Личная инфляция

Гости
Сергей Балаев
владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка»
Александр Абрамов
заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС

Оксана Галькевич: «А цены летят, наши цены как птицы летят, А нам некогда и оглянуться», – друзья, вот, перефразируя слова известной песни, только успевай, если можешь запасай кто сахар, кто гречку, кто еще что-то. И вот, собственно, почему.

Константин Чуриков: Всю эту неделю в рамках проекта «Реальные цифры» мы спрашивали вас о том, что и как в вашей потребительской корзине подорожало и подорожание какого из этих товаров вас затронуло, финансово подкосило по сути больше всего. Вы всегда активно участвуете, конечно, в наших опросах, спасибо вам за это, но в этот раз вы были активны как никогда.

Оксана Галькевич: Ну, видимо, потому, что подкосило-то всех, потому что завтра часто было хуже, чем вчера: кто не купил масло, например, про запас сегодня, через неделю, например, брал его уже с видимой наценкой. А также те же яйца, картофель, лекарства и даже хлеб. А еще потому, что мы все поняли: это не ценовой спринт, а давно уже марафон цен.

Константин Чуриков: Надо отдать должное главе Центробанка Эльвире Набиуллиной. На днях она сообщила и сказала, кстати, абсолютную правду с точки зрения даже нашего исследования, что в стране двузначная продуктовая инфляция. И она абсолютно права, ваши ответы, уважаемые зрители, это подтвердили. Только эта двузначная инфляция не 10%, а почти, вернее как бы не почти, а в 8 раз больше практически...

Оксана Галькевич: Там 7,99.

Константин Чуриков: Ну почти, почти.

Оксана Галькевич: Почти в 8 раз.

Константин Чуриков: Почти в 8 раз, да.

Оксана Галькевич: Чаще всего в своих сообщениях вы, уважаемые зрители, жаловались на рост цен на куриное мясо. Для многих это чуть ли не единственный белок животного происхождения в их рационе, потому что... Ну, понимаем опять же почему: говядина, свинина, другие виды мяса слишком дороги. Но вот за этот год курятина тоже стало сильно, что называется, бить по карману. О самой большой годовой прибавке в цене нам сообщили жители Хабаровского края, там курятина подорожала на 52%.

Константин Чуриков: Второй хлеб – картофель, да и первый тоже хлеб, на втором и третьем месте по частоте упоминания. Список, вот у вас сейчас который будет на экранах, говорит о том, что людей беспокоит в большей, а что в меньшей степени. Там, кстати, и масло растительное, и яйца, и сахар с гречкой, молоко, стройматериалы, лекарства, то есть все.

Оксана Галькевич: Ну, практически все. Писали, конечно, не только об этом, писали и про рост коммунальных платежей, и про стоимость проезда в общественном транспорте, и про уголь. Вот, например, в Калининграде он стоил 7 тысяч, а стало 16, да еще и не достать, оказывается, а у людей есть необходимость. Запчасти для автомобилей, корма для животных, чистящие средства и многое-многое другое.

Константин Чуриков: И как думаете, что в лидерах подорожания? Так вот на первом месте лекарство от цистита, +500% за год, сообщение из Мордовии. Томатная паста, Москва, +278% (людей можно понять, помидоры тоже нынче не дешевы). Картофель, Адыгея, 248%.

Оксана Галькевич: Ну а вот и итоги, друзья. По нашим подсчетам, личная инфляция зрителей «Общественного телевидения России» за год составила, внимание, больше 87%, и это, как мы уже сказали в начале, далеко от росстатовских показателей, о которых вспоминала Эльвира Набиуллина, 10,89%.

Константин Чуриков: Ну, еще раз подчеркнем, мы ровно подтвердили ее слова: в стране двузначная инфляция. Другой вопрос, какая она.

У нас сейчас в эфире будет Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Здравствуйте, добрый вечер, Александр Евгеньевич.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр Евгеньевич.

Александр Абрамов: Здравствуйте, здравствуйте.

Константин Чуриков: Александр Евгеньевич, мы вас неслучайно позвали в эфир. Мы просто узнали, ну так получилось, уже в процессе подготовки этого исследования, что вы тоже ведете свои наблюдения за инфляцией. Пожалуйста, расскажите, какие.

Оксана Галькевич: За ценами.

Константин Чуриков: Да, за ценами потребительскими.

Александр Абрамов: Ну, это такой любительский проект. Я...

