Увидим ли берег турецкий, или Как организовать интересный отдых в России

Гости
Сергей Ромашкин
вице-президент Ассоциации туроператоров России
Михаил Мальцев
глава уральского отделения Российского Союза туриндустрии (г. Екатеринбург)
Арсений Аредов
эксперт в сфере развития туризма в России, туроператор, гид

Дмитрий Лысков: А вот и продолжение программы «ОТРажение». Мы работаем в прямом эфире, дневное информационное вещание. Наши телезрители беспокоятся о Тамаре Шорниковой. Напоминаю, что она, к сожалению, приболела, ничего серьезного, не волнуйтесь. Ну а сегодня в мужском обществе.

И вот какую тему мы будем обсуждать сейчас. Россия снимает ковидные ограничения и возобновляет авиасообщения с 52 странами мира. Вот только хорошо это или плохо в преддверии сезона отпусков? Цены на заграничные перелеты, будем объективны, очень кусаются. Зато внутри страны говорят о снижении цен на авиабилеты.

Увидим ли мы берег турецкий? Куда податься отдыхающему? Поговорим об этом прямо сейчас. К нам присоединяется Сергей Ромашкин, генеральный директор туристической компании «Дельфин». Здравствуйте!

Сергей Ромашкин: Здравствуйте!

Дмитрий Лысков: Сергей Анатольевич, ну, небольшой от вас экскурс хочу я услышать. Что творится сейчас на туристическом рынке, ну, если угодно, в целом?

Сергей Ромашкин: Ну я бы начал с того, что, наверное, около 70 или 80% продаж в текущей ситуации – это путешествия по России. Здесь и майские праздники не за горами, и летние туры очень активно бронируются. Ну, лидеры прежние. Это Краснодарский край, в особенности еще и потому, что Сочи сейчас – фактически единственный аэропорт на нашем Черном море, который продолжает функционировать. Вы знаете, там частичные закрыты аэропорты юга до 7 апреля пока.

Из зарубежных стран, ну, туристы надеются все-таки на активизацию полетов в Турцию и Египет. Это два важнейших массовых направления. Пока там дела движутся довольно напряженно. Да, и вы правы, цены на перелеты растут за рубеж. В силу этого вот путевки, скажем, в Анталью или там в Шарм-эль-Шейх подорожали за последние два месяца, наверное, процентов на сорок.

Дмитрий Лысков: Ну, я посмотрел цены на авиаперелеты. Через Турцию если лететь, то там до 300 тысяч доходит, если туда и обратно. Это же вообще совершенно же неподъемные цены.

Сергей Ромашкин: Ну, мы все-таки ориентируемся не на регулярные рейсы там экзотических или азиатских перевозчиков, да? Сейчас у наших перевозчиков, авиаперевозчиков такие серьезные проблемы. Вы знаете, с самолетами и с разрешениями на полеты, и сложности с самолетами в аэропортах за рубежом.

Вот если ориентироваться на чартерные рейсы, которые сейчас заявлены со стороны некоторых крупных российских туроператоров, то мы можем рассчитывать все-таки слетать на неделю в Египет или в Турцию за 80-100 тысяч, ну, на двоих за неделю пока что.

Ну, цена, конечно, выше, чем она была год назад, и выше, чем она была в феврале. Но все-таки 80-100 тысяч на двоих, мне кажется, в текущей ситуации какая-то разумная цена.

Дмитрий Лысков: Вообще зарубежные направления сейчас хоть каким-то спросом пользуются?

Сергей Ромашкин: Конечно. Потому что предложение очень невелико. Куда мы можем сейчас полететь? Ну, Дубай, может быть, Саудовская Аравия, вот Египет, Турция, да? То есть, у нас осталось 4-5 стран, куда можно полететь. А спрос все-таки был большой.

Единственная проблема сейчас у туристов, вы знаете, да, поскольку наши карты Visa и Mastercard отключены, то мы сейчас рекомендуем туристам все-таки по максимуму заказывать здесь, в России, оплачивать рублями туристической компании, с тем, чтобы потом, по возможности, избежать каких-то крупных трат, взяв с собой 100-200 долларов на какие-то сувениры наличными.

Дмитрий Лысков: Сергей Анатольевич, ну вот тоже сразу, чтобы не уйти от этой темы, хочу уточнить. Насколько ведь я понимаю, отключены Visa, Mastercard банков, которые попали под санкции. У нас не все банки попали под санкции.

И было даже специальное разъяснение нашего Центробанка. Вы можете лететь за границу с картами банков, не попавших под санкции, там снимать наличную валюту. Это по-прежнему действует? Это так?

Сергей Ромашкин: Ну вот наш опыт и опыт наших туристов показывает, что, поскольку фактически эти разрешения выдают банки принимающей стране, они сейчас обеспокоены вот этим санкционным фоном, то часто туристы, обладающие картами даже тех банков, которые не под санкциями, ну, там не будем их называть, тем не менее, у них проблемы со снятием наличных и с оплатой каких-то услуг на месте.

Поэтому лучше бронировать все по максимуму в России, ну, в пределе не тратить ничего в поездке дополнительно.

Дмитрий Лысков: Ну вот это важное уточнение, чтобы действительно наши с вами сограждане не попали в неудобную ситуацию с картами за рубежом.

