Промышленная безопасность: как вести себя в экстремальной ситуации на предприятии?

Гости
Денис Пак
руководитель по обучению компании «Миллениум»
Владимир Надеин
член Комитета ТПП РФ по промбезопасности, генеральный директор ООО «Нефтяная и газовая безопасность-энергодиагностика»

Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем о российских предприятиях, работающих на территории нашей страны и производящих продукцию, поставляющих ее и на экспорт, и по России. Сегодня программа не совсем обычная, мы хотим поговорить о промышленной безопасности. Мы не задумываемся о том, что есть опасные производства, на которых трудятся люди, рискуя своей жизнью, бывают всякие случаи. В Южно-Сахалинске я сняла сюжет о компании «Миллениум», которая обучает как раз людей действовать в непредвиденных ситуациях: как выйти из задымленного помещения, как вести себя, если вертолет упал в воду, и так далее. Это очень важно, это наши с вами жизни, ими нужно дорожить.

Сегодня в гостях у меня Денис Пак, руководитель по обучению компании «Миллениум», – Денис, здравствуйте.

Денис Пак: Здравствуйте, Марина.

Марина Калинина: И Владимир Александрович Надеин, член Комитета Торгово-промышленной палаты по промбезопасности, генеральный директор компании «Нефтяная и газовая безопасность-энергодиагностика». Владимир Александрович, здравствуйте.

Владимир Надеин: Здравствуйте.

Марина Калинина: Давайте посмотрим небольшой сюжет о компании «Миллениум», а потом поговорим. И вам вопрос к размышлению: обязательное обучение по охране труда – это формальность или необходимость? Давайте порассуждаем на эту тему: пишите, звоните, в прямом эфире будем общаться.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: В общем, конечно, страшновато даже на тренажерах это смотреть, а если представить, что человек может реально оказаться в такой ситуации, вообще как не запаниковать, как себя спасти и еще при возможности спасти других людей… Нам уже активно пишут, вот из Рязанской области сообщение: «Охрана труда – это формальная необходимость, всерьез никто не воспринимает, но журнал-инструктаж ведется. Скоро уже на пенсию, ни разу не было нормального инструктажа».

Вот ваша компания занимается этим профессионально. На что вы делаете основной акцент? Как научить человека, чтобы он взял себя в руки, не запаниковал? Я, например, даже не знаю, как управлять огнетушителем: я понимаю теоретически, но практически, столкнись я с такой ситуацией, я не знаю.

Денис Пак: Во-первых, я, наверное, соглашусь с этим комментарием, потому что, к сожалению, достаточно часто бывает так, что организация обучению как охране труда, так и, скажем, пожарной безопасности проводится достаточно формально. Именно дело в том, что люди ставят подпись, их после этого кто-то, некоторые компании допускают к работе. Мы тоже все понимаем, что наличие корочки пока еще никого никогда не защитило.

Соответственно, наша цель, которую мы поставили… Мы относительно недавно работаем, несколько лет на этом рынке, но цель у нас для всего обучения в принципе заключается в чем? Мы всегда базируемся на трех принципах. Мало того, что мы объясняем… Мы объясним, мы покажем и мы все-таки просим всех наших слушателей поучаствовать в этих вещах. То есть если вы упомянули ту же самую пожарную безопасность, мы не покажем им плакаты и не расскажем просто, как это все работает, просто им не покажем видео: мы дадим огнетушители, мы сделаем для них огонь в симулируемой, контролируемой постановке, и они фактически все это попробуют сделать.

То же самое касается всех остальных тренингов, которые у нас проводятся, как вы видели на видео. Может быть, кто-то ограничивается, допустим, простым объяснением, в нашем случае все вот эти здания, бассейн, все вот эти сооружения, которые у нас построены, именно были нацелены на то, чтобы люди практически поучаствовали во всем этом, чтобы у них был вот этот тот самый навык, который необходим. Мы все понимаем, что в реальной ситуации все может быть по-другому, но тем не менее само основание, сам вот этот базис по практическим умениям у них должен быть. Мы, собственно, вот это активно пропагандируем, что люди участвуют.

