Депутатам захотелось настоящих зарплат

Гости
Михаил Беляев
кандидат экономических наук

Виталий Млечин: Вячеслав Володин предложил министерству труда разработать механизмы стимулирования работодателей, которые повышают зарплату своим сотрудникам. По его словам, у таких предприятий должны быть какие-то преференции. Также председатель Госдумы обратил внимание министерства на сферы, которые в этом году получили огромную прибыль. Речь идет о добывающих отраслях и сельском хозяйстве. «При этом сверхприбыли не доходят до рядовых сотрудников, которые до сих пор получают минимальные зарплаты», – сказал Володин.

Ксения Сахарова: Так же он предложил Минтруда опубликовать данные о средних зарплатах не только по отраслям, но и по регионам, а также показывать минимальные и максимальные показатели. Председатель Госдумы считает, что у россиян вызывают нарекание и даже раздражение публикации средних заработных плат в той или иной сфере. Ну а кроме того, понятно, что в разных регионах они тоже отличаются. Володин предложил не учитывать в статистике также и зарплату руководителей предприятий.

Виталий Млечин: Что из этого будет реализовано и что с зарплатами в вашем регионе? Пожалуйста, расскажите нам об этом. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений.

Вот вы сейчас видите на ваших экранах: по данным Росстата средняя зарплата в России в сентябре 2021 года выросла почти на 10%, 54 500 рублей – вот это самая средняя зарплата. Ну как ваша зарплата сочетается вот с этой средней, расскажете нам.

Ксения Сахарова: Да, насколько она отличается от нее и в какую сторону?

Виталий Млечин: Да. А с нами на прямой связи Михаил Беляев, кандидат экономических наук. Михаил Акимович, здравствуйте.

Михаил Беляев: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Михаил Акимович, а вот эта идея – не учитывать зарплаты руководителей при выведении средних зарплат. Ну, казалось бы, логично, потому что часто же мы такое видим, что, скажем, условно говоря, у всех зарплата 10 000 рублей, у руководителя зарплата 100 000 рублей. Средняя получается 50 000. О таких ситуациях, конечно, наверно, в таком случае уйдет. Но для статистики же, наверное, всех надо учитывать? В общем, как вы к этому относитесь?

Михаил Беляев: Ну, статистика всех и учитывает. Дело в том, что статистика, вообще по идее статистика считает то, какое задание ей дают, для чего она, собственно, существует. Она может посчитать включая директора, потом может подсчитать отдельный показатель, разрабатывающий, как это называется, общий показатель по категориям, там, допустим, без учета директора, там для инженеров технических, просто технического вспомогательного персонала – пожалуйста. И, собственно, так это и считается. Тут фокуса-то никакого нет, особенно если это будет, ну, отпущено дополнительные средства, а это всегда любой подсчет, любые деньги, как мы понимаем. То есть и все, тут для статистики-то тут сложностей нет.

Вопрос – как это потом использовать, то ли для просто знаний, то ли для того, чтобы вот как-то удовлетворить запрос со стороны населения на то, чтобы статистика была более правдиво отражала реальное положение дел, а не давала общие агрегированные показатели.

Все это, конечно, любые знания полезны и вот в региональном плане, чтобы понять что к чему. Конечно, это основа для дальнейших макроэкономических решений и управления страной. Но вот это как раз, какие решения на основании этого будут и что предполагается сделать следующим, в качестве следующего шага – вот где вопрос-то основной.

Ксения Сахарова: Так вот вопрос в том-то и состоит. Ну хорошо, знаем мы, допустим, что средняя зарплата 50 000 рублей. А что мы с этой информацией, ну не мы, конечно, а что с этой информацией власти могут делать, экономисты? Если это не отражает реальный уровень жизни большинства людей?

Михаил Беляев: Нет, это в данном случае это направлено на то, чтобы именно более адекватно отразить уровень жизни большинства людей. Ведь что значит большинство? Это разные регионы, разные отрасли, разные позиции на работе и так далее. Все живут немножко по-разному. Если мы понимаем, что (а то и существенно по-разному) если, допустим, в этом регионе средняя заработная плата отстает от средней по стране, значит надо еще уйти на другой слой и понять почему она отстает. Что надо сделать для того, чтобы она там повысилась? Какие предприятия там построить? Что субсидировать?

Или, может быть, там наоборот, – вот там, где высокие и средние заработные платы, и не только средние заработные платы, а вообще достаточное количество рабочих мест и прочего, там может быть снять такую дополнительную нагрузку на дополнительную помощь людям, которые находятся, как они считают, в таком не очень хорошем положении.

А там, где как раз наоборот депрессивные районы – вот там, может быть, усилить, если поскольку быстро не удастся там поднять никакие производственные мощности с рабочими местами, значит, может быть, там ввести какие-то дополнительные. Ну то есть тут много соображений, и это основа для принятия решений. Главное, чтобы эти решения хотелось принять. А загадок в экономике-то нету, понимаете? Это не астрофизика, как я говорю, там все давным-давно открыто.

