Мода и санкции. Что носить будем?

Гости
Яна Недзвецкая
дизайнер бренда LO
Юлия Скрябина
основатель и владелец бренда JULI TOO
Полина Уханова
эксперт моды и искусства
Игорь Качалов
маркетолог, президент Центра «Ясные Решения», профессор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ
Елена Ларина
директор компании по производству одежды и аксессуаров FANCY ARMOR
Александра Сакаева
председатель комитета Союзлегпрома по выставочной деятельности, основатель обувной выставки «ШУЗСТАР»

Виктор Набутов: H&M, Zara, Uniqlo, Massimo Dutti… Этот ряд знакомых вам названий, безусловно, можно продолжать до бесконечности. Вы знаете, вообще Общественное телевидение России – это канал без рекламы и упоминания конкретных брендов, но эти бренды больше на нашем рынке не представлены, они ушли. Некоторые (и таких людей очень много) искренне грустят по этому поводу. Другие, наоборот, настроены оптимистично.

Кто заменит популярные западные марки? Сделаем сами? Придут китайцы, индийцы или корейцы? И вообще как и где мы будем одеваться в новых условиях?

Я – Виктор Набутов. Начинаем очень интересный разговор.

СЮЖЕТ

Голос за кадром: После ухода популярных западных брендов встал вопрос о том, где будут одеваться россияне. В Минпромторге России поспешили успокоить: товары из недружественных стран составляли лишь третью часть российского рынка одежды. На рынке для массового потребителя остались китайские и турецкие производители. Также модникам и модницам стоит повнимательнее присмотреться к отечественным маркам, которых сегодня насчитывается больше тысячи.

Яркое кимоно, модное среди молодежи худи oversize, разноцветные панамы – все это шьют в Челябинске. В производстве одежды пока используют старые запасы, потому что импортная ткань подорожала в два раза.

Алена Якупова, менеджер, контролер качества: Мы закупались такими объемами и, в принципе, стараемся, чтобы у нас всегда было в запасе какое-то энное количество тканей.

Голос за кадром: Костюмы, платья и рубашки продают в основном через интернет. Уральские дизайнеры мечтают о расширении бизнеса. Но заменить производителей одежды, которые ушли из России, они не планируют – объемы не те.

Алена Якупова: Все равно большая часть брендов вернется. Но в то же время мы за этот промежуток успеем больше познакомиться, например, с теми людьми, которые о нас не знают. И вполне вероятно, что после того, как все остальные магазины, какие-то зарубежные концерны откроются обратно, то люди сделают совершенно другой выбор.

Голос за кадром: А пока дьявол уносит Prada с российских прилавков, отечественные производители одежды с осторожным оптимизмом начинают завоевывать родного потребителя. Смогут ли наши дизайнеры воспользоваться шансом? Будет ли их одежда не только качественной, но и доступной по цене?

Виктор Набутов: Вот к вопросу (это прозвучало в нашем сюжете) о том, что некоторые большие зарубежные марки планируют вернуться. Новость буквально двухдневной давности: испанский концерн Inditex (это как раз Zara, Zara Home, Bershka, Pull&Bear и некоторые другие) планирует возобновить работу магазинов в России, но когда это будет возможно. Это управляющий компании Оскар Гарсиа Масейрас рассказал. А когда это будет возможно? – этот вопрос скорее в политической плоскости лежит, поэтому пока их тоже нет.

Еще раз. У нас прозвучала цифра: 30% – доля иностранного вещевого ритейла. А если брать сегмент масс-маркета (а я думаю, что нашим зрителям интересен он прежде всего, ну, может быть, часть еще такого среднего сегмента), сколько там занимают процентов крупные международные игроки? И насколько болезнен их уход в моменте, как вы считаете?

Яна Недзвецкая: Я думаю, что до 70%. Потому что из российских брендов мало кто занимается масс-маркетом, потому что это невыгодно реально, экономически невыгодно.

Игорь Качалов: Технически невозможно, да.

Полина Уханова: Мы физически не можем такую цену предоставить.

Яна Недзвецкая: Да, да.

Игорь Качалов: Такие объемы.

Полина Уханова: То есть мы не можем людям дать возможность приобрести действительно доступную одежду и обувь, поэтому это, наверное, 70%.

Виктор Набутов: Красивую, удобную и недорогую.

Яна Недзвецкая: Нет, дело не в этом. Дело в требованиях, в требованиях к нашим производителям. Рабочие места. Вы не представляете… Аттестация рабочего места – где такое в мире есть, кроме России? И это же сумасшедшие деньги! Аттестация рабочего места, травля крыс, вредное производство… Если бы вы знали, сколько по мелочам требуют от российского производителя – это же дышать нечем! Просто нечем дышать. Дайте нам свободу, как в Китае, – и мы вам наводним тоже. Но ее нет пока.

Игорь Качалов: Друзья, давайте разделим разговор.

Виктор Набутов: По очереди.

Игорь Качалов: Местное производство или местные марки? Потому что мы можем сделать марку здесь, у себя, отработать дизайн, отработать образцы, пошить в Китае или Индии и приехать сюда.

Яна Недзвецкая: Ну, логистика…

Игорь Качалов: И ради бога, без всяких этих проблем, о которых вы говорите. Мы говорим о брендах российских или о внутреннем российском производстве? Это разные вещи.

Виктор Набутов: Разные вещи, разные вещи. Но если мы говорим о ситуации, когда придумывают здесь, а делают и создают все равно за границей, то мы просто поменяем качественных хороших европейцев на менее качественных, возможно, но при этом более дорогих китайцев или индийцев. Правильно я понимаю?

Александра Сакаева: Так и будет, да.

Виктор Набутов: По очереди.

Полина Уханова: Смотрите, и там тоже теоретически когда-то могут возникнуть проблемы.

Елена Ларина: Я бы на самом деле по поводу качества той же Zara и всего остального все-таки немножко… На самом деле наши марки шьют гораздо качественнее. Это дешево, но это не качественно. То есть я как производитель смотрю на эти швы, и мне хочется закрыть глаза и сказать: «Я это не вижу».

Александра Сакаева: Виктор, я что хотела бы сказать?..

Виктор Набутов: Да, пожалуйста.