Почему еще спросил про заграничные направления, зарубежные направления путешествий? Ну мы видим сейчас, что Франция, например, объявила о том, что будет выдавать туристические визы россиянам, ряд других стран.

Европа, другие страны, они, в принципе, заинтересованы в российском туризме? Можете вы оценить, какие потери вот от отсутствия российского туризма потенциального, в туристические сезоны в горячие понесут страны, которые от нас закрываются?

Сергей Ромашкин: Ну да, такая оценка уже сделана. Они потеряют от 7 до 10 миллиардов долларов прямо в этом году, поскольку они ожидали активизации спроса, связанной с отменой антиковидных ограничений. Их потихонечку снимают, да, но мы понимаем, что наши туристы уже не поедут в этом году, вероятно, в Европу никуда.

И, соответственно, там потери будут до 10 миллиардов долларов. Соответственно, в выигрыше окажутся те страны, которые нас принимают, которые нам рады. И которые понимают, что российский турист всегда был, будет. И с нами можно работать в любой ситуации.

Дмитрий Лысков: Ну, нет худа без добра. И эти 10 миллиардов останутся в стране. И вот наши телезрители пишут. Архангельская область: «Куда ехать с такой русофобией? Опасно для здоровья и жизни». И это действительно серьезные опасения.

Я общался тут со знакомыми, которые регулярно путешествуют за границу. И у них тоже опасения, говорят: «Куда сейчас ехать за границу? Чтоб тебе в суп плевали, извините, за такую прямоту». Вот в этом отношении опасений в заграничном туризме сейчас много?

Сергей Ромашкин: Ну конечно, нам приятно ездить в те страны, которые если не дружественно к нам относятся, то хотя бы нейтрально, да? Вот на фоне той истерики, которая сейчас происходит, прежде всего, в европейских странах, ну, наверное, туризм сейчас будет совершенно некомфортный.

И я согласен, какие-то повышенные риски. Вот мы слышим от наших туристов, которые перемещаются в Европу вынужденно, ну, или какие-то семейные, или другие задачи, что все-таки и внимание таможенных служб, и пограничных, и какое-то вот такое внутреннее недоверие к нашим туристам, оно проявляется все равно, да.

Можно, как бы, проехать Европу, да, но это некомфортно. И, наверное, имеет смысл подождать. Наша страна велика. Здесь многолетние, там столетние традиции туризма. У нас есть и моря, и горы, и классные санатории с минеральной водой. Вот типа того, что мы видим. Мне кажется, что в этом году имеет смысл сделать паузу и еще раз прокатиться по нашей стране.

Дмитрий Лысков: То есть, даже Турцию, Египет вы сейчас не рекомендуете? Вот чтобы понимать? Чтобы действительно понимать, там тоже возможны эксцессы? Вот с чего мы начали просто, там Турция, Египет.

Сергей Ромашкин: Ну, Турция и Египет мы не ждем никаких эксцессов. Там история разворачивается достаточно медленно. Но это технологическая, это не политические какие-то здесь ограничения. Просто надо чуть больше авиакомпаний, чуть больше рейсов и чуть ниже цену.

Вот здесь мы не ждем никаких проблем. Да, лететь можно. Но, учитывая тут еще вот эти вот финансовые ограничения, связанные с движением валюты и с частичной отменой вот этих вот кредитных карт, я думаю, что, может быть, месяц-два надо сделать паузу и посмотреть, что будет летом. А пока покататься по России.

Дмитрий Лысков: Ну хорошо. А вот открытие авиасообщения с 52 странами с 9 апреля? Что означает эта новость? Наши самолеты, не знаю, полетят в эти 52 страны? Или опять же мы будем пользоваться авиасообщением с третьими странами?

Что у нас со связью? А вот все, восстановилась связь. Прошу прощения. Ну, технические сбои бывают в прямом эфире. Так что означает открытие вот авиасообщений с 52 странами для туристической отрасли?

Сергей Ромашкин: Ну, фактически это означает, что вы теперь можете почти во все эти страны въехать без ПЦР-теста, без справки о вакцинации, без справки о том, что вы переболели. Немножко запоздавшая история, поскольку она относится к прежней жизни, когда мы все болели ковидом.

Сейчас проблема не в том, что отменяются эти коронавирусные ограничения. Кстати, в этом списке стран, если вы его смотрели, там есть и Турция, и Египет, и те страны, в которые уже летают. Там речь о том, что сняты ограничения на количество рейсов, на аэропорты, на, как бы, объем туристов, которым можно путешествовать, на чартерные рейсы.

То есть, это немножко такая внутренняя кухня туризма и авиации, которая сейчас напрямую туристов не затрагивает. Там открылась, скажем, Латинская Америка, да, но сейчас туда никто не полетит, потому что у нас нет самолетов туда полететь.

Вот поэтому здесь это такое послековидное разрешение, да, ситуации, но напрямую она на туризм, на туристах не скажется. Никто сейчас в Аргентину не полетит. Не на чем. И они к нам пока летать не готовы…

Дмитрий Лысков: Ну был, был у меня вопрос следующий: не повлияет ли это на цены? Может быть, упадут? Но получается, не повлияет?

