За штрафы оштрафуют

Гости
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального автомобильного союза

Иван Князев: В Госдуме предложили наказывать за незаконные штрафы для водителей. Депутаты хотят внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас обжалуются лишь 10% всех неверно выписанных штрафов, поскольку водителю часто проще заплатить, чем тратить время, силы, нервы на разбирательства.

Марина Калинина: Авторы документа предлагают штрафовать должностное лицо, подписавшее неправомерное постановление о правонарушении, на сумму наложенного на водителя штрафа, взыскания, но не менее 5 тысяч рублей.

Сейчас разберемся, как это будет работать и будет ли. С нами на связи эксперт по этой теме Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте.

Ян Хайцеэр: Доброе утро.

Марина Калинина: Ну, добрый день уже, ха-ха.

Ян Хайцеэр: Добрый день, да, добрый день, это уже 12+.

Марина Калинина: Ну да. Скажите, вот ваше отношение к этой поправке, она что-то действительно изменит, или это так, чисто популистская такая мера?

Иван Князев: Популистская?

Ян Хайцеэр: Популистская. Боюсь, что вы отчасти правы, ибо сложно себе представить более тщательную работу с документами сотрудников ГИБДД. Да, наверное, тогда, когда сотрудник на дороге и он каким-то образом неправомерно выносит штраф, и мы потратим время на то, чтобы обжаловать его, это возможно. Но представьте ситуацию, что на самом деле в этих 10% неправомерных штрафов основное – это камеры, и, во-первых, эти штрафы могут быть...

Иван Князев: Нет, там 10% обжалуют только.

Ян Хайцеэр: А, простите, 10% обжалуют, а, вероятно, их там гораздо больше.

Иван Князев: Ага.

Ян Хайцеэр: В разы, могу себе представить... Ну, в основном это все, конечно, камеры, и неправильные штрафы могут быть, во-первых, по причине их неисправности, но еще одна важная причина – это невозможность работы с документами сотрудников ГИБДД. Представьте себе, что в одну секундочку несколько сот штрафов падают на сотрудника, который их подписывает, то есть оформляет, ставит свои персональные данные и подпись, для того чтобы этот штраф ушел непосредственно вам. Фактически представить себе тщательную работу невозможно, поэтому все это происходит в автоматическом режиме, никто это не просматривает, и мы вместе с вами получаем те штрафы, с которыми мы хотели бы не согласиться, но ввиду того, что, например, оспорить 500 рублей потребуется гораздо больше средств, скорее всего, то мы на это дело, извините, плюем и оставляем так, как есть, государство получает в бюджет деньги, у нас их становится немного меньше. Здесь ключевое...

Иван Князев: Ну, вот этот момент, конечно, все-таки мне непонятен. Почему? Потому что обжалование в принципе бесплатно, ты написал заявление... Ну да бог бы с ним, вопрос не в этом. Подпись как действительно ставится, в автоматическом режиме, как вы сказали, вот этого сотрудника?

Ян Хайцеэр: Ну, фактически инспектор просматривает...

Иван Князев: Не глядя?

Ян Хайцеэр: Практически не глядя, это невозможно, для этого нам надо увеличить штат сотрудников ГИБДД в несколько раз. Сегодня их не хватает в кабинетах, когда штрафы просматриваются, сегодня их не хватает на улице, для того чтобы регулировать дорожное движение и делать так, чтобы эти штрафы не совершались, то есть профилактикой заниматься, то есть глобальная нехватка сотрудников.

Иван Князев: Нет, ну хотелось бы, конечно, сказать, что это их проблема, пускай решают тогда ее, но...

Ян Хайцеэр: Да. Это проблема не ГИБДД, а это проблема государства, которое должно финансировать эту службу, для того чтобы с нами эта служба имела корректное взаимодействие.

Иван Князев: Кто сейчас определяет, машина или водитель нарушил правило или нет? Какой-то искусственный интеллект, я правильно понимаю?

Ян Хайцеэр: В большинстве случаев да, это искусственный интеллект, это камера, в которую заложен определенный софт, определенный алгоритм работы. Соответственно, любой механизм имеет погрешность какую-то и мы получаем вот эти вот не очень законные штрафы. Это вот все эти истории про едущие машины на погрузчике или еще что-то в этом роде...

Иван Князев: На эвакуаторе когда машину фотографируют, а она вообще на эвакуаторе едет...

Ян Хайцеэр: На эвакуаторе, да...

Марина Калинина: Ну вот, как мы видим, когда тень падает от машины на сплошную полосу...

