Спрос на ремонт бытовой техники вырос на 13%

Гости
Феликс Борьков
вице-президент Ассоциации сервисных центров
Антон Гуськов
представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники

Марианна Ожерельева: Ну и последнее в нашем дневном «ОТРажении».

Виталий Млечин: Но немаловажное.

Марианна Ожерельева: Ой, и очень интересное.

Виталий Млечин: Да.

Марианна Ожерельева: Практически рубрика «Очумелые ручки» сейчас будет. По статистике, россияне стали больше ремонтировать технику. Спрос на эти услуги вырос значительно. По данным аналитиков, причины очень понятны – это дефицит товаров (боятся, что просто все это не завезется) и серьезное подорожание, т.е. нет возможности купить. Подробнее в нашем сюжете.

СЮЖЕТ

Марианна Ожерельева: Вот так.

Виталий Млечин: Ну, вот цифры...

Марианна Ожерельева: Не врут.

Виталий Млечин: Не врут.

Марианна Ожерельева: Да.

Виталий Млечин: Теперь давайте обсуждать, почему это происходит. Если ваши предпочтения изменились за последнее время – не покупать новое, а ремонтировать старое, или, может быть, вы всегда предпочитали проверенную технику держать в хорошем состоянии, пожалуйста, расскажите нам об этом: 8-800-222-00-14 – наш бесплатный телефон, 5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений, тоже бесплатный.

Марианна Ожерельева: На связи с нами Феликс Борьков, вице-президент Ассоциации сервисных центров. Феликс Александрович, здравствуйте!

Виталий Млечин: Здравствуйте!

Феликс Борьков: Здравствуйте! Добрый день!

Марианна Ожерельева: А вы тоже заметили увеличение спроса именно на то, чтобы отремонтировать, поддержать еще дыхание своей техники сейчас?

Феликс Борьков: Конечно, конечно, заметили. Рынок ремонта растет, и это вполне объяснимо.

Марианна Ожерельева: Насколько?

Феликс Борьков: По приблизительным прикидкам, я думаю, где-то процентов на 30 у нас увеличился поток устройств в ремонт.

Марианна Ожерельева: А что приносят вам в ремонт? И, может быть, вы общаетесь с клиентами. Вот почему? Тоже они говорят, что боимся, что там выйдет из строя, не сможем купить? Или какие-то еще причины есть? Что несут и почему несут ремонтировать?

Феликс Борьков: Несут, потому что сломалось.

Марианна Ожерельева: Так все-таки, значит.

Феликс Борьков: Да. Это, конечно, логично.

Марианна Ожерельева: Просто говорят, что еще пытаются диагностику сделать. Что тоже на эту услугу вырос спрос.

Феликс Борьков: Диагностика является неотъемлемой частью самой услуги ремонта. Поэтому как-то разделять эти два понятия довольно сложно.

Марианна Ожерельева: Угу. Так.

Виталий Млечин: Давайте разбираться тогда в следующем.

Марианна Ожерельева: Так он не ответил, что почему несут? И что несут? Утюги? Микроволновки? Что?

Виталий Млечин: Хорошо. Расскажите.

Марианна Ожерельева: Да, да, да. Скажите.

Феликс Борьков: На самом деле несут все, что ломается. Просто если раньше у клиента был плюс-минус равноценный выбор при сложной поломке: или отремонтировать, или купить новое устройство, то сейчас чаша весов между ремонтом и приобретением нового, конечно, чаще всего...

Марианна Ожерельева: Нет. Просто общий котел понятно. Но стали там больше утюги ломаться? Больше стали микроволновки, телевизоры ломаться? Вы же это можете отследить. И почему? Вы же их спрашиваете: ну, сломалась, хорошо. Ну, боятся, что дорого или что-то еще?

Феликс Борьков: Тут нет такого понятия, что что-то ломается больше, что-то ломается меньше.

Марианна Ожерельева: Ладно.

Феликс Борьков: Больше всего ломается то, что больше продали когда-то. И больше всего ломаются те устройства, которые дешево стоили.

Марианна Ожерельева: Ууу!

Виталий Млечин: Угу.

Феликс Борьков: Просто раньше человек мог выкинуть утюг и пойти купить новый. Сейчас он это к сожалению, сделать может не всегда.

Виталий Млечин: Чтобы что-то отремонтировать, нужно в большинстве случаев иметь запчасти. Вот как с этим сейчас?

