Александр Железняк: Москве до переполненности туристами ещё далеко!

Гости
Александр Железняк
эксперт ОНФ в сфере туризма

Петр Кузнецов: Мы получили «Оскар» за Москву, как Владимир Меньшов в 1981 году за «Москва слезам не верит». Столица получила одну из самых престижных премий туриндустрии World Travel Awards, именно ее называют туристическим «Оскаром». Сергей Собянин подчеркнул, что позитивный толчок дал, конечно, Чемпионат мира по футболу, но это лишь часть огромной работы, которая была уже проделана.

Ольга Арсланова: Известно, что сегодня туризм – это большая отрасль, на которую работают многие представители малого и среднего бизнеса, гостиничного, ресторанного, чисто туристического, и она дает 120 миллиардов рублей годового дохода в бюджет Москвы.

Петр Кузнецов: Что получилось по итогам практически, в общем, в этом году, в 2019-м, давайте посмотрим, то, что осталось уже после Чемпионата мира. Только в первом полугодии, обратите внимание, столицу посетили 11,5 миллионов туристов, и это на треть больше, чем за аналогичный период того самого 2018-го, прошедшего под знаком Чемпионата мира. Больше всего приезжали в 2019 году из Китая, почти 400 тысяч человек, из Германии почти 150 тысяч, ну и много туристов из Франции было у нас, Италии и Израиля.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим о Москве, которая добилась успехов в сфере туризма, и о туристическом потенциале других российских городов прямо сейчас. У нас в студии эксперт ОНФ в сфере туризма Александр Железняк. Александр Георгиевич, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Александр Железняк: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Ну вот давайте посмотрим как раз на эту премию и на тех, кого обошла Москва. Правильно ли мы понимаем, что мы победили просто всех, включая Нью-Йорк, Париж? То есть насколько серьезные соперники у нас были? Насколько эта премия вообще считается престижной? О чем говорит вот это наше первое место?

Александр Железняк: Ну, мне кажется, в первую очередь говорит первое место о том, что премия тоже ищет какие-то новые направления, потому что, понятно, Париж, у него уже есть устоявшийся бренд, устоявшийся имидж, Нью-Йорк и так далее. Мне кажется, что Москва очень сильно выстрелила из-за Чемпионата мира, потому что это же… У нас же сегодня мир сарафанного радио, мир социальных сетей: люди съездили – посмотрите, сколько людей приехало, – они все начали писать об этом, то есть пошел такой очень мощный информационный вброс про Москву. И Москва, конечно, очень круто изменилась, очень сильно изменилась. Она стала именно дружелюбным городом, дружелюбным как для своих местных жителей, так и для туристов, это видно, это заметно, это чувствуется.

Петр Кузнецов: Дружелюбность – это такое понятие все-таки абстрактное. Просто интересно, вот в этом «информационном вбросе», как вы его назвали, какие основные параметры? На что люди клевали? Комфортные помещения, ну чтобы понять? Цены?

Александр Железняк: Мне кажется, что понятие «дружелюбность» очень конкретное. Когда ты идешь по тротуару, а у тебя негде пройти, у тебя наставлены десятки, сотни машин, ты по ним пройти не можешь, ты выходишь на дорогу, тебя обливает…

Петр Кузнецов: Да, вряд ли у туриста какая-то другая дорога по Москве.

Александр Железняк: Конечно, да-да, тебя обливает проезжающий грузовик. Это какая-то дружелюбность очень конкретная, понимаете? Поэтому, когда появились нормальные тротуары, когда это все отбилось, когда у тебя появились нормальные парковки, когда ты сам можешь взять каршеринг, аренду машины и передвигаться, когда транспорт стал удобным, то это очень конкретное понятие, и это очень чувствуется людьми, ощущается людьми.

Ольга Арсланова: Да.

Давайте еще несколько слов скажем о том, что Москва выиграла в главной номинации «Лучшее туристическое направление. Город», обошла Лондон, Нью-Йорк, Лиссабон, Париж, Санкт-Петербург, Сидней, Рио-де-Жанейро, ну и многие другие города. И Москву, соответственно, выбирали туристы и профессионалы индустрии. Благодаря чему Москве удалось вот таких гигантов побить? Это был эффект неожиданности, туристы просто не ожидали, что они в Москве что-то такое увидят, поэтому как-то так опешили, проголосовали намного лучше, чем ожидалось, вот как-то так?