Константин Чуриков: Ой, и связь зависла. Сейчас вас нам вернут, давайте перезагрузим компьютер...

Оксана Галькевич: Так, давайте мы попробуем все-таки связаться с вами по телефону. Друзья, пока почитаем сообщения.

Константин Чуриков: Значит, сейчас, вот уже сообщения просто льются, льются, льются...

Оксана Галькевич: «Причины инфляции в России все субъективные – жадность», – пишет нам зритель из Омской области. Кстати, об этом мы тоже спросим Александра Евгеньевича, когда он к нам вернется, потому как по...

Константин Чуриков: Так.

Оксана Галькевич: Вот, вернулся к нам Александр Евгеньевич.

Константин Чуриков: Да-да-да. Да, Александр Евгеньевич, продолжайте.

Александр Абрамов: То есть этот показатель у меня такой есть, «индекс Т-12», который я публикую ежемесячно в Facebook. В течение 6 месяцев раз в месяц я обхожу три магазина продовольственных и фиксирую цены на 12 очень типовых товаров: молоко «Простоквашино» 3,2% жирности, масло, хлеб и ряд других товаров. Индекс очень хороший, им сложно манипулировать, товары очень типовые, так сказать, и, конечно, он не отражает общую ситуацию в стране, но, скажем так, вокруг меня инфляцию он отражает. И в течение, за октябрь месяц он составил 19,1%, то есть исторически высокий самый уровень за вот 6 лет наблюдений.

Константин Чуриков: За 1 месяц 19%, по вашим наблюдениям?

Александр Абрамов: К прошлому году, октябрь этого года к прошлому году. Ну, это чрезвычайно, конечно.

Оксана Галькевич: Это чрезвычайно.

Константин Чуриков: Месяц к месяцу, потому что у нас-то писали за год.

Александр Абрамов: Нет, это октябрь этого года к октябрю прошлого года, то есть за год.

Оксана Галькевич: Александр Евгеньевич, я еще, знаете, зашла на вашу страницу в Facebook, прошу прощения, и посмотрела. У вас там была такая фотофиксация очень интересная из одного из магазинов, видимо, где вы проводите мониторинг цен. Там были рядом кабачки и цукини российского и, по-моему, турецкого, если я правильно запомнила, происхождения. Так вот турецкие были дешевле. И еще, судя по вашим наблюдениям, российские продукты зачастую дорожают быстрее импортных. Почему?

Александр Абрамов: Ну, это довольно сложный вопрос. Вот ту аналитику, которую я прочитал, пытаясь понять этот вопрос, она отвечает примерно так: доходы людей не растут, но в принципе спрос на продовольствие резко вырос, у людей какие-то дополнительные деньги есть, они не тратят на туризм, на другие, так сказать, цели.

Оксана Галькевич: Ага.

Александр Абрамов: А предложение продуктов ограничено, и периодически производители страдают от каких-то болезней, вот чумы по свинине, недостатка яиц по курятине и т. д. То есть, условно говоря, цепочки производства предложений работают плохо, а спрос растет стабильно.

Оксана Галькевич: Ничего себе, то есть спрос растет.

Александр Абрамов: Но это только половина правды, потому что, как мне кажется, мои цифры показывают, что на самом деле вопросы есть и к импортозамещению, потому что... Ну вот мы про кабачки говорили, сегодняшний пример, я перед передачей прошелся по «Ашану». 2 ноября кабачки стоили за килограмм 200 рублей практически, сегодня кабачки стоили 145 рублей. Угадайте, почему цена упала на 50 рублей.

Оксана Галькевич: Почему?

Александр Абрамов: 2-го числа кабачки были подмосковные, сегодня турецкие.

Константин Чуриков: Ага.

Оксана Галькевич: Ага.

Александр Абрамов: И так мы видим по многим вещам, по моим... Мы сейчас наблюдаем за овощной корзиной и фруктовой корзиной в «Ашане»: овощная корзина в октябре выросла за год на 50%, а фруктовая всего на 5–6%, то есть на очень незначительную величину. Почему? Потому что во фруктах преобладает импорт.

Константин Чуриков: Вы сейчас только что дали просто всей стране, понимаете, всем, кто следит за ценами в магазинах, просто инсайдерскую информацию, что нужно теперь «уходить из помидоров», как вот говорят эти бизнесмены...

Оксана Галькевич: Куда?