Феликс Борьков: Если мы говорим об официальных каналах поставки запчастей, т.е. именно от производителя сервисному центру, то с этим сейчас сложно ввиду того, что сервисный центр, во-первых, не может оплатить за рубеж перевести оплату за эти запчасти. Во-вторых, сами производители не горят желанием сейчас поставлять запчасти в Россию.

Те же запчасти, которые поставляются по каналам через Китай, с ними сейчас преимущественно проблем нет. Китай нам поставляет запчасти в нужных количествах и в должных объемах.

Марианна Ожерельева: А вы тоже подстроились под общий тренд, что все-таки повысили цены. Стоимость услуги выросла? Скажите нам честно. Или нет?

Феликс Борьков: Конечно, выросла. Цены вокруг выросли. Мы же тоже хотим кушать...

Марианна Ожерельева: Ну и вы, конечно. О чем вы сказали, что там то, что, значит, ломается быстро, было дешевым. Из Ульяновска нам пишут, что вот «холодильник уже 40 лет, – ну, зарубежный, понятно, да, там, – телевизору – 25, утюгу 30 лет».

Действительно вы можете подтвердить тезис, что раньше, условно 10-20 лет назад техника была качественнее?

Феликс Борьков: Вы знаете, тут есть такая нотка теории заговора относительно того, что производители сейчас делают технику так, чтобы она ломалась через... пять лет. Но, как говорится, «нет дыма без огня». Иногда мы действительно замечаем инженерные решения, которые реально ненадежны и которые по-хорошему не надо было бы применять в современной электронике, но по каким-то причинам они применяются.

Виталий Млечин: А как вы считаете, это делается сознательно, чтобы снизить срок службы? Или, например, так дешевле, и таким образом снижается ценник на саму готовую продукцию? Или, может быть, это какие-то современные технологии, просто не очень еще надежные?

Феликс Борьков: Современные технологии очень надежные. Но, естественно, каждый производитель, производя какое-то оборудование, желает сэкономить, чтобы как можно больше заработать. И эта экономия иногда довольно часто идет в ущерб надежности устройства, которое он производит.

Виталий Млечин: А нет запроса на, скажем так, улучшение техники, т.е. поменять какую-то деталь? Вот если вы видите, что здесь была экономия такая неуместная, поменять ее на какую-то более надежную? Так бывает?

Феликс Борьков: Да-да, конечно. Так бывает. И многие честные сервисные центры так и поступают: они исправляют, образно говоря, недоделки производителя.

Марианна Ожерельева: Феликс, и последний, наверное. Да, все-таки раньше был тезис, что зачастую купить было выгоднее, чем отремонтировать. А с учетом нынешних цен и то, что ремонт вырос, все-таки что выгоднее становится?

Феликс Борьков: Цены на электронику все равно выросли намного сильнее, чем цены на ее ремонт. Поэтому, конечно, все зависит от характера неисправности. Есть какие-то мелкие неисправности, которые отремонтировать стоит недорого, и тут выбор очевиден.

И допустим, если полгода назад у человека происходила какая-то крупная неприятность, серьезная поломка устройства, и цена ремонта плюс-минус была сопоставима с покупкой нового устройства подобного типа, то сейчас таких ситуаций уже становится намного меньше. Потому что даже серьезный ремонт сделать получается дешевле, чем приобрести на данный момент новое устройство.

Виталий Млечин: Еще, вот что мне лично интересно: кто работает в сервисных центрах, ремонтирует технику? Для этого нужно долго и упорно на протяжении многих лет учиться где-то в профессиональном учебном заведении? Или достаточно, что называется, иметь прямые руки и просто прийти, и все покажут уже на месте?

Феликс Борьков: Тут опять же все зависит от характера неисправности, которые чинит инженер. Если мы говорим о телефоне, о разбитом экране, то, конечно, буквально за две-три недели человек может научиться и освоить этот навык замены экрана в телефоне.

Если же мы говорим о сложном ремонте системных плат, о компонентном ремонте, то тут нужна серьезная база знаний в электротехнике, в радиоэлектронике, и, конечно, нужен хороший опыт. Поэтому вот так.

Виталий Млечин: А как клиент, вот скажем, если я прихожу к вам в сервисный центр, я могу как-то понять: вот вы квалифицированный специалист и качественно сделаете мне сложный ремонт? Или что вам лучше не доверять? Вот есть какие-то может быть, не знаю, в словах, в поведении того человека, который принимает технику, какие-то моменты, на которые надо обратить внимание?