Ян Хайцеэр: Конечно, да. Но в том числе, в том числе это не только, это еще и службы, которые следят за парковкой, когда, например, вроде бы как, вы правильно заметили, колеса находятся на ограничительной полосе, а корпус автомобиля как бы заходит, и тогда приезжает эвакуатор и увозит автомобиль. Это, конечно, незаконно, это просто с нас эти службы вымогают деньги таким образом, и здесь, конечно, мы уже будем бодаться. И в общем и целом инициатива депутатов правильная по такому положительному посылу, но для того, чтобы такое предложить, нужно знать ответ, как это механически сделать. Вот если мы получим этот ответ, тогда будет идеальная картинка и очень справедливая.

Марина Калинина: А как так сложилось, а как так вообще, в принципе в нашей стране сложилось, что у нас суды при любом оспаривании любого штрафа, неправильного выписанного, нечестно выписанного, они практически в 99% случаев априори встают на сторону ГАИ, ГИБДД?

Ян Хайцеэр: Видимо, потому, что в Уставе о воинской службе сказано: командир всегда прав, пункт первый, и пункт второй, если командир не прав, смотри пункт первый. Вот таким же образом... Видимо, это какая-то история длинная, когда судам надо ужесточить и угодить вот таким репрессивным мерам, для того чтобы другим впредь было неповадно и для того, чтобы мы, водители нашей страны, не очень-то рассчитывали на положительное решение суда. Ну вот другого ответа у меня нет, кроме ссылки на Устав о воинской службе.

Иван Князев: Нет, ну воспитать-то воспитали, но сейчас уже другая ситуация, сейчас уже до абсурда действительно доходит.

Но смотрите, я читал комментарии отдельных депутатов из разных фракций, они настроены достаточно решительно, то есть теоретически этот законопроект может пройти. Хорошо, а почему претензии предъявляются не к разработчикам вот этой технологии?

Ян Хайцеэр: На самом деле она должна быть общая, она должна быть перенаправлена, от этого зависит большое количество различных служб, участвующих в этом процессе, начиная от бизнеса и заканчивая законодателями. И прежде чем принять такой закон, а я еще раз подчеркну, инициатива очень хорошая, очень положительная, но, прежде чем принять это, нужно разработать полностью, 100%-й механизм его работы. В частности, именно для того, чтобы была возможность сотруднику ГИБДД увидеть эту ошибку и исправить ее в ручном порядке. Пока у нас инспектор не будет тратить какое-то время на один документ большее, чем он сейчас тратит, чем он штампует документы, этого происходить не будет. Это замкнутый круг. Вот если будут предложен механизм, тогда мы заработаем и все вокруг будут счастливы, а пока, к сожалению, так. Да, действительно, мы можем сегодня оспорить какие-то штрафы в электронном виде, это уже упрощает задачу, но большинство людей, к сожалению большому, ну вот не делает так.

Иван Князев: А мы сейчас как раз и хотим призвать наших телезрителей. Друзья, если вот вам выписывали такие вот неправомерные штрафы, позвоните, расскажите нам в прямой эфир, поделитесь своей историей, вообще что вы думаете по этому поводу. Потому что вот уже пишут из Кировской области, наоборот: «Гонять не надо, мало смертей у нас на дорогах?» «Хватит вообще нянькаться с теми, кто нарушает правила дорожного движения, штрафовать и штрафовать». Но есть и мнение, конечно же, автомобилистов, действительно надо это все дело прекращать.

Как может работать этот механизм?

Ян Хайцеэр: В теории механизм может работать следующим образом. Если... Ну смотрите, давайте сейчас «механизм» скажем буквально, потому что камера – это механизм, основные ошибки, скорее всего, происходят тогда, когда работает камера, в меньшей степени происходит на дороге, когда вас сотрудник ГИБДД не квалифицированно или по каким-то другим причинам приговаривает к штрафу, который не очень законен, вот с ним все просто.

С электронным видом нарушений, назовем их так, во-первых, надо принимать во внимание, что всегда механизм будет иметь какую-то погрешность плюс-минус. Но если мы сможем посадить за стол большее количество инспекторов, вот приходит им штраф, он читает внимательно, смотрит на эту фотографию, видит на фотографии, что это здесь тень, здесь это едущий автомобиль на погрузчике, то никаких проблем в том, чтобы не отсылать этот штраф, не будет, это электронное решение будет аннулировано и не пойдет никуда дальше, оно к вам не придет. Если же это не будет происходить, мы по-прежнему будем получать штрафы, поэтому здесь замкнутый круг.

Или тогда что мы можем на выходе получить? На этой службе, вот на этой работе, с которой связана ГИБДД, не будет работать никого, потому что нормальный инспектор уйдет с работы. Так как он понимает, что он не сможет квалифицированно выполнить работу, он будет получать огромное количество штрафов, которые превысят его заработную плату, на выходе мы получим полное отсутствие сотрудников ГИБДД на этой работе.