Виталий Млечин: Сергей из Москвы до нас дозвонился. Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Добрый день. Ну вот смотрите. То, что показывает Росстат – это сразу можно опускать на 2 пункта назад. Таких зарплат по России нету, даже в Москве, я вот знаю по друзьям, по знакомым, сам спрашивал: зарплата от 25 000 средняя, 25-35. Охранники, кассиры, сантехники, дворники – там можно перечислять очень много. То, что говорят 50 000, это я не знаю, откуда эти цифры берут, как они их высчитывают, одному богу известно, и тот, наверное, не разберется.

Но у меня другое предложение: а вот давайте мы депутатов посадим на те средние зарплаты по региону, реальные средние зарплаты, от которых регионов они избирались. Я вас уверяю, чтобы поднять свое благосостояние, они будут создавать и рабочие места, требовать создания, и зарплаты поднимать будут. Они на такую зарплату не проживут.

Виталий Млечин: А как вы планируете этого добиться, скажите, пожалуйста.

Зритель: Да как? Очень просто! Депутаты, допустим, от Тамбовской, Рязанской, Мурманской, допустим, областей на месяц приехали, позанимались тут делами, и – на рабочие места на зарплату (среднюю).

Виталий Млечин: Ну, правильно. Я вот и спрашиваю, как вы этого собираетесь добиться? Чтобы они получали такую зарплату?

Зритель: И сколько депутатов в Государственной Думе реально останутся работать? Вот что надо поднимать.

Виталий Млечин: Хорошо. Спасибо большое.

Ксения Сахарова: Да, понятно.

Виталий Млечин: Михаил Акимович, а по поводу стимулирования работодателей, которые повышают зарплату, что могло бы государство сделать для этого? И к чему бы это привело?

Михаил Беляев: Ну, знаете, для этого, как я и говорил, это не астрофизика, тут есть давным-давно решения во всей рыночной экономике, в любой. Есть такой институт, называется институт профсоюзов. И вот регулированием заработных плат между работодателем (уровнем) и трудящимися на этом предприятии вообще занимаются профсоюзы.

Профсоюзы занимаются не распределением путевок в пионерлагеря, которых сейчас, наверное-то, и нет просто-напросто. Есть волонтеры, но они как-то без путевок обходятся. А вот профсоюзы, они существуют как раз для этого, для того, чтобы устанавливать вот эту вот заработную плату, то есть заключать коллективный договор ежегодно или там раз в какой-то период времени между работодателями и рабочими. То есть они отстаивают интересы рабочих, но в известных, понятно, пределах перед работодателем.

Заключается вот эта функция: государство должно, и чем оно занимается – устанавливает минимум заработной платы, минимум прожиточный, минимум часовой ставки там, месячной, какой угодно. Вот эти вот. А уже конкретным урегулированием – это профсоюзы. Вот профсоюзы должны набрать силу и, собственно, вернуться на предприятия и заниматься там вот этими прямыми своими обязанностями, для чего они и существуют.

Профсоюзы есть по отдельным отраслям, они существуют, понятно, какие-то профсоюзы становятся сильнее и богаче, какие-то беднее. Но для этого существуют конфедерации профсоюзов, когда даже не очень сильные профсоюзы, но отстаивающие права определенной профессии, они вливаются своим отрядом вот в такое вот мощное профсоюзное движение, которое обладает уже колоссальной государственной силой и играют существенную роль и внутриполитическую, и экономические функции, рычаги у них есть. Вот это очень простое решение.

Ксения Сахарова: Михаил Акимович, но оно, наверное, простое, но вряд ли это быстро реализуемо в наших условиях. Как вам идея Вячеслава Володина о том, чтобы стимулировать работодателей, которые поднимают зарплаты. Может быть, это сработает?

Михаил Беляев: Ну это должно сработать. Но опять-таки вопрос: каков стимул будет, и в чем будет стимул заключаться? И там уже каждый работодатель будет соображать, то есть принимать ему эти стимулы, или, может быть, ему выгоднее продолжать держать народ на минимальной, допустимой законом, заработной плате, и, собственно, не очень-то он будет удовлетворен вот этими стимулами, которые предлагает государство.

А я так предполагаю, что государство тут не будет уже очень сильно стимулировать, ну, учитывая вообще позицию нашего Минфина и тем, какими ресурсами оно располагает.

Виталий Млечин: Спасибо. Михаил Беляев, кандидат экономических наук был с нами на прямой связи.

Несколько сообщений. Наши зрители откликнулись на наш призыв, пишут свои зарплаты. И, честно говоря, до средней-то росстатовской это совершенно не дотягивает. Ивановская область – 18-20 тысяч, Северная Осетия – 15 000. «У районной администрации высокая зарплата только у главы и трех его замов, у остальных – 17-20 тысяч». Смоленская – 12 000 рублей, Чувашия – 18-19, Самара – 14 000. «Зарплата диспетчера ЖКХ в Москве – 25 600 рублей».

Ксения Сахарова: И Калужская область, здесь просто очень подробный анализ: «У руководителей зарплаты – 500 000, у начальников отдела – 150-200 тысяч, а у работников – 25, 30, 40, 50». Ну и я так понимаю из того, что мы сейчас прочитали – это еще не самое плохое.

Виталий Млечин: Да, это точно. Продолжаем.