Поставщиков розницы проверят. Кто завышает цены?

Гости
Сергей Балаев
владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка»
Игорь Качалов
маркетолог

Константин Чуриков: Ну а сейчас давайте обсудим такую вот важную тему. Я думаю, что у большинства, у 99%, а может быть, у 100% наших зрителей зарплата за последнее время никак не изменилась, а вот цены, с которыми приходится сталкиваться в магазинах, изменились сильно. И это при том, что сильно изменились, надо признать, и курсы валют, если так посмотреть правде в глаза, то, по-моему, от 120 рублей за доллар мы вернулись к отметке 67 рублей за доллар, но цены почему-то не вернулись к прежним показателям.

И вот Генпрокуратура запросила у представителей розничной торговли данные о поставщиках, которые отказываются под теми или иными предлогами снижать цены. Все это было сделано после обращения секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака.

Ну что, давайте сейчас посмотрим, у кого какая правда. Для начала ознакомимся просто вот с фактическими данными – Росстат о том, как растут цены за последнее время. Тут... Хотя, кстати говоря, была информация о том, что цены падают, но это на отдельные наименования, вот тем не менее дорожает и соль, за неделю почти +2%, молоко +1,4%, колбаса, такой скрепный, очень важный для нас продукт, сосиски, ну и т. д. по списку. Я думаю, что вы и сами нам можете рассказать, уважаемые зрители, на что выросли цены.

А сначала давайте обратимся к небольшому видеоопросу. Что подорожало сильнее всего? – наблюдения жителей Кунгура и Рязани.

ОПРОС

Константин Чуриков: И вместе с тем сразу SMS на портале (5445), Ульяновск: «Сегодня была в «Гулливере», – пишет зрительница, – картошка 44, капуста 60, огурцы 109, куры 150. Цены на уровне прошлого года, и паники нет».

Игорь Качалов, маркетолог, доктор экономических наук. Игорь Викторович, здравствуйте.

Игорь Качалов: Добрый день.

Константин Чуриков: Такие очень разные наблюдения, то ли люди в разные магазины, в неправильные магазины ходят, то ли нам что-то всем показалось. А правда, почему цены не возвращаются на прежние отметки, на уровень, я не знаю, сегодняшнего дня?

Игорь Качалов: Ну, на самом деле это очень известный экономический фактор, и хотя говорится слово «экономика», фактически начинает играть большую роль психология, прежде всего такая штука, как такой вот гормон стресса, гормон страха, как кортизол. Те события, которые наши менеджеры пережили в феврале – марте, громадный, вдруг, неожиданный, почти в 2 раза скачок курса доллара, резкий, буквально в 3 раза скачок курса, точнее ставки рефинансирования, Центробанка, вслед за этим резкий рост стоимости кредитов... Это все, то, что я называю, как бы основные, скажем так, параметры бизнеса, с помощью которых директора планируют свое финансовое будущее. И все увидели, финансовое будущее рухнуло, и это было буквально за 2 недели. Этот страх на самом деле действует долго. Как известно, испугаться можно быстро, а прийти в себя достаточно долго.

Константин Чуриков: Игорь Викторович, но страх приумножается, когда по этим ценам начинают жить 146 миллионов граждан.

Игорь Качалов: Абсолютно точно. А дальше это начинает, как цепная реакция, вы абсолютно правы.

Константин Чуриков: Тем более и ретейлеры прекрасно заработали за время пандемии, очень хорошо, я думаю, поставщики тоже не остались, т. е. по сути посредники, в накладе. Как вы думаете, уместно ли здесь участие Генпрокуратуры?