Константин Чуриков: ...и вкладываться теперь в кабачки, но турецкие обязательно, потому что импорт дешевле.

Оксана Галькевич: Слушайте, все-таки загадка, я хочу понять, почему наше дороже, чем...

Константин Чуриков: Сейчас мы послушаем зрителей, у меня вопрос...

Оксана Галькевич: Да. Надежда из Брянска.

Константин Чуриков: У меня просто вопрос сначала к зрителям. Вот мы вам, да, показали две разные статистики, есть Росстат, вы видите на экране, он думает, что там 10 с копейками продуктовая инфляция...

Оксана Галькевич: ...а есть опрос ОТР.

Константин Чуриков: Да, а есть опрос ОТР, что она у нас, в общем-то, 80%. Вы чему верите больше?

Оксана Галькевич: Нет, Костя, давай не верите...

Константин Чуриков: Мы не претендуем на истину в последней инстанции, безусловно, это исследование без всякой выборки.

Оксана Галькевич: Какая картина ближе к вашей картине жизни…

Константин Чуриков: Абсолютно.

Оксана Галькевич: …вашего потребления. А теперь Надежда из Брянска. Здравствуйте, Надежда.

Зритель: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Добрый.

Оксана Галькевич: Добрый. Надежда, вы самая удачливая зрительница, понимаете, нашей передачи, потому что вы дозваниваетесь, мне кажется, чаще других. Здравствуйте. Мы узнаем вас по голосу.

Константин Чуриков: Может, другая Надежда. Здравствуйте.

Зритель: Вы знаете, огромная благодарность вашим редакторам, вот сегодня очень приятно общаться с человеком.

Константин Чуриков: Да? Ну хорошо, мы передадим, она сейчас вас слышит, да.

Оксана Галькевич: Да.

Зритель: Спасибо вам, что принимаете.

Оксана Галькевич: Нет, редакторы здесь ни при чем, это ваша удача. Слушаем вас.

Зритель: Да, ладно, будем так считать.

Оксана, вы целую неделю считаете, какая инфляция, вот я уже вашему редактору успела сейчас сказать...

Константин Чуриков: Вы нам расскажите, мы не слышали, как вы общались с редактором.

Оксана Галькевич: Да.

Зритель: Я очень люблю рыбу. В прошлом году рыба... Вот буквально сегодня я вспомнила прошлогоднюю цену: горбуша свежемороженая, в прошлом году ее, видимо, был переулов, как объясняли, килограмм 130 рублей, вы знаете, объедалась, я очень люблю рыбу, повторюсь. В этом, вот буквально сегодня я зашла в «Магнит», лежит рыба 300 рублей килограмм горбуша.

Константин Чуриков: Горбуша 130 рублей?

Оксана Галькевич: Да, я тоже что-то...

Константин Чуриков: Как-то... А вы не путаете?

Оксана Галькевич: Мы сейчас рванем к вам в Брянск просто с Константином.

Зритель: В прошлом году, да-да, в прошлом году 130 рублей. Вернее конкретнее, она начиналась 130, потом где-то недели две-три 140, закончилась где-то осенью 160...

Константин Чуриков: Надежда...

Оксана Галькевич: У нас и год назад таких цен не было.

Константин Чуриков: Да у вас там коммунизм, вы что, горбуша 130 рублей килограмм? Вы ничего не перепутали?

Александр Абрамов: Я сегодня в «Ашане» покупал за 830 рублей хвосты.

Константин Чуриков: Да. Может быть, что-то Надежда не разглядела...

Александр из Москвы. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Ваша наблюдаемая личная инфляция?

Зритель: У меня такой вопрос. Я всегда слушаю вашу передачу с удовольствием. У меня такой вопрос и к вам, и к нашим депутатам и правительству: почему никак мы не заморозим цены на энергоносители? Ведь от этого все наши продукты зависят. Тем более это, газ, электроэнергия, нефть, добываем мы. Почему мы не можем сдержать рост? У нас в этом году уже бензин подорожал на 8%, от этого и все цены поднимаются.

Константин Чуриков: Спасибо за вопрос. Александр Евгеньевич, самое очевидное.