Александр Железняк: Я думаю, что это некая совокупность факторов.

Первый фактор: конечно, Москва реально за несколько лет сильно изменилась, она стала, как мы говорим, дружелюбной во всех сферах, появились рестораны, гостиницы, которых… Пять лет назад было сложно найти гостиницу в центре города, какой-нибудь мини-бутик, отель, а сейчас, слушайте, они везде раскиданы и по достаточно адекватной цене. Потом, конечно, фактор Чемпионата мира. Третий фактор – это фактор неожиданности, потому что у нас Россия всегда ассоциируется с чем-то таким необустроенным, а тут раз! – люди приехали, и вот этот вброс пошел.

И потом, мне кажется, момент ценовой, это тоже важно, потому что люди уже кошельком как бы голосуют. Когда ты приезжаешь в дорогой Нью-Йорк или в дорогой Лондон, Москва по сравнению с ними, надо сказать, подешевле. Вопрос безопасности: слушайте, по Москве можно везде ходить практически безопасно, по Рио-де-Жанейро днем не походишь безопасно, ты выходишь из отеля, и ты прячешься в сейф, не дай бог у тебя где-то из кармана выпирает мобильный телефон, вопрос безопасности тоже очень важен. Поэтому, мне кажется, это ряд такой совокупности, в совокупности каких-то явлений.

Если говорить про Петербург… Петербург прекрасен, но у нас… Знаете, уходишь во дворы, и там вот теряется какая-то атмосфера города отремонтированного и так далее. Поэтому Петербургу, мне кажется, еще стоит поработать над этим делом. Москва в этом смысле дала очень мощный…

Петр Кузнецов: У нас как раз… Вот вы про цены, давайте проиллюстрируем, действительно, что Москва дешевле по сравнению с крупными городами, в том числе которых победила она в этом конкурсе. В прошлом году столица вошла в десятку самых доступных столиц мира для иностранных туристов: по подсчетам аналитиков, средние расходы на поездку в Москву составляют около 49 тысяч рублей для гостей с дальнего зарубежья, 35 тысяч для ближнего зарубежья и 23 тысячи для россиян.

А вот как раз по номерам, мы по гостиницам говорили: средняя стоимость номера в московском отеле 5 тысяч рублей – это в 2 раза ниже, чем в Амстердаме, Париже и Лондоне. А заселение в пятизвездочный в среднем обойдется в 9,5 тысяч рублей; для сравнения, номер в гостинице такого же уровня в Осло, Копенгагене и опять же том же Париже будет стоить около 20 тысяч.

Ольга Арсланова: Даже виза, сейчас ее довольно легко получить для туристов, насколько я понимаю, особых сложностей с визой нет?

Александр Железняк: Ну, как раз с визой, по-моему, у нас есть сложности, именно поэтому сегодня проходит эксперимент на Дальнем Востоке и в Ленобласти, в Петербурге…

Петр Кузнецов: Упрощение было на время Чемпионата мира, и потом президент продлил до конца 2018 года.

Александр Железняк: Для тех, у кого были паспорта болельщиков, конечно.

Петр Кузнецов: Да, точно.

Александр Железняк: А сегодня вводятся… Электронная виза уже введена для Петербурга и Ленобласти, для Калининграда, по-моему, да? Планируется в следующем году это расширение на Карелию, по-моему, Республику Алтай и Краснодарский край. Через несколько лет предполагается, что электронная виза в целом будет ориентирована на всю страну. И вот это, конечно, будет снятие вот этого визового барьера, и я думаю, что тогда количество людей, въезжающих в Россию, в Москву и посещающих Москву, в целом Россию, конечно, вырастет.

Петр Кузнецов: Я просто хотел сказать, что у Петербурга есть шанс обогнать Москву в следующем году, потому что Евро-2020 будет проходить, некоторые матчи как раз в Петербурге.

Александр Железняк: Да, и там уже есть электронная виза, которая уже сегодня европейцам позволяет приехать на неделю, собственно, без этой проблемы.

Петр Кузнецов: Да.

Александр Железняк: Обычная виза – это все-таки определенный барьер, определенная такая…

Ольга Арсланова: Ну, не сложнее, чем россиянам получить Шенген в любом случае.

Александр Железняк: Не знаю, не знаю.

