Цены ползут вверх и дальше. Что такое «честный знак»? И сколько за эту «честность» придётся платить?

Гости
Владислав Чебурашкин
основатель и генеральный директор молочного холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма»

Константин Чуриков: Ну вот как раз о ценах. Продукты в последние дни опять стали дорожать. Правительству пришлось обсуждать, как сдержать инфляцию. Перед вами сейчас будут официальные данные роста цен с начала Нового Года, то есть за 3 недели. Сильнее всего подорожали овощи: помидоры, морковь и картофель. Но это розница. Оптовые цены поднялись гораздо выше. На совещании в правительстве говорилось, что за неделю пшеница в опте подорожала на 3%, макароны – на 8%, а яйца вообще на 30%. Это все данные газеты «Ведомости». Кабинет министров решил реагировать. Ну а в среду Минсельхоз рекомендовал регионам провести переговоры с производителями макарон, яиц и картофеля. В субботу правительство выделило 4.5 млрд рублей для сдерживания цен на муку и хлеб.

Какие изменения в цене и качестве продуктов заметили люди? Наш небольшой видеоопрос в нескольких городах.

ОПРОС

Константин Чуриков: И еще о качестве. В пятницу русский язык пополнился новыми выражениями. «Картофель эконом-класса» и «Картофель калибра 35.55 мм». Дело в том, что в ответ на указания Минсельхоза сдерживать рост цен производители, а именно Картофельный союз, предложили снизить требования торговых сетей к минимальному размеру картошки, то есть допустить к продаже очень такой прям мелкий картофель. Но зато стоить он будет процентов на 20 меньше, и это, считается, должно помочь в борьбе с ростом цен.

Михаил Глушков, директор Плодоовощного союза: У нас 2020 год – не самый благоприятный с точки зрения валового сбора по картофелю. В прошлом году у нас сбор снизился на 6%. И в связи с этим, конечно, происходит определенный более ускоренный рост цен. И для того чтобы сгладить этот рост цен, производители картофеля предложили добавить в ассортиментную сетку картофель более маленького размера, более маленького размера и более низшей категории. Мы считаем, что это правильно, потому что у покупателя должен быть выбор: кто-то хочет купить крупный картофель и готов за это заплатить, кто-то готов потреблять более мелкий картофель. Сейчас у покупателей такого выбора по сути нет.

Константин Чуриков: Тут стоит добавить, что до сих пор картофель калибра менее 55 мм отправляли вообще-то на корм скотины или домашней птицы. Министерство сельского хозяйства, тем не менее, попросило Минпромторг поддержать инициативу. Не дожидаясь одобрения сверху, в Свердловской области на этой неделе один из агрокомбинатов получил от местного ритейлера первый заказ на поставку очень мелкой картошки. Это еще не все продуктовые новости.

Рост цен в этом году, судя по всему, ждет и молоко. Со среды в стране начала действовать добровольная маркировка молочных продуктов. Пока она бесплатная для производителей, но далее в течение года станет платной. И за каждую упаковку молока, кефира, сыра, сметаны, йогурта производитель будет вынужден платить по 60 копеек за так называемый честный знак – QR-код, подтверждающий, что этот продукт сделан не кем-нибудь, а вот именно этим производителем.

Как ни странно, компании-операторы маркировки считают, что внедрение этих кодов приведет не к росту цен, а к их снижению.

Алексей Сидоров: Я бы сперва хотел привести результаты исследования МИФИ, которое говорит, что введение маркировки с учетом и стоимости кода, и затрат на нанесение не приведет к росту цен, а, скорее всего, даже будет снижение цен. Система маркировки вводится по множеству товарных групп. И эти деньги идут на развитие системы, на развитие аналитических систем, для того чтобы можно было поддерживать работу контрольно-надзорных органов, на кол-центр для поддержки производителей, для работы с обращениями потребителей и так далее.

Константин Чуриков: Хочется надеяться, что 60 копеек с каждой упаковки пойдут не только на чиновников и на кол-центр, но и на борьбу с контрафактом. Собственно, ради этого все и затевалось.

Елена Тимонова о новом сборе за каждый пакет молока, каждую упаковку сыра, йогурта и много чего другого еще.

Елена Тимонова: Здесь, в небольшом поселке на Камчатке, где перебои со связью и едва уловим интернет, цифровизация добралась до коров. Молоко готовятся чипировать. Так говорят в Заречном. Это одно из самых крупных молочных предприятий на полуострове. В сутки здесь перерабатывают 20 т сырья и производят для всего региона сыры, йогурта, творог, кефир. Каждый день с контейнера сходят 10 000 упаковок. Через полгода на каждой должна быть своя маркировка: код с информацией о производителе, дате, составе и сроке годности. Чтобы зарегистрировать его в единой системе, к стоимости одной такой упаковки, как говорят в Заречном, добавится еще 60 коп. И это только на первый взгляд копейки: код нужно получить, а потом еще наносить. Придется покупать специальное оборудование примерно за 10 млн рублей.

