Лечение гайморита народными средствами - аналог пляски вприсядку со сломанной ногой

Гости
Владимир Зайцев
лор-врач высшей категории, кандидат медицинских наук, руководитель ЛОР клиники

Мария Карпова: Корень цикламены, золотой ус, сок каланхоэ, сок чеснока, отвар лаврового листа, масло черного тмина, масло туи, турунды из каштана, масло конского каштана, сок черной редьки, аппликации из глины.

Петр Кузнецов: Состав аппаратный сейчас был?

Мария Карпова: Нет. Это все народные средства лечения гайморита.

Петр Кузнецов: Наконец-то мы их узнали всех.

Мария Карпова: Кстати, вчера готовились к сегодняшней программе, выяснилось, что у нас чуть ли не каждый, даже не каждый второй, чуть ли не все сталкивались вот с этим отвратительным, неприятным заболеванием.

Петр Кузнецов: Я сталкивался, Мария сталкивалась и, сколько там по статистике еще людей? Многие из нас, не удивительно это все.

Мария Карпова: Да. Потому что статистика говорит сама за себя.

Петр Кузнецов: В России с этим диагнозом сталкивается примерно, вот, наконец-то, я нашел эти цифры. 10 миллионов человек. Но это только те, кто обращается к врачам. Есть те, кто лечится соком каланхоэ.

Мария Карпова: Ну, это то, что я назвала.

Петр Кузнецов: Вот еще да, вот этим. Между прочим, если не лечить гайморит, это может привести к множеству осложнений, например, к менингиту.

Мария Карпова: Менингит, между прочим.

Петр Кузнецов: Вот, менингит начинается с гайморита.

Мария Карпова: У нас в студии Владимир Михайлович Зайцев, лор-врач.

Петр Кузнецов: Нужно скорее все это останавливать. Вдруг он… Здравствуйте, Владимир Михайлович!

Мария Карпова: Сейчас все выяснится.

Владимир Зайцев: Доброе утро!

Петр Кузнецов: Все у нас сейчас уже начинается.

Мария Карпова: Мне не очень хотелось к вам идти из-за этого.

Владимир Зайцев: Ну, я отодвину лоток чуть подальше.

Петр Кузнецов: Мы сейчас будем проверять, есть ли у нее?

Мария Карпова: Нет, не надо проверять. Действительно, народными, во-первых, народными средствами можно его лечить?

Владимир Зайцев: Нет. Ну, друзья мои, будем честны. Вот все, что вы перечислили.

Мария Карпова: Да.

Владимир Зайцев: Ну, представьте себе. Это примерно аналог, если перелом ноги, а мы говорим: «Слушай, танцуй вприсядку!». Вот.

Мария Карпова: Понятно. Ну то есть, не слушайте.

Владимир Зайцев: Слизистая… Не слушайте. Слушайте доктора в вашем городе, обращайтесь. У вас же сейчас рубрика «Кто вам когда помог», да, там что-то?

Мария Карпова: Да-да-да, об этом тоже, кстати.

Владимир Зайцев: Я постараюсь вам помочь и рассказать.

Мария Карпова: Что там Петр осматривает? Что это такое? Я так понимаю, это…

Петр Кузнецов: Что мне доставили. Я сейчас поверну к вам.

Мария Карпова: Это как раз те пазухи, которые воспаляются…

Владимир Зайцев: Все очень просто, на самом деле. Смотрите, как все просто. Полость носа.

Петр Кузнецов: Так. Покажите. А можно поближе взять?

Владимир Зайцев: Покрупнее.

Петр Кузнецов: Вот, прекрасно. А то как будто кусок мяса вы держите, издалека кажется.

Владимир Зайцев: Ну, если начать делать операцию, то по факту так и получается. Ну хорошо, не будем шутить. В полости носа есть зона обонятельная, вот я так ручкой отделяю, верхняя часть. И люди, у которых проблема с обонянием, вот она где проблема. А нижняя половина носа – это зона дыхательная, то есть воздушные массы не заходят вот таким вот образом.

И воспаления не должно быть ни сверху, ни снизу. Как сигналы у светофора, есть носовые раковины. То есть, у нас красный, желтый, зеленый, а здесь нижняя, средняя, верхняя носовая раковина. И под средней носовой раковиной открывается соустие. Дырочка. Вот у вас, кстати, хорошо там она просверлена, показана. Здесь ее нет, но по факту она есть. Отверстие, которое соединяет гайморову пазуху и полость носа.

Если мы перевернем, то вот это как раз половина гайморовой пазухи. Вот она, дорогая. И будет отверстие, которое тоже покрыто слизистой оболочкой. И если слизистая эта отекает, возникает полный блок соустия или частичный блок соустия. То, собственно говоря, через некоторое время гайморит и разовьется.

Мария Карпова: Тогда очень болит вот здесь вот, да?

Владимир Зайцев: Совершенно верно.

Мария Карпова: И вот здесь еще.

Владимир Зайцев: А это уже фронтит. Лобные пазухи – вот они.

