительно рушиться, и герои запутываются в паутине закулисных интриг.
Дмитрий Белянушкин – молодой оперный режиссер, осуществивший ряд
спектаклей в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.
И. Немировича-Данченко, Большом театре России, Воронежском государственном
театре оперы и балета, Государственном музыкальном театре им. И. М. Яушева в
Саранске. Музыкальная часть поручена народному артисту России Евгению Бражнику.
Евгений Бражник сотрудничает с Музыкальным театром им. К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко, является главным приглашенным дирижером Московского
детского музыкального театра имени Н. И. Сац, дирижирует спектаклями «Геликона».
В 2004 году он выступил музыкальным руководителем оперы «Набукко» Дж. Верди в постановке
Дмитрия Бертмана. Премьера с оглушительным успехом прошла в театре
«Ле-Дуо-Дижон» во Франции.
Над премьерой также работают художник-постановщик Александр
Арефьев, художник по костюмам Мария Чернышева и художник по свету заслуженный деятель
искусств России Дамир Исмагилов.
К «Паяцам» Р. Леонкавалло театр «Геликон-опера» обращается в
третий раз. Премьера состоится в Большом зале «Стравинский» на том месте, где под
открытым небом двора усадьбы Шаховской-Глебовой-Стрешневой с 1992 года шла одна
из первых постановок «Геликона» – культовый спектакль «Паяцы» Дмитрия Бертмана.
В 1999 году ему на смену пришла версия Константина Балакина.
Спектаклем «Паяцы» 30 июня «Геликон-опера» завершит 26-й
театральный сезон. Открытие нового сезона состоится 25 августа 2016 года оперой
«Садко» – первой постановкой Дмитрия Бертмана, представленной на новой сцене
театра в прошлом году после реконструкции.
Начало спектакля - в 19:00.