Сергей Ромашкин: Ну смотрите, в росте цен, там два важнейших фактора. Это курс доллара и евро, поскольку все наши расчеты с зарубежными странами идут в этих двух валютах. И все-таки доллар по факту сейчас стоит примерно на 10% дороже, чем два месяца назад. Это неизбежно увеличило стоимость.

И второе. Да, это стоимость авиаперевозки, тем более, если мы летим сейчас транзитом через Стамбул или через Дубай, стоимость перевозки выросла зачастую там в два раза. Ну, с 30 тысяч в Стамбул, там, я не знаю, до 50. Понятно, что все это закладывается в стоимость перелета.

Поэтому летать можно. Да, и мы рады, что эти страны открылись окончательно. Но практической отдачи вот в ближайшие месяц-два получить невозможно. Не на чем летать, или очень дорого.

Дмитрий Лысков: Понятно. Значит, с заграницей действительно лучше повременить. Сергей Анатольевич, ну тогда переходим к нашему внутреннему, действительно, туризму. Как здесь у нас обстоят дела? Вот наши авиакомпании сообщают о понижении цен аж на 30%. Это серьезное подспорье для внутренних путешествий?

Сергей Ромашкин: Ну, конечно, да. Учитывая, что наши отели не так дороги, зачастую была ситуация, когда стоимость перелета превышала стоимость проживания недельного, ну, в том же Сочи. Грубо говоря, там проживание стоило 12-15 тысяч, и перелет столько же.

Вот сейчас мы видим, что некоторые авиакомпании действительно снижают цены на перелеты по России. И ждем обострения конкуренции. А конкуренция – это всегда хорошо для туристов. Когда есть конкуренция, цены обычно падают. Когда на направление выходит монополист, она обычно растет.

Вот здесь мы ждем некоторого снижения цены, ну, или хотя бы стабилизации цен на уровне 2021-го года, когда они тоже были невысоки. В прошлом году мы летали в Сочи за 8-9 тысяч в разгар сезона, в Симферополь, ну, тоже где-то там до 10. Достаточно такая привлекательная цена.

Поэтому ждем, что в этом году спрос на наши курорты вырастет, ну, если не в разы, то на десятки процентов. И сезон обещает быть очень успешным.

Дмитрий Лысков: Так, хорошо, вот вы упомянули Симферополь. Я сразу за это цепляюсь. Авиасообщение на юге России пока все-таки в значительной мере закрыто. Как это повлияет на туристический сезон?

Сергей Ромашкин: Ну понятно, что те люди, которые планировали лететь, да, возможно, откажутся от перелета, поскольку аэропорт не работает. Но в прошлом году в Крыму случилось такое историческое событие. 62% туристов приехали в Крым на личном автотранспорте. Это удивительная, конечно, цифра, да?

В абсолютных цифрах это около 5 миллионов человек прибыли, минуя аэропорт, минуя там железную дорогу. Они хотели проехать через Крымский мост, и сделали это. Поэтому мы ожидаем, что даже в случае закрытого аэропорта значительная часть туристов, ну там, те же 5 миллионов приедут отдыхать на личном транспорте.

Дмитрий Лысков: Ну вот вы сказали, 62% приехало на личном транспорте. Остается еще 38%. Выдержат ли железнодорожные перевозки и Крымский мост такую нагрузку? Я имею в виду такую нагрузку, в плане пробок, естественно, в плане доступности билетов, а не самой инфраструктуры. Понятно, что мост-то, конечно, никуда не денется.

Сергей Ромашкин: Ну, РЖД, честно говоря, пока не очень активно разворачивается в этом направлении. Заявлены дополнительные поезда, но пока мы их не видим в расписании. Я все-таки надеюсь, что в течение апреля мы увидим значительный рост железнодорожной перевозки.

Кроме того, мы сейчас вот обсуждаем с другими туроператорами возможность автобусного переезда в Крым. Это не так долго, как кажется, и даже быстрее, чем поезд. Если поезд идет 26-27 часов сейчас до Симферополя, то у нас есть опыт, там, 23-24 часа на автобусе.

Это комфортабельный автобус с туалетом, мини-кухней, кофеваркой, телевизором. Туристы грузятся там в Москве, в районе Щелковского автовокзала, и через сутки они в Крыму. И не надо никуда таскать свои чемоданы. Вот тоже возможный вариант.

В прежние годы такая перевозка пользовалась спросом. Ну, правда, не в Крым, а в Анапу, в частности, мы возили, в Геленджик. А это тоже вариант. Понятно, что аэропорт, лучше путешествовать быстро, легко и самолетом. Но в этом ситуации мы отрабатываем все варианты и думаем, что туристы приедут.

Дмитрий Лысков: Ну, вообще, странно, конечно, что наши железные дороги не активизируются в этой ситуации. Думаю, ну, вернее, надеюсь, что к летнему периоду ситуация изменится.

Сергей Ромашкин, генеральный директор туристической компании «Дельфин», был с нами на прямой видеосвязи. Ну а сейчас я хочу посмотреть вот небольшую зарисовку. На улицах российских городов наши корреспонденты спросили у простых прохожих: «Часто ли вы путешествуете по России? Что хорошо, что не очень?». И вот давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Дмитрий Лысков: Ну вот такие мнения мы услышали просто на улицах российских городов. И мы обращаемся сейчас к вам, дорогие телезрители, вот хотим устроить небольшой опрос до конца этого часа. Вот путешествия по России. Где вы мечтаете побывать? Пишите, звоните, мы принимаем звонки, ждем ваших смс-ок.

