Не сидится дома

Гости
Сергей Ромашкин
вице-президент Ассоциации туроператоров России
Михаил Костинов
заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток им И. И. Мечникова РАМН

Ксения Сакурова: Обо всем, что происходит в нашей стране, мы говорим в прямом эфире вместе с вами. Начинаем нашу программу. Первый информационный час очень насыщенный, впереди у нас четыре темы, поэтому, друзья, если у вас есть желание оставить комментарий, позвонить к нам в прямой эфир, пожалуйста, не откладывайте надолго, сделайте это, как только мысль родится в вашей голове.

Виталий Млечин: Ты знаешь, как в автоответчиках старых: «Пожалуйста, говорите после сигнала».

Ксения Сакурова: Сигнал прозвучал.

Виталий Млечин: Вот сигнал прозвучал, дорогие друзья. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, и такой же бесплатный короткий номер для ваших SMS-сообщений 5445. Мы начинаем.

Ксения Сакурова: Ну вот, собственно, о том, что происходит в нашей стране. Пока одни россияне готовятся к нерабочим дням в супермаркетах, закупая продукты на все выходные, другие пакуют чемоданы. Курорты ждут наплыва наших туристов. Несмотря на введенные ограничения, россияне отправляются на отдых в Крым, в Сочи, в Египет, в Турцию – в общем, кому на что хватает, видимо, денег.

Виталий Млечин: Ну и желания, вкус тоже у всех явно разный. Билетов на популярные направления почти не осталось, цены взлетели. Добраться до Антальи теперь как отдохнуть на Мальдивах – 350 тысяч за одного в одну сторону. Билеты в Египет еще дороже, до 450 тысяч, это в Шарм-эль-Шейх, и это жалкие остатки. Туроператоры ожидают, что к 30 октября загрузка отелей и мест на чартерных и регулярных рейсах достигнет 100%. Это к вопросу о низких зарплатах и т. д., 450 тысяч рублей за билет.

Ксения Сакурова: Ну, это немногие, конечно, могут себе позволить…

Виталий Млечин: Полный самолет, судя по всему, судя по статистике.

Ксения Сакурова: Что могут себе позволить наши люди? Наши люди могут себе иногда позволить наши курорты, они тоже готовятся к наплыву. Правда, это больше напоминает оборону. Например, губернатор Севастополя предложил установить блокпосты на въездах в город. В нерабочие дни пускать будут только вакцинированных и переболевших, так власти намерены ограничить турпоток в регион на фоне сложной эпидситуации.

Виталий Млечин: Ну вот интересно, да, пока одни регионы борются за туристов, другие предпочитают ограничивать потоки. Но сейчас это, к сожалению, в общем, понятно. Режим COVID-free вступил в силу на этой неделе на всем полуострове Крым, ограничения ввели и в Краснодарском крае. Но, судя по всему, контролируют то, как соблюдаются эти меры, не очень активно, эпидситуация, как и по всей стране, осложняется и прирост заболевших обновляет антирекорды.

Если вы живете на юге нашей страны, пожалуйста, позвоните нам или напишите, расскажите, как ситуация, соблюдаются ли ограничения, много ли людей носят маски, ну и все, что с этим связано, нас интересует, хотим составить максимально объективную картину, понять, как обстоят дела на самом деле.

Мы сейчас побеседуем с Сергеем Ромашкиным, генеральным директором туристической компании «Дельфин». Сергей, здравствуйте.

Сергей Ромашкин: Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Что говорит статистика вашей компании? Действительно много желающих поехать отдохнуть за границу или в пределах России?

Сергей Ромашкин: Ну, конечно, безусловный лидер – это Россия. Во-первых, нам это ближе, во-вторых, можно путешествовать, не пользуясь самолетом, ну и стоимость таких путешествий все-таки в разы меньше, чем на зарубежных курортах. Ну вот средний чек по России у нас на эти выходные примерно 27–30 тысяч за поездку на двоих, на двоих, в то же время, например, вылет в Турцию обойдется в 70–80 тысяч на двоих, потому что, вы правы, билеты подорожали… Ну, я специально посмотрел перед эфиром, все-таки за 35 тысяч еще реально улететь туда-обратно, скажем, в Анталью или в Шарм-эль-Шейх, вот этих астрономических цифр я не увидел в продаже.

