Книги-комментарии: Евгения Иванова «Январская трилогия Александра Блока» и Юрий Левинг «Поэзия в мертвой петле. Мандельштам и авиация»

Николай Александров: В продолжение разговора о комментировании я хотел бы представить две книги. Первая написана Евгенией Ивановой – «Январская трилогия Александра Блока. «Интеллигенция и революция», «Двенадцать» и «Скифы»». Понятно, что речь идет о хрестоматийных, теперь уже школьных произведениях – стихотворении «Скифы», поэме «Двенадцать» и статье «Интеллигенция и революция» Александра Блока. Но Евгения Иванова помещает тексты этих произведений в широкий исторический, биографический контекст. Здесь подробно говорится об истории создания произведения, об особенностях жизни Александра Блока в эту пору, о том, каким образом современники реагировали на появление статьи блока, его поэмы «Двенадцать», его стихотворения «Скифы».

Таким образом книга, конечно же, расширяет в первую очередь школьное сознание при знакомстве с этими произведениями.

И еще одна книга по сути в этом же жанре, но несколько иного рода. Называется она «Поэзия в мертвой петле. Мандельштам и авиация». А написал ее Юрий Левинг. А по существу эта книга оказывается расширенным, пространным комментарием к одному из стихотворений Осипа Мандельштама воронежского цикла. То есть написанного в Воронеже. Оно было завершено в 1936 году. По первой строчке это стихотворение называется «Не мучнистой бабочкою белой».

Стихотворение, которое, видимо, было инициировано или поводом к его написанию послужили похороны двух летчиков. И в этой книге Юрий Левинг подробно говорит об истории авиации, в частности, развитии советской авиации в 1920-1930-х годах. Разумеется, построчно разбирает стихотворение Осипа Мандельштама. Приводит разного рода версии в понимании тех или иных образов. Кроме того, книга достаточно богато иллюстрирована на цветных вклейках. Здесь можно найти фотографии, плакаты, в первую очередь, конечно же, связанные с авиацией.

Иными словами, здесь дается не только разбор стихотворения Осипа Мандельштама, но еще создается достаточно объемная картина, которая в приложении подтверждается анализом еще двух поэтических сборников, посвященных авиации – 1923 и 1939 года.

Удивительный парадокс при чтении этой книги чувствуется, наверное, лишь в финале, когда оказывается, что весь этот огромный аппарат, справочный аппарат, насыщенный самыми разными отсылками, смыслами и прочее, прочее, все-таки не проясняет смысла стихотворения Осипа Эмильевича. Оно достаточно загадочно. Ну и я рекомендую, конечно, вам самостоятельно ознакомиться с этим текстом. Может быть, Юрий Левинг поможет вам в понимании этого произведения Осипа Мандельштама. Всего доброго и до новых встреч.