А сейчас к нам присоединяется Арсений Аредов, эксперт в развитии туризма в России, путешественник. Арсений, здравствуйте!

Арсений Аредов: Здравствуйте!

Дмитрий Лысков: Вы эксперт в развитии туризма в России. Вот скажите, пожалуйста, он развивается?

Арсений Аредов: Ну, он начал развиваться еще в допандемийную эпоху. Потом в эпоху, в ковидную эпоху он развивался. Ну и сейчас, соответственно, как мы с вами понимаем, он тоже начинает развиваться. И этот год, наверное, будет самым мощным с точки зрения внутреннего туризма.

Дмитрий Лысков: Ну вот я почему задал такой, казалось бы, банальный вопрос? Потому что вот мы сейчас обсуждали, куда поехать. Сочи, Крым, Крым, Сочи, Сочи, Крым, Крым, Сочи. А что-нибудь кроме этих классических, традиционных курортов в России вообще есть?

Арсений Аредов: Ну, давайте с вами разберемся, почему все говорят про Сочи и про Крым. Все-таки у большинства людей слово «отпуск» ассоциируется с пляжным отдыхом, да? А так случилось, что у нас вообще береговая линия в нашей стране очень маленькая. И пляжного отдыха, как бы, практически-то очень мало.

И действительно, это Крым, Сочи, ну и все, да? Но тем не менее, действительно, если мы говорим про нетрадиционный отдых, лежать на шезлонге и купаться, а про отдых посмотреть на природу, про экскурсионный отдых, то у нас Россия в этом плане обыгрывает, наверное, другие страны.

Потому что мы с вами можем поехать и на Камчатку, мы с вами можем поехать и на Сахалин, можем поехать в Приморье, Владивосток. Можем поехать в Дагестан. Вот, по-моему, одновременно со мной Дагестан показывают. Дагестан в этом году, наверное, ну, в прошлом году, на самом деле, побил все рекорды возможные.

В этом году точно побьет все возможные рекорды, потому что гостиницы все забронированы до конца года в Дагестане, представьте себе. Ну и более локальные места, типа Калининграда, Нижнего Новгорода, Пскова, тоже нельзя, конечно, отменять.

Дмитрий Лысков: Вот вы упомянули береговую линию. Почему-то забыли про Каспийское море. Ведь море, песок, жара. Отчего бы не отдыхать? А там вообще что-нибудь развивается?

Арсений Аредов: Вы правы, действительно, у нас есть Каспийское море. И на нем находятся два города у нас, Махачкала и Дербент в Дагестане. Вообще-то это, Дербент, самый южный город России, кстати. Но море в Дагестане оставляет желать лучшего. В принципе это, если сравнивать с черноморским побережьем, ну, не такое чистое, и не такие комфортные пляжи.

Но тем не менее, тем не менее, люди все равно по чуть-чуть ездят в Дагестан купаться на море. Там нет инфраструктуры, скажем так, курортной.

Дмитрий Лысков: Почему? Вот почему? Казалось бы, такое развитие внутреннего туризма за все время пандемии. Почему там нет инфраструктуры? Вот вы говорите, пляжи там не такие комфортные. Да пляжи можно сделать комфортными. Море очистить, конечно, это другая проблема. Но пляжи-то сделать комфортными, почему нет?

Арсений Аредов: Знаете, ну, это более глобальная проблема. Проблема же не в море, не в Дагестане, а в том, что у нас, чтобы развивать туризм в России, нужно массово строить гостиницы, строить дороги, строить инфраструктуру. И постепенно уменьшать цены на билеты.

Ну, если сейчас мы с вами, последний пункт, он, наверное, обыгрывается сейчас, отыгрывается, потому что очень много стало рейсов в России, и цена, ну, в общем-то, нормальная, покататься сейчас по России. А вот что касается инфраструктуры, это, действительно, должно решаться на более высоком уровне, где-то очень наверху.

Дмитрий Лысков: Ну у нас же вот, мы слушали мнения простых людей. Какие мнения прозвучали? Добираться не очень удобно, дороги не везде слишком хорошие. Цены и инфраструктура, да. Ну вот, что вы имеете в виду, что на более высоком уровне нужно решать эти проблемы?

Для того, чтобы построить гостиницы на морском побережье, это что, на уровне правительства нужно принять решение, построить там гостиницы, очистить пляжи? Так, получается?

Арсений Аредов: Ну, должны быть какие-то субсидии, должны быть какие-то гранты выделены на это, какие-то налоговые льготы, на мой взгляд, должны быть сделаны, выделены деньги. Может быть, это государство должно полностью само участвовать в инвестировании таких, такого строительства.

Потому что частных инвестиций сейчас, ну, просто не хватает. Никто не сможет потратить несколько миллиардов рублей, чтобы построить гостиницу на побережье Каспийского моря. Нет таких денег у людей.