Ксения Сакурова: Ну, видимо, речь идет о конкретных датах все-таки на ранний вылет, то есть 29-го числа, речь об этой дате шла. То есть сразу, как только наступают выходные, кто хочет улететь, вот на эти даты уже, к сожалению, только такие билеты остались.

Сергей Ромашкин: Ну, зарубежные туры – это все-таки вотчина туроператоров, поэтому пакетные туры, где перелет включен, сейчас обойдутся, наверное, где-то в 100 тысяч на двоих, это Египет на неделю, и 70–80 тысяч – это неделя в Турции, например в Антальи. Ну, как я уже сказал, безусловный лидер – это Россия, на туры по России приходится около 80% всех путевок.

Виталий Млечин: Ну, это то, что касается абсолютных цифр, а в процентном соотношении насколько вырос спрос и, самое главное, цена?

Сергей Ромашкин: Ну, цена выросла, да, в том числе за счет перелетов, вы правы. Авиакомпании быстрее даже, чем туроператоры, чем туркомпании, отреагировали, они это быстрее видят и быстрее реагируют. Скажем, цена на перелет в Крым выросла в течение нескольких часов примерно с 8–9 тысяч до 17–18, Москва – Симферополь и обратно.

Виталий Млечин: В течение нескольких часов даже?

Сергей Ромашкин: Да, ну когда было объявлено о дополнительных нерабочих днях. Поэтому спрос как-то вырос, да, но, скажем, с Крымом отдельная история, поскольку Крым ввел дополнительные ограничения для туристов, к которым многие не были готовы. Я напомню, что в Крым можно въехать только вакцинированным туристам, в Севастополе даже, вы говорили, блокпосты. Многие туристы, которые покупали ранее, до введения вот этих ограничений, они не были готовы к такому изменению. Скажем, по Крыму мы видим, да, рост продаж, но и одновременно аннулируются те люди, которые уже не могут ехать, они не успевают вакцинироваться, поэтому в Крыму прироста туристов не произойдет, и власти говорят именно об этом, что взрывного спроса нет.

Краснодарский край, который ввел режим вакцинного такого въезда с 1 августа, да, там изменений не произошло, там прирост достаточно серьезный мы заметили, где-то 30% к тому, что было там 2 недели назад. Соответственно, возможно, что те туристы, которые разочаровались в крымском направлении, сейчас переориентировались на Краснодарский край.

Виталий Млечин: Ага. Ну и наши зрители постоянно пишут о том, что не то что ехать куда-то за границу, надо, наоборот, закрывать все границы, потому что, соответственно, люди, которые съездят, привезут новые штаммы коронавируса. А как вы считаете, насколько это оправданный страх? Ну и что вообще люди, которые к нам приходят за турами, по этому поводу говорят? Не боятся?

Сергей Ромашкин: Ну, те, кто решил ехать, как правило, да, вакцинированные туристы, это касается и зарубежных туров, и российских, и они не боятся заразиться, возможно, опрометчиво не опасаются привезти что-то новое сюда. Я напомню, что вакцинированный турист тоже может быть переносчиком вируса, вот. Но все-таки поток, я бы хотел здесь немножко снизить градус обсуждения, поток людей, которые куда-нибудь поедут на эти праздники, он составляет, я думаю, 1–2% от численности населения нашей страны, это очень немного. Вряд ли 1–2% смогут как-то повлиять на эпидемиологическую ситуацию в нашей стране. Все-таки основная масса, 99% проблем, они внутренние, это люди, которые никуда не поедут, они будут сидеть дома.

Виталий Млечин: Сергей Анатольевич, ну и просится, конечно, сравнение с предыдущими годами, потому что все равно эта нерабочая неделя, там все-таки было бы в любом случае как минимум три выходных…

Ксения Сакурова: Школьные каникулы опять же.

Виталий Млечин: Да, и школьные каникулы, и праздники. Как обычно происходит вот в этот период по сравнению с другими годами? Сейчас больше желающих куда-то поехать или меньше, наоборот?

