Археолог Алексей Кайсин: Артефакты должен искать археолог, у которого есть право, разрешение на проведение археологических работ

Гости
Алексей Кайсин
заведующий научно-исследовательской археологической лабораторией Вятского государственного университета

Павел Давыдов: Почти все археологические находки вызывают интерес. Во-первых, не всегда понятна история происхождения. Во-вторых, артефакты зачастую раскрывают тайны прошлого, при этом оставляя простор для фантазии. Причём существует большое количество доказательств тому, что история жизни на планете может быть совсем непохожа на ту, которую нам сегодня рассказывают геологические и антропологические тексты.

С нами на связи Алексей Кайсин – заведующий научно-исследовательской археологической лабораторией Вятского Государственного университета.

Алексей, здравствуйте!

Алексей Кайсин: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Вот скажите, какое самое неожиданное открытие вы сделали в качестве археолога, исследуя артефакты, найденные во время экспедиций?

Алексей Кайсин: На самом деле это достаточно сложный вопрос, потому что все артефакты важны, нужны, полезны для науки, и, соответственно, для каждого археолога они будут свои, а в наем случае мы просто подтверждаем то, что уже достаточно известно.

Павел Давыдов: Хорошо, тогда поставлю вопрос так: скажите, открытия, которые мы сделали с помощью артефактов, могут опровергнуть какие-то исторические события?

Алексей Кайсин: На самом деле, действительно, есть такая возможность в плане того, что, например, копая город Киров, мы понимаем, что, в общем-то, он основан где-то в XIV веке, но археологически доказать это очень сложно, и фактов XIV века в городе практически не найдено, найдены только XV век, XVI, и, соответственно, историки, которые, например, говорят о том, чтобы удревнить город как-то до XII века путём изучения письменных источников, – археологически вот это, например, пока нельзя подтвердить, то есть археологи в данном случае за такое омоложение города выступают.

Павел Давыдов: Надо же как! А вообще где интересней всего исследовать и изучать тайны, которые как раз и могут быть скрыты прошлым?

Алексей Кайсин: На самом деле любой регион археологически очень интересен у нас в стране, но для меня интересно, конечно же, Поволжье, потому что я в нём живу, в общем-то, но на само деле, понятно, что есть такие реперные памятники, как Херсонес в Крыму, Аркаим в Челябинской области, но каждый регион по-своему уникален и для каждого археолога в своём регионе есть ряд памятников, которые он будет с удовольствием изучать.

Павел Давыдов: Алексей, отличный ответ! Впрочем, мы продолжим эту беседу, а сейчас отправимся в Пермский край, где нас ждёт другая археология – подводная. Дело в том, что знаменитое судно «Вера Фигнер» помогло местным учёным шагнуть в новую эпоху – изучение исторических объектов под водой. О тайнах из глубины моя коллега Ольга Петрова.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Подводный мир таит в себе много нераскрытых загадок и безмолвных тайн. Напомню, с нами на связи заведующий научно-исследовательской археологической лабораторией Вятского Государственного университета Алексей Кайсин.

Алексей, а вам когда-нибудь приходилось погружаться под воду и проводить там археологические исследования?

Алексей Кайсин: К сожалению, нет, то есть там действительно специалисты нужны. Например, я знаю, что в Севастопольском Государственном университете это очень сильно развито, но, как сами представители говорят, что, в общем-то, сначала нужно стать дайвером, а потом уже археологом.

Павел Давыдов: Не разграбленные курганы – это большая удача для любого археолога, он чаще всего во время раскопок учёным удаётся найти лишь черепки, предметы быта, орудия. И всё-таки уточню у вас: а какова она – находка мечты для археолога.

Алексей Кайсин: У каждого археолога есть своя мечта, и, соответственно, изучая свой период, он стремится более полно раскрыть его, копая свой период, и, соответственно. Сели мы говорим о том, что находка мечты, она может быть и черепком, то есть, если этот черепок действительно важный, если он нужный, соответственно, необязательно это должно быть золото, золото уже в меньшей степени. У нас в лаборатории хранится 80 тысяч находок и все они уникальны, то есть и все нужно изучать и, в общем-то, чем лаборатория занимается – она занимается публикацией, введением в научный оборот вот это объёма находок, который собран на территории Кировской области.

Павел Давыдов: Алексей, я знаю, что вы соавтор геобазы археологических изысканий Кирова – так, по-моему, она называется?