Дмитрий Лысков: Действительно, нет таких денег у людей? Или, есть ведь такая точка зрения, что не строят, потому что исходят из того, что «да и так поедут». И мы сейчас говорим не только о побережье Каспийского моря. Ведь это касается и Крыма, и нашего Черноморского побережья.

Вот есть Сочи, да? А все остальное черноморское побережье у нас как-то, ну, не Сочи, прямо скажем. Нет вот такого вот впечатления, что «да и так поедут, куда им деваться, заграницы-то нет»?

Арсений Аредов: Вы правы, Дмитрий. Действительно, есть такое мнение. Я, как путешественник и организатор туров, могу вам сказать, что действительно это боль такая российская, знать, что вся принимающая сторона в российских регионах говорит: «А зачем мы будем вообще чем-то заниматься, вкладывать деньги? И так поедут. Мы только цены на гостиницы повысим, и так поедут, нормально все будет».

А вложить деньги в обучение персонала, в увеличение сервиса, банально, знаете, там воду поставить в номерах – нет. Для чего? И так едут. И правда едут, на самом деле.

Дмитрий Лысков: А куда деваться? Конечно, едут. Отдыхать хочется.

Арсений Аредов: Это правда. Поэтому от этого никуда не деться, к сожалению.

Дмитрий Лысков: А есть вот какие-то предположения? Как этот порочный круг можно вообще разорвать? Ну, если не требовать от правительства, чтобы оно принудительно, я не знаю, взяло и разорвало его, понастроив гостиниц таких вот.

Арсений Аредов: Мне кажется, люди, принимающая сторона в регионах должна понять, что, как только пандемия закончится, как только откроются границы, как только будет возможность уехать обычным туристам куда-нибудь далеко из России, они перестанут там просто зарабатывать.

А сейчас они понимают, что сейчас у них золотой час. И они понимают, в принципе, что при открытии границ люди поедут и выберут другие регионы, другие страны. И они говорят: «Зачем нам что-то строить? Давайте сейчас денег заработаем на безбедную старость, а дальше – будь как будет».

Это вообще очень похоже, да, на российскую действительность – жить сегодняшним днем и не думать о том, что будет завтра.

Дмитрий Лысков: Ну хорошо. Это что касается, если угодно, там ну вот комфортного туризма, гостиницы, пляжи и так далее. Но ведь вы организатор туров, вы путешественник. Какие еще варианты отдохнуть существуют в России?

Арсений Аредов: Ну, очень много пешеходного туризма. Именно туризма с палатками, пройтись прогуляться с рюкзаками и так далее. Это от нас никуда не уйдет и не денется. Это всегда было в советское время, и останется. И сейчас уровень турпотоков в таком направлении только растет.

Это активные виды отдыха, естественно. Это покататься, если мы говорим про зиму, конечно, да, там про лыжи. Ну, про лето – это тоже очень много всего такого активного.

И это именно экскурсионный туризм, опять же, да? Это все у нас есть, этого много, это развивается. И, соответственно, можно найти любое путешествие на любой случай и на любой карман, что называется. Два дня у тебя есть, три дня или неделя, можешь найти место и возможность, где провести время. То есть, на любой…

Дмитрий Лысков: Это что касается кошелька, да? Арсений, вот на секундочку просто прерву, у нас есть телефонный звонок, Сергей из Ростовской области. Сергей, здравствуйте, вы в прямом эфире.

Зритель: Здравствуйте!

Дмитрий Лысков: Здравствуйте! Вы в прямом эфире. Рассказывайте.

Зритель: Я вас слышу. Смотрите, вот начинаете по туризму говорить у нас, по Российской Федерации, да?

Дмитрий Лысков: Да-да.

Зритель: Вот у меня была мечта попасть на Байкал. А я туда попасть не могу со своими, как говорится, финансами. Дело в том, что у нас зарплаты совсем другие. Мне проще, ну, как сказать вам, съездить в Турцию или на Кипр слетать. У нас дешевле это обходится, чем я съезжу на Байкал. На своей машине со своей семьей съезжу на Байкал.

Дмитрий Лысков: Сергей, спасибо за звонок. Это действительно проблема. Арсений, ну вот как действительно отправиться на Байкал, например, на Камчатку, я боюсь даже об этом и говорить, там такое плечо. Есть какие-то туры по кошельку, чтобы люди смогли отправиться?

Арсений Аредов: Давайте сначала поясним, почему. У нас часто возникают вопросы. Я, когда с туристами разговариваю, они говорят: «Слушай, мы не поедем с тобой на Камчатку, потому что мы на семью должны потратить вместе с билетами, на семью из четырех человек в районе миллиона рублей. Конечно, мы лучше поедем куда-нибудь за границу».

Я им отвечаю: «Друзья, а почему Камчатка, вы считаете, должна стоить дешевле, чем заграница? Это не должно стоить дешевле». Это более уникальная нишевая история. Там действительно очень мало гостиниц, мало рейсов. Там действительно сезон только два месяца в году.

Там все продукты и вся инфраструктура, она строится, ну там, стройматериалы, они все привозятся по воздуху или по воде. Поэтому почему Камчатка или тот же Байкал должны быть дешевле? Я так не согласен. Ну и, кроме того, из Центральной России на Камчатку лететь, если мы говорим про авиабилеты, 8 часов, а до Турции лететь, ну сколько? Там, 3, 3,5, 2 часа, да, из Центральной России.