Александра Сакаева: Так как мы все-таки союз, то мы, естественно, собираем аналитику. И надо сказать, что… Мы же возвращаемся все-таки к регионам, да? То есть в регионах в основном потреблялись Турция и Китай. То есть это тот сегмент, который люди предпочитали. Это не совсем, может быть, дешевый. Это такой… Как этот термин?

Игорь Качалов: «Средний минус».

Александра Сакаева: Да. Чем дольше ты носишь, лучше переплатить. Надежные вещи, долгосрочные вещи. И так сильно регионы не пострадают. Это чтобы не шокировать наших слушателей.

Виктор Набутов: Извините, я сразу должен спросить. Мы знаем, как устроен бизнес капиталистический (а мы живем все-таки в капиталистической стране так или иначе): как только уходят какие-то сильные игроки рынка, соответственно, те, что остаются, пользуются естественными преимуществами, и, как правило, они не улучшают качество своего товара, а они повышают цены. Вот какая ситуация с ценами сейчас в регионах?

Александра Сакаева: Цены повышены, цены повышены, потому что подорожала логистика, как вы правильно отметили. У нас нет ни тканей, фурнитура – мы все это привозим.

Яна Недзвецкая: Оборудование.

Александра Сакаева: Оборудование. Это все везется из Китая либо из Индии. А пошивочного оборудования в стране тоже не производится? Никакого?

Александра Сакаева: Нет, все иностранное.

Яна Недзвецкая: Подольская фабрика когда умерла? Я уже не помню. Давно умерла.

Александра Сакаева: У нас сейчас есть только лозунг. Вот лозунг «импортозамещение» классно работает, а в реальной жизни, к сожалению, очень много нужно делать, чтобы он уже пришел к реалиям.

Виктор Набутов: Слушайте, давайте сейчас мы и попытаемся покрутить, ну, какие-то первые шаги. Яна уже обозначила проблему, с которой все, судя по всему, согласились, – это колоссальная зарегулированность, административная. А следовательно, это все равно коррупция, взятки, сложности. Мы знаем, как это устроено, не будем себя обманывать. Соответственно, вся эта отрасль… И не только эта, кстати, отрасль.

Яна Недзвецкая: Да конечно. Везде одно и то же.

Виктор Набутов: Скажите, пожалуйста… Вы произнесли, можете объяснить.

Яна Недзвецкая: Аттестация рабочего места?

Виктор Набутов: Аттестация рабочего места, еще раз, из чего состоит? И как долго это происходит?

Яна Недзвецкая: Приходят проверяющие. Столько сантиметров – свет. Столько сантиметров от рабочего места. Как с воздухом. Как с обменом. Как с кондиционированием. Вот это все. В Китае этого ничего нет! Там сидят плечо к плечу и, извините, строчат молча по 14 часов, без выходных.

Виктор Набутов: Яночка, Яночка, но это фактически рабский труд.

Яна Недзвецкая: Да, да.

Виктор Набутов: А у нас заботятся о работниках.

Яна Недзвецкая: Хорошо. А как мне конкурировать тогда? У нас заботятся, а там не заботятся. Тогда как нам выйти на эту цену? Пусть они расскажут. Я давно на всех совещаниях в легпроме, везде я спрашиваю: «А вы мне скажите, как мне конкурировать с Китаем по цене?»

Игорь Качалов: Но вы же не в масс-маркете конкурируете. Вы же конкурируете по более высокой цене.

Виктор Набутов: Секунду! По очереди.

Яна Недзвецкая: Я прошла масс-маркет. Начинала я с масс-маркета. Я оттуда ушла именно поэтому: я понимаю, что с великим Китаем, где ничего нет, никакого регулирования, я не смогу конкурировать. Почему все русские кинулись в средний, в средний плюс? Никто в масс-маркет не хочет, потому что сложно.

Полина Уханова: Так может быть, и не стоит? Мы не сможем заменить все. Мы все равно не сможем заменить весь мир. Это невозможно.

Яна Недзвецкая: Ну, тогда никакого импортозамещения нет.

Игорь Качалов: Мы говорим об импортозамещении недружественных стран. Мы не говорим об импортозамещении всех.

Яна Недзвецкая: Послушайте, завтра дружественные могут стать недружественными.

Виктор Набутов: И наоборот – недружественные станут дружественными. Бывает и так.

Игорь Качалов: Это практически невозможно, практически невозможно.

Виктор Набутов: Вы знаете, вернемся все-таки к тому вопросу, с которого мы сегодня начали – о том, насколько страдают наши соотечественники от ухода некоторых, без дураков, популярных, любимых, качественных и недорогих известных брендов, стильных. Вот коротенький, как мы это называем, стрит-ток, то есть мнения на улице.

ОПРОС

– Вас беспокоит то, что западные магазины одежды из России уходят и закрываются?

– Да нет, не особо. Я за наших рада.

– Найдете замену?

– Я думаю, что да.

***

– Ну конечно, неприятно, но как-то справимся, думаю. Много же разных магазинов. Тем более заранее закупили. Я думаю, хватит. А там, если что, наши бренды какие-нибудь.

***

– Нормально. Я не фанат немецких брендов.

– А что будете делать? На свои замените или сами шить будете?

– Есть родные, которые шьют.

***

– Наши бренды тоже очень хорошо справляются с этим.

***

– Без западных магазинов одежды обойтись сможете?

– Да.

– А чем замените?

– Рынок.

***

– Я вообще западную одежду не ношу в основном. Есть же наши компании.

***

– У нас большинство одевается, наверное, в масс-маркетах, уже к ним привыкло. Тяжело без них будет.

– А что будете делать?

– Надеяться, что все вернется на круги своя.

Виктор Набутов: Вот видите, какие полярные истории? Ребята говорили: «Мы не носим западное, носим свое». Но мне так визуально показалось, что это тоже не наше.

Александра Сакаева: Абсолютно западное.

Виктор Набутов: Вам тоже, да?

Александра Сакаева: Масс-маркет, да.

Виктор Набутов: Значит, давайте тогда постепенно…

Игорь Качалов: Так в западные или азиатские они одеты?

Виктор Набутов: Стоп, стоп, стоп!

Игорь Качалов: Наконец-то! Скажу две вещи. Ушли западные марки ритейла, но там не было западного производства, там было азиатское производство.

Александра Сакаева: Либо Турция.

Игорь Качалов: Поэтому тут путаница колоссальная! Коллеги, давайте договоримся…

Виктор Набутов: Вот обратите внимание – стоит в симпатичном красном пиджаке Елена Викторовна. А она, между прочим, как раз российский производитель, насколько я понимаю. Да?