Сергей Ромашкин: Ну, регионы-лидеры, первая тройка в нашей компании, российские регионы, это Краснодарский край, Крым и Санкт-Петербург. Могу сказать, что Краснодарский край вырос на 25–30% по сравнению с 2020 годом, Крым потеряет примерно половину туристов на фоне введенных ограничений. Санкт-Петербург, поскольку он решил следовать тоже политике жестких ограничений, тоже потеряет примерно 50% потока 2020 года. Поэтому в разных регионах разная ситуация, и приток туристов или отток туристов разный в разных регионах.

Ксения Сакурова: Да, спасибо большое.

Виталий Млечин: Спасибо.

Ксения Сакурова: Сергей Ромашкин был с нами на связи, генеральный директор туристической компании «Дельфин».

Ну вот, кстати говоря, обсуждаем мы, можно ли привезти оттуда заболевание, не стоило ли закрыть границы. Вот просто для сравнения, какая сейчас ситуация как раз на популярных курортах.

Виталий Млечин: Да, немного статистики, что называется.

Ксения Сакурова: В Турции более 27 тысяч заболевших, за сутки умерло 232 человека. В Греции почти 4 тысячи заболевших, 54 умерло. Египет – 889 заболевших, 48 умерло. Грузия, Мальдивы, все-таки там тоже есть и заболевшие, и тоже, к сожалению, люди умирают. Сравнивать с тем, что в России, наверное, не совсем правильно, потому что все-таки россиян больше, у нас, конечно, значительно больше население…

Виталий Млечин: С одной стороны. С другой стороны, у нас и страна больше по размерам, поэтому получается, что у нас-то на самом деле количество заболевших…

Ксения Сакурова: Не как на пляже в Сочи мы, да, ха-ха, живем, обычно все-таки чуть свободнее.

Виталий Млечин: Да, у нас все-таки количество заболевших достаточно большое, и специалисты на самом деле говорят о том, что угроза привезти что-то из-за границы сюда уже отошла на второй план. К сожалению, «прекрасным» образом в общественном транспорте здесь в России, никуда не уезжая, или в очереди в поликлинике или даже в магазине заразиться, в общем, гораздо проще, чем где-то за границей, особенно на свежем воздухе.

Ксения Сакурова: Ну, давайте все-таки спросим мнение эксперта.

Виталий Млечин: Да.

Ксения Сакурова: Михаил Костинов с нами на связи, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова. Добрый день, Михаил Петрович.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Михаил Костинов: Добрый день.

Ксения Сакурова: Правы ли наши зрители, просто они об этом пишут каждый день, что закрыть границы, никого не пускать, никакого туризма сейчас, оттуда вся зараза? Вот это прямо цитата. Действительно оттуда все привозят, или мы уже сами свои штаммы продуцируем?

Михаил Костинов: Да дело в том, что, конечно, эта политика правильная. Дело в том, что если мы должны сидеть дома, для того чтобы уменьшать заболеваемость, это не означает, что мы должны куда-то мотаться хоть в Москве, хоть в другие страны. Понятно, что этих людей не остановить, здесь только надо думать, что делать дальше, потому что принесут, именно достаточно десять человек из другой страны, принесут нам в Москву или в других регионах. А вирус обычно очень сильно распространяется.

Еще не новость, что они могут таскать другие вирусы, которые имеют другие немножко строения, то есть мутогенные, потому что эти страны не так широко изучают вот эти мутагенные свойства, как у нас в России или в других развитых странах. Так что здесь мы можем ожидать, что будут помимо, что придет новая форма коронавируса, ну не такие значительные, но это может быть, они могут таскать и другие заболевания, то, что важно сейчас, что грипп, вот что самое страшное.

И когда будет грипп уже плюс коронавирусная инфекция, то здесь уже разговор не идет, как его профилактировать, как уже делать, чтобы этот человек выжил. Потому что сочетание гриппа или других респираторных инфекций плюс COVID – это очень сильный удар по всей иммунной системе и вообще по состоянию здоровья, и как выживать? Здесь будет уже проблема для врачей. Так что тормозить невозможно, даже это нереально, просто принимать те меры для людей, которые летают. Помимо того, что они будут соблюдать эти средства, которые личной гигиены, здесь надо думать еще другие моменты после возвращения, чтобы при первых признаках обратиться к врачу, потому что здесь могут быть другие заболевания помимо COVID и помимо, допустим, гриппа.

