Набережные Челны. Взрыв газа

Гости
Дмитрий Гордеев
член Экспертного совета комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ

Ксения Сакурова: Ну а мы начинаем первый информационный час. Как всегда, он будет очень насыщенным, впереди у нас четыре темы, поэтому, если у вас есть что сказать, поделиться своим мнением, задать какие-то вопросы нашим экспертам, пожалуйста, не откладывайте, пишите, звоните к нам в прямой эфир. Ваше мнение нам всегда очень и очень важно.

Виталий Млечин: Да.

Ну и мы начинаем, естественно, с трагедии в Набережных Челнах. Число пострадавших от взрыва газа в жилом доме сегодня увеличилось до пяти, состояние одного из них тяжелое, его сейчас готовятся эвакуировать в больницу Казани. Сейчас все подробности и первые версии о том, собственно, почему это все могло произойти, в материале Татьяны Катгер.

СЮЖЕТ

Виталий Млечин: Прекрасный финал этого сюжета: квартиру отключили от газа больше 10 лет назад, при этом произошла утечка газа. Как вообще такие вещи могут происходить в нашей стране? Пожалуйста, позвоните нам, расскажите, что происходит у вас в регионе: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. Как ситуация с газом? Насколько хорошо контролируется эта ситуация со стороны специалистов, властей? Ну и, самое главное, вы, ваши соседи, ваши знакомые, люди, которые живут в домах с газовыми трубами, с газовыми плитами, насколько ответственно вообще вы и ваши соседи относитесь к своей безопасности?

Ксения Сакурова: Ну и давно ли вы видели каких-то проверяющих, тех, кто контролирует, собственно, все это оборудование.

Обо всем этом будем говорить вместе с экспертом. С нами на связи Дмитрий Гордеев, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ. Дмитрий Павлович, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Дмитрий Павлович.

Дмитрий Гордеев: Добрый день.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, к сожалению, достаточно часто, ну как по мне, происходят подобные трагедии, когда взрывается газ, и каждый раз делаются какие-то выводы из этого, очевидно, но трагедии снова происходят, а тем более вот сейчас в Набережных Челнах, когда выяснилось, что квартира была просто отключена от газа. Есть ли уже какие-то версии, как это все-таки могло произойти, кто недосмотрел, почему это произошло?

Дмитрий Гордеев: Мне трудно сказать о конкретной ситуации в этом доме. Но я хочу сказать, что меры, которые принимаются в настоящее время, они, собственно говоря, в рамках действующего законодательства. Если, например, газоснабжающая организация, которая продает газ в квартиры, или управляющая организация, если она отвечает за предоставление коммунальных услуг, газоснабжения, не имеет договора об обслуживании внутриквартирного газового оборудования, выполнять работы должна только специализированная организация. И помимо того, что в доме есть внутридомовое газовое оборудование, сети там какие-то, задвижки и т. д., есть еще внутриквартирное газовое оборудование, собственно говоря, газовые плиты, гибкие шланги, водонагреватели и т. д. Если договора нет, то в эту квартиру газ подавать нельзя.

Скорее всего, в соответствии с этой нормой правил предоставления коммунальных услуг, она действовала с 2006 года, в старых правилах, в новых правилах коммунальных услуг прекратили подачу газа, и правильно это сделать – зайти в квартиру, перекрыть кран и опломбировать его. Если это было сделано так, тогда, значит, газовики поступили правильно. Если просто каким-то иным образом прекратили газ в квартиру, тогда надо разбираться, как это произошло. Но вообще, естественно, человек, у которого просто-напросто перекрыт кран и он опломбирован, имеет возможность сорвать эту пломбу и включить газ, пользоваться газом.

Ксения Сакурова: Собственно, каждый день его никто проверять не будет.

Дмитрий Гордеев: Его должны проверять, каждый день, естественно, нет. Периодически к нормальным потребителям специалисты… должны прийти, они должны убедиться, что, во-первых, газовое оборудование находится в состоянии…, что в исправности все прокладки, что хорошо работают, и…

Ксения Сакурова: Дмитрий Павлович, давайте мы вам перезвоним по телефону, потому что у нас, к сожалению, проблемы со связью, мы вас плохо слышим, а хотелось бы все-таки эту тему обсудить действительно как-то очень подробно.

Виталий Млечин: Да, чтобы слышно было. Несколько сообщений?

Ксения Сакурова: Вологодская область… Но это, я напомню, мы спрашивали вас, как у вас обстоят дела с контролем газового оборудования в ваших квартирах, в вашем регионе, ходят ли к вам проверяющие. Вот из Вологодской области сообщение: «Постоянно контролируют и дерут деньги», – удивительное дело. Я почему спрашиваю? Потому что вот я живу как раз в квартире с газовой плитой, за 8 лет я видела специалиста один раз.

