Винная наша держава

Гости
Юрий Юдич
руководитель аналитической группы «Алкоэксперт», руководитель комитета по российскому виноделию Федерации рестораторов и отельеров

Ксения Сакурова: Продолжим, так сказать, пищевую тему. Для российских вин создадут собственные стандарты, за основу возьмут регламенты, разработанные в рамках проекта «Винный гид России». Это исследование Роскачества по оценке отечественных вин массового ценового сегмента.

Виталий Млечин: Исследование проводится в пяти категориях: белые, красные, розовые (тихие) вина, а также игристые и ликерные вина. В этом году эксперты оценили продукцию почти полсотни производителей. 430 белых и красных вин жюри отметило как рекомендованные для потребителей, это больше двух третей от общего количества исследованных образцов.

Ксения Сакурова: В топ-10 лучших красных и белых вин вошли работы виноделов Крыма, Севастополя, Кубани, все не дороже 450 рублей за бутылку.

Виталий Млечин: Хм. Могут ли российские вина конкурировать с французскими, ну и винами из других стран? Зачем нам свой стандарт качества? Чем, самое главное, он будет отличаться от стандарта качества, который установлен в других странах, которые, в общем, некоторые из них по крайней мере, считаются весьма себе такими успешными винодельческими производителями вина? Что вы думаете по этому поводу? 8-800-222-00-14 – телефон прямого эфира, бесплатный телефон, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений.

Сейчас побеседуем с Юрием Юдичем, руководителем аналитической группы «Алкоэксперт». Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Юрий Юдич: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, зачем нам нужен свой стандарт? Для чего?

Юрий Юдич: Свой... Ну, речь идет о винах, как я понял...

Виталий Млечин: Да.

Юрий Юдич: Мы, конечно, уже имеем некие стандарты, которые приводят вина и алкогольные напитки, ну вообще все продукты питания, в соответствие с пониманием вреда для здоровья потребителя. Эти стандарты есть, соответственно им выпускается продукция. Мы не жили без стандартов до этого времени. Речь идет о том, чтобы создать рейтинг качества подобный тому, который создается в разных странах и разными субъектами. То есть это могут государственные органы создавать, могут частные критики создавать такие системы. Поэтому сейчас новость о том, что Роскачество совместно с Росстандартом хочет создать вот эту систему рейтингования вин.

Я, кстати, вхожу в комиссию Роскачества, могу сказать, что эта система соответствует международным канонам, приглашаются международные специалисты, из отрасли выбираются тоже представители, наиболее компетентные с точки зрения органолептической дегустации так называемой, то есть это исследование вина при помощи, собственно, дегустации. Составляется балльный рейтинг, выводится средняя оценка, ну, в общем, работает и математическая модель, и модель, скажем так, опробованная уже, что называется, на людях.

Ксения Сакурова: То есть у нас появится свое, как это по-французски, appellation contrôlée, то есть вот...

Виталий Млечин: Это вот что ты сейчас сказала?

Ксения Сакурова: Это вино, сделанное согласно определенному стандарту.

Виталий Млечин: С этого надо было начать.

Ксения Сакурова: Ну... С чего смогла.

Юрий Юдич: Отдаю должное вашему шикарному французскому прононсу.

Виталий Млечин: Ха-ха.

Ксения Сакурова: Ха-ха.

Юрий Юдич: И хотел бы сказать о том, что у нас уже есть система соответствия вин так называемому географическому указанию. У нас есть вина защищенного географического указания, так называемые вина ЗГУ, это можно увидеть на этикетке бутылки, и вина защищенного наименования места происхождения, что в принципе соответствует appellation contrôlée в первом случае, а во втором VdP, то есть это контроль по месту происхождения, более маленькое зонирование вин. Но это, соответственно, их региональные специфики, региональной так называемой терруарности, то есть совокупности признаков, по которым это вино получит те или иные свойства, понимаете.

Я, наверное, очень сложно говорю... Грубо говоря, можно соотнести вино с местностью и примерно по этой бутылке, по написанному на ней указанию понять, какой будет там вкус. Например, бордо – это всегда будет Каберне Совиньон плюс Мерло, это будет определенный вкус...

Виталий Млечин: Ну а тут речь идет именно о вкусе или о качестве?