Владимир Устиненко, генеральный директор сельхозпредприятия «Заречное»: Сейчас обучение мы будем проходить, инженерная служба будет проходить. Оборудование мы будем брать, скорее всего, в кредит. Таких свободных денег у Заречного нет. Кроме того, что нужно обучаться, это еще дополнительные люди при выпуске. То есть эта система еще дополнительно 2-3 человека работников.

Елена Тимонова: Дополнительные затраты плюс оборудование в кредит, подсчитывают на предприятии. Себестоимость молочки может вырасти до 10%. В Заречном опасаются и сбоев в системе.

Владимир Устиненко: К сожалению, у нас интернет не всегда такой, какой хочется, и такой, какой необходим для передачи этих данных. Надеюсь, что вся эта система будет работать стабильно. Я имею в виду общая, даже с Москвой.

Елена Тимонова: Процесс маркировки сложный. Поэтому на камчатском предприятии начали готовиться к ней уже сейчас. Чтобы заказать и наладить оборудование, уйдет минимум 4 месяца.

Село Усятское, Алтайский край. Небольшой молочный цех, где работает всего 30 человек. Перерабатывают 5 т молока в день: делают творог, сливки, сметану, масло и продают в районных магазинах. Вложения, которые требуются на маркировку, будут едва ли по карманам этому маленькому предприятию.

Роман Еремин, начальник производства сельхозпредприятия «Усятское молоко»: Объемы производства небольшие. Поэтому выделить миллион хотя бы денег – это накладно. Соответственно, все затраты вот эти будут ложиться на продукты. Может, это будет сырок маленький или пачка молока. 50 копеек прилепилось. А учитывая, что этот сегмент в принципе недорогой, и 50 копеек имеют значительную часть в цене.

Елена Тимонова: Усятское молоко присоединится к обязательной маркировке только через год, когда система прослеживания будет обязательна для всей молочной продукции. Чтобы остаться на рынке и удержать цены, руководство предприятий сейчас пытается решить, как сделать маркировку максимально дешево.

Константин Чуриков: Сейчас узнаем еще одно мнение по поводу этой затеи. Владислав Чебурашкин, основатель и генеральный директор молочного холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма». Владислав Георгиевич, здравствуйте.

Владислав Чебурашкин: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Ваша версия. Зачем это нужно? Хорошо или плохо маркировать молочную продукцию? Потому что, подчеркну еще раз, впервые начинаем маркировать этим кодом продукты.

Владислав Чебурашкин: Маркируется каждая единица упаковки: бутылка, стаканчик. Это нововведение. Любое нововведение, конечно, имеет определенные риски. Это и затраты на закуп оборудования, дополнительные рабочие места нужно создавать. И есть еще риск того, что эта система дает сбой. То мы просто не сможем отгружать готовую продукцию в сеть. Это минусы.

Из плюсов. Появляется механизм подтвердить то, что тот производитель, который указан на упаковке, по факту является производителем данной продукции.

Константин Чуриков: Центр развития перспективных технологий, а именно эта организация занимается внедрением этой маркировки (и вообще ее оператором выступает), заявил, что небольшим хозяйствам хватит и 35 000 рублей на то, чтобы обустроить эту маркировочную линию, если я правильно выражаюсь. Свои затраты вы как оцениваете на внедрение маркировки?

Владислав Чебурашкин: Мы видим, что нам будет необходимо приобрести четыре линии. Это примерно 10-12 млн рублей. Плюс нужно будет нанимать 1-2 сотрудников и работать с сопровождением самого софта, чтобы он не давал сбоев и так далее. Каждая марка сейчас, по-моему, определена в 60 копеек. То есть на каждую бутылку наклеивается 60 копеек дополнительных затрат для нас. Если представить, что цель будет выполнена и исчезнут фантомные какие-то производители (не обязательно в молочке, а вообще в продуктах), то по идее спрос на рынке останется прежним, предложение уменьшится. Цена, наверное, пойдет вверх. Я не вижу, как это может уменьшить цену, но я вижу, как это может улучшить качество и уверенность потребителей. Мне кажется, это важно, мы должны идти к этому. Я считаю, что вообще наше общество идет к цифровизации в хорошем смысле этого слова. Потому что я, например, как производитель не хочу, чтоб ко мне налоговая приходила, руками брала все документы, останавливала нашу работу и проверяла. Если они будут онлайн смотреть (а они будут это смотреть и уже смотрят), автоматом проверять и не иметь вопросов к нам как к производителю, у меня будет меньше головной боли.

Константин Чуриков: Вы готовы за это платить по рублю с упаковки?

Владислав Чебурашкин: Платить никому не нравится. И это неправильно, согласен.

Константин Чуриков: Спасибо. Успехов «Братьям Чебурашкиным» и всей молочной отрасли, кого ждет маркировка продукции, уже начиная с этого года. Спасибо. Владислав Чебурашкин был у нас в эфире.