Виталий Млечин: Ха.

Ксения Сакурова: Я не думаю, что это соответствует нормам.

Виталий Млечин: Нет, не соответствует точно.

Ксения Сакурова: Ну вот, кстати, снова с нами на связи Дмитрий Гордеев, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, его и спросим. Дмитрий Павлович, как часто вообще в нормальную квартиру, которая не отключена от газа, к жителям, к которым нет претензий, как часто должны приходить проверяющие?

Дмитрий Гордеев: Осмотр и обслуживание внутриквартирного газового оборудования должны производиться раз в полгода. И помимо вот каких-то ремонтных работ, если выявлено, обязательно специалист должен сделать инструктаж, как надо делать, чтобы работала вытяжка, как надо включать, выключать и т. д., чтобы человек… Они должны убедиться, что люди знают, как пользоваться газом, потому что это тоже определенная специфика. Сами понимаете, могут быть дети, могут быть престарелые люди, которые не все могут, так сказать, правильно делать, и тогда надо разбираться, а кто может за ними следить, собственно говоря. Раз в полгода. Если это не производится, это уже нарушение со стороны специализированных организаций, и это делается за отдельную плату.

Газовая плита – это по своему статусу практически то же самое, что телевизор. Если телевизор ломается, например, у человека в квартире, управляющая организация, какая-то специализированная организация не должна приходить к нему, человек должен вызвать ее и должен заплатить. Это деньги, которые платятся каждый месяц в качестве абонентского обслуживания.

Ксения Сакурова: Так подождите, раз в полгода должен приходить специалист, осматривать, а что включено в этот осмотр, кроме информирования, как правильно пользоваться этим оборудованием? За что они могут брать дополнительные деньги? Потому что вот нам жители жалуются, зрители жалуются, что дерут деньги, постоянно приходят и дерут деньги, вопрос – за что.

Дмитрий Гордеев: Есть специальный перечень услуг и работ, которые делаются за счет этой платы. В первую очередь это осмотр. И в ходе осмотра выявляется исправность или неисправность. Если неисправность, то, соответственно, возникает необходимость что-то поменять, может быть, даже вплоть до того, что газовая плита или водонагреватель, если он в квартире, он может быть признан просто негодным к дальнейшей эксплуатации. И тогда будет выдано практически предписание собственнику квартиры, что необходимо эту плиту аккуратненько специалистам демонтировать, человек ее отнесет на площадку для крупногабаритного мусора около дома, и он должен купить за свои деньги новую газовую плиту или водонагреватель, если они вообще в непригодном состоянии. Если нужно делать ремонт, естественно, этот ремонт делается за счет собственника квартиры, собственника газовой плиты.

Ксения Сакурова: Понятно. А что касается вот этих вот ситуаций, когда закрыли газ людям. Вы говорите, что если там было опломбировано все, то вроде как все нормально, да?

Виталий Млечин: Ну, если опломбировано, значит, наши умельцы могут и распломбировать, очевидно совершенно?

Ксения Сакурова: Может быть, нужно как-то изменить вот эту вот систему, то есть каким-то другим образом перекрывать, так, чтобы у человека не было возможности, в конце концов, врезаться в эту систему? Вот нам пишут, что взрывы происходят как раз потому, что люди, которых отключают от газа, незаконно подключаются к сетям.

Дмитрий Гордеев: Ну смотрите, если человека отключили, ему отключили газовую плиту, допустим, в 2010 году, то все равно специализированная организация обязана делать осмотры этой плиты, даже в отключенном состоянии, как минимум прийти проверить пломбу. Если опломбировали 11 лет назад и никто не приходил, то специализированная организация свою функцию не выполнила. Другой вопрос, что есть обязанность у потребителя, у собственника квартиры, у нанимателя по договору социального найма в муниципальной квартире допустить специалиста для осмотра. У этих специалистов должны быть специальные документы, задания, что именно вот в эту квартиру, люди должны созвониться, предупредить и т. д. Этот визит не должен быть внезапным, как, помните, раньше «Мосгаз», и под этим соусом ходили грабители…

Ксения Сакурова: Да не только раньше, до сих пор такое бывает, об этом нам тоже пишут зрители.