Марина Калинина: У меня вот вопрос, может быть, не совсем по теме – почему все время штрафуют несчастных водителей? Почему никогда не штрафуют пешеходов, которые кидаются под колеса, переходят дорогу на красный свет и вообще без пешеходного перехода?

Иван Князев: Марина, у тебя наболело?

Марина Калинина: Да.

Ян Хайцеэр: Это прекрасный вопрос, очень актуальный для всех автолюбителей, а может быть, даже для части каких-то разумных пешеходов.

Иван Князев: А номера нет на пешеходе, как его оштрафуешь?

Ян Хайцеэр: Или, например, я же автолюбитель, одновременно я пешеход. Понимаете ли, в чем дело, у нас, у водителей, водителей транспортных средств, у транспортного средства есть номер, есть идентификационный номер, есть владелец...

Иван Князев: Вот.

Ян Хайцеэр: ...есть банковская карточка – смотрите, как просто оштрафовать. Он имущий, он никогда не расстанется со своим четырехколесным другом, с него проще взять деньги. Пешеход – это всегда сложно: это работа, это напряжение, это не работает сегодня в автоматическом порядке, потому что еще пока не штрафуют пешеходов по идентификации лица, как бы технология...

Марина Калинина: Ну, у нас же есть вот эти камеры, которые...

Ян Хайцеэр: Технология есть, но с доказательной базой и с законодательной, самое главное, проблемы. Если мы начнем штрафовать в том числе и пешеходов, которые не пропускают автотранспорт, которые перебегают дорогу в неположенном месте, мы многократно снизим количество дорожно-транспортных происшествий, тем более с тяжелыми последствиями, и это очень важно.

Марина Калинина: Вот.

Ян Хайцеэр: Вот об этом бы я... Это вполне себе реально, и об этом бы я подумал на месте депутатов тоже. Но и здесь работает не только камера, но и работает инспектор на дороге, поэтому я бы не хотел, чтобы все палки и все неприятности валились на эту службу, все-таки здесь им... Они действительно могут оправдаться тем, что «ребята, сотрудников-то нет, как мы вообще будем наказывать, мы только рейды проводим, остальное делают камеры». Вот пока сотрудники на дорогу не выйдут, пока в кабинет не зайдут люди, которые будут, вот не два человека или пять просматривать эти штрафы, а сто пять, тогда не будет результата, тогда не будет ответственности за работу, тогда и абсурдно назначать эти штрафы, если, скорее всего, я уже сказал об этом, эти штрафы будут направлены против никого, потому что на это место человек не придет, он не будет работать там.

Иван Князев: Ну вот одно меня всегда удивляет. Когда сотрудники ГИБДД постоянно паслись на дорогах, всех штрафовали, говорили: ой кормушка, ой коррупция, ой пятое, ой десятое. Потом их убрали, заработали камеры. Сначала вроде все выдохнули, стало хорошо, сейчас опять новая проблема.

Ян Хайцеэр: Ну, видите ли, в чем дело, это из крайности в крайность. Во-первых, мы должны исправить саму службу ГИБДД, в которой после смены названия принципиально с точки зрения коррупции ничего не произошло. Коррупция на дороге есть, и это неоспоримый факт. Мы хотели убрать коррупцию с дороги? Мы ее убрали частично, просто сократив сотрудников, но оставили вместе с теми сотрудниками, которые вот до сих пор работают в рейдах. Поэтому есть и несправедливые наказания, есть и попытка обвинить в пьянстве тех, кто не употреблял спиртные напитки... Ну, конечно, профилактическая работа нужна, конечно, выявление пьяных, их немалое количество, тоже нужно.

Но давайте, когда мы говорим о европейских или других странах, кто-нибудь пытался там дать взятку сотруднику полиции дорожной? Боюсь, что нет, потому что через пять секунд вы окажетесь в тюрьме. Но даже дело не в этом – а вам кто-нибудь там когда-нибудь намекал, вот из тех, кто был и кто с этим сталкивался, на то, что вы можете дать взятку и поехать дальше?

Иван Князев: Ой, да, Ян, это отдельная тема, это понятно. С этим вообще ничего не сделаешь.

Марина Калинина: Да, спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам большое.

Марина Калинина: Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза.

Иван Князев: Ну вот буквально несколько SMS. Из Костромской области: «Слушаю и думаю: как хорошо в деревне жить!» Из Ленинградской области: «Кому тяжко бумажки проверять, идите в шахту работать». Из Тверской: «С цифровизацией не поспоришь». Ставрополье: «Это узаконенный беспредел, кормушка», – и т. д., и т. п. Чебоксары, из Чувашии SMS: «60 лет, пришло превышение на 9 километров. «МАЗ» с полной загрузкой больше 70 едет с трудом, доказать ничего не смог». Идем дальше.

Марина Калинина: Идем дальше.

В Госдуме предложили наказывать за незаконные штрафы для водителей. Как это будет работать?