В России проблемы с поставками автозапчастей

Гости
Александр Шаров
гендиректор группы компаний «РусИранЭкспо»
Александр Пахомов
председатель правления Союза автосервисов

Ольга Арсланова: В России подорожали автомобили, а особенно в последние два месяца. И вот на этой неделе зрители нашего эфира жаловались на то, что и авторемонт сейчас тоже стал крайне дорогим. Хотя раньше и машины, и сервис в нашей стране считались доступнее, чем в большинстве европейских и азиатских стран. Так что особенно обидно.

Вот для примера: одна из самых популярных в России иномарок – корейский Hyundai Solaris – сейчас в Китае стоит 11 тысяч долларов, в Америке –16 тысяч, а в России– 24 тысячи долларов.

Что произошло? Тут несколько факторов: валютная переоценка, разорванные цепочки поставок комплектующих, уход иностранных брендов из России. Так что сейчас дилеры продают остатки со складов, а некоторые вообще думают о закрытии бизнеса. Подорожали и подержанные машины.

Работы по ремонту тоже подорожали. И на таком фоне выросло число угонов: просто разбирают машины на те самые дефицитные запчасти. А кто-то спасается авторазборками – это когда нам поставляют из-за рубежа списанные автомобили, а в России их разбирают.

Евгений Зуев, мой коллега, посмотрел, как это делают.

СЮЖЕТ

Кировская область, Киров

– Поворотный кулак открутим. Посмотрим состояние.

Евгений Зуев: Механик Алексей «потрошит» Toyota 2004 года. Деталь в хорошем состоянии, даже с датчиком антиблокировочной системы торможения. В Японии такой хлам на колесах отправляют на металлолом или продают в Россию. В Кирове на старые, но оригинальные запчасти от иномарок точно найдется свой покупатель.

Артем Козлов, владелец авторазборки: Спрос повышается сейчас. Те же тормозные диски, если раньше они стоили совсем ни о чем, то сейчас они стоят намного дороже, чем раньше были.

Евгений Зуев: У Артема Козлова, хозяина этого секонд-хенда, все по полочкам: здесь баки, там стартеры, а за ними навес с большим выбором дверей. За 15 лет в этом бизнесе разобрал на запчасти больше двух тысяч машин. Работы всегда было много, но за последние три месяца еще прибавилось: многие водители пересмотрели свое отношение к бэушным деталям.

– Вот сняли стойку. Состояние тоже приемлемое. С этих машин они ценятся, их берут хорошо, поэтому мы их и снимаем.

Евгений Зуев: Цены на такие запчасти выросли в среднем на 30%, а по некоторым позициям – почти в два раза. Но водители все равно готовы платить: новых деталей или нет совсем, или их стоимость значительно выше. Поэтому Артем Козлов видит в этом возможности для своего бизнеса.

Артем Козлов: Я думаю, это приведет к нашему развитию, к небольшому, но развитию.

Амурская область, Благовещенск

Максим Ефименко, владелец авторазборки: Это у нас стоят здесь двигатели и автоматические коробки передач, механические коробки передач. Все это разбирается в Японии и приходит уже сюда в контейнерах агрегатами.

Евгений Зуев: Максим Ефименко регулярно покупает подержанные авто в Японии. После аукциона машины там же разбирают и ввозят в Россию как бэушные запчасти – так дешевле. На авторазборку в Благовещенске все это попадает через месяц после заключения сделки.

Максим Ефименко: Есть несколько вариантов продажи двигателя: с навесным оборудованием либо без навесного оборудования. Если человек хочет, чтобы у него удешевилась стоимость, то мы снимаем навесное оборудование. У нас продается практически все, просто дело времени. Некоторые вещи лежат годами, но все равно находят своего покупателя.

Евгений Зуев:Ассортимент – как в хорошем автосалоне: от магнитофона до ноуската (детали всей передней части машины). Вид только непрезентабельный, без глянца. Но для покупателя важно другое.