Дмитрий Гордеев: Бывает и такое, да. Человек имеет право позвонить, убедиться, что там, условно говоря, Василий Васильевич Васильев направлялся сегодня на осмотр вот таких-то квартир в доме, или просто задать вопрос, какие квартиры он должен осмотреть. И работник специализированной организации должен сказать: да, сегодня в вашем доме квартиры №25 и №78 должны проверяться. Человек живет в 78-й квартире, и он, естественно, понимает, что все это действительно достоверно, он допускает человека. А специалист должен зайти и проверить, есть ли пломба или нет. Вот, например, у меня был случай, у меня просто была непереносимость газа в газгольдере, просто сильный запах был. Я, например, просто попросил заглушить полностью газ, и я готовил в очень большой микроволновке, к примеру. То есть человек не обязан пользоваться газом, он может попросить заглушить его, перекрыть кран, опломбировать, я не буду им пользоваться, как я сделал.

А здесь другая ситуация, перекрыли кран именно в связи с отсутствием договора, в связи с тем, что человек не заказывает, не оплачивает действия по осмотру, по обслуживанию газовой плиты, вот всевозможная смазка прокладок и т. д., все это делается в счет платы. А вот, вы спрашивали, какие-то, ну, например, что-то надо заменить, какие-то детали, которые не входят в состав ежемесячной платы, – это, естественно, предоставляется смета, и человек может у этой организации купить, может у другой, если он найдет дешевле. И он тогда вызывает специалистов, которые купленные им детали устанавливают и приводят плиту, водонагреватель в рабочее состояние.

Ксения Сакурова: Да, спасибо большое.

Виталий Млечин: Спасибо, спасибо.

Ксения Сакурова: Дмитрий Гордеев, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, был с нами на связи.

Виталий Млечин: А теперь наш зритель с нами на связи.

Ксения Сакурова: Да, послушаем зрителей. Татьяна из Краснодара.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Татьяна.

Ксения Сакурова: Здравствуйте, Татьяна.

Зритель: Здравствуйте.

Вот у меня такой вопрос. Дело в том, что у нас выше квартира, 2 года не жили люди в квартире. Ну а когда приходили делать профосмотр, ежегодно приходят делать профосмотр газа, я настаивала на том, чтобы эту квартиру осмотрели. Почему? Потому что мне казалось, что была утечка газа, газом воняло, квартира эта была выше этажом меня. Но на мою просьбу отвечали: «Мы не имеем права заходить в эту квартиру».

Виталий Млечин: Ага.

Зритель: Вот. Я говорю: «Как не имеете права?» – «Это вы должны, это вы обязаны звонить хозяевам и приглашать их». Я говорю: «Ну как мы? У нас нет номера телефона этих хозяев». А потом, когда заселился уже другой хозяин, они обнаружили, что в этой квартире именно в районе счетчика газового была утечка газа. И приезжали газовики, и устранили эту поломку. Это правильно? Газовики должны были принять меры по поводу того, чтобы проверить эту квартиру во время профосмотра, или нет?

Ксения Сакурова: Ну, вы знаете, все-таки доступ в частную собственность у нас в нашей стране ограничен. Но хорошо, что все закончилось хорошо, это самое главное.

Виталий Млечин: Нет, вообще-то… Спасибо большое, что рассказали об этом случае. Но вообще-то, когда такая экстренная ситуация, когда утечка газа, тут уже… Частная собственность, конечно, неприкосновенна, но если утечка газа, то это уже угроза для всего дома.

Ксения Сакурова: Звоните, да.

Виталий Млечин: Поэтому надо звонить, конечно, в экстренные службы, можно и в МЧС обращаться совершенно очевидно, с тем чтобы эту проблему все-таки решили, потому что лучше пусть действительно даже и дверь взломают и все-таки уберут утечку газу, чем дом взорвется, мне кажется, логика такая.

Ксения Сакурова: Да, если есть такие основания.

Буквально еще пара SMS-сообщений. Владимирская область: «Обслуживание должно быть включено в тариф, иначе люди просто не открывают дверь», – это город Ковров с нами на связи был. Поселок Сенной, Краснодарский край: «Газовая служба работает неплохо. Перед отопительным сезоном проверка котла, чистка, оплата по квитанции», – так что не все у нас негативно, скажем так.

Виталий Млечин: К счастью, да.

Дмитрий Гордеев: Ульяновская область: «Газовая плита старая, конфорки прогорели, пропускают газ. На новую плиту денег нет», – пенсионерка Надежда.

Виталий Млечин: Да, денег нет, вот тоже люди пишут, у народа нет денег, чтобы купить новую газовую плиту. Ну, понятно, что с финансами могут быть сложности, но это ваша безопасность, все-таки подумайте об этом тоже. Если взорвется дом, то… Продолжать не будем.

Подробности трагедии и обсуждение причин с экспертом