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим, каково это, гулять по лучшему, по признанию профессионалов и туристов, городу. Наш корреспондент Анна Тарубарова это проверила.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Сейчас коренные посмотрят и скажут: «Конечно, туристам удобно, все для них делается, а для нас ничего». Чем комфортнее им, тем дискомфортнее нас?

Александр Железняк: Это неправильно, это в корне неправильно, потому что туристы едут туда, где комфортная среда, а комфортная среда как для местных жителей, так и для туристов. Потому что у нас все-таки не пляжный отдых, когда у тебя есть линия пляжа и ты должен построить некую резервацию, обнести забором пляж, отель и так далее, не пускать местных, чтобы было все безопасно.

Все-таки городской туризм, то, за чем люди приезжают в Москву, – это погружение в среду города, и, если она комфортна, она комфортна одинаково как для жителей, так и для туристов. Тот вопрос, о котором вы говорите, – это когда есть какие-то перекосы, когда, например, или очень много людей приезжает, толпы и так далее. Например, в Амстердаме это известная история, когда местным жителям уже не нравится, когда в центре определенные районы, там доминируют, не нравится, как изменилась среда. В Москве пока…

Ольга Арсланова: Но и очень шумно, потому что улицы тусовочные очень популярные.

Александр Железняк: Да.

Петр Кузнецов: Но они не могут никак повлиять?

Александр Железняк: Ну почему, почему? Есть определенные инструменты регулирования, когда ты создаешь какие-то альтернативные точки притяжения, когда народ у тебя рассасывается, какие-то альтернативные бренды создаешь, когда у тебя… Есть методы управления вот этой туристской дестинацией, и тут очень важно просто знать этот опыт и не повторять каких-то ошибок. Мне кажется, Москве еще до переполненности туристами достаточно далеко. У нас хорошие показатели, хорошая динамика…

Петр Кузнецов: Хотя, казалось бы…

Ольга Арсланова: А скажите, вот Москва…

Петр Кузнецов: Регионы призовем нам позвонить: расскажите, что в вашем городе, есть ли чем вашему городу привлечь туристов? Нужно ли местным властям сосредотачиваться на туризме, делать какие-то программы? Есть ли у вас какой-то продукт, которым можно завлечь? Расскажите, пожалуйста, что у вас сейчас происходит, сколько к вам сейчас приезжает.

Ольга Арсланова: Хотите, чтобы к вам приезжали?

Александр Железняк: Хотите вообще туристов?

Ольга Арсланова: Да, хотите туристов?

Петр Кузнецов: Позвоните, расскажите. Пока только Москва, видите, получила туристический «Оскар».

Ольга Арсланова: Ну в Москве действительно есть результат. Но мы понимаем, что города, которые Москва неожиданно для многих обошла, – это уже лидеры в туристической отрасли, у них есть свои наработанные бренды. Вот что Москва может сейчас для привлечения еще большего туристов в хорошем смысле слова эксплуатировать?

Петр Кузнецов: Опять-таки не только Москва, вот Оля сказала про состоявшийся бренд…

Ольга Арсланова: Давайте с Москвы начнем.

Петр Кузнецов: Есть тульские пряники, оренбургские платки…

Ольга Арсланова: Кроме Кремля, я не знаю, Красной площади?

Александр Железняк: Мне кажется, что поток увеличится в том случае, если мы сможем предложить людям какой-то комплексное предложение.

Ольга Арсланова: То есть Москва – это город, где что?

Александр Железняк: Москва – это входные ворота в страну, это входная зона, входные ворота. И здесь, конечно, можно провести несколько дней. Но все-таки для иностранцев Россия ассоциируется, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, конечно, таких мощнейших городов, это еще бескрайняя природа, потенциал природного туризма, потенциал каких-то природных красот, которых нет в других странах мира, потому что у нас есть какие-то гигантские пространства, где нет городов, где нет… Ну то есть пара деревень и все.

Петр Кузнецов: Алтай, Карелия…

Александр Железняк: Алтай, Карелия, Сибирь гигантская, у нас гигантское количество таких мест. И вот если мы сможем создать еще какие-то точки притяжения там с таким же уровнем комфорта, с таким же уровнем безопасности, то люди, конечно, будут планировать путешествия, несколько дней в Москве и на несколько дней еще полететь куда-то что-то посмотреть, то есть у них будет некий комплексный продукт. И это будет давать им разнообразную картинку, то есть здесь город, здесь культура России, а здесь природа России. Мне кажется, тогда и Москва будет, конечно, принимать значительно больше людей. Здесь возникает такая синергия, то есть Москва должна давать толчок всей стране, а вся страна должна…

Петр Кузнецов: То, о чем вы говорите, это должен быть все-таки какой-то общий такой федеральный проект, да?