Поэтому это несравнимая история. Я понимаю, что это разные виды отдыха. По России путешествуют люди, ну, скажем так, действительно, которые много посмотрели мир, посмотрели Европу, и сейчас им хочется чего-то большего, скажем так.

Ну, эта тенденция была в допандемийной эпохе. В пандемийную эпоху начали путешествовать все, потому что больше некуда, да? Поэтому, отвечая на ваш вопрос: куда поехать с меньшим бюджетом? Ну, у нас, действительно, есть очень много регионов, которые не находятся в информационной туристической повестке ежедневной.


Это Новгородская область, Нижегородская область, Ленинградская область, например, та же самая. В которой, в Ленинградской области очень много береговой линии. Конечно, не для отдыха на пляже, но там красиво, там много воды. Это Республика Карелия.

Все центральные регионы подходят для таких коротких бюджетных поездок, куда можно доехать на машине. Там очень много будет интересного. И, что самое главное, там практически будут отсутствовать туристы. Потому что все туристы будут ехать туда, в те места, о которых говорят часто в интернете, о которых пишут в социальных сетях, о которых говорят блогеры.

У нас туризм работает как? Блогер съездил на Алтай, поехали первые люди, все решили поехать тоже на Алтай, потому что все хотят такие же фотографии. Так развивалась Камчатка, так развивался Алтай, так развивалась Мурманская область. Вы, наверное, слышали, все в Териберку съездили после того, как был снят фильм «Левиафан», поехали, сняли и так далее.

А я вам могу сказать, что в России очень много мест, которые не хуже, чем эти, озвученные мною места, но там не будет, практически, туристов. Там будут недорогие гостиницы. И поездка туда обойдется, ну, сильно-сильно дешевле.

Вот лучший пример, который я люблю приводить, – это Архангельская область. Это кладезь, на самом деле, с точки зрения туризма. Летом поехать в Архангельскую область, там и деревянное зодчество, там и местные поверья, там и еда, там и красивые, отличные виды.

И там и выход к морю, потому что Архангельск, мы тоже не забываем, он находится на море. Там есть и история, связанная с путешествием по морю. То есть, там можно походить по воде, под парусом, и так далее. То есть, Архангельская область, это как сейчас один-единственный пример, может заменить с лихвой все те регионы, куда сейчас трудно попасть из-за бюджета.

Дмитрий Лысков: Арсений, ну, вот у нас телезрители отвечают на вопрос, который мы озвучили в самом начале часа, куда они хотят поехать. «Мурманск, увидеть северное сияние», Камчатка, Байкал, «Хибины, были четыре раза, влюблены», вот Архангельская область как раз-таки, да, Камчатка.

Все эти регионы, понятно, они привлекают, действительно, туристов. Ну хорошо, ладно, я признаюсь честно, я вообще люблю отдыхать в Заполярье, как правило, на Кольском полуострове. Как я говорю, ЮБК, южный берег Кольского полуострова. Мне больше ничего для счастья не надо, там хорошо. Белое море, «Бараньи лбы».

Но ведь люди неподготовленные, которые не представляют себе, на самом деле, отдыха в Заполярье, они, наверное, даже и не знают, а как, собственно говоря, попасть-то туда. Вот как организоваться, к кому обратиться, что для этого требуется. Вот приоткройте завесу тайны, то же самое, Архангельская область.

Арсений Аредов: Ну, смотрите, как развивался такой туризм, в принципе. Конечно, несколько лет назад мы даже не знали, что можно путешествовать по России. Мы как-то, знаете, какие-то дальние планы откладывали, что, да, надо бы съездить на Байкал. Но все путешествовали по каким-то более понятным местам, либо ездили в Европу.

Потом появилось такое понятие, как «авторский туризм». Не очень люблю это понимание. Авторский туризм – это, ну то есть, человек какой-то делает свой собственный маршрут по каким-то своим любимым местам, где он все знает. И везет людей, грубо говоря, показать те места, которые он любит, скажем так. Это не массовая история.

В пандемийную эпоху, в эпоху 2021-2022-го года такой туризм стал массовым, надо ему другое название придумывать. Но теперь многие люди возят вот по таким интересным местам. Как найти такие туры? Ну, во-первых, ну вот, как со мной ездят люди. Да, у нас развито очень «сарафанное радио». И люди, которые хотят поехать в какие-то неординарные места, они говорят: «Ну вот, есть Арсений, давай там, он тебе что-нибудь организует, наше трэвел-бюро».

Очень много через социальные сети находят. Ну либо просто, в принципе, вот сейчас, если человек захочет поехать в Архангельскую область, он найдет такую возможность поехать в Архангельскую область. Конечно, если он зайдет на сайт крупного турагентства или крупного туроператора, он там такого не найдет.

Дмитрий Лысков: Там такого не будет, я о чем и говорю, понимаете? Но и ориентироваться на «сарафанное радио» тоже интересно. Вот это же, ну, абсурд какой-то. Мы развиваем внутренний туризм, но при этом ориентируемся на «сарафанное радио». Как так-то?

