Правительство поможет с работой

Гости
Виктория Пятница
управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты»

Ксения Сакурова: Ну а мы возвращаемся к нашим делам. Теперь найти работу станет проще: Михаил Мишустин заявил о модернизации службы занятости. Все услуги в этой сфере можно будет получить через портал «Работа в России».

Виталий Млечин: По словам премьера, современные технологии эффективно помогут соискателям находить подходящие вакансии, а предприятиям, соответственно, нужных специалистов.

Ксения Сакурова: По данным Росстата, в России более 75,5 миллионов работоспособных людей, из них более 3 миллионов безработные, это данные на начало осени. В сентябре на учете в службах занятости стояло более 1 миллиона человека; в общем-то, около 100 тысяч из них все-таки были трудоустроены.

Виталий Млечин: Какова ситуация в вашем регионе? Можно ли найти работу, или это сложно сделать? Как работает служба занятости? Пользовались ли когда-нибудь вы ее услугами? Пожалуйста, позвоните нам 8-800-222-00-14 или напишите нам на короткий номер 5445 о вашем опыте и о ваших мыслях, если служба занятости действительно станет цифровой, можно будет все услуги получить через специальный портал, будет ли это вам удобно, будете ли пользоваться. Все наши номера бесплатные, не забывайте об этом.

А на прямой связи с нашей студией Виктория Пятница, управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты». Виктория Григорьевна, здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Виктория Пятница: Добрый день, коллеги.

Виталий Млечин: Виктория Григорьевна, давайте начнем, наверное, с самого главного. Понятно, что, если службу занятости перевести в интернет, сделать красивый портал, удобный, функциональный, это здорово, красиво, то, что надо, современно. Но самое главное – это все-таки люди, которые там работают, и возможности, которые имеет, соответственно, служба занятости по трудоустройству. Вот как сейчас работают эти люди и насколько велики возможности реально найти работу через службу занятости?

Виктория Пятница: Вы знаете, мы уже говорили много раз о том, что все-таки поиск работы – это прежде всего ответственность в том числе самого человека, свой осознанный вот этот подход к тому, где он может реализовать себя, и рассмотрение абсолютно разных историй помимо службы занятости. Есть прямые обращения к работодателю, есть институт самозанятости, то есть в принципе сейчас есть ресурсы, которые могут помочь человеку себя найти на рынке труда.

Конечно, цифровизация – это очень крутая история, попытки этого ведутся уже давно, на моей памяти, не знаю, лет 10–12 в общей сложности, когда создаются вот эти информационные порталы. Но при этом есть определенные, скажем, моменты, которые, к сожалению, не дают таким порталам в полном объеме развернуться. Потому что, конечно, здорово, когда любой работодатель, как на HeadHunter либо на SuperJob, может разместить за какую-то оплату, например, или бесплатно, допустим, свои позиции, но при этом были определенные ограничения, например, он должен послать запрос в службу занятости, это долгая история, не всегда работодателю это выгодно, не всегда он может найти для этого время и вообще хочет там светить свое реальное положение о текущих вакансиях.

И потом, вот этот момент, что все-таки во многом от службы занятости немножко такой формальный идет подход, то есть приходит человек, он получает набор каких-то позиций, причем не всегда, прямо скажем, отвечающих его профессиональному опыту, потребностям по заработной плате и т. д., и начинает вот эти там семь кругов похода по работодателям. Поэтому, если будет возможность упростить эту историю цифровыми технологиями, это очень круто, здорово, замечательно.

И тот же самый портал «Работа для всех», «Работа в России», этот портал сам по себе очень классный, но туда, конечно, нужно добавить еще какие-то дополнительные для людей опции, возможности: помощь в составлении резюме, помощь в прохождении интервью, то есть так, чтобы у них была возможность подготовиться и прочитать эту историю. Такая история, конечно, есть: сейчас открываешь Google и мы находим там все, что мы хотим, кучу статей по поводу того, как написать резюме, шаблоны, все остальное прочее. Но если уж мы беремся за помощь такую консолидированную в рамках одного ресурса, мне кажется, это было бы очень уместно.

