На оформление участков под гаражами есть 5 лет

Гости
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения

Петр Кузнецов: Итак, президент подписал закон о гаражной амнистии. Она коснется в итоге более 3,5 млн. граждан, а на оформление участков у них у всех есть 5 лет. Под действие закона не попадают «ракушки», самострой и подземные гаражи в жилых и деловых комплексах.

Оксана Галькевич: «Ракушки» это такие машины, накрытые не пойми чем?

Петр Кузнецов: Которых ветер еще сносит, да.

Оксана Галькевич: В законе указаны две группы собственников. Первая – это получившие гараж от государства или от организации. И вторая категория – это те, кто владеет гаражом в составе кооператива. Разница заключается в пакетах документов, которые они должны подготовить для оформления своего участка.

Петр Кузнецов: Много ли документов, тоже попытаемся выяснить.

Оксана Галькевич: Ну, да, мы не знаем пока.

Петр Кузнецов: Может быть, все пять лет и придется собирать. Эта норма – не обязывающая при этом. Т. е. при отказе от регистрации участка. При этом законом допускается его изъятие, там, для государственных, муниципальных нужд. Или даже наложение штрафа от 5 тыс. руб.

Оксана Галькевич: Тема на самом деле очень народная. Друзья, призываем вас звонить, высказываться по этому поводу. Расскажите, что у вас с гаражом. С вашим гаражом или у ваших друзей, соседей, у вашей семьи. Вы его как-то уже легализовали, оформили ли в собственность землю, все ли документы у вас на руках? Или вы несколько лет ходите, добиться ничего не можете? Звоните, пишите. Телефоны на экранах. Все это бесплатно.

Петр Кузнецов: Да, вот СМС из … области сразу. Возмущается наш телезритель: «Гаражная амнистия была придумана властью для сбора новых налогов». Ну, почему только для этого? Для того, чтобы вы сохранили свой гараж, чтобы его уже никто не сносил. Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения, далее с нами. Сергей Владимирович, добрый день.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. В принципе, если не хотите платить налоги, не … свой гараж, да? Здравствуйте, Сергей Владимирович.

Сергей Канаев: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Что теперь, дальше? Идти в МФЦ оформлять заявление? Будет ли просто это сделать? Будет ли простота эта в регистрации гаража? Или заявитель должен будет собирать кучу документов?

Сергей Канаев: Начнем с того, что гаражная амнистия длится, на самом деле… вопрос о гаражной амнистии длится почти 10 лет, его обсуждают: как это будет, когда это будет, в каком виде. И, конечно, если бы это делалось, там, десять лет назад, в 2012 году, – больше, наверное, людей бы могли себе позволить как раз легализовать свой гараж. Потому что сейчас это будет все связано и с финансовой нагрузкой, когда вы будете оформлять гараж, будь то через МФЦ или через другие органы исполнительной власти. И, соответственно, вы, конечно же, будете платить налоги. Но здесь вопрос в том, что нужен вам гараж этот или нет, хотите там распоряжаться. А самое главное, что после гаражной амнистии многие люди могут просто легально продавать гаражи. И я думаю, что возникнет некий рынок даже вот этих гаражей. Потому что на сегодняшний момент это все делается полуподпольно, через кооперативы и т. д. Но тем не менее люди, я хочу сказать, что они и сейчас платят налоги. Только они платят их в местные кооперативы.

Оксана Галькевич: Сергей Владимирович, а вообще гараж – это не уходящая ли такая натура? Это вот раньше, действительно, когда как-то все по-другому в нашей жизни было устроено, гараж, где-то необязательно рядом с домом, в какой-то там пешей или какой-то доступности…

Петр Кузнецов: И необязательно для машины. Там целый гаражный каток мог быть…

Оксана Галькевич: Да, да. Гаражная экономика, вот эта жизнь, уклад этот, когда мужчины туда уходили. А сейчас вроде как проще, уже все, смотрю, и на улице ставят. Ну, сейчас проблемы с парковками во дворах, но тем не менее. Не уходящая ли это натура – вот эти все гаражи? Надо ли этим заниматься?

Сергей Канаев: Уважаемые ведущие, мне кажется, заниматься этим однозначно нужно. Потому что, когда мы говорим о том, что это время уже ушло, время гаражей, мы, наверное, больше ориентируемся на мегаполисы. Москва, Санкт-Петербург, другие мегаполисы, миллионники. А если мы отъедем от Москвы 100-200 км, мы поймем, что это очень востребовано людьми. И гаражей на самом деле на сегодняшний момент еще очень много. И в том числе людей, которые хотели бы легализовать их либо продать. И это, наверное, первоочередное, что нужно сделать.