Мария Карпова: А, это считается, что, гайморит – это когда вот эти пазухи воспалены и болят?

Владимир Зайцев: Да, совершенно верно.

Мария Карпова: Какие еще симптомы, кроме боли? Температура, насморк, естественно?

Владимир Зайцев: Температура может быть. Начинает отекать нижнее веко при гайморите. Если отекает верхнее веко, думайте о фронтите, потому что лобная пазуха сверху. Гайморова пазуха на уровне щеки. Давящая боль. То есть, невозможно завязать шнурки или там вымыть пол. Выделения из носа. Могут быть гнойные, зловонные, в каком-то невероятно большом количестве. Стекают гнойные массы по задней стенке глотки. Тоже ничего хорошего в этом нет.

Я думаю, что достаточно уже. Ну, конечно, будет картина крови, если общий анализ крови взять. И на рентгене, собственно говоря, будет уровень жидкости.

Мария Карпова: А только рентгеном выявляют? Или еще есть какие-то методы?

Владимир Зайцев: Три варианта. Первый – это рентгенологический снимок, ну, наверное, самый частый. Сейчас появилось синуссканирование, ультразвуковое сканирование пазух носа. Хорошая штука, потому что можно сделать и в квартире, и доктор может прийти в другое отделение.

Нет лучевой нагрузки. Синускан работает по типу эхолота. Вот эхолот, он измеряет дно и наличие рыбы, да? Вот синускан работает точно так же. То есть, ультразвуковой сигнал отражается от задней стенки и возвращается. И в режиме онлайн мы видим, собственно говоря, есть воспаление или нет, гнойное воспаление или катаральное.

Есть основная пазуха. И болит тогда затылок. То есть, еще. То есть, мы, как бы, про гайморит начали говорить, но мы все пазухи разберем. Про гайморову пазуху сказали, про лобную пазуху сказали.

Мария Карпова: Начали с синоидальной.

Владимир Зайцев: Синоидальная, вот она.

Мария Карпова: Это где-то здесь уже, глубже?

Владимир Зайцев: Это очень глубоко. Это самая середина черепа. И если…

Петр Кузнецов: Это серьезно, да?

Владимир Зайцев: И если начинается, то дело плохо.

Мария Карпова: А у меня был. Ой, почему я об этом так весело сказала?

Владимир Зайцев: Да? Потому что благополучно…

Петр Кузнецов: Потому что был. Владимир Михайлович, а… Был у тебя, проколы что ли прямо были?

Мария Карпова: Нет, мне делали проколы, как… Кстати, насчет вот этого ужасного слова «проколы». Это один из методов лечения. Говорят, что вот это все ухудшилось, ну, как мне говорили, из-за того, что в детстве прокалывали несколько раз эти пазухи.

Владимир Зайцев: Нет, нет, нет. Не согласен.

Петр Кузнецов: Я просто. Я еще добавлю. Я этого избежал. Вот мне интересно. Ну, у меня просто запаниковали родители. И, в общем, там было предпрокалы…

Владимир Зайцев: Предпрокольное состояние.

Петр Кузнецов: Предпрокольное состояние. То есть, я не помню, это предпрокольное, значит, гайморит у меня был подтвержден? Я просто, мне мало было лет. Я этого избежал, они испугались, что будет. Вот это хорошо или нет? Или я просто эту проблему до сих пор ношу в себе?

Владимир Зайцев: Ну, если сейчас сказать постфактум, хорошо. Ну, потому что вы живы-здоровы, у вас нет каких-то жутких проблем, что когда. Ну, когда у человека все плохо, он видит, лор-врач, и он прямо: «Ой-ой-ой, подожди, подожди, у меня, там, вопросы, вопросы, вопросы». Это человеку плохо. Если вы так за мной не бежите, значит, ну, не совсем все плохо.

В вашем случае, наверное, родители приняли правильное решение, такую выжидательную тактику. Дождались, когда соустье, то, с чего мы начинали, оно открылось, воспаление стихло и вот это гнойные выделения, ну, отсморкали, грубо говоря, они сами вышли и по задней стенке глотки, и в носовой платок.

Но, когда гной вязкий, когда уровень гноя уже занимает половину пазухи или больше, понятно, что никаким там вакуум-дренажом, вакуумными промываниями не спастись, тогда мы ручку убираем в сторону и берем в руку уже, увы, увы, иглу Куликовского.

Мария Карпова: Меня держали несколько врачей.

Петр Кузнецов: Вот, тебе так делали, в итоге, да?

Владимир Зайцев: Неприятно.

Мария Карпова: Очень неприятно. Поэтому надо вовремя лечить.

Владимир Зайцев: Вовремя лечить, это раз, конечно, конечно. Но, видите как, ассоциация стоматолога, ну что? Я сейчас к нему сяду в кресло, он тут же начнет мне, значит, сверлить. Как, вот «здрасьте» скажут и просверлят. Если мы говорим про лор-врача. Лор говорит: «Здравствуйте!», там, молча берет иглу Куликовского и тут же прокалывает. Ну, что он еще умеет делать?

