Дина Рубина: Писатель – это ломовая каторжная лошадь, и при этом условии годков через 15-20-30, а лучше 50, он уже выглядит абсолютным профессионалом

Гости
Дина Рубина
писатель, сценарист

Дарья Шулик: Дина Ильинична, здравствуйте!

Дина Рубина: Здравствуйте, здравствуйте!

Дарья Шулик: Дина Ильинична, наша беседа происходит в Международный день писателя. Я вначале хочу вас поздравить с этим днём и начать с того, что сейчас мы все живём в такое очень цифровое, электронное время, нас поглощает интернет, социальные сети. Скажите, как по-вашему, насколько востребована сейчас профессия писателя?

Дина Рубина: То есть вы так вот просто рубить топором: не востребован – иди. Вы знаете, я вам должна сказать, что человечество и отдельно человек всегда любит, когда ему рассказывают истории. И, на самом деле, мне кажется, что это одна из очень мощных двигательных сил в развитии цивилизации, человек любит, когда ему рассказывают истории, и он готов слышать эти истории и слушать снова и снова, поэтому тут, кто умеет истории рассказывать, будет всегда востребован.

Дарья Шулик: А скажите, профессия «писатель» – это всё-таки больше дар, призвание или этому можно обучиться как ремеслу, имея насмотрелось и начитанность, можно стать хорошим писателем?

Дина Рубина: Можно стать культурным грамотным человеком, который сможет, скажем так, некую информацию донести культурным языком до читателя, до человека, который поглощает эту информацию. Но если мы говорим о литературе, если мы говорим о художественной литературе, если мы говорим о волшебстве, которым всегда является настоящая книга, то мы, конечно, прежде всего имеем дело с природным дарованием. Другое дело, что природный дар при очень-очень серьёзной, мучительной, напряжённой, изматывающей работе, а писатель иначе просто не получается писателем, понимаете? Он может быть совершенно очаровательным человеком. У меня, кстати, есть несколько таких знакомых, которые могут рассказать абсолютно очаровательные истории, могут написать прелестное письмо, но на этом заканчивается дело. Писатель – это ломовая каторжная лошадь, и при этом условии годков через 15-20-30, а лучше 50, он уже выглядит абсолютным профессионалом.

Дарья Шулик: Дина Ильинична, вы долго прожили в Ташкенте, это такой город многокультурный, разноязычный. Как это отразилось на вас и на вашем творчестве?

Дина Рубина: Вы знаете, я считаю, что это отразилось совершенно замечательно, благотворно. Во-первых, я привыкла, когда вокруг меня самая-самая разная публика, я наслаждаюсь, когда я слышу разные акценты, я ужасно люблю, когда я вижу разные лица. Тут я недавно с наслаждением слушала рассказ своего друга-архитектора, который, подав на конкурс, на должность главного архитектора какого-то города, выиграл, как здесь называют, тендер, вот этот конкурс и стал главным архитектором арабского города, потому что в Израиле есть разные города. «Ты знаешь, – говорит, – вот у меня мэр, например, араб-коммунист».

Дарья Шулик: Ух-ты!

Дина Рубина: «Заммэра – бедуин и сионист».

Дарья Шулик: Какая прелесть!

Дина Рубина: И дальше, когда он стал мне описывать внешность их, это так здорово, это так интересно, это так ярко. Мне ужасно нравится коловращение, вот это коловращение этносов, лиц, разных направлений, разных ситуаций, я всегда наслаждаюсь, когда я попадаю в такой котёл, я выросла в нём.

Дарья Шулик: Дина Ильинична, ваши произведения не раз были экранизированы. Вот скажите, какого это автору видеть фильмы? Часто ли вы участвуете в создании фильмов и сериалов? Имеете ли отношение к кастингу актёров? И всегда ли фильмы оправдывали, скажем так, ваши ожидания, насколько они подходили к тем книгам и к тем произведениям, которые вы создали?

Дина Рубина: Это коварный вопрос, это очень коварный вопрос, отвечать на него опасно.

Дарья Шулик: Аккуратно давайте попробуем.

Дина Рубина: Во-первых, литературное произведение принадлежит целиком автору. Автор – и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Дарья Шулик: Да.

Дина Рубина: И он знает, так сказать, внешность героев, он создаёт диалоги и так далее и так далее, он создаёт вот этот мир, в который входит читатель и начинает там жить, именно поэтому он так доверяет писателю, он знает, что это единственный создатель, вот этого конкретного, например, мира, который, например, читатель полюбил или не полюбил, это другой вопрос. Кинопроизводство – это всё-таки производство, это конвейер. И, скажем, если даже написан сценарий… например, скажем так: я в своей жизни трижды писала сценарии, я написала сценарий к фильму «На Верхней Масловке», и я люблю этот фильм.

Дарья Шулик: Да, замечательный фильм!

Дина Рубина: Там Алиса Бруновна Фрейндлих играет, там Евгений Миронов играет блестяще совершенно, это две роли, которые, как говорят на Западе, «делают фильм», настроение фильма, философию фильма и так далее, мне это очень нравится. И я написала сценарий к фильму «Любка», который тоже очень любим зрителями. Вы знаете, когда я где-то выступаю, мне обязательно приходит записочка по поводу фильма «Любка». И вот эти фильмы мне как-то дороги. Я смирилась с тем, что лица актёров иные, чем те, которые жили и живут у меня внутри.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ»

Дина Рубина: Тут надо с собой договариваться, не говоря уже о том, что договариваться надо с режиссёром, понимаете? А режиссёру-то надо говорить? Всегда: «Старик, ты – гений».

Дарья Шулик: Это правда.

Дина Рубина: Другого просто не получится, так что вот так вот: «Старик, ты – гений».

Дарья Шулик: Дина Ильинична, раскройте секрет, над чем работаете сейчас и что ожидать нам – вашим поклонникам?

Дина Рубина: Я вам дам только наводку сейчас: я изучаю разного рода тайники. Я начала изучать разные-разные тайники, начиная от тайника в серёжке и заканчивая таинственными ходами в каких-нибудь замках. Вы знаете, что есть специалисты, которых приглашают в разные страны владельцы замков? Например, приобрели замок их бабушки, дедушки в начале XX века где-нибудь во Франции, в Германии какие-то такие, знаете, богатые семьи, они замок приобрели, и вдруг они отыскивают в ближайшей церкви или костёле, или соборе, который когда-то относился к этому поместью, они находят какие-то записки XVI века какого-то каноника, который пишет, что там был ход, тайный ход от монастыря, предположим, к замку. И тогда они приглашают специалиста, и говорят: «Мы не знаем, мы обследовали весь дом, мы ничего не нашли», – и специалист начинает искать. Это я вам только как интригу… это даже не интрига, это какое-то такое положение.

Дарья Шулик: Но при этом мы нас невероятно заинтриговали, и мы с нетерпением будем ждать выхода вашей новой книги. Я благодарю вас и ещё раз поздравляю с Международным днём писателя, спасибо вам!

Дина Рубина: Спасибо большое! Я поздравляю всех, кто привык читать книги.