Троице-Сергиева Лавра: уникальный объект ЮНЕСКО в действующем монастыре

Гости
Ася Энговатова
заместитель директора по науке Института археологии РАН

Ольга Орлова: Троице-Сергиева Лавра – действующий монастырь со статусом объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Благодаря спасательно-археологическим работам, проводимым на его территории, многие тайны и загадки лавры нашли свое объяснение. О том, как это происходило, мы решили спросить по гамбургскому счету заместителя директора Института археологии Российской академии наук Асю Энговатову.

Обозревая с высоты птичьего полета мощную крепость с 10 башнями Троице-Сергиева монастыря, трудно поверить, что именно таким привиделся он отроку Варфоломею почти 7 веков назад.

Между тем, с тех пор как на лесистом холме Маковец в излучине Кончуры была срублена небольшая Церковь Святой Троицы, эти места хоть и звались пустынью, на самом деле больше никогда не пустовали.

Легенда о подвижническом житии Сергия Радонежского много веков привлекали к служению все новых и новых иноков, и каждое падение обители становилось очередной ступенью ее роста. После разграбления монастырских укреплений ханом Едигеем на месте сожженной деревянной церкви был возведен белокаменный Троицкий собор, для росписи которого были приглашены иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. И свой новозаветный извод Троицы Рублев создал именно для ворот этого монастыря.

В Смутное время эти стены защищали народ от польского королевича Владислава, а во времена Стрелецкого бунта – уже самих царевичей, Петра и Иоанна, которые много месяцев читали там рукописи монастырского книгохранилища. Позже по указу императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь получил почетный статус лавры, а по декрету совнаркома был закрыт и обращен в историко-архитектурный музей. Сейчас Троице-Сергиевна лавра – крупнейший в России мужской ставропигиальный монастырь. И все его тайны хранит архитектурный ансамбль, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ася Викторовна, Троице-Сергиева лавра – уникальная обитель середины XIV века, которая много веков была одним из главных духовных центров России.

В 1920 году был создан музей на территории лавры. И, получается, более 100 лет там работают ученые. Вы уже с начала 2000-х ведете там археологические раскопки. Столько лет. И все-таки много тайн, много неясных каких-то загадок таит в себе эта история. И, как я понимаю, прежде всего это само основание монастыря. Что собой представлял монастырь в середине XIV века, который был основан Сергием Радонежским? Как там обитали монахи? И точная дата. Вы это знаете все теперь?

Ася Энговатова: Конечно, нам бы хотелось сказать, что мы все знаем, но, к сожалению, процесс познания бесконечен. Но знали мы намного меньше до наших исследований.

Ольга Орлова: До начала раскопок?

Ася Энговатова: До начала раскопок, конечно, мы знали меньше, и, что очень важно, что все наши знания базировались фактически только на письменных источниках. Археологических свидетельств ранней жизни обители практически не было.

То, что мы знаем по письменным источникам, сам характер письменного источника имеет очень большие особенности. Каждый автор текста немножко по-своему преломляет подачу. Скажем так, у него существует свой взгляд. И у него существуют какие-то темы, которые ему интересны по тем или иным причинам, или не интересны.

И, как правило, много того, что интересно сейчас нам, было не особо интересно летописцу. И вот вся эта особенность письменного знания, которое многократно и очень качественно обрабатывается историками, она все-таки дает очень крупные лакуны., поскольку конкретика…

Ольга Орлова: Она неполноценна.

Ася Энговатова: Скажем так, она имеет свои особенности. И сейчас, когда мы начали довольно планомерно исследовать Троице-Сергиеву лавру благодаря такой серии строительных работ, которые там проводятся, мы находим огромное количество материала, которое, прямо скажем, не укладывается в эту письменную историю. Она ее где-то дополняет, а где-то даже переписывает.

Светлана Николаева, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника: Очень важно иногда бывает уточнить тексты наших письменных источников, как бы поверить их вот той материальной культурой, теми материальными находками, которые дает нам археология. И это кормовая книга 1673-1674 года, то есть книга поминаний тех родов, которые давали вклады в Троицкий монастырь.

А мы иногда встречаемся в таких книгах с текстом о захоронении того или иного вкладчика, дарителя на территории лавры. И каждый может сам прочитать, посмотрите, что здесь вырезано. Что написано пером, не вырубишь и топором. А здесь высечено в белом камне на века.

Ольга Орлова: Бывает так, что археологические находки противоречат тому, что оставил летописец?