Феликс Борьков: Если у вас нет специализированных знаний в этой области, то вы не заметите подвоха никогда. И самый надежный индикатор того, что в сервисном центре работают квалифицированные инженеры и что сервисный центр работает честно – это отзывы на каких-то крупных площадках, например, Яндекс.Отзовик, Фламп. Если там про сервисный центр пишут преимущественно хорошее, значит, этому сервису, скорее всего, можно доверять.

Марианна Ожерельева: И можно уже закольцевать тему Виталия. Как часто бывают случаи – приходят люди и говорят: пытался (вряд ли пыталась) отремонтироваться сам. Или же вот этому умельцу. Потому что мы понимаем, что человек может работать как раз-таки в этом сервисе, да, и, что называется, на дому тоже эти услуги оказывать. Бывает, что вот людей там обманули, условно, не смогли сделать, и они вынужденно уже идут к вам, а не сразу это решение?

Феликс Борьков: Вы знаете, наверное, 60-70% техники, которая заходит к нам в ремонт, она уже побывала в чьих-то неквалифицированных, к сожалению, руках. И, конечно, это иногда и сам владелец, для которого эта поломка кажется простой. И он думает: «Сейчас я сам там двумя отвертками и паяльником...»

Марианна Ожерельева: Да. Интересно, как минимум.

Феликс Борьков: Так и после других сервисных центров, в которых работают зачастую неквалифицированные инженеры.

Марианна Ожерельева: Спасибо!

Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Вице-президент Ассоциации сервисных центров Феликс Борьков был с нами на прямой связи.

Звонок из Санкт-Петербурга. Александр, здравствуйте! Вы в эфире.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте!

Виталий Млечин: Александр?

Зритель: Добрый день!

Марианна Ожерельева: Здравствуйте!

Виталий Млечин: Здравствуйте. Слушаем.

Зритель: Петербург вас беспокоит.

Марианна Ожерельева: Да.

Зритель: Вы знаете, я бы обратил внимание на то, что мы уповаем почему-то, о чем бы ни говорили, на Китай.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: Значит, запомните такую вещь: что где-то с 1-го сентября Китай нам будет поставлять. Потому что все запчасти закончатся на всех складах не только на бытовую технику, а вообще, так сказать, может быть, даже и на вашу аппаратуру. Но дело не в этом. Но Китай пропорционально увеличит цены. Вот. И сократит гарантийный срок. Это первое.

И второе. Вы не обращаете внимание на главное, что все сервисные центры и товарищ, который представляет, так сказать, эксперта, вроде бы в вашей программе, они завязаны на производителя, понимаете? То есть они практически где-то гласно, где-то негласно представляют эти компании, с которыми они заключили договора.

Марианна Ожерельева: То есть японские и корейские компании, они, сидя вот, в частности, в Москве, представляют и имеют какой-то процент, вы считаете?

Зритель: Ну, ну конечно! А кто будет просто так работать? Вы странные люди!

Марианна Ожерельева: Ага.

Зритель: Вот у нас есть одна компания, еще с советских времен сохранилась в Питере. Она и носит название такое – «Ленремонт». Вот эта компания работает, так сказать, на человека. Потому что ежедневно идет реклама этой ремонтной компании. Они оборудовали автобусы с выездом к инвалидам. Бесплатно проводят осмотр и т.д., и т.д.

А все компании, которые перечислены в паспорте приобретаемой продукции, – это то, о чем я вам говорю. И пусть этот президент Ассоциации...

Марианна Ожерельева: Спасибо, Александр, вам огромное!

Виталий Млечин: Понятно. Спасибо!

Марианна Ожерельева: Всегда в тонкости все знаете. Спасибо вам!

Продолжаем эту тему обсуждать. Антон Гуськов, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, с нами на связи. Здравствуйте!

Виталий Млечин: Здравствуйте, Антон!

Марианна Ожерельева: Антон, а что же будет сейчас, если снижается покупательская способность? Соответственно, понятно, что компании какие-то ушли, производители. Но техника-то их здесь осталась. То есть она будет падать в цене все-таки в ближайшие месяцы? Для того, чтобы просто ее продать. Другой не предвидится. Или же цена такой высокой и останется, и будут действительно наращиваться поставки из каких-то дружественных стран?