Елена Ларина: Да.

Виктор Набутов: Вы прямо здесь все производите?

Елена Ларина: Да.

Виктор Набутов: И ткани? И шьете? И дизайн?

Игорь Качалов: И фурнитура?

Елена Ларина: Смотрите. Сейчас как раз… Я в пятницу занималась тем, что я обзванивала компании, которые поставляют производство… вернее, оборудование для производства тканей. То есть я с совершенно прекрасным китайцем поговорила, он мне все рассказал, что нам нужно поставить. То есть у нас полный цикл, начиная… Мы закупали ткань, печатали. Свои дизайны. Мы сами печатаем ткань, сами, соответственно, шьем это все.

Виктор Набутов: А вы печатаете ткани?

Елена Ларина: Да.

Виктор Набутов: Извините, а что это такое?

Елена Ларина: То есть это когда ткань изначально белая, а мы делаем на ней принты.

Виктор Набутов: А, принты вы имеете в виду? Понятно.

Елена Ларина: То есть меня интересовал этот первоначальный цикл. В принципе, это все реально. Тем более сейчас есть программа – в Москве уже объявлена, в Московской области тоже объявлена – по импортозамещению, по модернизации, по лизингу. Мы подали заявку по Москве, уже подали. По Московской области…

Игорь Качалов: По бесплатной аренде?

Елена Ларина: Да. По Московской области мы подали. Как раз в пятницу, по-моему, или в четверг открыли эту программу по субсидированию. Мы тоже сейчас готовим документы.

Виктор Набутов: Вам субсидируют кредитные ставки в банке, чтобы вы могли что-то закупить, например, оборудование?

Елена Ларина: Нет, нам субсидируют закупку оборудования.

Яна Недзвецкая: А оборудование стоит дорого.

Виктор Набутов: Целенаправленно?

Елена Ларина: Целенаправленно. На импортозамещение.

Виктор Набутов: А оборудование предоставляет… Ну, главный рынок – Китай, насколько я понимаю?

Елена Ларина: Ну да.

Виктор Набутов: Как быстро китайцы готовы поставить?

Елена Ларина: Что-то у них есть в наличии, что-то они готовы привезти. Ну, по нашему опыту: привозят в течение двух-трех месяцев.

Виктор Набутов: То есть через два-три месяца вы можете запустить, условно, производство здесь, а за это время подготовить здесь помещения.

Елена Ларина: Да, конечно.

Виктор Набутов: И пошла история. Ткани полностью свои?

Елена Ларина: Ну, синтетические ткани – да. Но, в принципе, есть варианты и с синтетическими тканями, и, соответственно, можно также ставить станки на хлопчатобумажные.

Юлия Скрябина: А сотрудники? С какими объемами вы можете справляться?

Виктор Набутов: Хороший вопрос.

Елена Ларина: Сотрудники? Сейчас наоборот. В пандемийную эту историю был прямо провал по кадрам, а сейчас наоборот. Какие-то производства закрываются, и сейчас наоборот. Если раньше мы не могли закрыть вакансии месяц, то сейчас, наоборот, приходят, звонят. Закрываются какие-то мелкие производства. Не знаю, может быть, кто-то работал на те же западные…

Юлия Скрябина: Но вопрос конкретный. Объем в 100 тысяч штук на артикул вы можете взять?

Елена Ларина: Ну, мы – пока нет. Но это же тоже…

Юлия Скрябина: И пока никто не может. Вот в чем вопрос. Понимаете?

Виктор Набутов: Секунду! Секунду! 100 тысяч? Можете пояснять для офицера младшего офицерского состава? 100 тысяч на артикул – это что значит?

Юлия Скрябина: Это означает… Если мы говорим о замещении масс-маркета и возможности отдавать заказы российским фабрикам, то среднее количество на артикул – это от 10 до 100 тысяч единиц. Понимаете, да?

Игорь Качалов: Ежемесячно?

Юлия Скрябина: На один артикул.

Виктор Набутов: Один артикул – это один вид майки, условно?

Юлия Скрябина: Да, например. Один вид свитера, майки, жакета…

Виктор Набутов: Понятно, один вид продукта.

Полина Уханова: И разный размерный ряд.

Юлия Скрябина: И российские производители и фабрики – никто не готов брать.

Виктор Набутов: Не готовы?

Юлия Скрябина: Не готовы, потому что нет сотрудников. Вопрос в том, что, может быть, мы решим проблему с оборудованием, поставим машины тогда, но вопрос с сотрудниками не решен однозначно. Поэтому у нас… Кстати, я вам хочу еще вот такой момент сказать. Вы заметили, что в этом опросе был возрастной ценз? То есть постарше население сказало: «Да, не проблема, мы и не любим иностранные бренды, поддерживаем наших». А вот молодые ребята сказали: «Будет сложно». Потому что, во-первых, не факт, что такую цену мы сможем предоставить. И еще вопрос дизайна и смены коллекций. Мы к этому пока не готовы.

Виктор Набутов: Вообще выстраивание эффективных инструментов продаж брендов – это же и маркетинг, это и дизайн, это SMM, это очень много всего, чем действительно славится Запад.

Юлия Скрябина: Конечно.

Виктор Набутов: Запад славится не только тем, что производит неплохо (тут с ним можно конкурировать), а самое главное, что они умеют это продавать.

Юлия Скрябина: Вот! Вопрос не в качестве Zara, а как этот продукт был упакован, как он был донесен до своего конечного потребителя. Вопрос в этом.

Полина Уханова: И настолько было продумано, что в коллекции масса вещей, которые можно миксовать между собой, и это постоянно можно было заменять или покупать.

Яна Недзвецкая: Ну, уже научились…

Виктор Набутов: Секундочку, секундочку!

Юлия Скрябина: Но не тысячи артикулов…

Виктор Набутов: Не перебивайте!

Яна Недзвецкая: Не тысяча артикулов у Zara, извините. Там H&M, мы говорили, Uniqlo, Zara. Это совокупно. Ничего страшного, будут хоть ходить прилично, а не как попугаи, все одинаково.

Виктор Набутов: Во-вторых, старшее поколение, про которое вы совершенно разумно отметили, что у них несколько другой взгляд на ситуацию, – это люди, которые помнят еще выкройки. И, между прочим, я тоже этим занимался.