Александр Абрамов: Ну, вы правильно, кстати, сказали, вот вы назвали, на 8% подорожал бензин, у меня по моим расчетам примерно на 6%, по двум бензоколонкам я смотрю. Но ведь, смотрите, бензин растет меньше, чем цены на овощи и на продукты. То есть все-таки, наверное, можно говорить, что там и у них высокие цены, но в данном случае все-таки цены на энергоносители сдерживаются и цены на газ внутренние тоже сдерживаются, мы не покупаем, так сказать, по европейским ценам газ. То есть здесь на 80%, наверное, проблема решается. А полностью заморозить, мне кажется, не удастся, потому что в основном все-таки, знаете, в цене на нефть и газ в основном бюджетные заложены, так сказать, налоги, там производитель получает 30 или 40%, не больше.

Константин Чуриков: Да, спасибо вам большое, Александр Евгеньевич.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Александр Абрамов, завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Давайте сейчас к небольшому видеоопросу...

Оксана Галькевич: Я не знаю, что там за горбуша в Брянске у нашей зрительницы Надежды...

Константин Чуриков: Нам пишут, что это путассу.

Оксана Галькевич: ...но в любом случае +130%, что бы там ни было, это в любом случае 130%...

Константин Чуриков: Ну да. Нам Коми пишет: «За 130 рублей только путассу».

Сейчас небольшой видеоопрос. Давайте послушаем, как сами производители и продавцы, посредники объясняют этот рост цен.

ВИДЕО

Марат Гурциев, предприниматель: В этом сезоне на где-то 20% дороже, чем в аналогичном прошлом сезоне. Если раньше в это время огурцы оптом стоили где-то 80 рублей, то сейчас они стоят, наверное, около 100. В 2020–2021-х гг. трудовая миграция сократилась где-то в 2 раза, общий уровень инфляции мировой является очень высоким сейчас, это тоже сказывается.

И подорожание металла, металл подорожал где-то в 1,5–2 раза в зависимости от его вида, естественно, это в себестоимость продукции закладывается, это повлекло тоже удорожание цен. Также это связано с тем, что в 2021 году были плохие погодные условия, из-за этого сезонных овощей в сезон собрали недостаточно большое количество, это вызвало небольшой дефицит, соответственно удорожание товаров.

Иван Семенов, глава крестьянско-фермерского хозяйства «ЭнежЪ»: В этом году было жаркое сухое лето, мы получили в 2 раза меньше урожая на зерновых культурах, в некоторых хозяйствах, кто выращивал без полива, в 2 раза меньше получили урожая на картофеле. Но у нас полив был, мы получили на 25% только меньше, чем в обычные годы. Если взять капусту, то капусту кто не орошал, они некоторые посевные площади вообще потеряли. По сравнению с прошлым годом удобрения подорожали примерно на 70%, это очень сильно бьет на себестоимость продукции, особенно на зерно. Мы сейчас на следующий год поэтому решили применять их меньше, соответственно, и урожайность, потенциал урожайности будет меньше.

Александр Чернышов, генеральный директор базы строительных материалов: Многие захотели жить за городом, потому что удаленка показала, что необязательно находиться на работе, и случился сумасшедший спрос на загородное жилье. Очень много товара стали закупать из России, например OSB повезли из России туда, утеплитель. И местные производители, местные фабрики, они сказали: «Ребят, если вы хотите покупать здесь, то дайте нам цену то, что дают в Европе, иначе зачем нам продавать это здесь». Это первый фактор.

Второй фактор – банально сырья не стало всем хватать. В России дерева очень много, но мы знаем, что и дерево очень сильно подорожало. Мало того, что древесина подорожала в 2 раза, мы знаем, в России, плюс еще и европейцы сказали: «Мы готовы платить за этот материал еще в 2 раза больше, чем в России», – и таким образом заводы повезли это за границу. А местный игрок если хочет купить, должен был дать европейскую цену.

Константин Чуриков: Вот как вам это нравится, да? Ну понятно, бизнесу виднее, он там все рассудит, расставит, но, в общем, а где мы на этой карте интересов? Мы вообще в этой стране кто?

Оксана Галькевич: Ну, видишь, нам только что экономист сказал, что спрос-то на самом деле не падает со стороны российского потребителя.

У нас есть звонок, но у нас есть еще один эксперт, мы сейчас, прежде чем звонок принять, представим. У нас в эфире первый заместитель председателя Московского крестьянского союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка» Сергей Балаев. Сергей Валерьевич, здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Сергей Балаев: Да, здравствуйте.