Александр Железняк: Да, абсолютно.

Петр Кузнецов: Не на местах выращивать, такая программка.

Александр Железняк: Абсолютно федеральный проект, федеральная программа. У нас есть, готовится, такая сейчас стратегия принята развития внутреннего туризма до 2035 года, там предполагается, что какие-то вещи как раз учтены, связанные с экологическим туризмом, с природным, с развитием других регионов. Вот если это заработает, если эта система, структура заработают, то, конечно, Москва и вообще Россия будет генерировать очень большие потоки туристов, потому что потенциал фантастический. Мы знаем, сколько принимают национальные парки других стран, и мы знаем, сколько у нас, то есть у нас сейчас есть, куда расти, то есть потенциал. Но вот нужно создать вот эту среду как раз дружелюбную.

Петр Кузнецов: Поговорим о том, что местным жителям от этого, от туризма.

Ольга Арсланова: Послушаем москвичей.

Петр Кузнецов: Послушаем сначала Валентину, опять столица на связи. Здравствуйте, Валентина.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я город Москва, район Хорошево-Мневники.

Ольга Арсланова: Хороший район.

Петр Кузнецов: Мы с вами в одном районе живем.

Зритель: Я в центре проработала, на Пушкинской, 40 лет. Центр сейчас действительно весь преобразовался, не узнать, каким был и каким стал. Правда, мне не понравились в том году эти хрустальные ворота около кинотеатра, а сейчас концертного зала «Россия», и на Страстном, но это одно.

Вот Хорошево-Мневники всю жизнь был лучший район озелененный в городе Москве, он находится рядом практически с центром. Вы посмотрите, во что его сейчас превратили: насаждения все вырубают, строят эти высотные дома сейчас на Народного ополчения, вообще ужас, 51, 3 столба и везде столбы. Вы что делаете? Мэрия делает второй Нью-Йорк? У нас здесь нельзя, пески, рядом Москва-река. Вместо пятиэтажек сейчас опять планируют 40-этажные…

Петр Кузнецов: Реновация.

Зритель: Окно в окно, людям свет должен быть? Во что же мэрия превращает наш округ? Серебряный бор стали продавать – это что такое? Люди жили, сюда со всей Москвы люди приезжали, и что теперь делает наша мэрия? Беспредел творится!

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Мы вас предупреждали о недовольстве коренных.

Ольга Арсланова: Способы заработка больших московских денег иногда бывают спорными, не всегда одобряются жителями. Или это специфика всех мегаполисов, всегда острые дискуссии?

Петр Кузнецов: Опять-таки я думаю, что то, о чем наш телезритель, вряд ли как-то связано с туризмом.

Ольга Арсланова: Ну нет, конечно.

Александр Железняк: Это не совсем прямо связано с туризмом…

Ольга Арсланова: Но это заработок денег, это инвестиционные проекты.

Александр Железняк: Это все-таки застройка, с чем-то, конечно, можно поспорить. Знаете, все-таки современная застройка лучше, чем убитые пятиэтажки. Пусть они, может быть, и повыше…

Ольга Арсланова: …раз в 10.

Александр Железняк: …но если они будут строиться… Ну, не раз в 10 повыше, а слегка повыше…

Ольга Арсланова: Там разные есть проекты.

Александр Железняк: Но если они будут строиться с современными нормами, не окна в окна, а с подземными парковками, о которых, конечно, 50 лет назад никто не задумывался, а сегодня это уже как бы стандарт, который избегать нельзя, то, может быть, это не так уж и плохо. Я думаю, что это момент еще некоторой консервативности такой. Но понятно, что где-то нужно искать какие-то компромиссы, может быть, где-то Москва-река, там есть проблемы с застройкой. Но это, конечно, не тема туризма.

Петр Кузнецов: Хорошо.

Доходы от туризма как-то влияют напрямую на благосостояние граждан? Куда они идут? Мы знаем, что на благоустройство Москвы и без того, без доходов от туризма, много денег.

Александр Железняк: Ну, если говорить о Москве, то, конечно…

Ольга Арсланова: Туристы кормят тоже.