Ксения Сакурова: Я вот, простите, никак не могу понять. И у рекрутера, и у службы занятости в принципе одни и те же задачи, при этом, значит, рекрутер работает, как правило, с высокооплачиваемыми специалистами, то есть он нанимает специалистов для суперкомпаний, а в службу занятости ты приходишь... Вот нам что люди пишут? – «Хорошую работу не предложат». То есть предлагают что-то за копейки, и опять же хорошего специалиста, с другой стороны, там тоже почему-то не ищут. Почему такая огромная разница?

Виктория Пятница: Ксения, наверное, из-за того, что все-таки мы говорим про бизнес-подход. Главная задача рекрутера какова? У него не стоит социальная задача. Такие задачи тоже стоят, но они все-таки по сравнению с задачами решения именно в бизнесе, в общем, не очень велики. Задача рекрутера – закрыть потребность бизнеса в том или ином специалисте, чтобы компания, бизнес не провисали. Социальная составляющая здесь тоже, безусловно, есть, но она меньше по сравнению с потребностями бизнеса. Служба занятости – прямо противоположная история.

Вот если вот эти темы, сотрудничество, синергия с работодателями, если есть возможность построить вот этот поток не просто как бы формально, а так, чтобы все-таки это была селекция, чтобы это был отбор, чтобы люди были готовы не только искать работу высокооплачиваемую, но, например, готовы были бы к тому же самому институту самозанятых, который, посмотрите, как у нас огромным образом вырос... Вот если бы служба занятости могла в этом отношении помогать с точки зрения юридической, с точки зрения финансового оформления всего остального, с точки зрения помощи человеку...

Ведь у нас же очень много людей, которые, например, за последние годы, особенно пандемийные, превратили свои хобби в инструмент зарабатывания денег, и это очень круто и замечательно, с оптимальной системой налогообложения, когда они платят свои 6%, например, отчислений в фонды. У нас, извините, и бюджет поднимается, и люди деньги зарабатывают, и зарабатывают их на том, что они хотят и умеют делать. Это ведь тоже способ трудоустройства человека. Поэтому здесь надо рассматривать эту всю историю в комплексе, как мне кажется.

Ксения Сакурова: Давайте послушаем наших зрителей. Георгий на связи из Москвы. Георгий, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Георгий, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте, добрый день.

Ксения Сакурова: Да, слушаем вас.

Виталий Млечин: Говорите, пожалуйста.

Зритель: Вот я согласен полностью с Викторией Пятницей, которая вот только что высказывалась. Просто у меня жена полгода не может найти работу, хотя она высшее образование, это, на бирже труда стоит, вот. Ну как бы вот что предлагается, ну места вообще фиктивные.

Ксения Сакурова: А что значит «фиктивные»?

Зритель: Ну приезжает, галочку ставит там отдел кадров какой-нибудь государственной организации или где-нибудь, вот, ну реальных мест нет, вот, как бы для безработных, вот. Но, слава богу, я работаю...

Виталий Млечин: Ага. А как-то ваша супруга ищет еще как-то сама работу, кроме того, что она стоит в центре занятости?

Зритель: М-м-м... Еще раз, извините?

Виталий Млечин: Какие-то действия ваша супруга предпринимает, чтобы найти работу еще, кроме как в центре занятости?

Зритель: Да, ну это, ищет на портах, job.ru, HeadHunter и т. д.

Виталий Млечин: И все равно не получается.

Ксения Сакурова: А кто она по профессии?

Зритель: Ну бухгалтер, финансовый этот...

Ксения Сакурова: Бухгалтер, финансы. Вот, казалось бы, в общем-то, наверное, достаточно востребованная работа...

Виталий Млечин: Да.

Зритель: Да, высшее образование, но даже куда предлагают, ну приезжаешь, для галочки ставят галочку и все.

Ксения Сакурова: Я вот не понимаю, что это за галочка, но спасибо.

