Лора Гуэрра: Я работаю над книгой по телефонным разговорам Тонино с Феллини и Маркесом. И хочу успеть подарить её всем

Гости
Лора Гуэрра
вдова сценариста, писателя, поэта Тонино Гуэрра

Мария Карпова: Лора, рады вас видеть, спасибо, что вышли в нами на связь, это большая честь для нас, тем более сегодня, 16-го числа, в такой день. Здравствуйте!

Лора Гуэрра: Здравствуйте!

Мария Карпова: Не можем не спросить: вот с вами рядом – это же миндальное дерево, насколько мы понимаем, да?

Лора Гуэрра: Конечно, на наши дни рождения с Тонино в этом саду расцветает сразу 200 деревьев миндаля.

Мария Карпова: Это же место называется Пеннабилли, если я не ошибаюсь?

Лора Гуэрра: Не ошибаетесь.

Мария Карпова: Вы долгие годы вместе с Тонино жили в Риме, почему переехали сюда?

Лора Гуэрра: Это место, куда приезжали родители Тонино – крестьяне. Слышите, как птицы поют?

Максим Митченков: Да.

Лора Гуэрра: Это они вас приветствуют.

Лора Гуэрра: Привозили на телегах свои огороды, жарили рыбу, и Тонино маленький шёл за телегой и для него это путешествие из Пеннабилли в Сантарканджело было «путешествие в Гималаи», как он говорил, поэтому это путешествие Тонино совершил, переселившись из Рима, где уже кончалось великое итальянское кино, и он не хотел присутствовать при этой агонии. Его друзья не могли денег найти, 4 года искал Федерико Феллини деньги на фильм, Рози, братья Тавиани – всем было трудно, потому что их послание уже не слышали люди.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «АМАРКОРД»

Мария Карпова: Лора, те, кто бывают у вас дома, а вы часто принимаете гостей, говорят, что сейчас у вас там такая атмосфера, что как будто бы сеньор Гуэрра только вышел и вернётся буквально через несколько минут. Как удаётся сохранить такую атмосферу?

Лора Гуэрра: Вы знаете, это, по-моему, естественно, он действительно вышел и действительно должен вернуться. Это не только помогает мне сохранить Тонино, но помогают прежде всего люди, которые приходят навестить его, и они помогают сохранить эту атмосферу, где слово становится образом. Я вам хочу сказать сейчас о другом: сейчас делается большой очень архив Тонино Гуэрра, государством он делается, и здесь, в этом доме, архив личный, там очень много писем, дневники Тонино, и вдруг в какой-то прекрасный момент я нахожу там огромное количество писем от Федерико Феллини. Я думаю: «Как же так? Мы там жили с 77-го года по 85-й, всё время они виделись, почти каждый день, работали вместе, родились «И корабль плывёт» и «Джинджер и Фред», и «Prova D'Orchestra» – все эти фильмы за эти годы были созданы. Когда же он писал? И я поняла, что это запись тех телефонных разговоров, которые утром длились с 6 утра до 7 утра, а я лежала рядом в постели и делала вид, что я сплю, чтобы не уйти, а всё-таки услышать что-то, и вот Тонино, оказывается, записывал их беседы. И эти беседы теперь у меня в руках и не только, с Гарсией Маркесом, с Эльзой Моранте, замечательной писательницей итальянской, и с другими и вот сейчас эта книга в работе, я очень хочу успеть подарить её всем.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «И КОРАБЛЬ ПЛЫВЁТ»

Максим Митченков: Лора, а можно мы вас попросим вспомнит первую вашу встречу: как это было, при каких обстоятельствах, сразу ли вы понравились друг другу?

Мария Карпова: Была ли любовь с первого взгляда?

Лора Гуэрра: Я-то сразу влюбилась. Первая встреча была в доме у замечательного нейрохирурга Александра Николаевича Коновалова и у его жены Инны, потому что итальянская делегация в то время очень скучала и не видела настоящих русских домов, а этот дом был чеховский, с картинами, с книгами, с роялем – чеховский по атмосфере.

Мария Карпова: И надо сказать, что это была делегация во главе с Антониони, и вы именно на него пошли смотреть.

Лора Гуэрра: Естественно.

Мария Карпова: Да.

Лора Гуэрра: Потому что я никуда не выходила в ту пору, только что умер мой первый муж, но приехала Инночка, и именно она мне сказала: «Лора, когда ты ещё в жизни увидишь Антониони?».

Мария Карпова: Да.

Лора Гуэрра: «Ты же в кино работаешь». Я подумала-подумала и сказала: «Когда же я ещё в жизни увижу Антониони?» – и поехала.

Мария Карпова: Лора, выражение сеньора Гуэрра, что «встреча часто начинается во время расставания», какое сегодня приобретает для вас значение?

Лора Гуэрра: Эту фразу Тонино позаимствовал от одного совершенно замечательного английского архитектора с которым в Пулье ему не хотелось прощаться, у них был дивный дом, совершенно потрясающая жена звала своего мужа, у него была студия там вдалеке, в саду, играя на трубочке, и Тонино говорил: «Как мне не хочется с вами прощаться…». Он сказал: «Тонино, настоящие встречи иногда начинаются с прощаний», – и потом Тонино сделал свою «Максиму». Я люблю ещё одну фразу Тонино, которая такова: «В каждом уходе таится возращение». Как возвращаются к нам ушедшие люди, зависит от нас, от нашей любви к ним, от нашего внутреннего богатства.

Максим Митченков: Лора, спасибо вам огромное, мы продолжаем помнить, продолжаем любить картину, над которыми работал Тонино Гуэрра. Спасибо вам, что вышли с нами на прямую связь, рады были вас видеть, спасибо!