Арсений Аредов: Ну, есть сейчас, есть. Я сейчас объясню, почему «сарафанное радио». Есть агрегаторы сейчас, не будем их называть, их много достаточно, где могут вот такие авторские туры и авторские операторы, назову их так, они рекламируют свои туры.

То есть, выкладывают и говорят там: «У нас вот то-то, то-то, то-то, выбирайте». Есть такое. Почему «сарафанное радио»? Потому что сейчас очень много людей появилось в России, которые возят с собой группы. То есть, они берут, в какой-нибудь социальной сети пишут: «Ребята, поехали со мной в Дагестан».

Какая-нибудь девушка набирает себе тур. Собирается группа из 20 человек. А в итоге, могут возникнуть какие-то проблемы, а проблем в России достаточно много. То есть, например, я держу в голове два-три варианта даже по гостиницам. Потому что часто гостиницы отменяются, часто что-то идет не так.

Вот. А там идет что-то плохо, люди расстраиваются и говорят: «Все, мы больше по России не поедем, мы расстроились», и так далее. Поэтому сейчас отзывы, сегодня, в 2022-м году, они очень важны. Потому что путешествия по России, они связаны всегда с каким-то риском. Это правда. Разными рисками, да? У нас то дороги, то колеса, то машины ломаются, и так далее.

И если расстояния большие, с гостиницами все сложно, поэтому сегодня отзывы очень важны.

Дмитрий Лысков: Вы знаете, у нас есть еще один телефонный звонок. Наталья из Владивостока. Наталья, здравствуйте!

Зритель: Добрый вечер!

Дмитрий Лысков: Добрый день! У нас еще день, у вас уже вечер. Добрый вечер, Наталья, рассказывайте.

Зритель: В прошлом году мы с мужем путешествовали на машине из Владивостока. И заезжали в очень многие города, то есть, все увидели. И Бурейскую ГЭС, и увидели очень много красот. Увидели, насколько мощно ремонтируются дороги у нас.

И когда говорят, что у нас в России вообще нечего смотреть, я побывала и за рубежом, ездила и за рубеж, но хороша Россия, очень хороша. Правда. И мы доехали до Санкт-Петербурга. Конечная остановка наша была Санкт-Петербург. И мы возвращались уже в Москву, были в Кунгуре, были во многих городах, в Оренбурге, на Соль-Илецких озерах, в Соль-Илецке были.

Потом еще были в этих пещерах Кунгурских, потом были, просто проезжали, очень красиво, этот, казачий стан. Потом, очень много сейчас практикуется всевозможных, под открытым небом, из всего, из дерева делают красивые такие сооружения. Прямо такие, я даже не знаю, как их обозвать. Но очень красиво.

Были в Геленджике, были в Сочи, проехали очень много. Единственное, не попали в Крым. Вот, Сухуми. И дело в том, что нас, дальневосточников, очень трудно удивить морем, потому что у нас свое красивое море. И оно необычное, и оно, мне кажется, самое лучшее, океан Тихий наш. И приглашаем всех к нам.

Дмитрий Лысков: Да с удовольствием! Вот только чуть-чуть расправимся с работой, и в отпуск рванем. Наталья, что бы вы поправили, тем не менее, в российской туристической сфере? Потому что, ну, вы нарисовали определенную пастораль, естественно, я тоже очень люблю страну, и люблю путешествовать.

Но всегда есть какая-то и доля критики. Вот что бы вы хотели подправить? Чего не хватает, скажем так, в нашей туристической сфере?

Зритель: Ну вот, извините, что я вас немного прервала. Тут сказали, что плохо с гостиницами. Я бы не сказала. Замечательно. И Улан-Удэ, и прямо по всей трассе очень хорошие гостиницы.

Дмитрий Лысков: Ну что ж, прекрасно. Спасибо вам огромное за телефонный звонок и за то, что вы рассказали о ваших путешествиях.

Арсений, ну вот такой опыт. Да, кстати говоря, вот из Краснодарского края пишут: «Спасибо Арсению за ориентир. Очень интересно». И еще такой вопрос. Вот вы упомянули группы, которые собираются, коммерческие, так называемые, группы.

Мы вот, к сожалению, в начале осени были свидетелями жуткого ЧП на Эльбрусе, когда вот коммерческая группа попала в метель, да, и с жертвами. Как определить, все-таки, вот такие коммерческие группы, ну, соответствуют ли они заявленным требованиям? Как понять, хорошая это группа, плохая группа? Стоит ли с ней идти или не стоит?

Арсений Аредов: С Эльбрусом, да, действительно. Причем, моя группа спустилась. Она не заходила наверх, они тоже отдыхали на Эльбрусе. И вот буквально через неделю произошло вот это происшествие.

Знаете, мне кажется, что всегда каждый человек должен заниматься, каждая организация должна заниматься тем, в чем она хороша, скажем так. Я, например, если даже мне запросят отправить группу на Эльбрус, никогда с ними туда не пойду, потому что я не специалист, мягко говоря, в этом. Для этого нужна подготовка, нужен опыт, нужны рации и спутниковые телефоны, то есть, ну, у меня это, конечно, есть.

Дмитрий Лысков: Ну в том-то и вопрос: как определить, специалист собирает группу или нет?