Антон Гуськов: Не вижу логики между началом фразы и ее продолжением, если честно. Простите!

Марианна Ожерельева: Ну, то есть, если этой техники не будет, то соответственно...

Антон Гуськов: ... в рознице, она будет продаваться. Если техники нет в рознице, она не будет продаваться. Почему она должна сама вдруг подешеветь, оттого что, допустим, какой-то производитель приостановил работу?

Марианна Ожерельева: Ну, например, человек какой-то любил конкретный бренд. Она у него сломалась. Он пошел и 20 раз отремонтировал. Приходит в магазин конкретно. Она там стоит 7 тысяч рублей. Ну, будет копить все равно и купит ее, потому что условно та китайская продукция, которая придет на смену, ну как-то у него к ней вот... Ну есть же адепты той или иной техники. Вот они любят конкретного производителя.

Антон Гуськов: Это другой вопрос. Да, выбор какого-то конкретного потребителя относительно там какого-то бренда. Тем более что электроника, в принципе, это рынок бренда, конечно. То есть если вы покупаете там хлеб, к примеру, то, скорее всего, вы и не знаете, какой хлебозавод его произвел, в большинстве случаев. Если не частная пекарня около дома.

А что касается техники – все-таки это рынок больших компаний, это рынок высоких технологий. Поэтому здесь привязка к бренду, конечно, существует. Ну, наверное, как-то так.

Виталий Млечин: А вот пришло сообщение, которого, собственно, следовало ожидать: «Китайское – одноразовое. Деньги на ветер». Скажите, это по-прежнему так?

Антон Гуськов: Вы знаете, на самом деле Китай – это очень большой производственный такой кластер, такая всемирная фабрика, поэтому все зависит от того, насколько качественно и насколько дорого сделано то или иное устройство.

Вот коллега из Ассоциации ремонтных центров относительно правильно сказал о том, что когда производитель производит тот или иной товар, он закладывает в его себестоимость в том числе и его некий срок службы. То есть нет вещей, которые служат вечно. Более надежные технические решения, более надежные материалы ведут к более высокой себестоимости. Значит, к более высокой стоимости на полке. Соответственно, такие устройства работают дольше.

Средства дешевые используют менее надежные компоненты и менее надежные материалы и менее прогрессивные технические решения. Соответственно, они работают медленнее. Здесь нет никакого заговора. Это просто экономика. И сразу рассчитывать купить очень дешевое устройство, чтобы оно всю жизнь у вас работало.

Виталий Млечин: А можно ли как-то прикинуть, что выгоднее: купить один раз дорогую вещь и рассчитывать на то, что она долго проработает, или купить подешевле с расчетом на то, что она меньше проработает, но она и дешевле?

Антон Гуськов: Ну, я думаю, здесь каждый сам решает. Важно, чтобы был выбор. Мне кажется, здесь важно предоставить потребителю широту ассортимента, с одной стороны. С другой стороны, и потребление должно быть осознанное.

С точки зрения, наверное, экологичности, с точки зрения ответственности вообще за жизнь, а не только за то, что вы попользуетесь каким-то устройством, наверное, правильнее покупать устройства, которые использовать можно дольше.

А когда оно сломается, правильно и цивилизованно его утилизировать. Кстати, у нас сейчас есть такие программы, в том числе Ассоциация ... электроника, утилизация совместно там с крупными сетями проводят такие мероприятия, когда можно бесплатно сдать устройства на утилизацию. Мне кажется, это важно.

Что касается выбора каждого конкретного человека, здесь нужно понимать, что потребитель ждет от устройства. Но в любом случае выбор должен быть мне кажется, более осознанным.

Виталий Млечин: Кроме цены, на что нужно ориентироваться? Есть ли какие-то показатели, которые человек – не специалист, неискушенный может как-то для себя отследить. Вот эти самые бренды, которые раньше считались надежными, они по-прежнему такими являются? Можно ли делать выбор на основании бренда и на основании стоимости?

Антон Гуськов: Мне кажется, да. На основании бренда, прежде всего. Потому что бренд – это набор определенных качеств, которые гарантируются в любом случае. И это же не просто лейбл. Это набор определенных свойств, качеств, в том числе и надежности, наверное, которые каждый потребитель для себя выбирает. Тот или иной.

Поэтому я думаю, что на рынке электроники вес бренда и его значимость – она достаточно высокая и на него можно ориентироваться, конечно.