Петр Кузнецов: Сергей Владимирович, вы сказали, что будут оформлять с целью перепродажи, возможно. Т. е. его можно будет спокойно продавать и далее распоряжаться, те, кому сейчас это не нужно. А можно ли предположить, что гаражная амнистия приведет к росту цен на этом рынке? Может быть, в целом на строительном рынке?

Сергей Канаев: Вы знаете, я думаю, что это скорее приведет к падению цены. Потому что если сейчас смогут оформить, то многие, поверьте, будут оформлять с целью перепродажи. И соответственно на рынок выйдет очень много, большое количество гаражей. Потому что очень много людей хотят их легализовать и продать. В том числе и потому, что, допустим, в некоторых регионах действительно люди считают, что тема гаражей уже ушла и можно автомобиль поставить возле дома, необязательно иметь его где-то и иметь в принципе. Что такое сейчас гараж? Это некая головная боль, которая для людей …

Петр Кузнецов: Сергей Владимирович?

Оксана Галькевич: Так, что-то у нас со связью. Мы сейчас попробуем восстановить связь.

Петр Кузнецов: Мы пока с Челябинском поговорим.

Оксана Галькевич: Да, поговорим со зрителем.

Петр Кузнецов: Игорь оттуда. Добрый день, Игорь.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Игорь.

Зритель: Здравствуйте. Наконец-то я до вас дозвонился. Вот смотрите, ситуация такая. Вот у нас 308-й кооператив есть в Челябинске, это он самый большой в России. Ну, так говорят, во всяком случае. Вот.

Оксана Галькевич: Так.

Зритель: Поначалу, вот когда гараж там от отца перешел ко мне после его смерти, я его, ну как бы, оформил на себя, все, переоформили. Вот. Мне стали приходить из налоговой службы квитанции.

Оксана Галькевич: Так.

Зритель: Я ни сном, ни духом. Плачу спокойно эти квитанции. Года три я их платил. Потом, когда я стал заниматься уже конкретно этим гаражом (он запущен был, ну ладно), вот, и выяснилось, что он же не приватизирован. Т. е. налоговой службе я простил эти, так сказать, то, что я им платил. Вот. Мы просто как члены кооператива. Платим налоги, кооператив. Ну, не налоги, а взносы, так сказать.

Петр Кузнецов: Ну?

Зритель: А кооператив, я так думаю, соответственно платит государству, правильно, за аренду этого?

Оксана Галькевич: Т. е. вы ведете к тому, что налоговая как бы дважды получила, получается, налог? С гаражного кооператива и с вас отдельно, правильно?

Зритель: Не-не, извините, нет. То, что было, то в прошлом. Просто сейчас. Государству все равно же платит аренду кооператив.

Оксана Галькевич: Кооператив платит, так.

Зритель: Да. Смысл разъединять нас вот в этом кооперативе? Вот в этом кооперативе нас всех разъединять. Вот я не понимаю. Вот будет у каждого свой, вот этот вот 6х3 приватизированный. Ну, смысл? Мы сейчас переоформим и точно так же…

Петр Кузнецов: Просто будете тоже платить налоги, но уже т. е. не кооперативу?

Зритель: Нет, мы будем их кооперативу платить.

Петр Кузнецов: Так, сейчас разберемся, кстати, какие виды налогов будут. Игорь, а можно вопрос уточняющий: это большие суммы были у вас, которые уплачены? Которые, вы сказали, бог с ними.

Зритель: Ну, это было еще, знаете, это было в 90-х. Ну, относительно небольшие. Вот, налог на гараж.

Петр Кузнецов: Сейчас с налогами разберемся. Тем более что Сергей Владимирович вернулся. Сергей Канаев с нами на связи. Напоминаем: директор Национального общественного центра безопасности движения. Сергей Владимирович, поясните, пожалуйста, вот я как раз хотел спросить до звонка. Это будет сейчас, после легализации оформления, и налог на гараж, и на участок под гаражом? Какой вид налогов?

Сергей Канаев: Смотрите, я хочу вернуться к слушателю. Т. е. он говорит о том, что они платили взносы в кооператив. Естественно, как бы, взносы в кооператив люди все оплачивали, и это являлось так называемым косвенным налогом. Что будет сейчас? Конечно, за эксплуатацию, за электричество, какие-то виды подъездов, там, от дороги, они так и будут платить в кооператив, никто их разъединять там не собирается. Просто платить за землю и за, собственно говоря, строения они будут теперь самостоятельно.

