Антон Шапарин: Китайские авто подорожали потому, что раньше использовались копии европейских компонентов, а сейчас - оригинальные компоненты больших западных компаний

Гости
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза

Мария Карпова: У вас еще есть время проголосовать. Напоминаем наш опрос: «Какие машины лучше: китайские или российские?» Так и пишите: «китайские» или «российские» на короткий номер 5445.

Петр Кузнецов: «Все китайское негоже, китайцы эти гонят сплошной брак, все у них одноразовое» - это Псковская область. Вы на собственном примере или просто предполагаете, что и с машинами не все хорошо? 8-800-222-00-14.

Непосредственных участников этого конфликта, так или иначе, ждем в прямом эфире. «Какие машины лучше: китайские или российские?», еще раз: 5445, можете так и писать: «китайские» или «российские».

Мария Карпова: А с нами на связи Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Антон, здравствуйте!

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Антон!

Мария Карпова: Антон, а можно так однозначно сказать, какая машина лучше: китайская или российская? Или в каждой свои плюсы, свои минусы?

Антон Шапарин: Вы знаете, давно уже само понятие «какая-то машина какого-то национального производителя» – это, по сути, отживший термин, потому что и китайская машина может состоять из компонентов производства международных огромных альянсов, которые производят запчасти. Например, последние «китайцы», они почему так подорожали? Почему они раньше были дешевые, а сейчас подорожали? Потому что раньше использовались копии компонентов, которые разрабатывали когда-то европейцы, в основном европейцы и японцы, а сейчас используются оригинальные компоненты производства больших западных компаний, которые либо заводы в Китае имеют, либо еще что-то.

Собственно, разработка этого стоит дорого, поэтому автомобили и подорожали, но мы не может сказать, что они драматически отличаются по качеству сейчас от каких-нибудь «корейцев», например. Просто потому что многочисленные тесты и мои наблюдения показывают: это машины примерно одного класса. Да, у «китайцев» есть особенность пока что по эргономике, по электронике, по «мультимедийке», но это все очень скоро закончится, и вы разницы с какой-нибудь «Кретой» не заметите.

Мария Карпова: Мне кажется, у нас еще какое-то убеждение есть - не знаю, откуда оно тянется – что все китайское – все плохое.

Антон Шапарин: Я вам расскажу, откуда это в автомобилях. Когда-то, несколько лет назад, китайские производители, «Черри», например, с автомобилем «Амулет», зашли на отечественный рынок. И это действительно были разработки из конца 1980-х, условные «Деу Нексия», в том же ценовом, кстати говоря, сегменты игравшие, которые очень быстро гнили, постоянно ломались, запчастей в доступе не было. И стереотипы, они тогда и сформировались у значительной части российских потребителей.

А сейчас, когда ситуация другая, когда дилерские центры открываются, когда производство «Хавейл» открывается - открыты уже давно в Тульской области и т. д. - все запчасти тут есть, и остаются только проблемы, как зритель абсолютно правильно сказал, с продажей на вторичном рынке, потому что стереотипы у значительной части наших потребителей очень-очень сильны. Для них вообще очень многие автомобили не существуют. И если европейцу рассказать российскую поговорку про то, что мы не ремонтируем все французское, он пальцем у виска покрутит. Они ж выигрывают «Автомобили года» регулярно, «Пежо», вы чего? А у нас стереотипы, они есть.

Мария Карпова: Вот как раз выслушаем потребителя, выслушаем нашего зрителя из Волгограда Алексея. Алексей, здравствуйте!

Зритель: Волгоградская область, город Урюпинск. Я бы сказал следующее, что китайские автомобили более навороченные, больше всяких электронных штучек - все бесплатно. А российские автомобили более надежные, ремонтоспособные, ремонтопригодные. Но я бы рекомендовал, со своих 60 лет, приобретение таких автомобилей как «Рено», «Шкода» и «Фольксваген» российского производства.

Петр Кузнецов: Но мы сейчас их не обсуждаем, у нас как раз сейчас китайский-российский автопром.

Мария Карпова: Я сейчас поняла, что Алексей считает, что... Да, Антон?

Антон Шапарин: У Алексея, кстати, была здравая мысль о том, что китайцы часто предлагают за сравнимые деньги - а деньги уже сравнимые, демпинга уже нет – за сравнимые деньги предлагают больше «начинки». И на самом деле, это не сильно для производителя влияет на себестоимость. Очень многие функции и опции, которые нам кажутся восхитительными и сложными, - на самом деле, это простейшая технология.

Та же самая вентиляция сидений – это очень редкая история, и немецкие производители просят за нее плюс 300 тысяч. Но что это по сути дела? Это, извините, вентилятор с проводкой, это не самая дорогая история. Обогрев руля – это копеечные деньги. Но это реле, это проводка, это монтаж совершенно несложный. Но за это тоже просят сотни тысяч рублей часто. Поэтому китайцы, они просто на этих «шпильках», что называется, не экономят.

Я сейчас читаю книжку Генри Форда, который справедливо говорит о том, что «если я сэкономлю каждый цент, то по итогу этого года я сэкономлю миллион долларов». Под этим принципом и вырос современный автопром в том виде, в котором мы его сейчас ощущаем. А китайцы идут немножко другим путем. Например, есть китайский производитель «Вольво», он прикидывается шведским, но он китайский, он «Джили» принадлежит. Вот у «Вольво» большая часть электронных блоков уже установлена в автомобиль, они и у «китайцев» многих тоже так же. Они стоят копейки, эти блоки. А ты потом у дилера, условно, доплачиваешь за разблокировку и все. Точно так же «БМВ», пошла таким же путем. И мы видим, на самом деле, изменение такой парадигмы, которую Генри Форд еще зародил.