Игорь Качалов: А вот тут как раз очень важный момент. Я глубоко уверен, что, конечно, да, уместно, потому что причины для страха исчезли. Они исчезли 2–2,5 недели тому назад. Более того, это было ожидаемо, было прогнозируемо. Строго говоря, наполнение рубля, его сила, конечно же, не 100 и не 120 рублей, и многие эксперты, и я в т. ч., уверены, что реальный, справедливый курс рубля находится на отметке в лучшем случае 60–70 рублей, а то и ниже, если мы говорим о том, что курс рубля должен отражать экономическое богатство страны. То есть это заранее было прогнозируемо. Но страх, как говорится, закрыл рациональное мышление. А что делать? Если не помогают аналитические выкладки, должна включиться Генпрокуратура и призвать к порядку.

Константин Чуриков: Ну, я думаю, что тоже опять-таки должен сработать страх, ха-ха...

Игорь Качалов: Но в другую сторону.

Константин Чуриков: Только уже придет прокурор.

Игорь Качалов: Абсолютно верно, но в другую сторону. И в этом плане, кстати говоря, обратите внимание, очень интересная позиция наших ретейлеров. Пожалуй, впервые за 20 лет ретейлеры открыто, ярко, мощно выступили в защиту покупателей, когда стали заставлять поставщиков, производителей снижать цены. Мне известны реальные случаи, когда крупные сети расторгали контракт на сотни миллионов рублей, потому что какой-то производитель решил зажать 5 рублей в цене, хотя давно пора снизить, и контракты были расторгнуты, ищут дешевых поставщиков. Дешевых не значит плохих, а с честной ценой.

Константин Чуриков: Вы знаете, что любопытно? Все-таки представители торговых сетей говорят, что постоянно пытаются договориться с поставщиками о ценах и получается это сделать лишь в единичных случаях.

Игорь Качалов: Очень редко, очень редко. Здесь играет следующий фактор, я бы его назвал неумением. Если не уходить в детали бизнес-процессов, к сожалению, реальная правда такова: там, где в Европе, в США, тем более в Японии работает один человек, у нас на наших предприятиях работают минимум три, иногда пять человек. Вследствие этого...

Константин Чуриков: Неэффективность труда?

Игорь Качалов: Неэффективность, низкая именно эффективность организации труда. Не низкая производительность, а именно организация труда. В результате этого при одной и той же единице произведенной продукции, например 1 тонна курицы, у нас производится в 2–3 раза бо́льшим количеством людей, зачастую при той же автоматизации. Это же парадокс, с одной стороны. А с другой стороны, это вклад в раздувание цен, потому что фонд оплаты труда становится выше.

Константин Чуриков: А может быть, это просто банальная жадность, желание схапать, заработать. До этого на пандемии зарабатывали, прекрасно зарабатывали...

Игорь Качалов: И это третий фактор.

Константин Чуриков: ...сейчас на специальной военной операции, на санкциях Запада сейчас мы тоже подзаработаем. Завтра что-то другое будет – еще будем зарабатывать.

Игорь Качалов: И это третий фактор. Безусловно, как еще говорил во времена Маркса известный философ Даннинг: «Нет такого преступления, на которое бы не пошел бизнес ради 300% прибыли». И естественно, жадность предпринимателей, жадность менеджеров, желание заработать лишние 5, 10, 15% прибыли, оно, конечно же, здесь существует. Это во всем мире, это реальный факт, и поэтому опять же участие государства... Нет понятия свободного рынка; там, где появляется свободный рынок, и история сотен стран это доказала, появляется разруха. Там, где появляется госрегулирование, государственный контроль, там появляется постепенное, поэтапное, но быстрое развитие общества.

И вот опять же, обратите внимание, вот то, что вы просили про Генпрокуратуру, они поступили очень по-бизнесу, очень корректно. Они не стали задавливать, они не стали искать, они не стали пускать следователей – они проконсультировались в Ассоциации розничной торговли. Они обратились в общественную организацию, они обратились с мягким, но прямым вопросом: помогите нам, Генпрокуратуре, разобраться.

Константин Чуриков: Имена, фамилии, адреса.

Игорь Качалов: Явки, абсолютно верно.