Александр Железняк: …в Москве, конечно, туристы напрямую… Их деньги не приходят напрямую к жителям, они косвенно, через налоги и так далее, если ты, конечно, не вовлечен в туристический бизнес, если ты там не работаешь в гостинице или не открыл сам этот бизнес. Но вот если говорить про другие регионы, то для многих регионов туризм – это единственная модель выживания.

Я вот буквально несколько дней назад вернулся с Кавказа, и вот горные аулы, где у людей вообще нет никакой работы, единственная возможность как-то заработать денег… Они живут абсолютным натуральным хозяйством, и единственная возможность заработать денег – это туризм. Даже там есть женщина, которая в горном ауле, она через Booking.com, можно у нее забронировать жизнь, она накормит местной кухней и так далее. Но это все немножко такое «хендмейдовое», но ты понимаешь, что если будут, конечно, приняты какие-то программы развития, если им будет помогать государство, регион, то они, конечно, на туризме смогут зарабатывать и смогут как-то подниматься.

Во всем мире это называется устойчивым туризмом, когда, с одной стороны, туристы приезжают, пользуются природой, местные жители понимают, что природа – это точка притяжения для туристов, и сами начинают относиться к природе значительно более бережно. То есть они уже не идут, не браконьерят, потому что они могут заработать на туристе. И таким образом возникает вот это устойчивое развитие, и, конечно, впрямую здесь они могут очень много зарабатывать на туризме, туризм может стать неким жизненным выбором, не просто какая-то сезонная история, когда пару месяцев в году приезжают и все, а это может быть круглогодичная тема, которая при правильном, должном подходе может давать очень серьезный толчок развитию регионов.

Ольга Арсланова: А есть у вас какая-то информация или, может быть, наблюдения, что туристы хотят увидеть в Москве в первую очередь? Понятно, что удобная инфраструктура – это минимум какой-то, какой-то минимум комфорта.

Александр Железняк: Удобная инфраструктура – это некий стандарт, ниже которого падать нельзя, поэтому он должен быть по умолчанию. В первую очередь, мне кажется, туристы иностранные хотят увидеть и почувствовать нечто другое, нечто иное. Потому что весь мир уже очень сильно глобализируется, и ты приезжаешь в каждый из городов, и каждый из городов в принципе во многих вещах, за исключением каких-то ключевых достопримечательностей, очень похожи.

Ольга Арсланова: Нам просто зрители как раз пишут об этом.

Петр Кузнецов: Да, вот нечто иное – это надо в глубинку, потому что…

Ольга Арсланова: Вот нам пишут о том, что Москва превратилась в мегаполис, каких куча…

Петр Кузнецов: В европейскую столицу.

Ольга Арсланова: Без лица.

Александр Железняк: Ну, я бы не сказал, что без лица, это же все-таки москвичи пишут, а это вопрос еще погруженности. Это, знаете, как есть профессиональная деформация, а у нас как у жителей города есть субъективное отношение к городу, в котором мы живем. Мы же не можем на него посмотреть со стороны. Я думаю, что все-таки Москва и Питер очень сильно отличаются по той эмоции, которую они несут, по тем каким-то впечатлениям, которые они дарят людям.

Можно посмотреть те статьи, которые были, выходили во время Чемпионата мира, их просто было очень много, и можно увидеть, насколько разнились представления иностранцев о стране и когда они уже были на выходе: они понимали, что они открыли для себя какой-то другой мир, – вот вам эти эмоции, вот это отличие от того, что они видят у себя. Поэтому мне кажется, что в первую очередь у них еще есть погоня за чем-то неизведанным.

Ведь в туризме очень часто люди: «Вот я здесь не был, хочу поставить флажочек, слетать, посмотреть, погрузиться. Понравится – полечу еще раз, открою для себя еще что-то». Тем более Москва – это все-таки не вся Россия, это опять же то, о чем я говорю, некая точка входа. Поэтому, мне кажется, Москва интригует, потому что это как вот…

У России есть некий образ сложившийся, может быть, где-то негативный, а Москва его переворачивает с ног на голову так неожиданно: она гостеприимная, она красивая, она позитивная, она безопасная, безопаснее, чем многие другие города, и дешевая, и все здесь классно и интересно. Поэтому, мне кажется, еще вопрос неожиданности очень важен для туристов, потому что мы… У нас очень часто…

Петр Кузнецов: Приезжают: «Так, а где медведи по улицам? А где балалайка в руках у медведя?»