Для чего государство это сделало? Никто не отрицает, что государство хочет собрать налоги. Но в данном случае очень много серых схем, когда было непонятно, сколько люди платят. Вот сейчас один наш слушатель сказал, что они платят там небольшие деньги. Но это не у всех так. У всех по-разному. Т. е. где-то кооперативы собирали, там, в 2 раза больше, чем они платили государству. И на этом они существовали. Т. е. это была некая коммерческая структура. Сейчас государство берет это все под свой контроль. Это ожидаемо и понятно. Государству незачем терять такие деньги. Но, с другой стороны, я говорю, и порядок на рынке – это все-таки тоже в интересах потребителей гаражей.

Оксана Галькевич: Сергей Владимирович, а вот это уже не первая амнистия. Вы сами сказали, что уже который год все это продолжается.

Сергей Канаев: Нет, обсуждение. Обсуждение продолжается. А гаражная амнистия вот сейчас вступила после подписания указа президента.

Петр Кузнецов: После долгого обсуждения, да.

Оксана Галькевич: После долгого обсуждения. Просто вот эти вопросы, они так долго висели, так накопилось это все. Как вы думаете, все ли, так скажем, собственники этих гаражей в разных городах попадают, все ли категории попадают под эту амнистию? Или все равно останутся какие-то нерешенные вопросы с отдельными людьми? Все ли там удалось прописать?

Сергей Канаев: Вопросов будет еще действительно очень много. И все будет зависеть от местных органов исполнительной власти. Потому что там, где как бы сами стоянки, земля эта принадлежит, там, или РЖД, или под линии электропередач, или еще где-то, или государство, местная исполнительная власть, вернее, хочет застроить этот участок…

Петр Кузнецов: Да, Сергей Владимирович, или земля сама дорогая, да? Если мы говорим о крупных городах.

Сергей Канаев: Да конечно. Т. е. все равно людей как бы снесут и им не дадут приватизировать эти гаражи. А вот те люди, которые на сегодняшний момент на птичьих правах, у них нет никаких документов, кроме неких справок из кооператива, т. е. никак не оформлено, – они получат эту возможность. Говорить о количестве на сегодняшний момент в процентном соотношении невозможно. Это вам могут сказать даже депутаты Госдумы, которые принимали это решение. Потому что эти цифры относительны. Так как эти гаражи не учтены. И, соответственно, можно говорить, что это о нескольких миллионах людей, которые смогу это сделать. Вот и в их интересах, я думаю, что стоило все-таки начинать эту гаражную амнистию.

Оксана Галькевич: Хорошо, но в законе как это прописано? Что вот этим людям, допустим, определенным категориям можно, а вот этим нельзя, потому что у них там, не знаю, дорогая земля и здесь планируется застройка. Это как-то вообще описано?

Петр Кузнецов: Государству не нужно, Оксана… не дадут приватизировать…

Оксана Галькевич: Как это будет? Что значит – не дадут приватизировать?

Сергей Канаев: Конечно, там есть такая пометочка: «На усмотрение органов исполнительной власти». Это очень важно. Я и говорю, что будет все зависеть, и цена во многом будет зависеть по налогам, и соответственно можно или нельзя – все будет зависеть от местных органов исполнительной власти. В данном случае депутаты просто прописали процедуру, регламент, сколько будет стоить само оформление, где это можно будет оформить. А все остальное как бы в законе прописано очень туманно и двояко.

Петр Кузнецов: Сергей Владимирович, еще один момент. Вот те люди, чьи гаражи стоят на особо ценной для, допустим, муниципалитета, для государства земле. Они под снос? Человек получает компенсацию какую-то в таком случае? Когда гаражной амнистией он не может воспользоваться, гараж нужен государству, нужно сносить. Дальше как узнать, какой должен быть адекватный размер этой компенсации, на каких условиях все-таки он должен свой гараж, землю освободить?

Сергей Канаев: Понял. Смотрите, что касаемо дорогой земли, если захотят снести этот гараж, его все равно снесут, и тут будет очень много коррупционных схем, я абсолютно уверен. Но что касаемо компенсации, здесь все будет зависеть от того, как оформлена эта земля. Если это во временной аренде, никакой компенсации никто не получит. Просто снесут гаражи. Точно так же, как это делается сейчас. Гаражная амнистия в этом не поможет. Она помогает только тем людям, которых никто сносить не хочет, земля никому не нужна, государство хочет получить налоги, люди хотят продавать эти гаражи. И соответственно, убрать все серые схемы по сбору взносов от кооперативов. Вот и все, что может дать эта гаражная амнистия. Это надо понимать.

Петр Кузнецов: Да, печально.

Оксана Галькевич: Ой, да, это грустно, на самом деле. Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Оксана Галькевич: Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения, был у нас на связи.

Петр Кузнецов: Уезжаем из гаража, едем дальше.