Константин Чуриков: Сергей Валерьевич, вот следуя логике, о которой говорят люди, которые продают стройматериалы, ну, значит, предположим, завтра, не знаю, индекс гречки подскочит, не знаю, индекс капусты, и просто продукты вывезут за рубеж, и мы тут что будем, как медведь лапу сосать зимой?

Сергей Балаев: Ну, вы знаете, вот, например, китайцы все вывозят из своей страны и обеспечивают все страны мира. Если вы возьмете, вон, кружку у вас, стакан, все будет Made in China. Это же не значит, что у них должна вырасти цена. Это означает, что просто нужно больше производить. Оттого, что производители пиломатериалов начали готовый продукт продавать с высокой добавленной стоимостью, этому надо только радоваться. Другой момент, а почему не появляются еще такие же производители, как они.

Константин Чуриков: Да, правильно, потому что самое логичное – это завоевать рынок, продавать больше этого же товара, да.

Оксана Галькевич: Ну да, экспансия такая.

Сергей Балаев: Конечно, да, конечно.

Оксана Галькевич: Ну?

Сергей Балаев: Завоевать и открыть производство. Но для того, чтобы открыть производство, нужно вложить финансовые средства. Мы часто говорим про Центробанк, мы говорим про банки, но в нашей стране кредиты, например, фермерам получить невозможно, это нереально. Банки могут вам рассказывать любые сказки и говорить «мы даем» – не дают. Если быть объективным, фермерам дает «Росагролизинг», это техника, это действительно так. В течение 3–4 дней самому плохому фермеру могут одобрить не кредит, а сам трактор, это да.

Теперь, если мы вернемся к нашим продуктам, не будем говорить про цемент и металл... Вот для того, чтобы цена была адекватной на продукцию, ее надо много производить, а мы с каждым годом начинаем производить все меньше и меньше. Тех людей, которые производят эту продукцию, уже не заставить работать. А почему? А вот давайте мы с вами представим, вот нас 100 человек, и 100 человек завтра посадят картофель. 80 или 90 из них не смогут этот картофель реализовать, ну не смогут...

Оксана Галькевич: Слушайте, Сергей Валерьевич, а как вы не сможете реализовать, когда нам вот только что эксперт, ну несколько минут до встречи с вами, сказал, что спрос-то не падает, просто люди перестали тратить деньги на поездки, еще на что-то, а на продовольствие, собственно, на то, чем вы занимаетесь, спрос не падает? Наоборот, он растет даже.

Сергей Балаев: Ну, давайте мы с вами представим...

Оксана Галькевич: А вы цену даете выше, чем турецкая продукция, сербская и прочая.

Сергей Балаев: Нет-нет-нет, подождите, что такое «вы даете цену»? Ну возьмем... Ну вот мы начали с вами говорить про картофель – картофель 60–70% во все сети поставляет один человек. Ну они сами там решают, какая должна быть цена. Ну не заходят никуда сельхозпроизводители мелкие в сети.

Нужно сделать так, чтобы началась конкуренция, нужно сделать так, чтобы все производители, которые выращивают продукцию, смогли ее продать. А для этого должно быть государственное регулирование. Государство сети этой должно сказать: «Ребята, пожалуйста, 80% у вас должно быть малого бизнеса». Ну по-другому никак, должно быть регулирование. Ну не хочет человек идти сейчас в поле работать, ну никому не нужно, это тяжелейший труд и неблагодарный, мы ничего не зарабатываем, зарабатывают опять же только посредники.

Константин Чуриков: Для ясности – кто конкретно не пускает вас, небольших производителей, на рынок? Это сети, да? То есть кто держит вообще вот эту всю тему?

Сергей Балаев: Обязательно, ну конечно сети. Да вы посмотрите, сейчас в самой маленькой деревне обязательно будет сетевой магазин, там мелкие все закрылись. Базы закрыли, все закрыли, только сети. Вы попробуйте... Ну давайте сделаем эксперимент, вместе с вами будем звонить категорийным менеджерам. Мы с вами полгода будем с ними переписываться...

Константин Чуриков: Ой, а давайте мы это сделаем, кстати? Давайте вот вы под камерой...

Сергей Балаев: Давайте, я готов.

Константин Чуриков: Мы с вами договоримся, все детали проработаем, просто позвоним в разные супермаркеты и вы предложите свою продукцию, да?

Оксана Галькевич: Сейчас это рассказали на всю страну, категорийные менеджеры уже...

Сергей Балаев: Я готов.

Константин Чуриков: Да ладно, слушайте, менеджеры сейчас смотрят TikTok.

