Специальная военная операция. Обстановка в приграничной зоне

Гости
Олег Зайковский
корреспондент ОТР (Симферополь)
Глеб Дудкин
корреспондент ОТР (Белгородская обл.)

Виталий Млечин: Мы начинаем наш дневной выпуск программы «ОТРажение», начинаем с главного. В ближайшие полчаса будем говорить о спецоперации на Украине и о том, что происходит в российских регионах, которые с ней граничат.

И начинаем с Крыма: в северных районах полуострова введен «желтый» уровень террористической опасности. Что это значит? Как это сказывается на жизни крымчан? Выясним прямо сейчас.

С нами на связи наш корреспондент из Симферополя – Олег Зайковский. Олег, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как сказывается этот «желтый» уровень опасности, о том, что происходит в Крыму, что это вообще значит?

Олег Зайковский: Добрый день! Да, действительно, в семи муниципалитетах на севере и на востоке Крыма введен высокий уровень террористической опасности. Это города Армянск, Красноперекопск, Джанкой, Керчь и Ленинский район.

Что это значит? На самом деле, практически ничего не значит. Глава Крыма Аксенов заявил, что все хорошо, что сил для защиты хватает, что местные жители могут не переживать, но надо соблюдать некую бдительность и в случае чего как можно быстрее сообщать правоохранительным органам о каких-то либо подозрительных вещах, либо подозрительных людях.

В целом понятно, что подразделения и полиции, и ФСБ будут проводить мероприятия по тому, чтобы не допустить проникновения каких-то террористических элементов к нам в Крым. Примечательно то, что в западном побережье Крыма ни один район в эту зону повышенной террористической опасности не попал, хотя со стороны Николаева ближе всего именно туда. Почему такое решение было принято, я не знаю. Вот этот режим повышенной террористической опасности вводится на 15 дней.

Как уже сказали в новостях буквально только что, вчера фрегат «Адмирал Эссен» сбил беспилотник «Байрактар» двумя ракетами. А два дня назад снаряд или беспилотник – до сих пор так и не понятно – попал в одно из сел Краснобаковского района, это возле бывшей административной границы с Украиной, село Таврическое. Выбило стекла в нескольких домах, а также в школе. В одном доме обрушился потолок, но обошлось без жертв. До сих пор непонятно, был ли это снаряд, потому что до Херсона больше 100 км, или это были остатки сбитого беспилотника. Следственный комитет проводит свое расследование.

Марианна Ожерельева: Олег, а такие меры вводятся впервые за последние годы? Хочется понять, раз вы сказали, что ничего не значит, все-таки, видимо, есть же какие-то предписания, почему именно «желтый» уровень? И что может быть? Там отмена массовых мероприятий, в школы дети не будут ходить, детские сады не будут посещать.

Олег Зайковский: Насчет посещения школ и детских садов никаких ограничений не заявлено, а что касается базовых документов, которые регламентируют поведение людей при этом уровне террористической опасности, то да, там указано, что нужно держаться подальше от мест скопления людей. И естественно, что массовые мероприятия также находятся либо под гласным, либо под негласным запретом.

Но я хочу сказать, что для жителей северного Крыма все прошедшие 8 лет проходили в условиях режима повышенной готовности, потому что на границе постоянно происходили какие-то провокации, было неспокойно как в 2014, 2015 годах, так и на протяжении всех 8 лет. Поэтому я не думаю, что для них это станет каким-то откровением.

Марианна Ожерельева: Какие сейчас настроения в обществе? Хочется понять…

Виталий Млечин: Как-то сказалось это решение на настроениях? Может быть, люди как-то начали реагировать?

Марианна Ожерельева: Озабочены, да.

Виталий Млечин: Или нет, все осталось по-прежнему, как вы говорите?

Олег Зайковский: Я нахожусь в Симферополе, откуда до Армянска и до той зоны, где введен уровень повышенной террористической угрозы, 150 км. Конечно же, у нас в Симферополе все максимально спокойно, большинство людей даже не в курсе этого решения.

А что касается северных областей: когда мы были там и снимали, конечно, люди с настороженностью смотрят, так скажем, в небо, но в целом очень большая поддержка как наших военных, мы сами видели, как, например, на последней заправке у Армянска колонна наших военнослужащих предлагала всевозможную помощь. То есть все болеют за наших и надеются, что все это как можно быстрее закончится.

Марианна Ожерельева: Спасибо!

Виталий Млечин: Спасибо большое! Олег Зайковский, корреспондент «Общественного Телевидения» в Симферополе. Теперь Белгородская область с нами на связи, там тоже введен повышенный уровень террористической опасности. Глеб Дудкин с нами на связи. Добрый день!