Константин Чуриков: Ольга звонит из Астраханской области. Ольга, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ну вот был опрос по, значит, повышению цен. Я вот хочу сказать, ха-ха, свой взгляд. Действительно, повысились продукты буквально на все виды, но больше всего меня удивил сырок «Дружба», который делается, в общем-то, из переработки, вот из уже как бы отживших свою жизнь сыров. Сырок «Дружба» – это всегда было как бы людям для выживания, ну копейки буквально стоил. Еще даже ту неделю, уже не копейки, но стоил 50 рублей. Я сегодня зашла и в «Покупочку», и потом поинтересовалась, зашла в «Магнит» – 70 рублей стоит сырок «Дружба», который 90 грамм.

Константин Чуриков: Однако.

Зритель: Дальше уже некуда.

Игорь Качалов: Слишком дорого.

Константин Чуриков: Да, спасибо, спасибо за ваши отзывы.

А может быть, это еще дело, знаете что, в отсутствии должной конкуренции? Один финский крупный конкурент сырка «Дружба» недавно покинул наш рынок. С этим как-то связано?

Игорь Качалов: Более того, статистика показывает, что Россию за буквально эти 2 месяца покинула почти 1 тысяча компаний или их подразделений, ну в зависимости от юридического фактора, 1 тысяча. Причем каждая из них или многие из них занимали существенную долю в своих товарных сегментах. На самом деле, с одной стороны, конечно, хорошо, освободилось порядка 15 триллионов рублей бизнеса, сюда можно войти российским предпринимателям. А с другой стороны, да, отсутствие конкуренции пробуждает ту самую жадность, о которой вы сказали.

Константин Чуриков: Но нас не покинули иностранные компании, которые владеют продовольственными сетями в нашей стране. Видимо, очень уж тут вот прямо медом намазано.

У нас сейчас в эфире будет Сергей Балаев, первый зампредседателя Московского крестьянского союза. Сергей Валерьевич, здравствуйте.

Сергей Балаев: Да, добрый день.

Константин Чуриков: Сергей Валерьевич, вот тот вопрос, который у нас написан на экране, пожалуйста, ответьте на него – кто завышает цены?

Сергей Балаев: Ну вот послушайте, я вот сейчас слушал внимательно ваш разговор. Да, конечно, так все интересно, по 300% наценки. Я вам так скажу – у нас производителей практически не осталось. У нас никто не хочет производить, потому что ничего не зарабатывает. Зарабатывают у нас сети, и прекрасно зарабатывают. И если бы речь шла о 5% снижения наценки...

Вы знаете, все устроено, и самое главное, что сейчас, в эти последние 2 месяца, ничего у сетей практически не изменилось: они точно так же общаются с производителями, что они могут все, производитель не может ничего. Работая с сетью, любой производитель понимает, что он работает практически в нуле, с маленькой-маленькой наценкой; шаг влево, шаг вправо – разорение. Ну нет ничего такого, чтобы производитель зарабатывал много, ну не существует такой ситуации сейчас.

Допустим, растет цена у какого-то производителя – а вы посмотрите, что у нас стало с типографиями, с упаковками, какие цены произошли. Можно, конечно, сделать серенький товар с серенькой упаковкой и отправить в сеть, но сеть это не возьмет, у них есть определенные условия. Я вот, например, с сетями работал. Вы сначала там полгода работаете в легком плюсе, а потом вам предлагают делать такие акции, ненадолго, на месяц, чтобы вы вообще были в минусе, а потом эта акция на месяц может затянуться на год. Когда вы говорите: «Мы уходим от вас, мы не можем выжить», сеть тебе говорит: «Ну ничего страшного, найдем других», – вот так всегда было.

Константин Чуриков: Но маразм в том, что по этой логике получается, что продать товар якобы сложнее и накладнее, чем его произвести. Это же бред.