Арсений Аредов: Поэтому… Хороший, кстати, вопрос, на самом деле. Мне кажется, тут ориентир, опять же, те же самые отзывы, это раз. Во-вторых, частные разговоры. В-третьих, это цена. За пять копеек никто на Эльбрус хорошо не поднимет, скажем так.

И когда идет группа из 30 человек на Эльбрус, а там один или два сопровождающих, это, ну, это вопросы, да? Понятное дело, что цена будет увеличиваться от количества сопровождающих. Поэтому всегда нужно смотреть на цену. Маленькая цена – это всегда такой звоночек о том, что что-то здесь не так.

Дмитрий Лысков: Понятно. Ну, то есть, комплексный подход, комплексный подход в анализе вот именно группы. Арсений Аредов, эксперт в сфере развития туризма в России, был с нами на прямой связи. Ну а сейчас у нас подключение еще одного эксперта. Михаил Мальцев, глава Уральского отделения Российского союза туриндустрии. Михаил Анатольевич, здравствуйте!

Михаил Мальцев: Рад приветствовать вас! Добрый день!

Дмитрий Лысков: А вот расскажите, пожалуйста, что происходит на Урале с туристическими маршрутами? Куда можно поехать, на что обратить внимание? Где путешествовать? У нас курортный сезон, сезон отпусков, вот буквально, ну, подступает к нам.

Михаил Мальцев: Урал, он многообразен и, конечно, есть, что предложить. Урал – ведь это, начиная от Северного Ледовитого океана до степей Казахстана, и, в принципе, от наших великих рек до сибирских широт.

Но следует сказать, я внимательно слушал уважаемого спикера, все-таки выступающего передо мной, важно отнестись с уважением к существующему 132 Федеральному закону об основах туристской деятельности. Все-таки то, что уважаемый эксперт называет «авторскими» турами, и что являлось предметом обсуждения, следует отнестись крайне настороженно.

Потому что подобные действия у нас четко регламентированы, как я и сказал, 132-м ФЗ. Сейчас мы готовим и работаем профсообществом всей страны, и Уральским в том числе, над предложениями в новый закон о туризме, который, я полагаю, в этом году уже вступит в силу.

Все-таки, если нет в реестре оператора, если нет необходимых согласований при совершении маршрутов, особенно которые могут представлять угрозу, то, ну, если все закончилось хорошо, это незаконное предпринимательство, если не закончилось все идеально, хорошо, то это уже и уголовная статья. Ну это просто к слову.

То есть, первый тезис, где бы и как не был организован тур, нужно обращаться к профессионалам. Все-таки у нас существует Закон о туризме.

В части предложений и в части маршрутов. Они у нас многообразны. Это, если Пермский край, возьмем географический Урал, великолепные, конечно, речные направления. Если мы возьмем Челябинскую область, зимой это горнолыжка, летом это великолепные озера, прекрасная инфраструктура.

Это тоже очень важно в качестве, ну, может быть, не то, что эталонной, но передовой области в сфере развития туризма, государственно-частного партнерства в сфере туризма, мы рассматриваем Челябинскую область в числе передовых.

Если мы говорим о регионах северных, уже куда наши туристы поедут, вот где мы готовы принять, то, конечно, это регион Северного Кавказа. Вы упоминали Дагестан, действительно, очень модное направление, не побоюсь этого слова. Ну, колоссальный интерес у нас к республике Кабардино-Балкарии, куда, и где самому мне доводилось бывать.

И где успехи властей, опять-таки, в части государственных, ГЧП, показывают, что растет количество средств размещения совершенно разного уровня. Совершенно для людей с разными запросами. От санаторно-курортного сектора до великолепных приключений, путешествий.

И это также яркий пример, как может развиваться туризм. Но в целом, я полагаю, что Национальный проект «Туризм – индустрия гостеприимства» будет особенно полезен в тех регионах, которые, ну, действительно, подготовили к лету почву, провели работу и с профессиональным сообществом, и с инвесторами.

Я думаю, в течение ближайшей пары лет мы увидим качественное изменение туристской инфраструктуры по всей стране.

Дмитрий Лысков: Михаил Анатольевич, но в ближайших, в ближайшие пару лет-то увидим. А сейчас, вот апрель уж на дворе, а я не вижу рекламы туров в Екатеринбург, в Челябинск, в Челябинскую область, то, о чем вы рассказывали.

Михаил Мальцев: Это большая проблема. То есть, вообще, в принципе, проблемы, на мой взгляд, в туризме, если на таком обывательском уровне, это две. Это, мы полагаем, в каждом регионе, что у нас все всё знают, и здесь необходимо, действительно, выстраивать целенаправленную как-то концепцию продвижения.

И, на мой взгляд, наибольшая перспектива – это, конечно, соседние регионы, где нет трат туриста на авиационную составляющую, где может он сесть в личный автотранспорт, автобус и недолго проехать, ЖД, это очень важно. И, конечно, помимо информации, все-таки рост средств размещения, рост конкуренции должен снять проблемы…

Дмитрий Лысков: Спасибо, Михаил Анатольевич! Прошу прощения, эфирное время истекает. Михаил Мальцев, глава Уральского отделения Российского союза туриндустрии, был с нами.