Игорь Качалов: Из каталога Otto.

Виктор Набутов: И из каталога Otto. Каталогов Otto, правда, по-моему, уже не существует в природе, если честно. Это пережиток 80-х.

Юлия Скрябина: Кстати, ателье возродятся – как вариант.

Виктор Набутов: Скажите, пожалуйста… Вы затронули, наверное, ключевой вопрос. Я согласен с тем, что можно найти каналы поставок оборудования, правительство выделит субсидии и деньги. Вопрос: где взять качественных работников? Это проблема не только швейной отрасли, а это слесари, сварщики тогда. В общем, вся система профтехобразования в государстве, ну, в плачевном состоянии находится. И нет кадров для импортозамещения, насколько я понимаю. Вот это номер один проблема?

Александра Сакаева: Это номер один проблема на самом деле.

Виктор Набутов: И насколько быстро можно воспитать хорошую швею, хорошего дизайнера? Или для этого надо пять лет учиться в Институте легкой промышленности и так далее?

Полина Уханова: Самое главное, чтобы еще преподавали достойные люди, у которых можно было бы перенять этот опыт. И чтобы этим людям платили достаточную зарплату, чтобы они ушли со своей текущей работы и преподавали новым, будущим, потенциальным швеям и дизайнерам.

Яна Недзвецкая: По-моему, проблема все-таки не в дизайнерах, а в швеях.

Полина Уханова: В швеях, конечно.

Яна Недзвецкая: Зарплата у них низкая. Шьют только узбеки. И узбеки – это уже лучшие швеи в России. Потому что у нас на фабрике, например, уже 25 лет, они уже профи, они вот такие, мы их обучили. У нас только узбеки, это гастарбайтеры. Российские не хотят. Ну и плюс зарплата, естественно. Опять же, чтобы нам конкурировать с западными брендами… Россияне хотят 100 тысяч. Если я еще и зарплату 100 тысяч буду швеям платить – ну, тогда можно просто…

Виктор Набутов: Но, с другой стороны, мы сейчас видим, что объемы будут нарастать, рынок будет увеличиваться. Наверное, и заработная плата должна расти, нет? Разве я неправ? Или это не так работает?

Игорь Качалов: Так возникает вопрос именно производительности: сколько швея может сделать единиц одежды, чтобы окупить свою зарплату? И тогда масс-маркет кончается сразу.

Виктор Набутов: Хорошо.

Юлия Скрябина: Потому что зарплата является значительной составляющей в себестоимости. Это суперзначительная часть в себестоимости изделия.

Виктор Набутов: Фонд оплаты труда.

Юлия Скрябина: Конечно.

Игорь Качалов: 30–40%.

Виктор Набутов: Понятно.

Яна Недзвецкая: И плюс налоги.

Елена Ларина: Ну, с одной стороны, по поводу того, что вы спросили. На простейшие операции швею можно обучить месяца за два, даже за месяц.

Яна Недзвецкая: Обучить можно кого угодно.

Виктор Набутов: Я думаю, что желающие будут.

Елена Ларина: Приходят, и как раз возраст 45+. То есть приходят, которые где-то сидели в офисе, приходят и говорят: «Я где-то жила в молодости. Я хочу вспомнить». То есть приходят такие, и их достаточно много. То есть кто-то потерял работу, они вспоминают.

И второй момент, который важный, – это автоматизация производства. Ну, вместо того чтобы сидеть… Одна швея сошьет за день, не знаю, сто или двести карманов, а автомат сделает тысячу. И это все можно сделать, то есть это реально. Ну, автоматизация производства – это тоже как бы выход по кадровому голоду.

Александра Сакаева: Виктор, мне кажется, надо пример Елены просто реально популяризировать. Ведь есть на самом деле очень много программ, но просто многие, к сожалению, особенно предприятия производственные в регионах вообще про них ничего не знают. То есть надо интересоваться. Потому что если ты обновляешь оборудование и заменяешь вот этот ручной труд на какую-то автоматизацию, то мы живем, и еще очень даже, и поедем.

Виктор Набутов: С другой стороны, это порождает безработицу. И многие этого очень боятся. Тут обратный эффект.

Александра Сакаева: Да. Я могу вам сказать, что у нас 700 членов в союзе, и это в основном предприятия-текстильщики, то есть там обувщиков практически нет. Хотя легкая промышленность – это не только…

Виктор Набутов: Мы сегодня именно про одежду, про обувь отдельный разговор.

Александра Сакаева: Про одежду, да, про одежду. И после окончания совещания у нас вообще заработал в союзе оперативный штаб, где каждый день раздаются сотни звонков, люди что-то ищут, и мы решаем какие-то оперативные вопросы. Больше того, нам поставлена задача – собрать сейчас максимально пожелания, что нужно сделать отрасли, для того чтобы правительство могло двигаться.

Виктор Набутов: Что интересного сейчас вы можете порекомендовать нашим принимающим решения товарищам?

Александра Сакаева: Основных вещи три на сегодняшний день утверждено. Первое – это обновление и помощь в производстве, в производственных мощностях. Второе – это как раз визуал и популяризация, создание бренда и как его правильно преподносить. И третий момент – это создание комитетов различных, где будут собираться по направлениям, по вопросам. У каждого есть свои проблемы: кому-то нитки нужны, кому-то швеи нужны, кому-то нужно выйти помочь на выставки какие-то определенные. Поэтому я просто всем советую, у кого есть производство. Огромный раздел на нашем сайте посвящен этому. Зайдите и посмотрите.

Виктор Набутов: Какой сайт?

Александра Сакаева: Сайт «Союзлегпром».

Виктор Набутов: «Союзлегпром»? Все, заходите.

Леночка, последний короткий вопрос. Дайте, пожалуйста, «вилку» зарплат для работников?

Елена Ларина: Ну, у нас немножко специфика, потому что у нас Москва все-таки.

Виктор Набутов: Повыше.

Елена Ларина: В среднем – от 60 и выше. У меня есть такие, которые стахановцы, и они могут достаточно 100 тысяч и больше зарабатывать.

Виктор Набутов: Но для этого надо по 14 часов, как в Китае, давать норму?

Елена Ларина: Ну нет, не 14.

Яна Недзвецкая: Ну, вкалывать за 100 тысяч… Давайте не будем лукавить.