Марианна Ожерельева: Стоит ли ожидать на фоне санкций, возвращаясь к этому вопросу, что пустовать будут полки? Или действительно там параллельный импорт или еще как-то наращивание из дружных стран, сегодня восполнят тех, кто ушли?

Антон Гуськов: Вы знаете, очень сложно делать прогнозы в данной ситуации. Ситуация очень турбулентная – все очень быстро меняется. Пока, ну, из разговоров, по крайней мере, с ведущими ритейлерами, с производителями, мы не видим дефицита, того, что можно назвать дефицитом. Но мы видим сокращение ассортимента. То, что ассортимент сокращается, это уже очевидно.

Как будет ситуация дальше развиваться, я думаю, не предскажет сейчас никто. Потому что глобальные факторы, которые влияют в том числе и на наш рынок, они пока никуда не пропали, никуда не исчезли. И пока рынок живет вот в такой неопределенности, я бы сказал.

Марианна Ожерельева: Тогда еще про рынок. Столкнулась с тем, что покупала микроволновую печь. Один консультант сказал: «Покупайте сейчас, потом будет дороже». Буквально отошел проверять цену. Подошел, сказал: «Не та цена. Мы сейчас в компьютере проверим». Дороже на две тысячи оказалась.

Подошел другой и на ушко шепнул, что «Не надо. Потому что не завезут. Подешевеет. Попозже придите». Кому в этом случае верить? То есть нужно сейчас бежать и покупать хотя бы то, что еще осталось, и пусть это стоит дороже? Или подождать? Все действительно может как-то устаканится в цене?

Антон Гуськов: Вы знаете, ну, с точки зрения закона «О защите прав потребителей» та цена, которая была указана на ценнике – это, собственно, публичная оферта. По этой цене продавец вам обязан был продать...

Марианна Ожерельева: А он сказал: «Мы не успели переписать». Я говорю: «Ну, как же? Рубль же уже другой».

Виталий Млечин: Это их проблема.

Антон Гуськов: Неважно совершенно. Это нарушение закона «О защите прав потребителей». То есть, если цена выставлена, это публичная оферта, и продавец обязан продать по той цене, по которой она заявлена.

Марианна Ожерельева: Так.

Антон Гуськов: То, что кто-то там что-то не успел переписать – это его проблемы технические. И за это Роспотребнадзор достаточно сурово наказывает. Поэтому с точки зрения защиты прав потребителей вы имели право потребовать, или потребитель, который с этим столкнулся, имел право потребовать продать по той цене, по которой товар был выставлен.

Что касается темы: бежать, покупать – не бежать, не покупать, вы знаете, это тоже история субъективная. Я всегда советую покупать то, что нужно. То есть, если вы понимаете, что этот прибор вам нужен, что вы им будете пользоваться, то лучше его купить.

Если это покупка впрок, если это покупка про запас, то такие покупки я лично не поддерживаю. Я считаю, что это неправильно. Покупать нужно то, чем вы пользуетесь.

А как будет ситуация развиваться: подешевеет, подорожает, еще раз повторюсь, ситуация очень нестабильная, очень турбулентная. Очень сложно сейчас прогнозировать и продавцам, и покупателям. И я бы отталкивался именно от потребности. Поэтому покупал то, что действительно нужно.

Марианна Ожерельева: Угу.

Виталий Млечин: А как вы считаете? Ну, понятно, когда доллар подорожал относительно рубля, все товары импортные подорожали, и в этом нет ничего удивительного. Но сейчас-то доллар стоит меньше, чем он стоил в начале года, причем существенно. Но при этом цены в лучшем случае немного откатились, но, по-моему, даже не вернулись к тому, что было. Как вы считаете, почему так?

Антон Гуськов: Я думаю, что вам несложно откомментировать. Это как бы такая глобальная история, да. И стоимость, я имею в виду формирование стоимости, формирование цены на полке, она зависит не только от стоимости международных валют, будь там доллар или евро, но и от других факторов.

Виталий Млечин: Ну, а например? Ведь это же, когда речь идет о чистом импорте, то тут важнее всего, за сколько ты купил этот товар. Разве нет?

Антон Гуськов: Цена на полке, еще раз повторю, формируется очень многими факторами. Это касается и стоимости логистики, например, которая очень сильно возросла в последнее время, и стоимости самого устройства, наличие самого устройства на рынке где-то, т.е. у производителя, например. И многих других факторов, которые на это влияют.

