Антон Шапарин: На сегодняшний день в законодательстве о такси агрегаторов не существует

Гости
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза

Петр Кузнецов: Вот вроде бы выпустили закон о такси, все им наладили, но сейчас нам говорят, что ее безопаснее станут эти поездки.

Мария Карпова: Да.

Петр Кузнецов: Во всяком случае, так планируют в Совете Федерации. Там обсудили новый законопроект о такси, и авторы проекта в данном случае его называют «кодексом таксиста».

Мария Карпова: Красиво звучит. Да, теперь такси будет безопаснее за счет того, что будут следить, чтобы такси не перерабатывали, чтобы вовремя проходили медосмотр, а на линии были только технически исправные машины. Также равная ответственность за пассажира ложится на водителя и на агрегатора, таким образом служба заказа такси теперь автоматически переходит из разряда посредника в полноценного участника. У меня, кстати, было очень много неприятных ситуаций с такси: я в аварию попадала, колесо лопалось – в общем, ужас.

Петр Кузнецов: И как это решалось? Через… ?

Мария Карпова: Никак. Давали лишних 600 рублей на следующую поездку, спасибо, ха-ха.

Петр Кузнецов: Ага, вот, это очень интересно. Видимо, для этого и создаются эти кодексы новые.

Антон Шапарин нам поможет разобраться в этом, он вице-президент Национального автомобильного союза. Антон, здравствуйте.

Мария Карпова: Здравствуйте.

Антон Шапарин: Да, приветствую.

Петр Кузнецов: В чем новинка? Мы знаем, что закон о такси, который все причесал, казалось бы, все службы, они стали все желтыми, с шашечками…

Антон Шапарин: Ой, вы отстали немножко от жизни.

Петр Кузнецов: Да-да-да.

Мария Карпова: Ха-ха.

Петр Кузнецов: Ну и там с агрегаторами возможность через мобильные приложения заказывать… А в чем сейчас необходимость, я вот к чему подвожу, закона… ?

Антон Шапарин: Дорогие коллеги, вы немножко отстали от жизни. Прошлый закон о такси был принят почти 10 лет назад, и все вот то время, все эти годы, собственно, мы существовали с ним, никакого нового закона не было и пока нет. И то, что обсуждали в Совете Федерации, – это частная инициатива конкретного сенатора. Нас интересует другое – нас интересует то, что в пятницу вечером Минтранс представил наконец-то проект закона о такси, нового закона, который расставляет наконец-то ответственность по местам. Потому что вот в действующем, который сейчас действует, агрегаторов, например, не существует. Новый, во-первых, вводит их в правовое поле, во-вторых, позволяет распределить ответственность между разными участниками рынка: это непосредственно исполнитель, который сидит за рулем, и служба заказа, которая сидит у вас в телефоне в виде приложения или в виде диспетчера.

Мария Карпова: Но, Антон, для обычного человека, вот я сажусь в такси – почему я должна себя чувствовать теперь безопаснее в нем? Почему?

Антон Шапарин: Потому что, во-первых, вводится ответственность, солидарная ответственность разных участников рынка. Теперь не нужно будет идти в суд, для того чтобы отстаивать свои интересы, потому что новый закон, если он будет принят, а рассмотрение его только начнется новой Государственной Думой, соответственно, он должен вот эти вот правовые поля, которые сейчас вообще никак не отрегулированы, не закрыты, соответственно, привести в норму, и мы будем защищены как пассажиры, это главная история.

Мария Карпова: Но это уже если что-то случилось. А вот до поездки, до самой поездки вот что, водителя будут проверять, какой-то будет медосмотр, машину будут тщательнее проверять? Вот что?

Антон Шапарин: Во-первых, у нас закрывается целый ряд, на мой взгляд, совершенно бессмысленных лазеек, которые сейчас существуют. Таксопарки же уже очень давно не существуют, это такая в головах история из советских времен, типа вот есть парк, парковка какая-то и т. д. Сейчас по большей части парки сдают машины в аренду, соответственно, это появляется в правовом поле и находит там отражение.