Виктор Набутов: В Москве за 100 тысяч вкалывать не будут, а в далеких от столицы регионах будут.

Яна Недзвецкая: Будут.

Виктор Набутов: Это вопрос к тому, где размещать производство.

Яна Недзвецкая: Но там зарплаты ниже.

Виктор Набутов: Это второй момент.

Мы, кстати, побывали – ну, может быть, не очень далеко от столицы, сравнительно – как раз в текстильных центрах страны: Чебоксары и Иваново. Давайте посмотрим, как там все организовано.

СЮЖЕТ

Чебоксары

Голос за кадром: Собрать модный look по-чебоксарски можно с помощью местного производителя. Одежда «Чебоксарского трикотажа» дешевле импортной: жакеты по 2,5 тысячи рублей, футболки – по 500, толстовки – по 1,5 тысячи.

Татьяна Николаева, стилист, шопер-имиджмейкер: Они стараются тоже модное делать. Многие берут именно за удобство, комфорт, приятные цвета, не раздражающие.

Голос за кадром: В Чебоксарах много швейных производств, шьют костюмы, рубашки, трикотажные юбки и платья, продают по всей стране.

Татьяна Шаронова прославилась своими свадебными и вечерними платьями, на рынке уже 18 лет.

Татьяна Шаронова, дизайнер свадебной и вечерней одежды: У нас большой спрос, я говорю, во всех городах, кроме Москвы и Питера. В провинции люди больше любят одеваться, наряжаться, им больше нравится демонстрировать себя.

Ивановская область

Голос за кадром: В Ивановской области ткацкие станки работают без перерывов, в четыре смены. В сутки фабрика выпускает 60 тысяч метров хлопковой ткани, из которой шьют в том числе и домашнюю одежду. Ивановский текстиль давно любим на российском рынке, но вполне может покорить и зарубежных потребителей.

Юлия и Руслан Атояны продвигают трикотаж ивановской фабрики «Неженка» на мировом маркетплейсе.

Руслан Атоян, представитель трикотажной фабрики: Я смотрю, что цена такая же, как у похожих вещей на AliExpress, у китайских, но у китайских совершенно другое качество и материалы. Вы попробуйте там найти настоящий стопроцентный хлопок, ну, в этой ценовой категории. Это практически нереально! Я такого не встречал. А здесь российское производство. Соответственно, мы уверены, что это стопроцентный хлопок. Если производитель заявляет, то мы знаем, что стопроцентный хлопок. Я щупал эти вещи, это все есть.

Голос за кадром: Супруги составляют каталоги, принимают интернет-заказы, следят за отгрузкой и доставкой одежды для дома. Иностранцев привлекают не только цены, но и качество товара. Бизнесмены уверены: одежды хватит не только на российский рынок, но и на экспорт еще останется.

Виктор Набутов: Хороший материальчик, интересный, потому что поднята еще одна интересная тема. А вообще, может быть, это шанс выйти, наоборот, самим на международные рынки? Вот много говорилось о Китае. Есть такой шанс вообще действительно выйти? Наоборот – даже на экспорт. Как вы думаете?

Яна Недзвецкая: Ну, все-таки их 1,5 миллиарда. Я что-то сомневаюсь. Потому что там есть и по 2 тысячи евро, между прочим, за одежду. В Китае очень большой разброс цен!

Виктор Набутов: Миллион разных сегментов?

Яна Недзвецкая: Конечно, миллион. Мы не можем именно столько сегментов, вот так сегментировать рынок четко. И, конечно, у нас с маркетингом беда, с упаковкой беда. Конечно, вот с этим беда. Еще у нас не понимается нейминг. Знаете, вот эти два модных слова: нейминг и брендинг. Названия совершенно чудовищные. Ну чудовищные названия брендов!

Игорь Качалов: Непроизносимые зачастую.

Виктор Набутов: Ну как? «Ивановские ситцы», «Барышня-крестьянка». Вот такие названия на канают на китайском рынке?

Яна Недзвецкая: Нет, не канают. Очень сложные, длинные, сложные. Плюс сам директор и его жена часто рисуют этот сам бренд, понимаете, не хотят тратиться именно на хорошие фирмы, которые делают вот этот брендинг.

Виктор Набутов: Понятно.

Яна Недзвецкая: Это правда большая беда.

Виктор Набутов: Так, поехали! Значит, давайте еще раз восстановим цепочку и наметим главные проблемные такие узелки. Как нам восстановить собственную легкую промышленность? Оборудование для пошива и производства тканей – с этим более или менее, ну, плюс-минус понятно. Можно закупить оперативно у китайцев, и государство предоставляет сейчас какую-то кредитную поддержку или помощь в лизинге оборудования.

Елена Ларина: Но главное, чтобы она была реальная, чтобы эти субсидии утверждали.

Виктор Набутов: Ну, будем надеяться, что это так.

Юлия Скрябина: А можно я добавлю еще важный аспект? Мы про швей поговорили, но на самом деле нужно понимать, что в цепочке производства швея – это уже последнее звено. У нас в стране просадка по таким специальностям, как технолог и конструктор.

Яна Недзвецкая: О да!

Юлия Скрябина: Это самое главное. Мы сейчас говорим…

Виктор Набутов: Это вы имеете в виду конструктора одежды?

Юлия Скрябина: Да.

Виктор Набутов: Секунду! Вы меня опередили. Одну секунду! Я пытаюсь логически выстроить, потому что мы целую индустрию же рассматриваем.

Юлия Скрябина: Я бы хотела добавить. Для того чтобы наша индустрия немножко продвинулась вперед, нужно, чтобы быть конструктором, технологом и швеей стало снова модно в стране. Понимаете? То есть у нас в стране модно быть юристом, экономистом, менеджером…

Виктор Набутов: Забудьте! Это уже в прошлом.

Яна Недзвецкая: Это в прошлом, да.

Юлия Скрябина: Вот! Поэтому сейчас просто очень мало специалистов в этой отрасли. Понимаете, да? Только если конструкторов, технологов и швей станет больше, они станут профессионалами. Потому что сейчас очень многие не работают по специальности.

Виктор Набутов: А сколько, скажите, пожалуйста, времени тогда уходит на воспитание или обучение одного хорошего конструктора или технолога? Пять лет?

Яна Недзвецкая: В Китае – два месяца. Там нет никаких вузов.