Ася Энговатова: Есть довольно много примеров, когда археологические находки существенно корректируют представление летописца. Например, вещи, связанные с той же осадой.

Ольга Орлова: Это осада времен Смутного времени?

Ася Энговатова: Да, осада времен Смутного времени. Мы нашли несколько туш лошадей, которые, видимо, были убиты во время осады, и которые были закопаны на территории Троице-Сергиевой лавры в анатомическом порядке.

Конечно, в нормальной ситуации представить захоронение лошадей на территории монастыря довольно сложно. Причем, мы нашли сразу же несколько подобных примеров. И они относятся к периоду как раз осады монастыря.

Но при ситуации крайнего голода и всего того, что пишется в некоторых летописях, конечно, лошадь тоже бы пошла в пищу.

Ольга Орлова: Лошадей бы тоже съели.

Ася Энговатова: Да. Вот опись Троице-Сергиева монастыря 1641-1642 года, блестяще изданная недавно, дает очень хорошее описание всех запасов Троице-Сергиевой лавры. Она дает очень много бытовых подробностей, которые нам, конечно, интересны, когда мы говорим о быте монахов. Описываются запасы, предположим: «В теплом малом погребе за решеткою 10 бочек меду да еще 2 бочки меда боярского, бочка меда сбитня, а также бочки вина церковного, ведро, бочка пива старого, бочка вишен в патоке». То есть такие детали быта, которые мы здесь видим, они, с одной стороны, дают представление о том, что, возможно, в письменных источниках есть практически все о быте лавры, о быте ее насельников.

Но когда мы начинаем обращаться к археологическим источникам, оказывается, что мы можем существенно дополнить это представление.

Владимир Вишневский, заведующий археологическим отделом Сергиево-Посадского Историко-художественного музея-заповедника: Самая последняя находка, которая попала в зал нашей экспозиции – это печь XVI века, обнаруженная уже в период больших археологических спасательных работ экспедиции Института археологии. Собственно, кирпичи, из которых сложены эти печи, несут следы иногда известки, иногда они битые. И по формату это такой же большемерный кирпич, из которого складывалась стена. То есть это какие-то такие отходы.

А печи эти, очевидно, играли как раз роль вот таких вспомогательных кухонь. В этих печах, скорее всего, готовили и пекли хлеб для многочисленных строителей монастыря, которые здесь находились временно. Но вы видите – эта печь, что называется, топка по-черному, то есть она не имеет трубы, ее протапливали и разогревали. Как говорят специалисты, до 3, иногда, может, 4 заходов хлеба в ней можно было сделать после ее разогрева.

Ася Энговатова: К сожалению, не осталось ни одного плана. У нас нет ни плана, ни подробного более-менее описания. У нас есть некоторые источники, которые приблизительно говорят о том, что был Троицкий собор, что были деревянные кельи и так далее. Но даже место расположения нам не очень было понятно.

Благодаря исследованиям археологическим и нахождениям керамической посуды XIV века… А посуды для археологов, вот эти обломки керамических сосудов являются прекрасным маркером времени, потому что хронологически их достоверно можно датировать тем или иным периодом, и планиграфически нет необходимости битую посуду куда-то перемещать. Где она разбилась, там она и есть.

Ольга Орлова: И тогда там оказалась. То есть это маркировка…

Ася Энговатова: Это маркировка места. Это маркировка планиграфии.

Ольга Орлова: Места и времени.

Ася Энговатова: Да. И оказывается, что это значительно более достоверный источник. Это значительно более интересный источник для подобных реконструкций, поскольку нигде на территории лавры этого материала XIV века нет, а в одном определенном месте ее довольно много. И там есть следы и ранних жилых построек, там есть и частоколы.

И мы видим, что это очень небольшая часть лавры. То есть изначальный монастырь был явно очень небольшой. Конечно, подобные выводы делаются на основании серьезных многолетних исследований. То, что мы нашли – это счастье, которое совершенно случайно свалилось на археологов, поскольку археологов заставили исследовать коммуникации, которые перекладываются в Троице-Сергиевой лавре, и, соответственно, перед любыми строительными работами проводятся спасательные работы.

Ольга Орлова: И вам повезло?

Ася Энговатова: И нам повезло.

Марина Капитонова, сотрудник Института археологии РАН: Основной материал, который археологи извлекают из земли – это, конечно, керамика. Вот, например, этот горшочек, найденный буквально неделю назад, он относится к сосудам XIV века. Собственно говоря, это время как раз Сергия Радонежского, самый ранний этап существования лавры.