Юрий Юдич: Что-что?

Виталий Млечин: Тут речь идет о вкусе, каких-то вкусовых ощущениях или о качестве вина?

Юрий Юдич: Вот вопрос очень интересный. Почему? Потому что вкус нельзя измерить, это субъективный критерий. Но тем не менее для сложных продуктов, пищевых продуктов, мы можем выявить оценку, нижняя степень – это, грубо говоря, вредит ли оно здоровью или нет. А дальше мы уже начинаем составлять рейтинг согласно тому, насколько оно полное, комплексное, мощное, без ошибок. И чем выше рейтинг, тем выше оценка.

Поэтому с точки зрения, вредит ли здоровью, у нас все вина качественные на полке, ни одно вино не было выпущено в производство, не пройдя определенные ГОСТы, определенные стандарты. А вот уже далее указать его балльность, указать его, сколько рейтинг с точки зрения вот того, что я перечислил, полнота, отсутствие ошибок, какая-то мощность вина, вот эти все параметры и будет рейтинговать новая система, речь идет о ней.

Виталий Млечин: Ага. Давайте послушаем нашего зрителя. Николай из Кемеровской области. Николай, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Зритель: Да я вот слушаю человека, вот какие-то новые стандарты разрабатывают, то-се. Это, соответственно, повышение цены.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: А при Советском Союзе были ГОСТы, были ГОСТы стандартные, и ценообразование было. Ну 450 рублей, это, извините, это немалые деньги обыкновенному покупателю.

Виталий Млечин: Ага.

Зритель: А раньше были стандарты, были цены...

Ксения Сакурова: Да, понятно, спасибо.

Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое. Цены-то, может, были, но выбора не было, сейчас он... Глаза разбегаются от количества предложений.

Ксения Сакурова: Юрий, да, а вот с введением этого стандарта на самом деле не подорожает ли вино, как все бывает после маркировки?

Юрий Юдич: Нет, эта программа государственная, на производителях она не скажется. Во-первых, я хотел бы уважаемому звонившему сказать, что ГОСТы остаются, они никуда не деваются. У нас вся алкогольная продукция, между прочим, делается по ГОСТам, в отличие от другой продукции, не по ГОСТу Росалкогольрегулирование не пропустит. Но вы должны понимать, что есть понятие еще соотношения цена/качество. Вино стоит, может стоить 50 тысяч на полке, понимаете, поэтому с точки зрения оценки и показа потребителю, что это за вино и какого оно уровня уже, давайте вот от слова «качество» немножко дистанцируемся, как бы рейтинг должен показать уровень вина, то есть насколько оно, грубо говоря, соответствует вот этой стоимости. Вот это вот интересно, скорее всего, речь пойдет об этом, и Росстандарт и Роскачество именно это имеют в виду...

Виталий Млечин: А потребитель сам для себя не может определить уровень?

Юрий Юдич: Что-что?

Виталий Млечин: Потребитель сам не может для себя определить? Если люди пьют вино, то они, наверное, знают.

Юрий Юдич: А как он определит? Вино в бутылке на полке, понимаете. То есть он может купить и определить, конечно. Вообще это субъективно, то есть любой человек может для себя выработать свой собственный рейтинг и соответственно нему покупать продукцию. Но здесь речь идет о том, что рейтинг будет составлен, он будет коммуницировать с потребителем на полке...

Виталий Млечин: Да, еще до того.

Юрий Юдич: То есть он увидит этот рейтинг и сможет уже выбирать по нему.

Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое.

Ксения Сакурова: Да, спасибо.

Виталий Млечин: Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт», был с нами на связи.

Ксения Сакурова: Составлять собственный рейтинг, мне кажется, здоровья может не хватить.

Виталий Млечин: Если кто-то любит...

Ксения Сакурова: Самарская область: «Простой портвейн в советское время был лучше, натуральнее и качественнее, чем дорогой фирменный сейчас». «Уважаю краснодарские вина, других не надо», – из Воронежа нам написали.

Виталий Млечин: Сейчас прервемся, сразу после новостей будем говорить о коронавирусе. Пожалуйста, никуда не уходите, оставайтесь с нами.

О национальном стандарте для российских вин. Зачем он нужен?