Виктор Набутов: На стажировку в Китай!

Яна Недзвецкая: Да, да, да. И одной прямой линейкой вручную они столько лекал выдают, сколько русский на САПР не сделает!

Юлия Скрябина: Да. И самое главное, что мы можем взять технологии. А технологии – это скорость производства. Свои технологии мы будем очень долго разрабатывать, это практически невозможно. То есть на самом деле нам нужно перенять технологии, обучить своих специалистов для того, чтобы…

Виктор Набутов: А где взять их?

Яна Недзвецкая: Не соглашусь. Наоборот. В Китае у меня был тоже и цех свой, и фабрика. Наоборот, я туда… Они были в шоке!

Юлия Скрябина: А мы вообще сейчас не про Китай.

Яна Недзвецкая: Насколько у нас аккуратно, классно! Они смотрели вот такими глазами: «Как вы умеете так шить?!» Они у меня брали технологии. Не соглашусь вообще! Абсолютно!

Игорь Качалов: Ну, наверное, это разные заводы.

Яна Недзвецкая: Наверное, да.

Виктор Набутов: По очереди, по очереди!

Юлия Скрябина: Я вообще не имела в частности Китай. То есть мы сейчас как-то сводим все только к Китаю. Необязательно это должен быть Китай. Почему только Китай?

Яна Недзвецкая: А что еще, кроме Бангладеш, Китая и Вьетнама? Интересно!

Юлия Скрябина: Узбекистан.

Яна Недзвецкая: Ну, Узбекистан… Так тем более надо свои технологии.

Виктор Набутов: Турция, Турция.

Юлия Скрябина: Да, Турция.

Виктор Набутов: Секунду! Первое. Мы начали с оборудования. Оборудование есть где взять оперативно. В общем, потенциально где есть взять на это деньги, потому что вопрос инвестиций в нынешней ситуации тоже очень важен. С оборудованием решили.

Дальше что мы делаем? Что нам надо? Швеи? Есть проблема.

Яна Недзвецкая: Огромная.

Виктор Набутов: И быстро ее, наверное, не решить.

Александра Сакаева: Все-таки материалы, комплектующие…

Виктор Набутов: Секунду, секунду, секунду! Технологи и конструкторы, кто разрабатывает модели? Тоже есть с этим проблемы. Но этих людей можно по контракту нанимать удаленно, например, из тех же западных стран. Нет?

Игорь Качалов: Необязательно.

Виктор Набутов: Как вы считаете?

Яна Недзвецкая: Сейчас в Китае строят давно уже. Раньше строили хотя бы в Европе, а сейчас все китайцы строят! Везде они сами.

Полина Уханова: Но лекала у них при этом все равно итальянские.

Александра Сакаева: Каждая страна отправляет своего технолога.

Виктор Набутов: Своего технолога? Как мы решим вопрос с технологами и конструкторами? Где взять?

Александра Сакаева: Стажировки, только стажировки.

Виктор Набутов: Стажировки, стажировки, стажировки…

Игорь Качалов: Приглашение на работу из-за рубежа.

Виктор Набутов: А куда ехать, если что?

Александра Сакаева: 52 страны открыты на сегодняшний день.

Виктор Набутов: Ну а куда бы вы порекомендовали, если вы хотите быть технологом или конструктором, поехать и поучиться сейчас?

Яна Недзвецкая: В Китае поучиться, только там.

Виктор Набутов: Раз.

Полина Уханова: В Индии, возможно.

Виктор Набутов: Турция?

Елена Ларина: Турция, конечно, да, Турция.

Игорь Качалов: Узбекистан.

Виктор Набутов: Может быть, Корея? Индия?

Елена Ларина: Ну, вряд ли… Вот Индия – да. Я думаю, что Турция – это самый такой ближайший и хотя бы понятный, по менталитету ближе.

Игорь Качалов: Турция, Индия, Китай, Вьетнам. Вот четыре.

Полина Уханова: Можно поехать на обучение. Вполне выдают образовательные визы.

Виктор Набутов: Есть такое дело. Значит, так, это что касается непосредственно самого производства. Давайте теперь поговорим… А есть ли у нас свои нитки и ткани? Что с этим?

Игорь Качалов: Большие проблемы.

Виктор Набутов: Так, по очереди!

Александра Сакаева: Очень сложно с этим.

Виктор Набутов: Что значит «очень сложно»?

Александра Сакаева: Я хотела бы вывести все-таки, наверное, на первый план, понятно, оборудование, производительные мощности. А второе – это материалы. У нас на сегодняшний день в России есть только вискоза, поливискоза и некоторые виды камвольных материалов. Все!

Виктор Набутов: Каких?

Александра Сакаева: Камвольных. Камвольные комбинаты. А остальное все мы завозим. Понятно, это Китай, это Турция, это Индия и некоторые страны Южной Азии.

Виктор Набутов: Это что? Мы и синтетику завозим?

Александра Сакаева: Мы завозим все. Помимо всего прочего, и комплектующие, к сожалению. 80% – все мы везем.

Яна Недзвецкая: Фурнитура.

Александра Сакаева: Фурнитура. Фурнитуры своей нет. Может быть, это и есть…

Виктор Набутов: Фурнитура – это пуговицы, молнии.

Александра Сакаева: Пуговицы, да.

Виктор Набутов: Ну что мы, извините… Хорошо. Девочки, объясните мне, пожалуйста, почему страна не может производить пуговицы? Пуговицы!

Яна Недзвецкая: Невыгодно. Все то же самое. Невыгодно экономически. Потому что восьмичасовой рабочий день, все для рабочих: отпуска, отгулы, декретные. Понимаете, вот это все падает таким грузом на производителя!

Виктор Набутов: И что делать будем?

Яна Недзвецкая: Вот непонятно.

Александра Сакаева: Я еще хочу сказать, что такой тренд, наверное, 15 лет назад, может быть, начался, когда было просто модно во всем мире ничего не делать у себя, а закупать в Китае, закупать в Турции…

Виктор Набутов: Ну, они выводили вредные производства. Считается, что это вредно. Они будут заниматься высокими технологиями, дизайном, ну, как бы умственным трудом.

Юлия Скрябина: Печатаньем доллара.

Виктор Набутов: А все остальное пускай делают китайцы.