Оксана Галькевич: Но интересно будет посмотреть, да.

Сергей Балаев: Это будет очень сложно. Это будет интересно, но очень сложно. Естественно, есть такие факторы, как подорожание бензина, солярки, конечно. Конечно, есть фактор подорожания удобрений. И самое большое подорожание – это действительно рабочая сила: людей не стало, никто работать не хочет, зарплаты взлетели в 3 раза, и это действительно повлияло на себестоимость. Но самое основное, это самое основное, стали меньше производить. Вот мы говорим, курица на столько-то подорожала, да?

Константин Чуриков: Да.

Оксана Галькевич: Ага.

Сергей Балаев: А когда появится все-таки наше яйцо? У нас его нет, мы все яйцо везем американское. Курица наша, но из американского яйца.

Константин Чуриков: Значит, она не наша.

Сергей Балаев: А когда у нас огурцы свои появятся? У нас все семена американские. У нас семена... У нас луховицкий огурец не луховицкий.

Оксана Галькевич: Подождите, как это? А на вот эти... Подождите, а как вот эти все фабрики, на которых написано название наше, «Синявинское», «Окское» и вот это вот... ?

Сергей Балаев: Конечно, птицефабрика, птичка выросла у нас.

Оксана Галькевич: А-а-а...

Сергей Балаев: И зерно она наше ела, а яичко, для того чтобы инкубационная курица выросла, мы купили за границей. Конечно, у нас не развивается ничего, ну давятся предприятия, им нужно развиваться.

Константин Чуриков: То есть, получается...

Сергей Балаев: Нужно государству... Вот я государственник, я еще раз говорю, нужно сделать как во всем мире, государство должно регулировать.

Константин Чуриков: Подождите, получается, раньше были «ножки Буша», теперь что, «яйцо Буша»?

Оксана Галькевич: «Яйца Буша», да, ха-ха. М-да...

Константин Чуриков: Давайте сейчас Игоря из Калуги послушаем.

Сергей Балаев: Лучше не надо «ножек Буша» нам...

Константин Чуриков: Да. Игорь, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Игорь, здравствуйте. А это было 30 лет назад.

Зритель: Добрый вечер, добрый вечер.

Оксана Галькевич: Добрый вечер.

Зритель: Я хотел бы вашему эксперту задать вопрос. Я понимаю, картошка дорожает, что-то, идет там дорожание удобрений, еще чего-то. Но вот я обычно покупаю курятину, бедрышки, окорочка, грудку. И вот что я заметил? Бедра, окорока и голень – цена не поднялась, а вот именно на грудку, которую берет большинство, было 190, стало 240, у некоторых 290 рублей, именно грудка. Где логика? Не вся курятина, не бедра...

Оксана Галькевич: Спрос, вы сами сказали.

Сергей Балаев: Хотите, я вам объясню?

Константин Чуриков: Ну, грудка, там же мяса больше, нет?

Сергей Балаев: Хотите, я вам расскажу?

Константин Чуриков: Ну? Да.

Оксана Галькевич: Да.

Сергей Балаев: Хотите, я расскажу?

Константин Чуриков: Давайте.

Оксана Галькевич: Давайте.

Сергей Балаев: Вот человек звонивший должен позвонить и спросить это не у производителей, а у алгоритмов сетей. Они видят, что на грудку пошел спрос, они увидели, что по всей стране выдали зарплаты. Они независимо от своей закупочной цены поднимут вам цену на эту грудку, потому что на нее есть покупатель. Это бешеный рынок, это ненормальный рынок, это сумасшедшая экономика. Нам нужно брать в какие-то такие, ну я не хочу сказать, конечно, социалистические руки, но нужно изменить эту ситуацию, ну не должно так быть. Потому что есть продовольственная безопасность, и в сельском хозяйстве нельзя за месяц, за два и за год решить проблему, уже сейчас нужно решать то, что будет через 2–3 года. А если мы с вами в феврале выйдем на связь, то мы с вами будем плакать и морковку покупать по 200 рублей.

Константин Чуриков: Смотрите, что пишут зрители. Томская область: «Внутренний рынок никому не нужен». «Срубить бабла – в этом весь смысл жизни», – Ярославская область. Подождите, тут еще вот было прекрасное сообщение... А, пишут, что, значит... Сейчас-сейчас-сейчас, секунду, прямо вот нужные сообщения убегают, потому что их очень много... Ну, в общем, короче говоря, писали, что... А, да, Пермский край: «Этой проблемой подорожания должна заняться ФСБ, кто-то специально будоражит народ». Ну правда, слушайте, это уже вопрос безопасности, вот и вы это говорите.