Марина Калинина: Понятно.

Владимир Александрович, вы как нефтяник со стажем, насколько вообще важна безопасность именно в этой отрасли? Я так понимаю, что вы за свою жизнь много повидали.

Владимир Надеин: Да, Марина. Безопасность является основным принципом освоения нефтяных и газовых месторождений, но особенно безопасность важна в освоении шельфовых месторождений, морских, арктических, то, что нам предстоит в ближайшее время. Потому что сегодня в России находится в эксплуатации 10 платформ. Первый признак безопасности – это экологическая безопасность, все 10 платформ работают с нулевым сбросом, то есть это экологическая безопасность. Второе… Естественно, то, что сказал Денис, – это подготовка персонала к работе в море, подготовка, но не только в море.

Марина Калинина: Это же одна из опаснейших профессий.

Владимир Надеин: Не только в море. Безопасность по-нашему должна соблюдаться и на суше, и при строительстве домов, и в сельском хозяйстве. Иногда смотришь, машинист этого трактора попал под трактор только из-за того, что он не соблюдает элементарные правила. И здесь, естественно, не только пропаганда безопасности, но и потребность внутренняя человека должна также быть, потому что без внутренней потребности, как правильно сказал Денис, ради галочки, прошел обучение – это все может привести к тому, к чему приводят многочисленные случаи. В автотранспорте, если вы посмотрите, что сегодня делается на том же Сахалине в области автомобильной безопасности, там очень и очень строгий контроль за… Прежде чем… Вы это знаете, Денис.

Денис Пак: Да.

Владимир Надеин: На Сахалине это особенно. Главное – с тем, чтобы была внутренняя потребность у специалиста, у человека к соблюдению безопасности.

Марина Калинина: Вы знаете, меня пугают наши сообщения, которые приходят. Из Ленинградской области: «Конечно, формальность. У нас на производстве нет даже аптечки сейчас». Ярославская область пишет: «Всегда, ежегодно нужно проверять работников на профпригодность, чего не делается». Из Чувашии сообщение: «Какие действия инженеры по охране труда, если начальство заставляет лезть на лестницу высотой 3 метра, а у рабочего нет никакой отметки в медкнижке о допуске к высотным работам?» Вообще какие-то страшные вещи происходят.

У нас есть звонок из Перми, Андрей нам дозвонился. Андрей, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста, добрый день.

Зритель: Я считаю, что техника безопасности, охрана труда очень нужны. Я вот поддерживаю выступающих, Владимира. Он говорил правильно. Мне друг помог и спас жизнь, правда, я находился уже в быту, но благодаря охране труда и технике безопасности. Владимир говорил очень правильно. Я подавился, но благодаря занятиям по охране труда друг схватил меня сзади, надавил на ребра, и я стал дышать, у меня не дышал ни рот, ни нос. Понимаете, охрана труда жизненно необходима в высших учебных заведениях, технических учебных заведениях, чтобы молодежь знала и могла и в производстве, и в быту оказать помощь. Я просто благодарен за то, что он спас мне жизнь. Спасибо моему товарищу Андрею и вам, что вы этим занимаетесь.

Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок.

Владимир Надеин: Спасибо.

Марина Калинина: Действительно, жизненная ситуация.

Денис Пак: Да, конечно.

Марина Калинина: Денис, я хотела спросить: а как вообще сами компании относятся? Вот Владимир Александрович сказал, что человек должен понимать, но человек за свою жизнь должен бороться и ее охранять. А как сами компании относятся вообще, с которым вы работаете, к технике безопасности?

Денис Пак: Ну вот Владимир Александрович упомянул Сахалин как некое, скажем, передовое место в области охраны труда. Я соглашусь. И почему? Потому что компании, которые там работают, в то время, когда эти проекты только начались, было большое количество компаний других из разных стран. И вот надо признать, что вот есть такая проблема в нашей стране…

Марина Калинина: Мы все-таки какие-то безалаберные, да?