Мария Карпова: Рука набита, да.

Владимир Зайцев: Вот именно. А вариант, на самом деле, вакуумных… Вариантов лечения синусита, их три. Это, я не знаю, как, поскольку держу иглу, поэтому и говорю: это пункция гайморовой пазухи. Но это не на первом месте. Это вакуумное промывание носовых пазух.

Мария Карпова: Это кукушка!

Владимир Зайцев: Это кукушка.

Мария Карпова: Почему «кукушка», потому что, когда вот этой вот…

Владимир Зайцев: Оливой.

Мария Карпова: Прикладывают к носу, надо говорить: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Владимир Зайцев: А зачем?

Мария Карпова: Не знаю.

Петр Кузнецов: Это после прокола у тебя?

Мария Карпова: Я догадываюсь, чтобы носом не дышать.

Владимир Зайцев: Нет. Мягкое небо начинает двигаться. Вот певцы и пловцы могут так делать и мягким небом перекрывать вход в носоглотку.

Мария Карпова: Я тоже так могу, оказывается.

Владимир Зайцев: Вот. Куковать не надо. А иногда пациенту сложно объяснить, как так сделать, чтоб вода не поступала. Но буква «к» и гласная начинают прикрывать мягким небом носоглотку, и раствор не течет в горло. Человек не поперхивается, не захлебывается. Плюс, он отвлекается. Все-таки механически отвлекается.

Ну, и третья методика.

Мария Карпова: Да. Пункция, «кукушка».

Владимир Зайцев: И ямик-катетеризация. Вот у нас ямик-катетер, красивый. Мы его по форме носа, наверное, вот так будет показательно, если мы покажем. Через полость носа он входит. Один его…

Петр Кузнецов: Самостоятельно можно?

Владимир Зайцев: Нет, нет, это делает доктор.

Петр Кузнецов: Это важно потому что.

Владимир Зайцев: Да. Хорошо, что спросили. Потому что, не дай Бог, побегут покупать медтехнику. Перекрывается одним воздушным шариком носоглотка, перекрывается с другой стороны, здесь тоже раздувается, преддверие носа, и по третьему каналу доктор имеет возможность промыть, ну, только одну половину носа, на стороне поражения. И поэтому это хорошо при гемисинусите. «Геми» – это сторона по-латыни. Когда воспалена и лобная пазуха, и гайморова пазуха, и клетки решетчатого лабиринта тоже могут быть воспалены. Вот. Но.

Петр Кузнецов: Владимир Михайлович, я думал, что, извините, что, я думал, сейчас, знаете, чем закончится? Перекрывается пазуха и спрашивается: «Где деньги, говори! Где деньги?».

Мария Карпова: Владимир Михайлович, еще буквально пару советов, как этого избежать. Вот профилактически что можно сделать, чтобы все-таки не доводить дело до гайморита?

Владимир Зайцев: Да, вопрос отличный. Надо следить за своим носовым дыханием. Не должно быть много выделений из носа, не должно быть сухости в полости носа. Второе: не подсаживаться на сосудосуживающие капли. Они все-таки дешевые, там, 80 рублей или 50 рублей, это не та цена на сегодняшний день, то есть, каждый человек может себе позволить. Действуют мгновенно, но это не выход, к сожалению, это не выход.

Решать вопрос с искривленной перегородкой носа. Здесь она не представлена, но она делит.

Мария Карпова: Тоже да.

Владимир Зайцев: Это важно, чтобы нос дышал.

Петр Кузнецов: Тоже проблема частая.

Владимир Зайцев: И решать вопрос с нижними носовыми раковинами. Чтобы носовые раковины были небольшого размера, чтобы это давало возможность носовому дыханию.

Мария Карпова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Два вопроса. Нет, не спасибо, два вопроса, передача интерактивная, люди хотят здесь и сейчас все знать.

Мария Карпова: Я так заслушалась, что я забыла о зрителях.

Петр Кузнецов: Да, да, да, конечно. «Можно ли навсегда избавиться от хронического гайморита? Болею по два-три раза за год», Астраханская область.

Владимир Зайцев: Можно, можно. Нужно поставить этот вопрос во главу угла. Прийти к доктору и сказать: «Доктор, скажите мне, пожалуйста, пошагово мои действия. Что я должна сделать?». И доктор рассказывает: «Вам нужно соперировать перегородку носа», а другому человеку: «Решить вопрос с носовыми раковинами», а третьему: «Сделать микрогайморотомию либо расширить соустья». Вот.

Можно вот весь сегодняшний эфир посвятить вопросам гайморита, риносинусита, стекания слизи по задней стенке глотки.

Петр Кузнецов: А то нет. Нам пишут: «Это все здорово. Но мы просто завтракаем».

Владимир Зайцев: А. Тогда мы будем скоро заканчивать.

Мария Карпова: Спасибо большое! Владимир Зайцев был у нас сегодня в студии, лор-врач высшей категории.