Виталий Млечин: Очень странно. Спасибо, что позвонили и рассказали.

Ксения Сакурова: Сейчас попробуем разобраться. А что это могут быть за галочки такие? Что это за формальная такая работа? О чем вообще речь?

Виктория Пятница: Ну, я хочу сказать, что это то, что можно назвать как раз-таки вот этим формальным подходом. То есть условно человек получает какой-то список вакансий, которые, как я уже сказала, не всегда ему подходят или чаще не подходят по его профессиональному направлению, по его пожеланиям по оплате труда. Человек приезжает в организацию со справкой, в справке руководитель кадровой службы, рекрутер, неважно кто, ставит отметку, что человек был, но отказался. Вот, собственно говоря, определенный объем работы как бы сделан, но он не приносит результата.

И то, о чем я сказала, Георгий прав абсолютно, у нас ведь ресурсов очень много, но нас же никто, кандидатов, не учит работать с этими ресурсами. Мало разместить объявление на HeadHunter, обратиться в службу занятости и сидеть в ожидании, когда что-то свалится тебе. Потому что рынок труда действительно сейчас, с одной стороны, перенасыщен людьми, которые остались без работы, но, с другой стороны, очень много общаясь с коллегами по цеху внутри организаций, я могу сказать, что кадров квалифицированных реально не хватает и в этом отношении рынок труда не поменялся. То есть нужно иметь найти выход на работодателя, нужно не побояться позвонить туда, отправить свое качественно подготовленное резюме. То есть это определенные активности, и люди очень часто не делают этого не потому, что они не хотят или они ленятся, они просто не знают, как и что, как сделать лучше.

Поэтому вот в этом отношении пускай цифровизация и консолидация вот этой информации сработает все-таки на этих людей, сделает нашу работу с центрами занятости менее формальной и более все-таки ориентированной на тех людей, которым она должна помогать, которым она помогает и сейчас, никто не говорит, что не делается ничего, но можно сделать это чуть-чуть лучше, чуть-чуть качественнее.

Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо большое.

Виталий Млечин: Спасибо.

Ксения Сакурова: Виктория Пятница была с нами на связи, управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты».

«Что бы вы изменили в работе центров занятости?» – такой вопрос задавали наши корреспонденты на улицах разных городов. Давайте вместе посмотрим.

ОПРОС

Ксения Сакурова: Вот такие есть мнения. Но еще есть мнение, да, и у наших зрителей на SMS-портале.

Виталий Млечин: Да, конечно.

Ксения Сакурова: Люди свой опыт описывают столкновения со службой занятости. Ярославская область: «Три раза стоял на бирже, ни одного раза работу мне не нашли, хотя у меня несколько специальностей. Зачем такая служба нужна?»

Виталий Млечин: Курганская область: «Я сама была на бирже. Дадут два-три направления, приедешь, там говорят, что уже взяли, и пишут отказ, вот и все», – это вот как раз то же самое, что наш телезритель говорил.

Ксения Сакурова: Да. Саратовская область: «За год, пока я стояла на учете, в службе занятости ни разу не предлагали работу. Но есть плюс, прошла обучение», – ну все-таки да, какая-то работа ведется. И Мытищи: «Стояла 2 года в службе занятости, вакансий не было, а если какие и были, то меня не брали из-за возраста. Хорошо, что подошло время выхода на пенсию».

Виталий Млечин: Ну и вот из Белгородской области: «А где взять новые рабочие места? – задается вопросом наш зритель, очень, по-моему, разумно. – Построены ли новые предприятия, производства? Фонд занятости работает «сам на себя»», – это тоже, конечно же, большая проблема: чтобы предложить людям работу, надо сначала создать рабочие места.

Тем не менее, мне кажется, очень важно, что, когда человек ищет работу, он действительно не должен просто подать это свое резюме или встать на учет в центр занятости, а как-то активно стараться себя как-то предложить работодателю, возможно, даже и напрямую, это то, о чем говорила наш эксперт сейчас.

Службу занятости модернизируют: все услуги - через портал «Работа в России»