Александра Сакаева: И наши тоже поддались этому тренду. И это, конечно, то, к чему мы сейчас пришли: у нас реально ничего своего нет. Я уж молчу про гвозди, это уже тема не сегодняшняя.

Виктор Набутов: Кстати, это то, о чем говорила Валентина Ивановна Матвиенко. Как раз выяснилось, что все-таки тут ситуация с гвоздями, шурупами и винтиками не настолько плачевная. Более того, оперативно можем заместить выпавшие объемы импорта.

Елена Ларина: Я просто ищу точечно. Действительно есть. Условно, во Владимирской области я нашла производство пластиковой фурнитуры, они делают здесь. Те же самые нитки, по-моему, «Красная нить» называется, то есть они производят здесь. Наш поставщик, они возили из Китая, и они три года уже строят под Тулой (а там большой промышленный кластер) производство. И они производят здесь в том числе синтетические ткани – небольшими, не очень большими объемами, не 10 тысяч, конечно, в день они производят, но они обеспечивают…

Виктор Набутов: Но это качественно, это конкурентоспособно и по деньгам, и по всему остальному?

Елена Ларина: Абсолютно. Да, это качественно.

Виктор Набутов: То есть, в принципе, если поступит заказ, то за месяц-два можно привезти оборудование из Китая и как бы начать заполнять рынок?

Елена Ларина: Ну, если они получат те же самые субсидии, то я думаю, что они будут. То есть они это уже делают, но это точечная история. Действительно, мы очень много завозим, и поэтому в этом объеме те самые, не знаю, 5%, которые производят здесь, они не видны.

Яна Недзвецкая: Не видны.

Елена Ларина: Но они все равно есть. Я говорю, я точно искала, по выставкам их искала, по этим самым… Вот приходят сами: «Мы сами производим». И мы их вот так собираем.

Виктор Набутов: Лена, вы знаете, вы затронули проблему, которую я слышал от некоторых, от нескольких своих знакомых, которые занимаются разными производствами внутри страны. И они мне все в одну дуду рассказывают, говорят: «Ты не представляешь себе, что, оказывается, мы вообще не знаем, что происходит в своей стране. Казалось бы, мы профессионалы рынка, но информационный обмен между производителями пуговиц во Владивостоке, – а там, может быть, прекрасное производство, – и пошивочным цехом в Тверской области отсутствует в принципе». Почему? Вообще как в мире технологий и интернета это возможно? По очереди.

Яна Недзвецкая: А вот давайте у легпрома спросим, кстати сказать.

Александра Сакаева: Я могу ответить на этот вопрос.

Яна Недзвецкая: Потому что раньше вы издавали справочники. Я пользуюсь справочником 67-го года, где смотрю все старые предприятия. А больше нет. Вот вопрос.

Виктор Набутов: Хороший вопрос.

Александра Сакаева: Легпром ответит. Ребята, смотрите, у нас на самом деле проблема какая была на сегодняшний день? Что вообще основной… Мы же говорим с вами про тему B2B, правильно?

Яна Недзвецкая: Да.

Александра Сакаева: Как свести вот эти…

Виктор Набутов: B2B – это бизнес для бизнеса.

Александра Сакаева: Да. Как узнать, допустим, Елене, кто делает пуговицы, а кто делает нитки? То есть ей нужно где-то встретиться. Это была выставка. Наши выставки на сегодняшний день, до недавнего времени, делали только иностранные компании. Иностранные компании продвигали иностранные бренды. Наши российские бренды (я думаю, что коллеги знают), все, кто делают достойную и качественную продукцию, были вынуждены искать русских байеров во Франции и Италии, потому что просто им не давали выйти на этот рынок.

И основная эта ситуация как бы давно началась. Именно поэтому сейчас в частности союз будет делать первую российскую выставку, где будет… у нас будет такая площадка моды, где мы будем как готовый сегмент привлекать, так и материалы, так и комплектующие, так и маркетинг, и образовательная сфера. Fashion Style Russia. Я вас приглашаю с 24 по 26 августа.

Виктор Набутов: Где?

Александра Сакаева: «Крокус Экспо».

Яна Недзвецкая: А почему интернет-площадок нет?

Александра Сакаева: Интернет-площадка создана – LEGPROM.cloud. на ней у нас, по-моему, порядка 1 7000 зарегистрированных компаний.

Яна Недзвецкая: Но о ней никто не знает. Рекламу сделайте.

Александра Сакаева: Вы знаете, очень сложно! Вот к интернет-площадке наш рынок российский пока еще не готов. То есть это надо тоже популяризировать и продвигать.

Виктор Набутов: Честно говоря, это… Честно вам скажу: это звучит абсурдно.

Яна Недзвецкая: Странно.

Виктор Набутов: У вас есть интернет, нет никаких проблем. Просто у вас никто друг про друга не знает.

Яна Недзвецкая: Не знает.

Виктор Набутов: У меня это не укладывается в голове!

Юлия Скрябина: Сайтов даже нет у многих компаний, они не выкладывают туда ассортимент. Невозможно! Даже если ты найдешь…

Виктор Набутов: Но это же их деньги. Это же частные предприятия.

Юлия Скрябина: Ты не понимаешь. Даже фабрики выставляют сэмплы изделий, и не понятно, с каким сегментом они работают. Если ты хочешь – отдай заказ на аутсорс. Но ты не понимаешь, зайдя на сайт. У нас люди не занимаются. И уж тем более, если производит кто-то во Владимирской области пуговицы, никто не будет весь ассортимент пуговиц фотографировать и выкладывать на сайт, потому что они скажут, что это дорого. Фотографировать, предметные фотографии – это дорого, это все деньги.

Игорь Качалов: На самом деле, друзья, мы ведем разговор об одной простой вещи. Оказывается, наши производители не занимаются системой продаж. Что значит, например, что мы не знаем фабрику во Владивостоке? Это означает, что менеджер во Владивостоке не сел на телефон и не сделал тысячу звонков. Ну, всего тысячу звонков надо сделать для того, чтобы рассказать производителям о пуговицах.

Яна Недзвецкая: А где он возьмет производителей? Где?

Виктор Набутов: Он же не знает, кому звонить.

Игорь Качалов: Существует базы данных, вполне доступные, открытые, которые можно купить.

Яна Недзвецкая: Не знаю таких. У нас сайту уже 15 лет, все есть, но мне ни разу никто не звонил из поставщиков.