Поэтому я бы ориентировался прежде всего на то, что есть в наличии, и то, что действительно потребитель для себя определяет, как товар нужный. И от этого отталкивался.

Виталий Млечин: И еще хотелось бы узнать тоже ваше мнение. Как вы считаете, все-таки не стали ли производители делать технику заведомо менее надежной, чтобы чаще ее меняли?

Антон Гуськов: Нет. Я думаю, что просто появилось много... Абсолютно точно нет. Потому что если мы вернемся к началу разговора и к разговору про бренды, то ни один серьезный бренд не позволит себе испортить репутацию, производя ненадежную технику. Потому что есть конкуренция на рынке, и покупатель просто уйдет к другому. Для чего покупать товары, которые постоянно ломаются? Это первое.

А второе – просто, скорее всего, стало больше возможностей технических – появились разные решения технические, за разную стоимость: какие-то более надежные, какие-то менее надежные. И здесь у потребителя просто больше выбора, то, о чем мы вначале говорили: выбрать более надежную технику, но заплатить немного дороже, или выбрать менее надежную, но попользоваться какое-то время.

Поэтому здесь точно нет никакого заговора. Это конкурентный рынок. И выбирает, конечно же, потребитель в итоге.

Марианна Ожерельева: Спасибо!

Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Антон Гуськов, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники.

Марианна Ожерельева: Звонок?

Виталий Млечин: Да. Из Москвы. Дмитрий, здравствуйте!

Марианна Ожерельева: Здравствуйте, Дмитрий!

Зритель: Добрый день! Ребята, я только что вашему диспетчеру, или как его назвать, рассказывал.

Виталий Млечин: Да. Вы расскажите нам теперь, потому что мы-то не слышали.

Зритель: Очень важную тему вы подняли. Но мне кажется, не надо сегодня спрашивать вопрос: стоит ли ремонтировать б/у технику или покупать новую. Я думаю, надо приложить все усилия, чтобы покупать новую. Ее можно ремонтировать, но для этого надо пересмотреть всю систему бытового обслуживания в городе Москве и вообще в Российской Федерации.

Виталий Млечин: А почему покупать новое лучше, чем ремонтировать?

Зритель: Надо убрать с рынка вот эту всю шелуху, извините за выражение, которая портит отношения и подрывает, так сказать, авторитет среди людей, особенно пожилого возраста.

Я вот рассказывал. Я ремонтировал телевизор. Я ремонтировал стиральную машину Miele. Я ремонтировал два ноутбука Sony и Asus, и все другое. И я столкнулся... Приходили ребята в красивых костюмах, с фирменными лейблами, со всем. Но это все выразилось в больших деньгах. Зачастую эти услуги были дороже стоимости...

Виталий Млечин: А! Дороже новой техники. Понятно.

Марианна Ожерельева: Понятно, да.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое!

Марианна Ожерельева: Ну а раньше можно было? Стоимость была, да?

Виталий Млечин: Да. Много, очень много сообщений. И многие из этих сообщений как раз о том, что все-таки современная техника...

Марианна Ожерельева: Да. Не такая качественная.

Виталий Млечин: Не такая надежная, по крайней мере. Да. Вот, например, из Челябинской области: «Стиральную машину «Вятка» моей маме подарили при моем рождении. Работает до сих пор».

Марианна Ожерельева: А еще вот вариант, значит, из Хабаровска, например, нам пишут: «Каждый день вижу современную технику на мусорке. Телевизор отработал 15 лет, а современный сломался через 1,5 года». А есть умельцы, которые вот эту технику подбирают, сами ремонтируют, и она потом еще им десятки лет служит. Вот был пример, там 12, 15 лет прослужил холодильник, печь микроволновая.

Виталий Млечин: Телевизор тоже в сервисе рекомендовали выбросить и купить новый. Они купили новый штекер на антенну, и все заработало.
Ну, и люди вот с юмором тоже нам пишут: «А вы знаете, что в автосервисах девушкам в шины зимой закачиваю зимний воздух, а летом летний».

Марианна Ожерельева: И мы еще не знаем, что, оказывается, права были не соблюдены, когда ценник при тебе меняют. Поэтому про шины позже узнаем.

Виталий Млечин: Да, да. Ну, кстати, об этом надо помнить. Это вопрос серьезный.

Пора нам завершать. Спасибо большое всем, кто был сегодня с нами. Увидимся завтра!