Алексей Кайсин: Да.

Павел Давыдов: А вот скажите, чем она интересна и какие тайны открывает?

Алексей Кайсин: Геобаза – это такой совместный продукт нашей лаборатории и математиков нашего вуза, она, в общем-то, доступна на сайте Вятского Государственного университета, и, по сути, она показывает жителям всей страны, где, когда проводились раскопки на территории города Кирова, кто проводил, какой культурный слой был обнаружен. Впоследствии база будет дорабатываться, будут добавлены фотографии с раскопок, будут оцифрованы 3D-модели артефактов, тоже добавлены туда, но, по сути, пока эта база представляет собой просто информативный такой портал.

Павел Давыдов: Очень интересно! Что же, мы сейчас отправимся в Липецкую область, именно там расположен мост «на костях», который рассказывает о тёмном и даже пугающем прошлом. Моя коллега Елена Азарченко попыталась пролить свет на загадочную историю. Давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: В эфире программа «Большая страна. Территория тайн», и мы продолжаем.

Ежегодно в руки учёным попадают десятки новых артефактов древнего мира, но сенсацию способны вызвать немногие, среди них: тысячелетний клад майя в Мексике, нетронутые египетские гробницы, золото сарматов и корабли древних греков, затонувшие в Чёрном море, но ценность представляют и местные находки, которые иногда позволяют в другом свете увидеть те или иные исторические события.

Мы продолжаем разговор с археологом Алексеем Кайсиным. Алексей, а вот скажите мне: нужно ли учёным гнаться з сенсациями, ведь тогда из поля зрения могут уйти не менее интересные детали?

Алексей Кайсин: На самом деле учёные за сенсациями как раз не гонятся.

Павел Давыдов: Не гонятся, да?

Алексей Кайсин: Они аккуратно исследуют слой за слоем, соответственно, если вдруг получается какой-то уникальный предмет или уникальная конструкция, конечно, они это публикуют и, соответственно, представляют общественности.

Павел Давыдов: Но, насколько мне известно, жизнь археологам усложняют люди, которые занимаются изучением найденного без образования и необходимых знаний. А вот скажите: кто именно должен искать артефакты?

Алексей Кайсин: Артефакты должен искать археолог, у которого есть право, разрешение на проведение археологических работ, которое выдаётся Министерством культуры Российской Федерации, и, по сути, он является руководителем данной экспедиции и, соответственно, подбирает персонал этой экспедиции.

Павел Давыдов: Хорошо, а как понять простому человеку, что в его руках именно артефакт, то есть какая-то уникальная находка, представляющая научный интерес?

Алексей Кайсин: Вообще лучше, чтобы такого у человека не было, просто потому, что копать у нас обычному человеку по уголовному и административному законодательству запрещено, но если вдруг так случилось действительно – он случайно нашёл какую-то вещь…

Павел Давыдов: Да у себя на дачном участке легко: раскопал яму, и там оказался какой-то сосуд.

Алексей Кайсин: Да, конечно. Соответственно, он с этим артефактом может смело обращаться в Департамент охраны объектов культурного наследия своего региона и, соответственно, там ему всё расскажут, покажут, что делать дальше.

Павел Давыдов: Алексей, но в любом случае археология сама оп себе – очень уникальная и интересная наука. А что бы вы посоветовали тем нашим зрителям, которые хотели бы присоединиться к учёным например, в статусе волонтёров? Как ими стать?

Алексей Кайсин: Очень просто, сейчас в социальных сетях очень много группа, которые набирают волонтёров, причём не только о волонтёров, но и людей на зарплату. Соответственно, происходят раскопки, туда можно позвонить начальникам экспедиции и поехать покопать, прикоснуться как раз лопатой к истории, и поучаствовать в археологических работах – принести пользу науке и, в общем-то, интересно провести время. Всё, что находится в земле, до настоящего момента ведь неизвестно, и каждый поиск каждого, как вы его называете, черепка, каждой конструкции, жилища, какой-то другой конструкции открывает новую грань истории человечества, и с этой стороны археология очень интересна.

Павел Давыдов: Алексей, спасибо вам большое за участие в программе и такое внимательно отношение к истории и находкам, которые её дополняют. Новых вам побед и уникальных открытий! Я надеюсь, что «Большой стране» вы об этом расскажете первым.

Алексей Кайсин: Спасибо вам!

Павел Давыдов: Спасибо, до встречи!