Ксения Сакурова: Михаил Петрович, а вот то, что сейчас все прилетающие из-за границы делают ПЦР-тесты, я не знаю, сейчас дважды или все-таки однократно…

Виталий Млечин: По-моему, один раз.

Ксения Сакурова: Все-таки один раз, но тем не менее. Большинство из этих людей, если они сейчас куда-то едут, они вакцинированные, плюс они делают ПЦР-тесты. Не делает ли это их более безопасными, чем, условно говоря, толпа в московском метро?

Виталий Млечин: Без масок.

Михаил Костинов: Дело в том, что, поймите правильно, ПЦР зависит, в какие дни мы его берем. Может быть, если человек уже инфицирован, процесс развивается, мы найдем этот вирус, а может быть, что не найдем, но на самом деле уже процесс воспалительный пойдет в организме. Поэтому сказать, что ПЦР спасает нас на 100%, ни в коем случае. Уже и практика показывает, что ничего не находит ПЦР, а человек уже болеет. Не то что методика плохая, методика супер, просто зависит от срока, когда мы берем, и вот эти сроки, мы не можем, это идет с верхних дыхательных путей, а он же глубже проникает, вот.

Поэтому здесь я не думаю, что в Москве хуже будет, если человек, допустим, пойдет в парк, пойдет в тот же самый торговый центр или куда-нибудь, будет то же самое, как и за границей. Но есть одно «но», что это мы имеем свой внутренний вирус, а из-за границы принесут такой заграничный вирус, который может создавать проблемы для дальнейшего распространения инфекции на территории Российской Федерации.

Виталий Млечин: Понятно, то есть в любом случае надо быть осторожнее.

Давайте послушаем Ольгу из Белгородской области. Ольга, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Вы в эфире.

Зритель: Я хотела бы вообще обратиться к населению нашей страны. Обращался президент, обращался министр здравоохранения. Эти дни дали нам для того, чтобы мы не заражали друг друга, пошли привились люди. Они что, из другого века, с другой планеты? Сейчас они тут привезут, уедут непривитыми очень многие, потом возвращаются и привозят нам всякую гадость. Значит, пусть они лечатся за свой счет, вот так, раз они такие…

Виталий Млечин: Логично. А вы привиты, Ольга?

Зритель: А?

Виталий Млечин: Вы привиты?

Зритель: Я привита всеми, да, уже ревакцинацию сделала.

Виталий Млечин: Замечательно, это очень правильно. Спасибо, спасибо вам большое, что позвонили.

Ксения Сакурова: Спасибо.

Виталий Млечин: Ну вот, собственно говоря, точка зрения, если и ездить, то быть, конечно, очень осторожным.

Спасибо большое. Михаил Костинов, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова Российской академии медицинских наук.

Ксения Сакурова: Буквально несколько сообщений. Оренбургская область: «Закрыть все границы. Уехал отдыхать – отдыхай за свой счет до конца пандемии». Ленинградская область: «На курорты едут только вакцинированные, а вы говорите, что мало привитых». И Самарская область: «Молодцы, что ездят! Туристов всех проверяют, особенно тех, кто без вакцины», – вот есть такая палитра точек зрения.

Виталий Млечин: Мало, мало привитых, к сожалению, нужно 80% минимум.

Вот нам пишут наши зрители, что в саду собираются работать на эти выходные дни, Турция не привлекает. Это очень здорово.

Ксения Сакурова: Говорят, грибы пошли, так что тоже…

Виталий Млечин: В саду?

Ксения Сакурова: У кого-то и в саду.

Виталий Млечин: Ха-ха.

Ксения Сакурова: В общем, есть варианты провести эти выходные, не выезжая из нашей страны.

Виталий Млечин: Да. Как бы вы ни решили провести эти выходные, пожалуйста, берегите себя, это сейчас самое главное.

Пока одни готовятся к нерабочим дням, закупаясь в супермаркетах, другие - пакуют чемоданы...