Светлана Колобова: Прокрастинация - это, когда человек занят делами, «кипучий лентяй», но делает задания второстепенные

Гости
Светлана Колобова
нейропсихолог

Петр Кузнецов: Пока пообщаемся со Светланой Колобовой, потому что она нейропсихолог. Мы же вам обещали эксперта по теме? Пожалуйста! Здравствуйте, Светлана!

Светлана Колобова: Здравствуйте!

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, хочется сразу же узнать причины возникновения такой частой вот прокрастинации. Из-за чего мы все это делаем? Из-за чего мы откладываем? Опасения, лень, что-то еще?

Светлана Колобова: Смотрите, лень – это одно. А прокрастинация – это немножечко другое. Прокрастинация – это тогда, когда человек занят делами, то есть, он такой «кипучий лентяй», можно сказать. То есть, он чем-то занят, но делает задания второстепенные, откладывая важные на потом.

То есть, его нельзя обвинить в том, что он ничего не делает. Задача, которая перед ним стоит, ну, глобальная, да, она остается невыполнимой. Вот как муж этой женщины с батареями. Ведь нельзя сказать, что он все это время лежал просто на диване. Наверняка он что-то делал, понимаете? Но важное откладывал на потом. Человек, который…

Петр Кузнецов: Потому что это важное – это сложное из всего многообразия, которое он мог сделать, да? Это сложнее просто? Это энергозатратнее? Сил больше, времени больше.

Светлана Колобова: Он мог считать это сложным, он мог считать это неважным, он мог думать, что он не знает, как это делать, да? Допустим, он считал, что самостоятельно он не справится, а к чьей помощи прибегнуть, он не знал. То есть, не каждый из нас умеет чинить батареи, в конце концов.

То есть, здесь могло получиться ведь как? Что муж с женой, ну, вызвали бы сантехника, например.

Петр Кузнецов: Вот я хотел сказать, да.

Светлана Колобова: В управляющей компании.

Петр Кузнецов: Ну, это не так дорого, конечно, там, из ЖЭКа.

Светлана Колобова: Ну да.

Петр Кузнецов: Тем более, они могут и бесплатно, да, ну это другая ситуация.

Светлана Колобова: Вот, понимаете, тогда бы, собственно, все бы не случилось. Но женщина что делала? Она пилила мужа, он говорил: «Потом, потом». В результате произошло то, что произошло.

Человек, который ленится, это такой Обломов, который лежит на диване, он не занят ничем. Он лишь, как сказать там, строит у себя в голове какие-то планы, которые никогда не реализуются. Вот в этом, наверное, разница.

Тамара Шорникова: Все-таки, если говорить о прокрастинаторах, мы там даже классификацию в самом начале привели: агрессивные, пассивные, которые там боятся осуждения, или нерешительные, и так далее. Это все закладывается в детстве? Или приобретается? Или меняется в течение жизни? Вот у нас был пример, звонок, когда работа сделала дисциплинированнее.

Светлана Колобова: Смотрите, тут есть несколько причин. Первая причина – это физиологическая. То есть, люди, у которых миндалина, центр страха в нашем мозге, больше, чем норма, эти люди больше подвержены страхам. И здесь сделать ничего нельзя.

То есть, он может, такой человек, планировать, желать страстно, но страх, опасения, неудачи, или, наоборот, удачи будут его все время останавливать.

Второй момент – это неразвитые связи между этой самой миндалиной и нашей префронтальной корой, которая позволяет нам, когда мы достигаем возраста 21 у женщин, и 23 лет у мужчин, как раз и выстраивать эти планы.

Люди, у которых эти связи нарушены, им сложнее физиологически это делать. Они б с удовольствием, и мы на них наседаем, как вот на мужа этого чудесного с батареей, но они физиологически не могут выстроить планы долгосрочные, выстроить, что они будут делать, в каком порядке, и, соответственно, исполнить.

Тамара Шорникова: Светлана, прямо очень коротко. Миллион книг, как побороть прокрастинацию, как не откладывать на потом. А это всегда плохо? Может, не надо с ней бороться?

Светлана Колобова: Ну, смотрите, если это не вредит вам и не вредит окружающим, и вы идете, живете в своем темпе, и понимаете, да, вот существует этот квадрат: срочное и важное, срочное неважное, несрочное важное, и, например, несрочное и неважное. То есть, если вы можете разделить свои дела по срочности и по важности, вы можете их для себя классифицировать.

Петр Кузнецов: Спасибо! И тогда разложить по полочкам.