Максим Ефименко: Бэушная деталь по качеству намного лучше, чем новая, по крайней мере всякие китайские аналоги. Японская деталь проходит лучше и дольше. Старых машин, которые 90-х и 2000-х годов, их в Японии становится все меньше и меньше, и с ними уже проблемы, запчасти на них очень дорогие. Но спрос на них в России все равно есть.

Смоленская область, Смоленск

Евгений Зуев: Клиентов мало и с поставщиками проблема. Владислав Матвеев жалуется: дела в последнее время идут не очень хорошо. Бэушные детали в Смоленск раньше ввозили из Великобритании, но санкции логистику «подкосили».

Владислав Матвеев, владелец авторазборки: Покупали и битые машины на местном рынке, а оттуда уже в основном небитые везли. Но сейчас, если попадаются варианты, покупаем на местном рынке. Самое ходовое – это все-таки по переду в основном: капоты, крылья, фары, бамперы, радиаторы. Но в последнее время цены на новые запчасти выросли, и доходы у людей минимальные, поэтому даже спрашивают сейчас бэушные колодки.

Евгений Зуев: Сейчас выручки едва хватает, чтобы платить зарплату трем сотрудникам и не закрывать бизнес. Спасаются тем, что выгребают на продажу остатки деталей со склада. Чаще всего спрашивают запчасти от Renault и Mercedes – это самый ходовой товар.

– Я взял блок управления стеклоподъемниками на Renault.

– А за сколько, если не секрет?

– Ну, три тысячи рублей.

– Так, а новое в магазине сколько стоит?

– Ну, порядка семи.

Владислав Матвеев: Мы попытались чуть-чуть поднять – процентов на двадцать – цены изначально, но сразу же упал спрос, поэтому мы откатились к старым ценам и, в принципе, на них остановились. Всегда были на грани выживания, ну и сейчас тоже лучше не стало.

Евгений Зуев: Евгений Зуев, Сергей Бердихин, Алексей Сергеев, ОТР.

Ольга Арсланова: А вот насколько стало хуже с ремонтом – мы спросили самих автомобилистов в разных городах. Сколько стали тратить? Не думают ли вообще продать автомобиль? Посмотрим и обсудим.

ОПРОС

– Подшипник стоил в районе 3 тысяч рублей, а сейчас он стоит в районе 6–7 тысяч.

– Замена масла была примерно 6 тысяч, а сейчас уже в районе десяти.

– Я пользуюсь в магазине, в интернет-магазине. Цены подняли процентов на десять. Беру китайское.

– На «корейцев» не сильно выросло. Но я знаю, что на «немцев», просто у моих знакомых есть Mercedes и Audi, у ребят, и у них много, ну, вернее, сильно выросло.

– В прошлом году ездила на диагностику. Мне рекомендовали менять ремень ГРМ. Стоил 23 с копейками. В этом году опять же… Ну, я не поменяла. Думаю в этом году: дай-ка узнаю, сколько стоит. 50 с лишним уже стоит.

– Как ездил, так и езжу пока. Я еще раньше все сделал, поменял.

– Я попал в мелкое ДТП, нужно менять бампер и кое-какие элементы еще. И вроде как запчасти есть, вроде как есть дата их поставки, но она очень долгая. И все это под большим вопросом – придет или нет.

– Дворник, который в декабре и январе стоил 700 рублей, сейчас стоит 1 600. Свечи, которые я покупала пару лет назад за 600, сейчас я меняла за 1 200 каждая. У меня все-таки не какой-то эксклюзивный дорогой автомобиль, а обычная маленькая «пежошка», поэтому грустно, грустно.

Ольга Арсланова: И сейчас у нас в эфире Александр Пахомов. Александр Михайлович, здравствуйте.

Александр Пахомов: Да, здравствуйте, друзья.

Голос за кадром: Александр Пахомов – генеральный директор СТО «Дилижанс», председатель правления Союза автосервисов.

Ольга Арсланова: Судя по нашему опросу, запчасти и в дефиците, и очень сильно подорожали. У меня главный вопрос: а что теперь будет с системой ОСАГО, когда во время ремонта можно ставить только новые запчасти?