Сергей Балаев: Слушайте, у нас все время сети плакались и рассказывали, что они живут на 3%. И вот в сложные времена они сказали: «Ну ладно-ладно, хорошо, мы на хлеб сделаем 15%». Вы представляете, какие там наценки? Ну вы возьмите все накладные всех производителей, посмотрите, как они разоряют производителей, что они с ними делают. И это обычный у них весь сговор, вот обычный сговор.

А с чем я соглашусь с вашим собеседником, что действительно нет никакого рынка во всем мире, все это дикость. Мы все брошены, производители, брошены прямо вот лицом к лицу с миллиардерами, которые захватили рынки. И если мы говорим, а вот как хорошо в Японии, действительно, производство совсем другое – японец на туалетной бумаге напишет бизнес-план за полторы минуты, ему банк даст деньги.

Константин Чуриков: Ха-ха.

Игорь Качалов: Ну, конечно, не так...

Сергей Балаев: Наш производитель будет годами бегать. Ну я образно, я утрирую.

Константин Чуриков: Ну понятно, понятно.

Сергей Балаев: А наш производитель будет бегать годами...

Игорь Качалов: Доля сетей 45%.

Сергей Балаев: ...как я бегал, и ничего не получит, а если получит, то под «отмороженные» проценты, заложив все и еще там свою почку вместе с квартирой. Поэтому у нас нет такого...

Константин Чуриков: Сергей Валерьевич, пока восстанавливаем связь, я сейчас, может, крамольную вещь скажу, ну а чего, если нас эти сети не устраивают, ну давайте другие создадим, которые не будут так наживаться, нагреваться...

Игорь Качалов: Опять же, доля сетей на рынке продовольствия ну 44–45%. Продавайте не через сети, продавайте через дилеров, через отдельные магазины. Есть разные каналы. Даже вот если, товарищ говорил абсолютно справедливые вещи, но это касается крупных сетей, а их доля вообще 20–25%, есть еще 70% рынка. Вперед.

Константин Чуриков: Ну смотрите, мы сначала, значит, торжественно уничтожали рынки, мы уничтожали малую торговлю, потом, значит, мы вырастили эти сети, они такие выросли большие-пребольшие. И теперь нам что, теперь нам обратно это все как-то пересматривать? Как это можно?

Игорь Качалов: На самом деле здесь еще я продолжу мысль нашего уважаемого участника, онлайн-участника, и усилю ее. Дело в том, что для многих российских компаний невозможно снижать цены, потому что закон экономики гласит: чтобы снизить цены, надо увеличить производство, надо построить больше завод, надо построить больше склады, надо нанять, надо купить больше машин, чтобы доставить товар.

А второй закон экономики, если так условно их разделить, звучит следующим образом – а для этого кредиты должны быть на 10 лет под 4% годовых. А сегодня, вчера и позавчера можно получить кредиты под 10–12% и на 1 год. Фактически сегодняшняя кредитная политика, которая длится уже 30 лет, удушает производство. Она направлена на удушение российского производителя, и это абсолютно важный фактор.

Константин Чуриков: Мне понравилось, как один из ваших коллег сказал вот здесь, в этой студии, говорит: «Цены независимо от курса доллара – это как пешки, они ходят только вперед», – т. е. обратного пути вообще, в принципе нет.

Игорь Качалов: Нет-нет-нет. Сахар был 110–120 рублей, уже 75–80, и это нормальная ситуация, так что цены ходят по-разному.

Константин Чуриков: Сергей Валерьевич к нам вернулся. Сергей Валерьевич, все-таки подытоживая, возможно ли сейчас предпринять какие-то усилия, чтобы снизить цены, пока там правительство определяется с параметрами повышения минимальных зарплат и вообще зарплат бюджетников? Можно ли это, или это вообще бессмысленная работа?