Марианна Ожерельева: Здравствуйте, Глеб!

Глеб Дудкин: Добрый день!

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, как в Белгородской области отреагировали на введение повышенного уровня террористической опасности и чем это было обосновано?

Глеб Дудкин: Ну вот, опять же, наш регион является приграничным. Здесь периодически в последние полтора месяца происходят какие-то выходящие из ряда обычных ситуации, на которые приходится реагировать в том числе и введением такого уровня повышенной готовности, так сказать.

«Желтый» уровень террористической опасности, как нам пояснил Сергей Гирин (это представитель Управления региональной безопасности), характерен тем, что направлен на переформатирование работы органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

То есть, в первую очередь, это усиление работы правоохранительных органов, усиление постов, нарядов полиции. Также это подразумевает проверки практически всех объектов на территории региона, в том числе жилых, нежилых. И вот, в частности, утром я сегодня выходил из дома, подвал был открыт, чего обычно не увидишь, и работали коммунальные службы: видимо, очищали его от различного хлама. Ну вот как-то так.

Марианна Ожерельева: Глеб, а на жизни обычных горожан, жителей это как-то отражается? Мы и вас тоже спросим о настроениях в обществе. Знают ли жители Белгородской области, что вот такой уровень опасности сейчас? Может быть, какие-то листовки раздают, какие-то СМС присылают? Есть какое-то понимание, как в нынешней ситуации люди живут?

Глеб Дудкин: Нет, никаких листовок, никаких СМС. По крайней мере, мне точно ничего не приходило. У нас местные жители довольно-таки плотно контактируют с властью, следят за тем, что сообщается сейчас из официальных источников, потому что очень много фейков, очень много провокаций в последнее время, и жители уже просто отписываются от любых новостных пабликов в телеграм-каналах. В первую очередь, следят именно за официальными источниками, что очень приятно, если кому-то интересно.

И по поводу обычных жителей: Сергей Гирин, представитель от Управления безопасности региональной, также отметил, что на простых жителях никак это сказаться не должно. То есть единственное: призвали всех быть более бдительными, так же как и в Севастополе. Вернее в областях Крыма. Сообщать о любых подозрительных ситуациях и, конечно, с пониманием относиться к повышенному вниманию со стороны правоохранительных органов.

Опять же, судя по моим ощущениям, атмосфера никак не изменилась, люди вот спокойно гуляют, улыбаются. И я думаю, даже как-то спокойнее становится от того, что понимаешь, что наши все правоохранительные службы работают в еще более усиленном режиме. Это создает большее ощущение безопасности и это приятно.

Марианна Ожерельева: Глеб, вы сказали о проверенных источниках, а мы тоже решили проверить, зашли на сайт «РЖД» – там телеграмма относительно ситуации на юго-восточной железной дороге, которая как раз проходит по территории Белгородской области. Сказано, что сейчас идут специальные мероприятия, проверяют специальные органы, что же все-таки случилось. Пострадавших нет. Как эта ситуация вообще отразилась на пассажирском движении, о чем вам на данный момент известно? Что это было?

Глеб Дудкин: Предполагать я могу, но не буду, поскольку у нас есть все-таки специальные органы, которые этим занимаются. Следователи сейчас работают и в ближайшее время сообщат о причинах, поэтому не будем гадать. Что же касается этих жд-путей: ветка использовалась для рельсового автобуса «Белгород-Нежеголь», Нежеголь – это село в прифронтовом Шебекинском городском округе.

Пассажиров, которые в тот момент следовали как раз по маршруту, пересадили на рейсовый автобус, и они благополучно добрались до места назначения. В целом замену этого сообщения уже оперативно организовали бесплатные автобусы, которые будут действовать, пока жд-путь не приведут в порядок.

Главное, что в результате этого ЧП никто не пострадал и, как я уже сказал, на месте сейчас работает следственная группа. Так что в ближайшее время ждем официальной версии, когда нам скажут, что же все-таки стало причиной этого ЧП.

Марианна Ожерельева: То есть там было обнаружено именно повреждение железнодорожного моста, да?

Глеб Дудкин: Да. В сети уже есть фотографии, там достаточно сильное повреждение, но судить об этом сложно.

Марианна Ожерельева: Да, пока нет официальной информации.

Виталий Млечин: Спасибо большое!

Марианна Ожерельева: Спасибо!

Виталий Млечин: Глеб Дудкин, корреспондент «Общественного Телевидения» из Белгородской области, был с нами на связи.