Денис Пак: Собственно, комментарии, о которых вы говорили, люди говорят, что это формальность. Те компании, которые начинали когда-то работать у нас на острове, для них это было неприемлемо. Собственно, с них началось такое очень активное развитие в области охраны труда, промышленной безопасности, поэтому до сих пор на Сахалине есть некоторые стандарты, которые очень высокие. Я вот могу сказать, что компании, которые там работают, как вы сказали, они на это идут, они тратят на это средства, в этом плане они никогда не ограничивают свой персонал, они приходят к нам в достаточно большом количестве, у нас всегда много людей, которые обучаются. То есть я могу сказать, что да, они все очень активно в этом направлении работают. Не везде, как мы видим, к сожалению, не по всей стране так.

Но я вот тоже хочу сказать, что когда я начал работать в области охраны труда, могу сказать, что положительные изменения есть в любом случае. Мне вот повезло, я поработал на некоторых объектах и на Сахалине, и на материке, в том числе на ямальской стройке. Я могу сказать, что ситуация в стране потихоньку меняется; далеко не так быстро, как нам бы хотелось, но тем не менее определенные изменения мы все-таки видим, они положительные. Все-таки будем надеяться, что вот этот опыт, который мы перенимаем у других стран, мы все-таки успешно внедрим, и охрана труда будет не просто какой-то пустой звук, а вот, собственно, обучение охране труда, как сказал человек, который звонил. В конечном итоге это действительно может спасти жизнь.

Марина Калинина: Ну вот продолжают сыпаться сообщения, все говорят, что это формальность чистая.

Денис Пак: Да?

Марина Калинина: Что вообще государство в этом плане? Оно может как-то повлиять на компанию, чтобы это была не формальность?

Владимир Надеин: Государство… Если взять… Вы понимаете, безопасностей много: пожарная безопасность, экологическая безопасность, промышленная безопасность. И сегодня государство затрачивает огромные средства на анализ контрольно-надзорной деятельности, и сегодня ответственность за обеспечение этих безопасностей должен нести собственник производства, потому что…

Марина Калинина: Да, но, к сожалению, не всегда это так получается.

Владимир Надеин: Получается да, Марина, не всегда это получается. Но сегодня есть премии со стороны государства, которые даются предприятиям, которые, например, 1 285 дней без…

Марина Калинина: …безаварийной работы, да?

Владимир Надеин: Даже не аварийной, без болезни, потому что безопасность – это в том числе когда работник этого предприятия на самом предприятии так же поднадзорен с точки зрения хорошей воды, хорошей столовой, хорошего обслуживания. Это тоже безопасность. И имеются предприятия уже в стране, которые… Если взять завод «СПГ» на Сахалине, там, я не помню, 20 или сколько-то тысяч часов без инцидента. Это тот показатель, который характеризует комплексную безопасность этого предприятия.

Марина Калинина: Ну смотрите, мы сейчас все-таки как-то ушли немножко в нефть и газ. Но дело все в том, что если в нефтегазовых компаниях все-таки это как-то контролируется, то в других отраслях, например, в сельском хозяйстве, я не думаю, что вообще есть такое обучение.

Денис Пак: Да, вот в сельском хозяйстве, наверное, такого нет…

Марина Калинина: В строительстве том же самом.

Денис Пак: В строительстве, наверное, тоже. Но здесь видите еще какой момент? Как сказал Владимир Александрович, законодательно все владельцы компаний, люди, которые организовывают работу, обязаны это делать, они обязаны проводить, скажем, обучать своих людей. Другой вопрос, что кто-то старается отделаться вот этой вот галочкой, в чем, конечно, ничего хорошего нет…

Владимир Надеин: Необходимо уйти от формализма.

Денис Пак: Да.