Среди находок очень интересными нам показались находки сосудов вот с такими надписями, с граффити. То есть на сосудах писались, как считают наши специалисты, имена монахов. Довольно много таких фрагментов найдено. И в какой-то момент у нас создастся, видимо, коллекция с именами живших здесь монахов.

Ольга Орлова: Ася Викторовна, в нашей программе, когда приходят археологи, есть уже такая традиционная рубрика – «Археолог на кладбище». Поскольку каждый раз, когда находят захоронение, это очень богатый материал для восстановления картины происходящего. На территории лавры очень много захоронений разного периода. Расскажите о наиболее интересных находках.

Ася Энговатова: Любой наш монастырь – это, конечно, большое кладбище. И Троице-Сергиева лавра – это, конечно, практически полностью тоже огромное кладбище XIV-XIX веков, даже XX.

Ольга Орлова: История захоронений – это история России в каком-то смысле?

Ася Энговатова: Да.

Татьяна Токарева, заведующая отделом истории и культуры Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника: Это была одна из последних массовых казней по указу Ивана Грозного, совершенных в Москве в 1575 году, когда сразу несколько уже опричных бояр и дворян были казнены методом отсечения головы. В частности, некоторые головы казненных потом разбрасывались по дворам возможных потенциальных жертв.

(читает надпись)

Не так часто на самом деле встречается, тем более в Троице-Сергиевой лавре, в которой бесконечно проводятся различные ремонты, реставрации, замена инженерных сетей. Они проводятся уже 300 лет. И часто древние плиты подвергались различным переделкам, их куда-то переносили, использовали в качестве фундамента. И находка и плиты, и погребенного под ней – это не так часто бывает.

Ася Энговатова: Значимость тех людей, которые были захоронены в Троице-Сергиевой лавре, очень большая. И по фамилиям, которые были здесь захоронены, по тем людям, можно писать историю России, особенно XVI-XVII век. И очень любопытно, как сейчас памятник ЮНЕСКО живет на территории, практически полностью занятой кладбищем. Частично он виден. Частично это кладбище видно. Частично оно скрыто под землей. Но, тем не менее, оно существует.

При любых работах вылезают материалы, связанные с захоронениями разных периодов времени. Иногда вылезают захоронения, о которых мы знали и искали их давно, о которых есть упоминания. Есть вещи, которые совершенно неожиданны. И мы не представляли, что эти люди были захоронены в лавре.

Очень большое количество знаковых фигур для лавры. Одна из таких любопытных вещей, связанных, предположим, с исследованием Никона Рождественского, находкой нами подлинного места захоронения Никона Рождественского. Это довольно почитаемый человек Троице-Сергиевой лавры. Достаточно сказать, что лучшее жизнеописание Сергия Радонежского составил Никон Рождественский. Оно до сих пор является каноническим. И этот человек очень почитаем.

Он жил в Троице-Сергиевой лавре, выпускал знаменитые «Троицкие листки», которые выходили огромным по тем временам тиражами – более 3 млн. Писал памфлеты на разнообразные темы. И в 1918 году он умер.

Большое количество легенд, связанных с его смертью, говорящие о том, что большевики его убили, казнили и так далее. Место его захоронения было разрушено. Оно было восстановлено, чисто гипотетически поставлен памятник, но истинного места его захоронения найдено не было.

И при одной из таких небольших работ мы задели участок, который показался нам очень любопытным с точки зрения его соотношения с архивными фотографиями 1918 года, где мы видели крест на могиле Никона Рождественского. И нам удалось его идентифицировать с привлечением судмедэкспертов, ведущих специалистов-антропологов.

Ольга Орлова: Удалось взять материал ДНК или как?

Ася Энговатова: Нет. Есть методы восстановления по черепу внешнего облика.

Ольга Орлова: То есть это антропометрия, да?

Ася Энговатова: Да. Они достаточно четкие и достоверные. И криминалисты этим пользуются. И тогда уже была фотография. У нас было фотографическое изображение Никона Рождественского. Поэтому наложение на фотографию таких ключевых точек для идентификации личности показало, что на 98 с чем-то процентов это Никон Рождественский. Но поскольку у нас помимо антропологических и судмедэкспертных заключений есть еще данные археологии по планиграфии, которые говорят расположение могилы по фотографии ровно там, где мы ее нашли. Наложение вот этих источников дает нам возможность достаточно четкой идентификации подобной могилы.

То есть каждая история каждого человека, который найден в результате раскопок – это такой детектив. И он очень любопытен и с точки зрения научной, и с точки зрения культурной. Поскольку многие из этих людей – это знаковые фигуры для нашей истории.