Сергей Балаев: Да, это возможно. И вот сейчас ваш коллега совершенно правильно сказал – нужны долгие деньги, долгие деньги, и модернизация, и увеличение производства. Себестоимость можно снижать, только увеличив производство. Сегодня вы выпускаете... Вот смотрите, открыть, например, 10 магазинов и сделать 100%-ю наценку – это работать в ноль, а открыть 1 000 магазинов и работать на 15% – это в хорошем плюсе. И в производстве все то же самое.

Игорь Качалов: Абсолютно точно.

Сергей Балаев: Для того чтобы увеличиться, нам надо получить технику, машины, нам нужно склады строить, овощехранилища. Нет у нас на это денег, не дают нам. Нам даже не деньгами надо, ну дайте нам, пускай правительство оплачивает тем, кто строит ангары, тем, кто делает холодильное оборудование. Нам это выдают, мы отчитываемся, отдаем, увеличиваем, только так. Нужна мобилизация экономики, срочная мобилизация, и об этом мы уже говорим не один год.

Константин Чуриков: Да, спасибо большое, Сергей Валерьевич. Сергей Балаев, первый зампредседателя Московского крестьянского союза.

Давайте сейчас послушаем звонок, потом будет вопрос. У нас на линии уже давно томится зритель Анатолий, Амурская область. Анатолий, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Значит, вопрос такой. Вот я смотрю программу, тут про сахар разговор идет.

Константин Чуриков: Да, в том числе.

Зритель: Да, действительно, было падение сахара до 77. Но опять это выкинули как зернышко на пять минут, и опять цены поднялись до 120 рублей за килограмм. Причем за 77 рублей там очередь состояла, я даже не могу представить, даже пенсионерам этот сахар не достался.

Константин Чуриков: Анатолий, вот мы сейчас говорили о разных форматах торговли. В том городе, населенном пункте, где вы живете, сколько магазинов? Есть ли рынки? Какие еще у вас есть альтернативы и что это за город?

Зритель: Город Благовещенск.

Константин Чуриков: Ага. То есть понятно, в шаговой доступности все вот эти ретейлеры у вас есть разного формата?

Игорь Качалов: Федеральные ретейлеры или местные...

Зритель: Естественно, естественно. У нас рядом уссурийский завод по производству сахара, краснодарский завод по производству сахара, но цены... Куда такие цены? Огурцы, помидоры – заоблачные цены.

Константин Чуриков: Нет, стоп, с одной стороны, мы понимаем, что сейчас время, когда еще новый урожай не подоспел, традиционно всегда даже еще в начале мая сказывается отсутствие нового урожая. Но, с другой стороны, да, вы совершенно правы, цены выросли, и цены выросли серьезно.

Вот по вашим таким собственным оценкам, на сколько процентов, если взять всю вашу продуктовую корзину, на сколько цены выросли с марта?

Зритель: Ну, если раньше покупка осуществлялась 20–22 тысячи, то сейчас 30–35 тысяч.

Константин Чуриков: Это вы имеете в виду в месяц, да?

Зритель: В месяц, да.

Константин Чуриков: Хорошо.

Зритель: Считая картошку, капусты купить вилок и всего осталось. Сейчас капусту купил, ты золотой человек. Куда мы катимся?

Константин Чуриков: Да-да-да, капуста теперь, в общем, оправдывает свое второе значение. Спасибо большое, Анатолий.

Игорь Викторович, сейчас на подходе новый урожай. Честно говоря, с учетом всех этих песен, которые поют и поставщики, и производители, и т. д., просто страшно представить, по каким ценам этот новый урожай вырастет. По каким?

Игорь Качалов: А вот тут важно еще вспомнить второй момент, что наша экономика и наши производители включены в т. ч. и в мировую экономику, а на сегодняшний день основной прогноз на урожай 2022 года звучит очень просто – голод, голод во всем мире. Минимальное количество дополнительных голодающих оценивается в 100–150 миллионов человек.