Владимир Надеин: От формализма, который…

Марина Калинина: Вопрос, как? Вот вы сидите, два специалиста – как это сделать?

Денис Пак: Ну смотрите, допустим, одна из вещей, которую мы как учебный центр, все-таки это то, чем мы, как вы сказали, профессионально занимаемся. Вот у нас сейчас есть план, который мы хотим у себя в городе внедрить, мы собираемся проводить обучение по пожарной безопасности и оказанию первой помощи для учителей средних школ. При этом мы сейчас ищем партнеров, для того чтобы этот проект внедрить в жизнь. Почему? Потому что средние школы, там огромное количество детей, мы все это понимаем, бюджет у школ достаточно ограниченный, поэтому как-то самостоятельно организовать подобное обучение с использованием средств, тех же огнетушителей, специальных манекенов, для того чтобы люди умели оказать первую помощь, – они, к сожалению, достаточно ограничены в этом, не у всех есть такая возможность. Поэтому со своей стороны мы сейчас планируем развить этот проект, мы будем это для них делать. Соответственно, это будет бесплатно для самих школ, но вот эти знания мы хотим привнести именно в эту отрасль, в среднюю школу.

Владимир Надеин: То есть вы хотите идти через как бы благотворительность для школ?

Денис Пак: Ну да, да.

Владимир Надеин: Через благотворительность.

Денис Пак: Да, это будет такой гуманитарный благотворительный проект.

Владимир Надеин: Это будет ваш вклад как благотворительность в обучение безопасности в школах.

Денис Пак: Да.

Владимир Надеин: Потому что довольно-таки много пожарных случаев бывает в школах.

Денис Пак: Конечно.

Марина Калинина: Давайте послушаем, у нас есть еще один звонок, Олег нам дозвонился из Санкт-Петербурга. Олег, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: Ну вот я хотел бы поговорить с участниками передачи, с такими уважаемыми людьми о том, что, допустим, у нас есть обучение по высоте. Я работаю электромонтером на предприятии, и часто так бывает, что наши какие-то работы, которые проводятся, не обеспечиваются руководством, допустим, какими-то инструментами, не обеспечиваются правильными лестницами, подмостями или люльками. И если, допустим, ты выполняешь работу, то это все на свой страх и риск, а если ты не хочешь выполнять работу, тебе говорят, что ты работать не хочешь. Но обеспечивать они не хотят хорошими, качественными вот этими приборами и лестницами. Вот как быть нам, допустим, в этот момент? Или отказываться, или выполнять работу, но с нарушениями? Как вы считаете?

Марина Калинина: Спасибо. Ну вот конкретный вопрос. Как быть?

Владимир Надеин: Ну Олег, если ваша работа застрахована, если вы как специалист видите, что она связана с большим риском без тех приспособлений, которые необходимы в соответствии с правилами обеспечения выполнения этих работ, потому что любая работа описана, операция, которая вам нужна, или заменить изолятор, или свести какие-то два кабеля, связанная с высотой и у вас отсутствует лестница, а вам предлагают табуретку, – естественно, вы вправе отказаться, и любой суд вас защитит, потому что вы не хотите нарушать правила и приносить в том числе, если случится несчастный случай, убыток этому предприятию, тому же самому хозяину, который заставляет вас в нарушение правил безопасности лезть и производить работы не в соответствии с теми нормами и правилами, которые установлены государством.

Марина Калинина: Ну что? У нас буквально 20 секунд осталось. Я вас хочу поблагодарить, успехов вам. Но, к сожалению, по сообщениям, которые приходят на наш SMS-портал, все-таки это формальность для большинства людей пока. Но надеюсь, что вашими усилиями эта ситуация изменится.

Денис Пак: Будем стараться.

Владимир Надеин: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо еще раз за эту беседу. У нас в гостях был Денис Пак, руководитель по обучению компании «Миллениум», и Владимир Александрович Надеин, член Комитета Торгово-промышленной палаты по промбезопасности.

Ну и сейчас производственные портреты.