Сергей Балаев: Вы знаете, частично люди правы. Действительно, вы посмотрите, что происходит, нужно это контролировать, потому что завтра они захотят и сделают все что угодно, и люди выйдут на улицу. Ну закупочные цены совсем другие. Ну вот поймите, есть такой принцип «честная цена», ну пускай сети зарабатывают, ну пускай, не вопрос, но не 150%. Ну они уже построили свою монополию, свои миллиарды получили, ну давайте научим их жить на 25%, ну давайте сделаем так...

Оксана Галькевич: Сергей Валерьевич, сети, мы по ним уже с вами проходились несколько раз, хорошо. Скажите, а свои какие-то точки сбыта организовать вот с «честной ценой» вы в состоянии? Вот я почему спрашиваю? Потому что всякий раз удивляюсь, когда какой-то фермер или какие-то хозяйства объединяются, ну знаете, честно говоря, в сетях-то дешевле, чем у фермеров.

Сергей Балаев: Послушайте, вот для того, чтобы у вас себестоимость продукции была на полке нормальной, нужно, чтобы у вас было не десять и не два магазина, хотя бы от ста. Мы же не говорим про такие сети, как «Азбука вкуса», их немного и они дорогие. Пускай там будет дорогая цена, но пускай будут и другие магазины с маленькими ценами. Для того чтобы фермеры вышли на рынок, первое, нужны места под строительство магазинов, не аренду, а под строительство магазинов. Возьмем Московскую область, на самом деле у правительства Московской области это можно добиться, вот действительно, губернатор выдаст.

Но на строительство нужны деньги, нужны финансы, банки не дадут. Если сейчас банки начнут раздавать фермерам деньги, то в стране слишком хорошо жить будет, им это не нужно. Ну я не знаю почему, я не понимаю, кто там руководит нашими банками, но так происходит, так выложена вся система. Если сделать, зарегистрировать действительно бренд и там будет написано, производитель такой-то с поставкой по цене такой-то, наценка магазина такая-то, все открыто, пускай это будет, может быть, не такая выкладка... Вот я вам скажу: я сейчас, например, у фермеров морковку покупаю по 7 рублей – вы найдете по 7 рублей морковь? А я ее покупаю.

Оксана Галькевич: Нет, не найдем, нет такой морковки в магазинах.

Сергей Балаев: Ну конечно, не найдете. Но я знаю, что у моих фермеров в феврале не будет морковки, а у меня потребность для моих животных, для улитки, 200–500 килограмм в день, и я побегу в эту «Пятерочку». И я со страхом понимаю, что в феврале по 200 рублей буду морковку покупать, а у меня выхода не будет, и себестоимость моей продукции какой станет?

Оксана Галькевич: Ну, не по 200, не пугайте уж и нас, Сергей Валерьевич, я надеюсь, все-таки не по 200...

Сергей Балаев: Посмотрим.

Константин Чуриков: Сергей Валерьевич, значит, что вы делаете на следующей неделе? Потому что давайте действительно вот этот эксперимент проведем, это очень правильно. Мы с вами договоримся уже за эфиром, как мы это сделаем.

Спасибо вам большое от нас, от нашей редакции, от наших зрителей, от всех. Сергей Балаев, первый заместитель председателя Московского крестьянского союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка» из Коломны, у нас в прямом эфире.

Вы знаете, сообщений столько, что... И часто, знаете, это просто слезы, потому что люди пишут, что теперь вот из-за вот этого, ну, казалось бы, подорожание, что-то подорожало на 20, что-то на 30, что-то на 50 рублей, но теперь из-за этого просто невозможно свести концы с концами.

Оксана Галькевич: Эх, рублей – процентов, Костя, наверное, так надо говорить.

Константин Чуриков: Даже когда речь идет о нескольких рублях.

Оксана Галькевич: Друзья, это было подведение итогов нашего опроса «Реальные цифры». Наши данные получились следующими – 87%, даже больше, составила личная инфляция зрителей «Общественного телевидения России». Но это еще не все темы, у нас еще есть один разговор.

Константин Чуриков: Есть одна очень хорошая тема – наступающий День мамы. А мам любят все.