Петр Кузнецов: Антон, у нас еще один телезритель Виктор, давайте послушаем. Это Москва на связи. Виктор, приветствуем вас!

Зритель: Здравствуйте!

Петр Кузнецов: Здравствуйте!

Мария Карпова: Здравствуйте!

Зритель: В 2003 году я взял «пятерочку», нашу советскую, новенькую, но, правда, я ее маленько обработал внутри. И вот за столько лет, это... Не помню, в каком году я отдал сыну ее.

Петр Кузнецов: Не столь важно.

Зритель: Потом взял себе «Весту». Но я хотел сказать, что «пятерка» до сих пор ходит! Ни капитального ремонта, нигде не проржавела. Только бампер - ну это просто копейки, но кузов целый, вот в чем дело, и мотор - все родное.

Петр Кузнецов: Все свое.

Мария Карпова: То есть голосу мы понимаем, что вы не ожидали такого, да, Виктор?

Зритель: Да, я не ожидал, не ожидал. И «Весту» я взял, как первые пошли «Весты», и я ее поменял год назад.

Петр Кузнецов: На что?

Зритель: На нашу тоже советскую «Весту Кросс».

Петр Кузнецов: Смотрите, отношение сейчас такой осторожное, разумеется. Вы все по нашим, все проверено, все нравится, ходит до сих пор. А «китайцам»? Что скажете, опасения у вас какие-то, что «китайцы» авторынок наш захватывают?

Зритель: Помогал я ремонтировать, значит, эти китайские. Во-первых, очень слабая проводка, по ходовой тоже... Наши все-таки как-то больше к нашим условиям предназначены, а это... Ну мне не нравится.

Мария Карпова: Спасибо, Виктор!

Петр Кузнецов: Понятно. Спасибо! То есть покопались все-таки, покопались. Антон, скажите, пожалуйста, вот непонятно, а «китайцы» же тоже разобранными сюда поступают? Мы же их тут дособираем?

Антон Шапарин: Ну часть приезжает в виде компонентов на завод «Хавейл», но там есть определенные программы локализации, иначе завод не подпишет специнвестконтракт с Минпромторгом России и не будет получать льготы на растаможку запчастей.

Петр Кузнецов: Ага. Вот я к чему все. Вот поясните, пожалуйста. Эксперты объясняют популярность их возросшую в том числе и - еще на этом моменты хочется остановиться - в том, что они решили первыми проблему дефицита машин – это раз. Как им это удалось сделать? Во-вторых, проблемы с чипами как они обошли?

Антон Шапарин: Вы знаете, они обошли эти проблемы во многом потому, что эти проблемы являются, с одной стороны, надуманными, потому что мы, как Национальный автомобильный союз, провели исследование, а есть ли дефицит в европейских странах? В ряде стран мы поспрашивала знакомых. Они сходили к дилерам, им предложили купить автомобили без каких-то наценок, «доков» и т. д. Единственное, во Франции предложили, если ты откажешься от электронной «приборки» в пользу обычной, то мы тебе 400 евро плюсом вернем.

А никто не устраивает такой вакханалии, какую у нас устраивают дилеры, когда у них «пир во время чумы» в буквальном смысле. Дефицит чипов есть, и он будет нарастать, это абсолютно точно, и автопроизводители уже начали задумываться о производстве собственных, открытии собственных заводов по производству чипов.

Но на наш рынок это влияет не сильно, у нас по определенным моделям - я подчеркиваю, определенным моделям - дефицит возникает только потому, что импортеры не получают от автопроизводителя... Импортеры, допустим, которые здесь сидят от автопроизводителя, который сидит в штаб-квартире где-нибудь в Корее, не получает достаточную квоту, потому что наш рынок считается рынком второго сорта.

Нам отдают не очень много автомобилей, они идут на рынки с более приоритетными продажами. Те же европейцы, например, получают все без проблем. А у китайцев просто нет таких перекосов. У нас же люди достаточно простые: они бегут покупать все одно и то же всегда, и если возникает в новостях информация о том, что «вот этого нашего самого любимого сала станет мало», то все купят этого сала впрок. Другой вопрос, что часто это будет ненужно.

Вы знаете, я когда-то давно возглавлял пресс-службу Российского зернового союза, лет 10 назад. И когда-то возник «гречневый» кризис, если вы помните.

Петр Кузнецов: Антон, времени на историю мало у нас.

Антон Шапарин: 30 секунд?

Петр Кузнецов: Меньше.

Антон Шапарин: Известная пенсионерка купила 400 кило гречки и сложила ее на балконе. У нее эти гречку съели голуби. Вот здесь то же самое.

Мария Карпова: Спасибо большое!

Петр Кузнецов: Антон, да, прекрасная точка, спасибо большое! Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.

Подводим итоги голосования. Как вы думали? А вы видели все сами уже.

Мария Карпова: 65%...

Петр Кузнецов: За китайцев.

Мария Карпова: Да, за китайцев, 35%... Как-то обидно за наш автопром.

Петр Кузнецов: Ну ничего, будем подтягиваться.

Мария Карпова: Будем подтягиваться.

Петр Кузнецов: Спасибо за мотивацию вам, уважаемые телезрители, за то, что принимали участие в нашем эфире. Это только «Отражение 1», у нас впереди «Отражение 2», «Отражение 3», оставайтесь на «ОТР», а с вами до завтра прощаемся.

Мария Карпова: Петр Кузнецов, Маша Карпова, до завтра! Пока-пока!

Петр Кузнецов: Ждем с хорошим настроением всех!