Александр Железняк: Да, «а где медведи», да.

Ольга Арсланова: «Не, больше не приеду».

Петр Кузнецов: И все, достаточно.

Александр Железняк: Мы когда едем в какую-то страну, в какое-то направление, мы рисуем себе образ, что нас там ждет. И очень часто этот образ переоценен, и ты приезжаешь туда, у тебя разочарование. А иногда он абсолютно переворачивается с ног на голову. Все мечтают увидеть Эйфелеву башню и провести, например, девушки-романтики, там Новый год. У меня есть рассказ двух девушек, как они проводили Новый год под Эйфелевой башней, еле…

Ольга Арсланова: Романтики там немного, да?

Александр Железняк: Там немного романтики, чуть вообще… Слава богу, что выжили, вот.

Ольга Арсланова: Ну ладно, ладно.

Александр Железняк: Очень такая сложная история. Поэтому мне кажется, что вот эта неожиданность, эта попытка найти что-то новое, открыть неизведанное – это для туристов очень круто.

Петр Кузнецов: Еще Москва и Карина на этот раз. Здравствуйте, Карина.

Ольга Арсланова: Добрый день.

Зритель: Алло, алло.

Ольга Арсланова: Да, слушаем вас.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я москвичка и работаю в туризме с молодых лет, начинала еще в… «Спутнике» ЦК ВЛКСМ, в гостинице «Молодежной».

Ольга Арсланова: Ага.

Зритель: Потом работала гидом в Гоа несколько сезонов, потом в Австрии в Ишгле. И, в общем-то, я так хорошо знаю систему туризма по разным направлениям. Ну и что касается Москвы, то, конечно, очень радостно, что она заняла почетное место в рейтинге, это все прекрасно, я рада за туристов, горда за наш город.

Но как москвичка, как коренной житель я могу сказать, что очень часто все эти мероприятия просто зашкаливают по, скажем, расходам и масштабам. В общем-то, в условиях нашей страны, где бо́льшая часть населения живет сами знаете как, вы знаете, мне как москвичке стыдно, вот мне стыдно за все это. Потому что я хочу, чтобы моя страна жила хорошо вся, целиком, везде, и я не хочу стыдиться, что я москвичка, что вот мы всем этим пользуемся, а в это время в других частях нашей страны, простите, дети в туалет ходят на улице, ну и так далее, и так далее.

Петр Кузнецов: Да, спасибо. С вами согласны, из Москва SMS как раз только что пришла: «Москва – город-паразит: ничего не производит, пухнет, жиреет не от заработанных, а высосанных денег из карманов и туристов, распыляя их на показушную роскошь, да и то только в центре города. Остальные районы даже здесь, рядом с Москвой, остальные районы-пасынки никому не интересны, туда туристов не возят, значит, и хвалиться не за чем. Надоели балаганы, бахвальство и показуха».

Александр Железняк: Ну, знаете, как? Мне кажется, что, если бы Москву не привели в порядок, говорить в целом о развитии туризма в стране тоже немножко сложно, потому что когда… Знаете как? – театр начинается с вешалки, а туризм в стране начинается, может быть, со столицы. И, конечно, с этой точки зрения город столичный должен быть действительно классным, подавать пример и задавать некие тренды.

И я абсолютно поддерживаю девушку, которая только что была в эфире: конечно же, другие регионы должны следовать и перенимать какие-то тренды, которые заложила Москва. И, конечно, нужно как-то смотреть и выделять какое-то финансирование, связанное с регионами, с региональным туризмом, то, о чем вы говорите, некая федеральная программа. И тогда, конечно, Москва не будет неким островком, а когда у тебя будет много регионов, когда у тебя во всех регионах будет такой качественный турпродукт, хорошая, человечная, дружелюбная среда, это, конечно, будет в разы лучше и важнее.

Поэтому здесь можно только согласиться: да, вся страна должна быть такой. Но говорить о том, что Москва не должна быть такой, тоже неправильно. Все-таки она должна создавать, задавать некую планку всем остальным, потому что это очень важно.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам.

Петр Кузнецов: Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Эксперт ОНФ в сфере туризма Александр Железняк был у нас в прямом эфире.

Почему нашей столице присвоили одну из самых престижных премий туриндустрии - World Travel Awards