Матвеев Курган. Место тяжелых боев в годы Великой Отечественной войны

Мы продолжаем серию репортажей о малых городах России. Отправимся в Ростовскую область и расскажем о Матвеевом Кургане. В годы Великой Отечественной войны там проходила линия Миус-фронта. Немецкие оккупанты соорудили вдоль реки мощный полевой укрепительный район. Прорывали его около 30 тысяч советских солдат. Более восьми тысяч матвеевокурганцев были награждены орденами и медалями за боевые заслуги.

Утро Матвеева Кургана - как в большом городе: суета и толчея на автобусных остановках и железнодорожном вокзале.

Артем Романченко, житель поселка Матвеев Курган: ««Кто на работу, кто за покупками. Здесь не купишь много такого хорошего. Хоть и есть «Магниты» и «Пятерочки», но в городе подешевле. В основном, все на работу, на учебу едут».

Электричка идет от приграничной Авило-Успенки. Там подбирает жителей украинского Донбасса, и к станции Матвеев Курган приходит почти полная. До Таганрога еще 45 километров, час езды.

Матвеев Курган - поселок сельского типа. По одному из преданий, назван в честь разбойника Матвея, который в этих местах грабил купцов, здесь же на прибрежном кургане речки Миус его похоронили после неудачного налета. Матвеевокурганцы утверждают: в их местах князь Игорь бился с половцами и попал в плен, что отражено в «Слове о полку Игореве». Но бесспорна только новейшая история райцентра: в Великую Отечественную вокруг Матвеева Кургана шли тяжёлые бои с немцами. Народные музеи – в каждой школе, в экспонатах недостатка нет.

Николай Колесниченко, заслуженный учитель Российской Федерации: «Награды передавали родственники. А в том зале есть коллекция денег и монеты, и бумажные купюры. Это все приносили дети. Разбирали старый сарай, недалеко от Екатериновки, хутор Новоспасовский и вскрыли полы».

«Матвеево-курганская достопримечательность - «Труба»: проход и проезд велосипедистов и мотоциклистов под железной дорогой. Пути делят поселок ровно пополам. Во время войны в «Трубе» от бомбежек прятались жители ближайших сел. Им, в отличие от горожан, бомбоубежища были не положены. Тогда тоннель назвали «Зал ожидания смерти».

Вообще-то «Труба» - это водовод, спасает от подтопления верхнюю, как говорят, городскую часть Матвеева Кургана, сбрасывая ливневые потоки в реку Миус. А нижнюю часть райцентра здесь называют Сицилией, говорят, что из-за криминального прошлого обитателей этих кварталов.

Елена Забежаева, житель «Сицилии»: «Видимо, поэтому пошло название наркоманы, бандиты. А вообще тихо-спокойно! Эти двухэтажки давали от кирпичного завода… работали люди. Кирпич делали, платили нормально, зарплату получали. А потом все закрыли, продали, разобрали».

Через улицу - остатки флагмана районной индустрии, того самого кирпичного завода. Оборудование его полностью вывезли в соседний район, где оно до сих пор работает на таком же кирпичном заводе.

Ольга Моргунова, житель «Сицилии»: «Магазин не работает! И бегаешь за той капустиной, той морковочкой за край! Все пенсионеры. На рынок ходим. Ни автобуса! Ни Маршрутки! И дом у нас аварийный!»

Семен ОВЧАРОВ, житель «Сицилии»: «Какие такие претензии? …здесь остались, в основном, пожилые люди. Вот так вот выйдешь, а никого не встретишь».

В гостиной интерната для пожилых людей читают вслух. Телевизор уж который день не работает. Область перешла на цифровое вещание, а в соцучреждении пока не успели настроить телевизионную приставку. При этом, в интернате, без преувеличения, идет евроремонт. Мастера сдали гостиную и столовую, отремонтировали несколько жилых комнат. Казенный дом стал не похож на казенный.

Надежда Волошкина, постоялец интерната для пожилых граждан и инвалидов: «Было тоже очень хорошо! Было очень уютно, но сейчас более стильно! Есть с чем сравнивать! Что говорить, сами видите. Заботливые руки везде, не просто так налепили!».

Последний штрих - ритуальная комната, здесь еще обшивают стены гипсокартоном, тянут электропроводку. На обустройство этого помещения интернат получил благословение местного благочиния.

Нина Лозенко, заведующий социально-реабилитационным отделением поселка Сухореченский: «Когда уже все сделаем… все встанет на свое место. У нас батюшка приезжает. В последний путь провожает. Комната эта такая у нас…»

В районном ДК целый угол занимают старинные инструменты: гусли, донской рылей, украинские бандуры, волынки (славянские и шотландские).

Таких гуслей в старину, конечно же, не было. У Береснева получился электроинструмент, его подключает к усилителю во время концертов. Внутрь мастер встроил микрофон.

Олег Береснев, музыкант-реконструктор: «Все-таки 21 век. И я настраиваю гусли программой, которую я скачал на телефон».

В ближайших селах на улице без присмотра оставляют бидоны с молоком. Тару опорожняют заготовители, представители молокозавода. Здесь же берут пробы на качество.

Лариса Куцевол, житель села Екатериновка: «К определенному времени мы выносим эти бидоны с молоком. Они приезжают, забирают это молоко. Ведется учет сданного молока как с их стороны, так и с нашей стороны. Потом производится расчет».

Раньше и наличные деньги оставляли вместе с пустой тарой. На улице переводят оплату на банковские карты. Коров в личных хозяйствах Матвеева Кургана заметно прибавилось. Держали по одной-две, сейчас по пять-шесть. Повысилась закупочная цена до 22 рублей за литр, вполне приемлемая. У селян получается неплохой заработок, если в день сдавать с каждой коровы по 20 литров. В сельских поселениях даже перестали продавать дома и дворы.

У реки Мисс в Матвеево-Курганском районе есть своя легенда. Согласно ей, увидев водоем, Петр Первый произнес слова «как мой ус», отсюда и пошло название.

Исток реки находится на Украине, а впадает она в Азовское море. Вода в Миусе славится большим разнообразием видов рыб. В ней водятся судак, щука, карп, сазан и Толстолобик.