Александр Пахомов: Страховые компании просто отказываются от возмещения в натуральном виде, рассчитывают стоимость восстановительного ремонта и отдают деньги людям.

Ольга Арсланова: И этих денег сейчас, скорее всего, ни на какой ремонт не хватит?

Александр Пахомов: Да, конечно. Но мы же все понимаем, что и раньше-то не особо хватало. Ну а сейчас – тем более.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, с чем сейчас больше всего проблем. Что в автомире сейчас подорожало больше всего, а что, может быть, вообще невозможно достать?

Александр Пахомов: Ну, то, что в большем дефиците, то и подорожало больше всего. Конечно же, подорожали запасные части, которые нам на рынок поставляли производители. Это то, что мы называли оригинальными запасными частями. Это подорожало в первую очередь.

Ну, то, что остается на рынке и пополняется на рынке – это запасные части из Азии, которые к ним приезжают, но с ними тоже есть некоторые проблемы. Они связаны с тем, что раньше они к нам ехали морским путем, а теперь они едут с Дальнего Востока по железной дороге. Ну, вагонов, вероятно, не хватает, возможности железной дороги не безграничные. Восстановительный кузовной ремонт, который после ДТП, там сейчас вовсю используются запасные части с разборок, запасные части, бывшие в использовании.

На самом деле, с моей точки зрения, это совсем неплохо. Мы пытаемся сейчас заместить, но вы же понимаете, что любое производство, которое спланировано на год вперед, вставить туда дополнительные заказы, превышающие их производственные возможности в два раза, даже на 10% – это практически невозможно. Будет какой-то довольно длительный переходной период, в течение которого вся эта история будет устаканиваться.

Ольга Арсланова: Александр Михайлович, во время этого переходного периода что вы посоветуете миллионам автомобилистов нашей страны?

Александр Пахомов: Я думаю, что с какими-то несложными… Нужно обращаться, во-первых, к профессионалам. Во-вторых, с какими-то несложными работами, ну, может быть, потерпеть какой-то период времени, может быть, 3–4 месяца, полгода, пока не наступит полная ясность и рынок не получит все то, что ему нужно для работы.

Ну, те запасные части, которые невозможно купить сегодня у европейского производителя, – наверное, все-таки покупать запасные части-аналоги азиатских производителей. Мы от этого никуда не денемся, в любом случае мы это будем использовать, ну, в какой-то ближайшей перспективе, пока на рынок не вернутся эти основные производители.

Ольга Арсланова: Спасибо за этот разговор автоэксперту Александру Пахомову.

Кстати, есть еще одна новость: кроме китайских, у нас могут появиться еще и иранские запчасти. Дело в том, что эта страна готова обеспечить ими российский рынок. Оказывается, Иран хоть и обложен почти полвека санкциями, но сумел наладить автопромышленность. И по данным некоторых журналистов, власти наших стран договорились о бартере по определенным категориям товаров. Речь может идти о российской стали с нашей стороны, а Иран же может нам поставлять не только автозапчасти, но и еще, например, газовые турбины – в стране их делают целиком с нуля.

Александр Шаров, гендиректор группы компаний «РусИранЭкспо»: Из Ирана мы можем получить достаточно критический импорт по нефтехимии, от которого нас отрезали западные, европейские страны, и логистические проблемы, и все прочее. Это, конечно, не весь спектр, так сказать, но базовая нефтехимия у них есть. И газовые турбины иранцы сами производят. Поначалу у них было СП вместе с Siemens, но за последние полтора года иранцы выкупили долю Siemens и сейчас делают практически весь полный цикл.

И по фармацевтике, и по медоборудованию в том числе, я думаю, тоже где-то миллионов на двести есть резерв. А общее – вместе с газовыми турбинами, с нефтехимией, с автозапчастями, с некоторыми видами сырья, производства которого нет в России, – я думаю, что это несколько миллиардов долларов. Я думаю, 2–3 миллиарда долларов. Вряд ли больше, но на этот уровень можно выйти легко за ближайшие два года.