Игорь Качалов: Вот об этом и речь. Человек не зашел к вам на сайт и не взял номер телефона. Это означает, что просто лентяй в отделе продаж.

Виктор Набутов: Ничего, сейчас жизнь заставит, сейчас жизнь заставит.

Игорь Качалов: Это прекрасно!

Виктор Набутов: Девочки, у нас очень мало времени. Мы обязательно вернемся к этой теме через пару месяцев – как раз лето придет, новый сезон.

Игорь Качалов: И посмотрим, поступило ли оборудование.

Яна Недзвецкая: Да, да, да.

Виктор Набутов: И посмотрим, как заработало наше так называемое импортозамещение.

Игорь Качалов: Будет очень интересно посмотреть на пример Лены.

Виктор Набутов: От профессионалов индустрии буквально коротко, по фразе. Вот как вы считаете, что надо сейчас быстро и оперативно сделать на ближайшее будущее, чтобы заработало импортозамещение?

Яна Недзвецкая: Ткани, потому что химия своя, нефть своя. Ткани синтетические, красивые, модные, именно для модной одежды.

Виктор Набутов: А пока их нет как бы, да?

Яна Недзвецкая: Нет.

Виктор Набутов: Производство синтетических тканей?

Яна Недзвецкая: Да.

Виктор Набутов: Елена Викторовна.

Елена Ларина: Ну, я тоже поддержу про производство, именно про господдержку, чтобы это было понятно, доступно, быстро и чтобы можно было, действительно, не вот такую кучу документов десять раз подать…

Виктор Набутов: То есть быстро? Вам нужны быстрые инвестиции и минимум административного давления?

Елена Ларина: Абсолютно.

Виктор Набутов: Все, все. Понял.

Юлия Скрябина: Так как я работаю в сегменте «премиум» и «премиум плюс», то для меня очень важны высококвалифицированные сотрудники: конструкторы, технологи, швеи.

Виктор Набутов: Вам нужны люди прежде всего?

Юлия Скрябина: Да. Для меня сотрудники – это 80% успеха.

Виктор Набутов: То есть не рабы по 18 часов за 5 тысяч рублей, которые вкалывают по китайскому образцу, за что «топит» Яна, собственно говоря, а высококачественные профессионалы, работники интеллектуального труда?

Юлия Скрябина: Ну, это же разные сегменты, мы про разные сегменты говорим.

Яна Недзвецкая: Да. Как можно сравнивать?

Юлия Скрябина: Здесь я говорю, исходя из своего опыта, из того сегмента, в котором я работаю.

Виктор Набутов: Я не знаю, кто вам может помочь в этом, честно говоря, кроме того, что вы будете отправлять людей на обучение самостоятельно.

Юлия Скрябина: На самом деле, на самом деле сейчас очень много молодых ребят и девушек, кто подтягивается в этом направлении. И стали сами себя практиковать. Я не успела тогда высказаться. Необязательно ехать куда-то на практику, если сфокусироваться. Просто многие даже не работали, даже не пробовали. Понимаете? И они даже не знают, хороший ли он специалист или плохой. Вот в чем вопрос.

Виктор Набутов: Хорошая история.

Юлия Скрябина: Я просто на своем опыте взяла двух молодых девчонок, которые сейчас делают просто супервещи классного уровня! А они в себя даже не верили, чтобы вы понимали.

Виктор Набутов: Есть! Полина Сергеевна.

Полина Уханова: Я соглашусь со всем, что сказано, но мне кажется, что все-таки еще важно учиться себя продвигать – и не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Потому что если мы не научимся создавать вот эти крепкие бренды, когда произносят Zara – и все понимают, о чем идет речь…

Виктор Набутов: Да.

Полина Уханова: Вот этому тоже нужно учиться. Это большая работа, большой труд, и его тоже необходимо делать и для внутреннего рынка, и для внешнего. Потому что мы же все-таки хотим показать, как хорошо мы можем делать одежду российскую.

Виктор Набутов: Это так. Я вам придумал новое название – «Красная Зара». Помните, была такая «Красная жара» со Шварценеггером?

Полина Уханова: Как вариант.

Виктор Набутов: Будет хороший и узнаваемый бренд. Прошу.

Игорь Качалов: Безусловно, сильная система продаж – как сильная система продаж в корпоративном секторе (завод к заводу), и особенно сильная система продаж в торговых точках.

Виктор Набутов: Ну, B2C.

Игорь Качалов: Правильное оформление магазинов, правильное оформление витрин, правильное оформление упаковок. А с этим как раз большая беда.

Виктор Набутов: Это целая наука. И Стив Джобс был этим знаменит.

Игорь Качалов: Да, абсолютно.

Виктор Набутов: Как упаковать, где какая коробочка должна стоять, что должно бросаться в глаза в магазине известных американских телефонов и компьютеров. Это целая наука! Александра Олеговна.

Александра Сакаева: Ну, я просто думаю, что нам всем нужно создать такую систему… Просто все сейчас говорят, но, постойте, это целая система. Просто у кого-то одни механизмы отработаны, а у кого-то не отработаны. Мы над этим работаем. Мы пытаемся создать эту систему, площадку, чтобы все были представлены друг другу – как в электронном виде, так и в офлайн-общении. Поэтому мы будем над этим работать, открыты к диалогу. Пожалуйста, пишите свои вопросы и пожелания на наш сайт.

Виктор Набутов: Ребята, и все заинтересованные в этой индустрии себя попробовать: Fashion Style Russia…

Александра Сакаева: С 23 по 26 августа, «Крокус Экспо».

Виктор Набутов: Приходите. Желаем вам успехов в этом благородном деле!

Александра Сакаева: Спасибо.

Виктор Набутов: Вы знаете, когда мы эту тему обсуждали со знаменитым нашим автором, замечательным журналистом и эрудитом Павлом Кругом, так вот, он вспомнил как раз прекрасную цитату из Владимира Владимировича Маяковского, звучит она следующим образом:

«Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет –
помните:
в шестнадцатом году
из Петрограда исчезли красивые люди».

Очень хочется надеяться, что сто с небольшим лет спустя все у нас получится совершенно по-другому. Будем работать! Спасибо большое. До встречи в «ПРАВ!ДА?» на ОТР.

Смогут ли отечественные производители воспользоваться шансом и заполнить рынок своими товарами? Будут ли они качественными и недорогими?