Наталья Наумова: Ребёнок зачастую достигает больших результатов на страхе

Гости
Наталья Наумова
детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт

Петр Кузнецов: Мы говорим о секциях и кружках, и о том, как иногда это уже выливается в фанатизм самих родителей: «Давай, давай, ходи-ходи-ходи! Школа... договоримся – освобождение. Главное - стать...» Вот – кем? Что за цель у родителей?

Мария Карпова: Из Ставропольского края написали: «Родители, без фанатизма, иначе в будущем у ребенка сломанная судьба». Действительно, как вот найти эту грань, этот баланс, чтобы и в пользу было, и не нагружать ребенка чрезмерно? Об этом поговорим с Натальей Николаевной Наумовой, детским психологом. Наталья Николаевна, здравствуйте.

Наталья Наумова: Здравствуйте.

Мария Карпова: Здравствуйте, Наталья. Ну действительно, как вот найти эту золотую середину, чтобы и польза была для ребенка, и какое-то всестороннее развитие, но в то же самое время, чтобы у него оставалось какое-то свободное время на себя, на свою жизнь?

Наталья Наумова: Ну здесь очень важно все-таки учитывать и возможности ребенка – физические, психологические возможности ребенка и желание ребенка, а не только ориентироваться на собственные амбиции родителей. Тогда у нас все будет осторожненько преподнесено ребенку, и тогда никакого ущерба для психики и здоровья ребенка не будет. То есть важно именно все время держать руку на пульсе и не переусердствовать.

Мария Карпова: А эти кружки, они как-то помогают ребенку в будущем определиться с профессией? Или это просто вот ради удовольствия, ради навыков?

Наталья Наумова: Они помогают. Они помогают ребенку лучше понять, что ему интересно, что ему неинтересно, что у него получается, что не получается. И чем больше возможностей у ребенка разных попробовать себя в разном деле, то помогает в итоге выбрать и правильно профессию, чтобы потом не ошибиться и потом всю жизнь не сожалеть о том, что занимаешься неинтересным делом.

А зачастую, когда родители заставляют ребенка заниматься, например, вот футболом: «Все, вот будешь у нас футболистом». Потому что папа хотел быть футболистом, но у него там была травма, и он не смог быть футболистом. И тогда у ребенка забирают его волю, забирают его возможность пройти свой путь жизненный.

И зачастую ребенок вот выполняет действия родителей, потому что они жестко к нему относятся, но в итоге все равно это ему не по душе. И даже если достигает каких-то результатов, то только для других людей, либо вообще в итоге ломается, если у нас психологически человек был нестабилен.

Мария Карпова: Но все-таки в основном все дети они, ну мне так кажется, они ленивы, они не очень хотят чем-то заниматься после школы. Им хочется в интернете посидеть, не знаю, телевизор посмотреть, в гаджете «зависнуть». Как найти вот эту грань, чтобы и не заставлять ребенка и все-таки направить его на то, что нужно немножко себя преодолеть, нужно найти силы и пойти на какой-то там кружок, на спорт?

Наталья Наумова: Тут важно с ребенком разговаривать, выстраивать диалог с ним, спрашивать, что ему интересно, как бы он хотел. И помогать при помощи своих вопросов принимать ребенку верное решение. А все остальное это будет принуждение, заставление, вынуждение, и в итоге, действительно, ребенок зачастую достигает больших результатов на страхе.

Но это все, конечно, здорово, когда мы видим результаты, и ребенок потом гордится тем, что... радуется своим результатам, как говорится, благодарит своих родителей. Но, когда мы все-таки ребенка пересиливаем через страх, через подавление воли, то у нас все равно потом это будет отражаться в чем-то другом.

Поэтому мы ребенка мотивируем, заинтересовываем, показываем личным опытом, как это здорово и интересно. И тогда у нас ребенок втягивается действительно, проникается этим делом, это становится его делом жизни, и вырастает у нас просто счастливый человек.

Петр Кузнецов: Спасибо. Наталья Наумова, детский психолог с нами на связи. Остается подвести итоги нашего опроса-вопроса. Мы в общем составили этот рейтинг. Мы спрашивали: «Какие кружки посещает ваш ребенок?» Назовите основной, на что вы делаете ставку, он, желательно, чтобы это было он, ну вы поняли. На первом месте у нас... спорт?

Мария Карпова: Спорт, да.

Петр Кузнецов: Ну вообще там очень много спортивных секций.

Мария Карпова: «Художка» – я так понимаю, что художественная школа.

Петр Кузнецов: Художественная школа на втором месте.

Мария Карпова: А третье – это английский язык.

Петр Кузнецов: Неплохой набор.

Мария Карпова: А как же музыка? Что у нас музыкантов не будет?

Петр Кузнецов: Ну вот одного нашли пианиста, который бокс не выбрал, выбрал... да, музыкальные инструменты.

Мария Карпова: Удивительно.

Петр Кузнецов: Главное, родители, без фанатизма, чтобы это делал ваш ребенок. Прислушивайтесь чаще. Мы вернемся буквально через 2-3 минуты, второй час программы «Отражение-1», вашей любимой программы, совсем скоро.