Зоотехник Мария Барбосова: Молоко козы зависит и от корма, и от погоды, даже от настроения самой козы

Гости
Мария Барбосова
зоотехник

Ангелина Грохольская: Как только человек научился одомашнивать животных, потребовались специалисты, способные квалифицированно за ними ухаживать. Они были даже в Древнем Египте и Древней Греции, но система сформировалась позже по мере развития животноводства. В 1848 году во Франции придумали термин – «зоотехния». В нашей стране зоотехнологии начали внедрять с конца XIX века.

Востребована ли сейчас профессия «зоотехник», спросим у нашей гостьи – Марии Барбосовой.

Мария, здравствуйте!

Мария Барбосова: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Я знаю, что непростой зоотехник, у вас очень интересная и очень редкая специализация.

Мария Барбосова: Да, я – зоотехник-козовод.

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Мария Барбосова – зоотехник, кандидат биологических наук. В 6 лет Маша уже знала, что будет дояркой и учёным. Никто не верил, но она осуществила свою мечту. На втором курсе Тимирязевской академии девушка получила свидетельство оператора машинного доения, потом защитила диплом и кандидатскую диссертацию. С детства её любимые животные – козы. Мария уверена, что не любить их невозможно, козы умные и обаятельные с неуёмным любопытством. Мария Барбосова – дипломированный зоотехник-козовод, своими знаниями она делится на курсах фермеров.

Итак, козовод. Действительно ли это редкая и почему редкая специальность?

Мария Барбосова: Дело в том, что молочного козоводства, именно молочного козоводства в нашей стране практически не было в советское время. Молочные козы начали появляться в 80-х годах прошлого века, молочных коз начали завозить из-за границы, всем очень понравилось, но оказалось, что разводить коз несколько сложнее, чем коров, и потребовались социальные зоотехники.

Ангелина Грохольская: Как вы стали козоводом? Откуда любовь эта к козочкам?

Мария Барбосова: Я любила коз с детства. Наверно, очень смешно скажу, я очень просила родителей завести собаку, родители собаку не завели, а завели козу, и всё – случилась у нас с козой любовь абсолютная. Конечно, поначалу коза бодалась, нужно было завоевать это доверие – вот так вот и случилась любовь.

Ангелина Грохольская: А вы жили где-то в селе, в деревне?

Мария Барбосова: Да, рядом с сельской местностью, кругом паслись козы, соответственно, 90-е годы, было очень сложно выуживать, и все заводили животных.

Ангелина Грохольская: Не собак, а козочек.

Мария Барбосова: Да, коза – очень интеллектуальное животное, она практически, как собака: тоже может лапу дать, может выполнять команды. Вот это меня сначала так и привлекло в детстве, а потом уже, конечно, само животное.

Ангелина Грохольская: Как интересно! Как научить козу давать лапу? Она действительно отвечает на команды?

Мария Барбосова: Да, она может отвечать на команду точно так же пищевым подкреплением. То есть она очень заинтересуется, например, если вы ей предложите кусочек, например, хлебушка, поднимите немножко, и она, чтоб его достать, поднимет лапку, а потом на это движение, а потом уже и без движения.

Ангелина Грохольская: Я просто хочу сама проникнуться, а кто его знает, может, профессию поменяю, чтобы наши телезрители тоже поняли. В чём сложность?

Мария Барбосова: Наверно, сложно немножко, придётся на профессиональные термины перейти. У козы четырёхкамерных желудок – это очень сложная такая биофабрика по производству микробной биомассы и переработке корма, то есть это, по сути дела, реально реактор, прямо вот реактор. И там очень всё зависит от того, сколько чего туда сложили, то есть вот сколько чего сложили с пищеварительную систему козы, так это повлияет на её здоровье, так это повлияет на качество продукции, соответственно, и на продолжительность жизни козы. Сложность в том, что очень тонко приходится регулировать эти процессы буквально каждый день, потому что они зависят от большого количества факторов: от качества корма, от погоды, от настроения козы даже могут зависеть, коза очень переменчива в своём настроении. И вот за этими тонкими-тонкими настройками приходится следить каждый день, представляете? Это как будто живая машина.

Ангелина Грохольская: Я теперь понимаю, почему про некоторых девушек говорят: «Ах, ты коза!» – это же капризная особа.

Мария Барбосова: Да-да-да, это точно так. Сам организм капризный, не животное капризное, а сам организм, ну и животное следом за ним. Кроме того, животное, которое всегда пытается влезть в какую-нибудь неприятность, оно очень любопытное. Вот если на коровьих фермах можно достаточно простые задвижки какие-то, коровы поинтересуются, но открывать не будут, Господи, Боже мой! Коза открывает всё, мне кажется она кодовый замок научится открывать, с козой скучно не будет никогда. И у них между собой устанавливается чёткая иерархия.

Ангелина Грохольская: У коз?

Мария Барбосова: Да, у них есть старшая коза, младшая коз и она всё время поддерживается, эта иерархия, то есть каждый день все проверяют: может быть, кто-то стал слабее, может быть, кто-то стал сильнее – вот такая у них социальная структура очень сложная, очень динамичная.

Ангелина Грохольская: Женская дружба.

Мария Барбосова: Да, это абсолютно женская дружба, да-да-да. И если, не дай бог, какую-нибуь младшую козу кто-нибудь зашёл пожалел и погладил, её убьют просто, лучше этого не делать.

Ангелина Грохольская: Ничего себе!

Мария Барбосова: Да.

Ангелина Грохольская: Козёл у них на всех один или у каждой свой?

Мария Барбосова: В животноводстве это печальная история, потому что у нас есть искусственное осеменение.

Ангелина Грохольская: Не только в животноводстве.

Мария Барбосова: Ну да, козлов тоже не хватает. Вообще, если так серьёзно, козёл – это половина успеха стада, козла выбирают, конечно, от самой лучшей козы, чтобы и экстерьерно она была хорошо сложена. Что от козы нам хочется получить? Чтобы она могла вынашивать здоровое сильное потомство, чтобы она могла много и хорошо кушать, чтобы у неё не было не было проблем со здоровьем, и, конечно, вымя, чтобы было у неё большое и давало много молока. И вот это всё мы хотим получить не только от мамы-козы, но и от папы-козла у следующих детей, это позволяет нам каждое следующее поколение делать немножко лучше.

Ангелина Грохольская: И всё-таки, если бы перед вами сейчас студенты сидели, которые ещё определяются, какую специализацию выбрать, вот что самое главное вы бы им сказали, чтобы они на 100% все пошли к козочкам?

Мария Барбосова: Козы не пахнут.

Ангелина Грохольская: Это аргумент!

Мария Барбосова: Козы не пахнут, они маленькие и с ними легко работать – это действительно так, это действительно важный аргумент.

Ангелина Грохольская: Мария, спасибо вам огромное за этот рассказ удивительный! Вы сегодня коз нам открыли с новой стороны.

Мария Барбосова: Я очень рада!

Ангелина Грохольская: Многие телезрители уже задумались: «А не завести ли мне козу?». С праздником вас профессиональным! И, если вы поздравите своих коллег также с Днём работника сельского хозяйства, я думаю, все будут этому рады.

Мария Барбосова: Я поздравляю всех коллег, всех, кто относится к нашей сельскохозяйственной отрасли! Это, конечно, не только зоотехники, это и агрономы, и ветеринары, механизаторы, и все-все-все, кто принимает участие в нашей непростой повседневной сельскохозяйственной работе. Поздравляю вас всех, дорогие друзья, и желаю вам сил и творческих успехов!