о-вторых, предъявляются понятные требования к водителям, наконец-то они впервые, если мы примем закон, будут четко очерчены, потому что сейчас это все достаточно такие формулировки немножко из прошлого. Появляется возможность использовать новые механизмы, например, режим самозанятого, потому что сейчас, чтобы самозанятый смог работать в такси, он должен определенный процент платить… Он сам не может получить разрешение на работу, должен определенный процент платить так называемой «подключашке», которая подключит его к агрегатору, должен, соответственно, работать с каким-то парком, который будет иметь разрешение. И все это, естественно, часто вне абсолютно правового поля и налогов. И сейчас новый закон это все будет…

Петр Кузнецов: Мы о ценах еще, Антон, поговорим с вами. Давайте Сергея послушаем из Москвы, давно ждет наш телезритель. Только очень коротко, Сергей.

Зритель: Да, добрый день.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: Тема на самом деле очень важная. И вот, знаете, честно, порой пользоваться такси ну не хочется совсем. Во-первых, они в нем живут. Ну вы представляете себе, человек находится в замкнутом пространстве такое время, какие там будут…

Петр Кузнецов: Ну, без подробностей, дальше, у многих утро сейчас, завтрак…

Зритель: Да, вот. И получается, что то по-русски они плохо понимают, то еще что-то… Понимаете, я даже называл улицу, он пытался повторить ее, и он повторить ее не может.

Мария Карпова: Да, ну все те же проблемы, все то же самое, прямо поддерживаю полностью.

Петр Кузнецов: Антон, требования будут новые, а где взять новых таксистов, которые, отталкиваясь от реплики Сергея из Москвы, хорошо будут говорить по-русски… ?

Мария Карпова: Знать адрес, хотя бы примерно район?

Петр Кузнецов: Знать адрес. И опять же, многие таксисты жалуются: у них нормальные заработки начинаются после того, как они начинают перерабатывать, вот тогда он как-то уже выходит в плюс, а теперь они будут четко регламентированы.

Антон Шапарин: Вы знаете, во-первых, вот мне чисто… Я достаточно часто пользуюсь такси, но просто я беру такси не экономкласса, а «Комфорт» или «Комфорт Плюс», где людей, которые не знают русского языка, я не видел. В тех случаях, когда я брал «Эконом», я тоже с этим не сталкивался. Поэтому у нас есть такие действительно проблемные зоны, но… Вот, например, следующие 2 дня я проведу за рулем машины такси, я сам стану таксистом, и я посмотрю, как это происходит на самом деле, буду возить людей.

Петр Кузнецов: Эксперимент, ага.

Мария Карпова: Очень интересно.

Петр Кузнецов: Давайте через 2 дня и побеседуем, Антон. Спасибо большое!

Мария Карпова: Спасибо большое!

Петр Кузнецов: Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.

Мы все это время спрашивали вас, маленькая квартира в Москве или большая в провинции, что лучше. За столицу в итоге проголосовали 28%, за провинцию 72%.

Мы хотим вас познакомить с еще одним…

Мария Карпова: …участником.

Петр Кузнецов: …важным участником нашей программы – это люди, которые соединяют вас с нами, это наша аппаратная. Вот через это, привет!

Мария Карпова: Ребята, привет!

Петр Кузнецов: Все уже проснулись ко второму часу.

Мария Карпова: Да.

Петр Кузнецов: Именно с помощью этих людей мы беседуем и продолжаем взаимодействовать в прямом эфире.

Мария Карпова: С вами были Мария Карпова…

Петр Кузнецов: …и Петр Кузнецов. Не забывайте, что в 12 часов «ОТРажение» начинается уже следующее, и в 18 часов по Москве вечернее «ОТРажение». Оставайтесь на ОТР, до завтра!

Мария Карпова: До завтра!