Константин Чуриков: Ну, «во всем мире», вы не пугайте людей, надо сносочку сделать, кроме Российской Федерации, дружественных стран Российской Федерации и нейтральных стран.

Игорь Качалов: Абсолютно верно. И вот тут-то как раз возникает важный момент: если государство предпримет протекционистские меры и закроет наш рынок от давления всех других стран, для того чтобы невозможно было, соответственно, вытащить, высосать наше продовольствие с нашего рынка в Европу или в другие страны, тогда цены могут устоять на уровне действительно стандартной инфляции в районе 10%. Конечно, могут быть пиковые колебания буквально на несколько недель, но правительство всегда их будет возвращать на место.

Константин Чуриков: Было предложение Дмитрия Анатольевича Медведева, зампредседателя Совбеза, чтобы продовольствием снабжать только те страны, которые с нами дружат.

Игорь Качалов: Абсолютно точно, именно в этом контексте оно и прозвучало. Потому что сейчас во всем мире возникает продовольственная, скажем так, сильнейшая инфляция, мировые цены на продовольствие впервые за много лет подскочили на 30% в среднем, а в России буквально 10–15%. Это, наверное, пример хорошей, взвешенной политики внутри государства, то, что мы позволяем удерживать свои цены, скажем так, на самом нижайшем уровне. И я уверен, что такая политика продолжится дальше.

Константин Чуриков: Ну, кроме того, понимаете, мало произвести, надо же еще, если говорить сейчас только об экспорте...

Игорь Качалов: ...переработать.

Константин Чуриков: Да, надо же еще это доставить. А как это доставить? Сейчас нет возможности, сейчас суда российские не могут заходить во многие порты и т. д. Ну, ребят, извините.

Игорь Качалов: Да-да-да, закрыли все.

Константин Чуриков: Вы сами не хотите себя кормить.

Игорь Качалов: Поэтому на самом деле с точки зрения цен внутреннего рынка я смотрю достаточно оптимистично. Основной прогноз, что цены будут расти согласно небольшой прогнозируемой инфляции.

Константин Чуриков: Лариса из Петербурга. Здравствуйте, добрый день. Какие цены в Питере?

Зритель: Добрый день.

Цены у нас высокие, прямо скажу, особенно рыба. Овощи, вот взять картошку, взять свеклу, морковь, я говорю, это обычный русский наш салат, винегрет. Я позвонила в антимонопольный комитет и говорю: вы хотя бы за ценами следите как-то? Это же безобразие полное! Пересортица картошки, она гнилая, она разного размера, прошлогодняя. Свекла, морковь – то же самое. Капуста – это вообще просто, по 80 рублей килограмм, вы понимаете? Люди уже за голову хватаются. Даже молодые наши дети, ну до 40 лет, говорят: «Мы не знаем, как прокормить семью». Зарплаты не растут.

Мне 73 года, я подрабатываю в магазине, в женском бутике, цены каждый день меняются: было 3 тысячи платье, стоило, буквально день проходит, оно уже 5 тысяч стоит. Это я пример привожу чисто еще и такой, потому что...

Константин Чуриков: Лариса, а платье импортное или наше, отечественное?

Зритель: Да какие импортные, что вы, мои хорошие! Это киргизы, слава богу, еще они нормально шьют, Иваново и все прочее. Импортного уже ничего нет почти, ничего, если только там, может быть, какие-то бренды, которые с прошлого года еще остались, те, да, по цене они приличные. Но люди уже не покупают, выручка упала. Вот я к хозяйке обратилась поднять хотя бы процент, она говорит, что нет, я ничего сделать не могу. Хотя у них я считаю, что, имея по 2–3 точки, пусть даже если маленький бизнес… Я сама когда-то работала в книжной торговле, директором много лет была, я окунулась в этот, извините, волчий рынок капиталистический, я это хлебнула и знаю, что такое поставщик, знаю, что такое зарплату выдать и план сделать.

