Александр Осипов: На сегодняшний день человек на электросамокате является пешеходом и должен передвигаться только по правилам, созданным для пешехода

Гости
Александр Осипов
руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России»

Мария Карпова: Александр Осипов с нами на связи, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», член экспертного совета комитета по транспорту и строительству Государственной думы Российской Федерации.

Петр Кузнецов: Здравствуйте!

Александр Осипов: Доброе утро! Я, к сожалению, вас не вижу, но слышу хорошо.

Петр Кузнецов: Ну, это уже хорошо.

Давайте выясним все-таки сложный этот закон, не закон. Расскажите нам, пожалуйста, произошли ли долгожданные те изменения, которые раз и навсегда определяют роль и место электросамоката и иже с ними в нашей жизни? Как и где можно ездить?

Потому что сейчас это все-таки пока отдельная категория, которая мешает и автомобилистам, и пешеходам. О чем и автомобилисты, и пешеходы нам продолжают писать.

Александр Осипов: Не думаю, что там есть какие-то сложные моменты. Все-таки это все касается правил дорожного движения.

На данный момент уже четыре года разрабатывается проект поправок к правилам дорожного движения и до сих пор, несмотря на то, что там было произведено огромное количество работы и, скажем так, большое количество экспертов одобрили эти крайние поправки, до сих пор ничего не подписано, до сих пор это все лежит на столе у правительства.

Соответственно, мы можем руководствоваться существующими правилами дорожного движения, которые говорят о том, что человек на электросамокате является пешеходом и должен передвигаться только по правилам, созданным для пешехода.

Соответственно, он даже не имеет права выезжать на проезжую часть и тем более на велодорожки, потому что это не предназначено для пешеходов.

Петр Кузнецов: То есть это вот с допустимой скоростью 50 км/ч? Мы в этом убедились, ролик смотрели, как он по Третьему транспортному. Это вот с такими вот параметрами, только среди пешеходов передвигаться он должен?

Александр Осипов: Это вопрос даже не к владельцам, потому что им-то это не запрещено. Он может и 100 км/ч двигаться по тротуарам. Вот когда примут закон, который ограничивает максимальную скорость, тогда уже вопросы будут возникать именно к владельцам.

А сейчас он ничего плохого не совершает, двигаясь с такой скоростью. Я имею в виду ничего противозаконного. Плохо или хорошо – это уже другим решать.

Мария Карпова: А в чем сложность, принять...

Александр Осипов: Ничего противозаконного он не совершает.

Мария Карпова: А в чем сложность принятия таких? Потому что уже несколько лет об этом говорится и все никак.

Александр Осипов: Сложность в том, что это создает огромное количество бюрократических проблем. Потому что у нас есть такой документ, как технический регламент Таможенного союза, который заключен между Россией, Казахстаном и Беларусью, где в том числе есть четкие определения тому, что называется велосипедом, что называется мопедом и автомобилем.

И электросамокат туда при всем желании не воткнуть. Даже если мы захотим приравнять к велосипеду, то это нужно менять ... как документ технический регламент Таможенного союза, что в предыдущий раз, когда мы его меняли, заняло пять лет. Поэтому мы еще застрянем здесь на долгое время.

Петр Кузнецов: По поводу скорости, которая, как вы и сказали, она может быть и 100 км/ч, это уже вопрос как бы не к электросамокатчикам. Сейчас же в зонах таких, как парковые зоны, пешеходные зоны, научились, по крайней мере в крупном городе, по крайней мере в Москве, ограничивать скорость, каким-то образом автоматически ставить какую-то там блокировку. Как это осуществляется? Как занижается скорость искусственно?

Александр Осипов: Это специальные, насколько я знаю, это называется RFID-метки, которые ставятся на прокатные пока только самокаты.

Петр Кузнецов: А, прокатные, угу, т.е. не на личные.

Александр Осипов: Да, да, да.

Петр Кузнецов: С личными поди...

Александр Осипов: Потому что прокатные самокаты контролируются, значит, правительством, пока в Москве. Поэтому они могут делать что угодно, управлять самокатом извне с сервера.

А все, что касается личных, мало того, что на них, скажем так, ничего установить нельзя, они ввозятся сейчас далеко не «в белую» и даже не «в серую».

Петр Кузнецов: Александр, еще такой вопрос. Вот у нас нет инфраструктуры для этих товарищей. Скажите, а зачем они городу? Почему город допускает их, не обеспечив им территорию, пространство? Может, пока велодорожек нет или там, как они – электродорожки, электросамокатные дорожки отдельные, так и не разрешать вообще ездить им на электросамокатах в городах?

Александр Осипов: Ну, я думаю, тут обратная зависимость: если ничего нет, то ни к чему и не стремятся. Вот как появилась какая-то проблема, так нужно найти пути ее решения. Одним из хороших, один хороший путь решения этой проблемы – это построить действительно хорошую велоинфраструктуру и разрешить электросамокатам выезжать не велодорожки.

Сейчас же у нас уже там, насколько я помню, за три года не построено ни десятка километров в Москве и Московской области нормальных велодорожек. Поэтому если мы запретим электросамокаты, то значит, те, кто ответственен за эти велодорожки, они вообще забросят эту идею. Сейчас хоть знаете, есть стимул менять инфраструктуру к лучшему, поэтому.

Ну и я вижу какие-то подвижки в этой связи. Соответственно, я думаю, что совсем в ближайшее время, если мы и не сможем принять какие-то правила, то хотя бы будем делать больше для инфраструктуры подходящей.

Петр Кузнецов: Александр, подведем итог. Очень коротко, если можно: почему же все-таки он стал самым опасным видом транспорта сейчас? Безволие, вот это правовое? Или культура, точнее ее отсутствие? Что?

Александр Осипов: Нет, он стал самым опасным видом транспорта из-за того, что его так окрестили в какое-то время. Потому что вот у вас звонил велосипедист, который говорил о том, что это опасно.

Но, к большому сожалению, по статистике самого же ГИБДД за прошлый год, случаи ДТП с велосипедистами в десятки раз превышает случаи ДТП с электросамокатчиками. Я уже не говорю о смерти того или иного вида транспорта. Поэтому он пока опасен на бумаге, вот там, в каких-то сюжетах. Но на самом деле он гораздо более безопасен по статистике ГИБДД, которую они сами, так сказать, ... объявляют

Петр Кузнецов: Информационный фон. Да. Александр Осипов. Спасибо большое!

Мария Карпова: Спасибо!

Петр Кузнецов: Это так же, как и с коронавирусом, пока о нем говорят, он опасен, он есть. Перестал в новостях появляться – все, нет коронавируса. Так и с электросамокатами.

Мария Карпова: Александр Осипов, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», был с нами на связи.

Петр Кузнецов: Мы продолжаем определять место электросамокатам. Где они должны ездить решать вам: тротуар или все-таки дорога. 5445, голосуйте.