Флоренский, который первый руководитель. Огромное количество профессоров, которые работали в Московской духовной академии. И, опять-таки, монастырь в 1920-1930-е годы был полностью разрушен. Верхняя часть кладбища была снесена, но нижняя осталась. А как без верхней части идентифицировать нижнюю? Как это сделать, какими приемами? Да, сейчас у нас есть уже и ДНК, сейчас у нас есть вот эти способы криминалистические. Есть археологические, планиграфические5 методики. И оказалось, что они очень хорошо работают. Благодаря этому нам удалось полностью восстановить и расположение некрополя Московской духовной академии, и очень четко понять, что те письменные источники, которые об этом говорили, не упомянули огромного количества фактов, с ним связанных.

Любопытно, что это некрополь конца XIX – начала XX века. Достаточно сказать, что в письменных источниках упоминается один ряд захоронений, а в реальности их было 3. Почему такое противоречие между письменным источником и археологическим?

Ольга Орлова: А вы нашли объяснение?

Ася Энговатова: Мне кажется, что эти вещи связаны с тем, что в письменных источниках многие могилы казались для описывающего не столь существенными. Предположим, могилы студентов. Конечно, описывая могилы ректора, профессоров и так далее, они обращаются к этому. Но могилы студентов, которых более 20, они не описаны. И, соответственно, они ушли из письменной истории. А они знаковые тоже.

Ольга Орлова: Ася Викторовна, а как священнослужители относятся к вашим работам?

Ася Энговатова: Надо сказать, что по-настоящему это очень сложная задача, поскольку археологические раскопки – это вещь довольно длительная, грязная, очень хлопотливая.

Ольга Орлова: Обременительно иметь археологов на своей территории.

Ася Энговатова: Очень.

Ольга Орлова: Археологи – это проблема.

Ася Энговатова: Это проблема. И здесь, конечно, очень многие вещи решаются и юридически, и эмоционально. Юридически у нас в законодательстве все-таки довольно четко прописаны все необходимые мероприятия, которые должны делаться до любых строительных работ. И они обязательны. И поэтому хочешь, не хочешь – археолога ты должен терпеть. С точки зрения научной, наверное, программы нам бы было сложнее работать в Троице-Сергиевой лавре, поскольку надо было бы каждый раз доказывать необходимость работы и грязь конкретно на этом участке. А с точки зрения того, что мы идем до строителей, поскольку это спасательные работы, этих вопросов не возникает. И это, конечно, как бы большой плюс.

Ольга Орлова: То есть вам не нужно обосновывать? И это тоже везение.

Ася Энговатова: Это очень большое везение. Это очень большое везение, поскольку столько много лет работать и получать информацию планомерно о разных участках Троице-Сергиевой лавры, я бы сказал, ни одной научной программе иногда такое не снится.

Ольга Орлова: Не под силу?

Ася Энговатова: Да. И это очень хорошо. С другой стороны, это эмоциональная составляющая. Поскольку мы люди, очень преданные своему делу, и люди, которые хотят максимум извлечь информации из археологического материала и донести ее до окружающих. И мы стараемся делать лекции обязательно, да, занимаемся преподаванием в Московской духовной академии, и студентам объясняем необходимость этих работ, показываем их значение и результаты.

Очень важна такая атмосфера открытости со стороны археологов и такое очень подробное объяснение того, насколько это много дает для вот этих… История лавры помогает.

Ольга Орлова: А есть многовековая история монастыря, связанная с жизнью церкви и с духовной жизнью. Но все-таки есть и столетняя история работы историков, ученых в музее. Как вы с коллегами сотрудничаете?

Ася Энговатова: Мы замечательно сотрудничаем с коллегами-музейщиками. И хочется сказать, что без их помощи, без их поддержки, конечно, наша работа была бы очень тяжела. И здесь им огромное спасибо. Мы очень много обращаемся к той литературе, которую пишут историки по Троице-Сергиевой лавре. Мы много советуемся с нашими коллегами из музея и стараемся делать все время совместные выставки.

Ольга Орлова: А они ждут, соответственно, ваших находок в своей коллекции?

Ася Энговатова: Да.

Ольга Орлова: Спасибо, спасибо вам огромное. У нас в программе была заместитель директора Института археологии Российской академии наук Ася Энговатова. А все выпуски нашей программы вы всегда сможете посмотреть у нас на сайте или на ютьюб-канале Общественного телевидения России.