Константин Чуриков: Лариса, у вас суммарно пенсия плюс заработная плата, сколько у вас получается? И сколько денег из этого вы тратите на продукты?

Зритель: Да-да-да. Вот я на продукты, лекарства очень дорогие стали, пустырник стал 100 рублей почти бутылочка, представляете? Ну это куда годится? Я считаю, что торговля просто озверела. Вы знаете, кому война, кому мать родна.

Константин Чуриков: Да, спасибо, Лариса. Без пустырничка сейчас вообще не проживешь, я с вами согласен.

Игорь Качалов: Никак, да.

Константин Чуриков: Игорь Викторович, ну хорошо, мы ждем, мы ждем, пока правительство там думает, на сколько процентов повысить все соцвыплаты, зарплаты бюджетникам, минимальный размер оплаты труда и т. д. и т. п. Сейчас как людям прожить, свести концы с концами? Какие скоординированные, может быть, такие умные действия нужны?

Игорь Качалов: Прекрасный вопрос. Просто поделюсь личным семейным опытом, потому что как экономист я знаю вот эти все тонкости, всегда их с удовольствием применяю в магазинах.

Константин Чуриков: Давайте.

Игорь Качалов: Первое: всегда надо искать низкие цены, не дешевые, не плохие товары, а именно низкие цены на хорошие товары. Потому что все-таки элементы конкуренции есть и в Питере, и на Дальнем Востоке, и в Москве, всегда один и тот же товар можно найти по более низкой цене. Появилась масса сайтов, на которых можно сравнивать цены, в т. ч. и продовольственные цены, в т. ч. и на мясо, и на колбасу, которые сразу показывают в твоем ареале, где ты живешь, в каком магазине дешевле колбаса, а где дешевле...

Константин Чуриков: Такие прямо сайты есть?

Игорь Качалов: Да, есть такие сайты, я с удовольствием...

Константин Чуриков: Например?

Игорь Качалов: Ой, названия не помню, надо смотреть, они просто прошиты...

Константин Чуриков: Да? В следующий раз с этим сайтом приходите, нам людей кормить.

Игорь Качалов: Да, стандартный поиск с точки зрения, там «ценовой обзор», «низкие цены на продукты питания» и т. д., эти сайты сразу же вылезают в топе.

Во-вторых, всегда планируйте покупки, например, как вариант, особенно это касается одежды или электроники, бытовой техники, среди недели, потому что среди недели традиционно маленький поток людей в магазины и, чтобы заманить покупателей, магазины часто снижают цены именно среди недели, это среда – четверг. Особенно обеденный перерыв, это такое мертвое время, или первая половина дня. И очень часто действительно реальная экономия может составлять десятки процентов, а при покупке хотя бы в 10 тысяч рублей это уже хорошая экономия.

Итак, следите всегда за сайтами, никогда не покупайте просто так. Зачастую такие есть порталы, где, просто сканируя QR-код товара в том же вашем минимаркете, просканировав QR-код к товару, вы увидите обзор цен на этот же товар в соседних пяти магазинах, очень удобно. И вы увидите очень часто, разница в ценах в полтора раза. Ну не покупайте подороже, покупайте подешевле за тот же товар.

Константин Чуриков: Я боюсь, что этот совет не очень подойдет бабушкам, каким-то пенсионеркам, вряд ли они...

Игорь Качалов: Ну, вы знаете, моей маме, она 1938 года, и она потрясающе, великолепно пользуется интернетом, она пользовалась раньше Facebook, теперь «ВКонтакте», WhatsApp, смотрит другие сайты. Что-то моя мама 1938 года великолепно этим пользуется. Сейчас бабушки, они такие.

Константин Чуриков: Да, к сожалению, бабушки в нашей стране о скидках знают все.

Да, спасибо большое, Игорь Викторович. Игорь Качалов, маркетолог, профессор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте, был в нашем эфире. Спасибо.

Мы продолжим буквально через несколько секунд.