Как встретить Новый год и не заболеть ковидом

Гости
Симон Мацкеплишвили
заместитель директора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова, врач-кардиолог, член-корреспондент РАН

Александр Денисов: Дума приняла в первом чтении так называемый рамочный законопроект «О QR-кодах в общественных местах» – в музеях, на концертах. Вот с концертами вчера и принимали в первом чтении этот законопроект. Вячеслав Володин урезонил саботировавших слушания депутатов от КПРФ: «По полмиллиона получаете и концерты устраиваете?»

Владимир Путин сегодня попросил быть повнимательнее парламентариев при рассмотрении во втором чтении этого законопроекта, и нас тоже повнимательнее, приступающих к застольям.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: До принятия любых изменений коллеги из Правительства должны обеспечить полную технологическую готовность для системы сертификатов. Она должна надежно работать именно для защиты здоровья граждан, а не создавать для них лишние трудности.

Но закончить этот пассаж на такой ожидаемой некоторыми общественными организациями и деятелями ноте я не могу – ни по моральным соображениям, ни в силу своих должностных обязанностей. Потому что ситуация в сфере борьбы с коронавирусом остается очень серьезной и напряженной.

Конечно, новогодние праздники – это особый период в жизни каждого человека, в жизни каждой семьи, хочется встретиться с близкими, пообщаться. Новогодний праздник всегда вызывает какие-то позитивные, сказочные ожидания на будущее. И это хорошо, и надо, конечно, отмечать. Но нужно прислушиваться ко всем рекомендациям, ко всем рекомендациям специалистов и соблюдать их, если мы хотим, чтобы у нас было действительно счастливое будущее. Это серьезный вопрос.

У нас знаете как: после первого тоста все уже забывают про всякие меры предосторожности. Сегодня это не тот случай. Нужно внимательно присмотреться к этим рекомендациям и сделать все для того, чтобы их соблюдать.

Александр Денисов: Владимир Путин позавчера на совещании с Правительством процитировал фильм «Я ваша тетя!»: «Этим нужно воспользоваться». Там, правда, в другом ключе: «Она любит выпить, и этим надо воспользоваться».

Воспользуемся мерами, которые рекомендуют нам специалисты. Какие меры? Еще раз освежим память вместе с Симоном Мацкеплишвили, членом-корреспондентом РАН, врачом-кардиологом, профессором, доктором медицинских наук.

Симон Теймуразович, добрый вечер.

Симон Мацкеплишвили: Здравствуйте, добрый вечер.

Александр Денисов: Симон Теймуразович, вы знаете, я лично буду хвалиться: я сяду за стол ревакцинированным. Первая ревакцинация у меня была летом, сегодня утром сходил на ВДНХ, ревакцинировался еще раз. И столкнулся с таким ошибочным заблуждением. Гримеры нас гримируют, меня гримировала и говорит: «Ты заразный. Вот ты ходишь, будешь два дня еще ходить и вирус распространять». Так ли это или нет? Давайте Яну разубедим.

Симон Мацкеплишвили: Ну конечно же нет. А какой вакциной вы ревакцинировались? «Спутником»?

Александр Денисов: «Спутник Лайт», да. Ну, мне рекомендовали.

Симон Мацкеплишвили: Во-первых, вы все очень правильно сделали. И еще раз повторю, об этом было сказано много раз: вакцинация от коронавируса любой вакциной не подразумевает введение либо самого коронавируса, либо живого, способного… Ну, мы еще до сих пор не знаем, вирус – это жизнь или нет. Ну, коронавируса, который способен вызвать заболевание, если мы говорим про инактивированную вакцину, как «КовиВак».

Поэтому после вакцинации практически исключена вероятность заболеть COVID-19. Можно заболеть чем угодно, но это уже не будет никак связано с вакцинацией. Ни векторные вакцины, такие как «Спутник V» и «Спутник Лайт», ни иностранные вакцины, ни мРНК-вакцины, ни «КовиВак», который использует инактивированный, не способный вызвать заболевание вирус, не могут сделать вас заразным. В общем, это практически исключено.

Тамара Шорникова: Вот вы сказали: жизнь это или не жизнь? Точно ковид – это не жизнь, Симон Теймуразович. Это однозначно.

Тамара Шорникова: Мы предлагаем телезрителям воспользоваться возможностью задать вопрос в прямом эфире специалистам. Не ищите информацию в Интернете, там много противоречивого. Лучше спросите то, что вас волнует прямо сейчас. Набирайте, звоните.

Симон Теймуразович, а если говорить о том, что уже, наверное, набило оскомину, но тем не менее этот «прекрасный» омикрон-штамм, который все уже выучили, где и как он распространяется. Президент сказал, до этого министр здравоохранения, ученые, врачи говорят, что пока есть информация, что «Спутник V» эффективен против нового штамм, скорее всего, не понадобится модификация. Это уже какие-то окончательные сведения? Или пока еще вопрос решается?

Симон Мацкеплишвили: Я думаю, что вопрос решается. Вы буквально перед моим выходом в эфир показывали выступление президента. Он сказал все очень правильно. И самое главное, что он в середине этого выступления сказал: «Послушайте специалистов». К сожалению, сейчас мало слушают настоящих специалистов. Ваша гример, действительно, она либо в Интернете, либо от каких-то знакомых услышала эти мифы про то, что можно заболеть от вакцинации и так далее.

Но, говоря про омикрон-штамм, есть большая вероятность, что почти все существующие вакцины в какой-то степени, в большой степени будут защищать заражение коронавирусом. Потому что наша иммунная система – это не игра «Тетрис»: если один блок не подходит к другому, то он точно свалится, в общем, игра закончится. Все гораздо сложнее и гораздо интереснее. И, конечно, тот иммунитет, который формируется в результате вакцинации любой вакциной, в большой степени будет защищать от штамма «омикрон».

Да, все эти вакцины – и российские, и иностранные – были сделаны на основании другого даже не штамма, а варианта вируса. И сейчас мы тоже говорим не о штамме, а об омикрон-варианте вируса. Тем не менее иммунитет имеет возможность распознать определенные участки на поверхности любого варианта коронавируса, пока не появился настоящий новый штамм этого вируса, и он будет защищать.

Я думаю, все-таки вакцины будут модифицированы. И Владимир Владимирович Путин где-то месяц назад поставил задачу – адаптировать вакцины к новым вариантам вируса. При том, что тогда еще «омикрона» даже не было, тогда мы жили в эпоху дельта-варианта.

Я думаю, все компании, производящие вакцины в мире, над этим сейчас работают. Они будут проводить исследования и решат, надо или нет модифицировать, насколько надо модифицировать. Поскольку вирус будет продолжать меняться, в общем, наверное, сейчас как раз то время, когда надо думать уже о новой усовершенствованной вакцине.

Александр Денисов: Вы сравнили с игрой «Тетрис». А можем ли мы с этой игрой сравнить коллективный иммунитет? Вот тут «Тетрис» как-то у нас не складывается, перестали валиться сверху составные части, и стену мы не выстроили до потолка. Как вы думаете, вот этот рамочный законопроект о введении кодов в регионах… Ну, регионы и сейчас могут вводить, но им окончательно дадут добро, дадут право самостоятельно определять список тех общественных мест, где потребуется этот код. Как вы считаете, что это общественные места? Где прежде всего нужно ввести это требование: вот без кода хода нет?

Симон Мацкеплишвили: Ой, сложно сказать, потому что, как говорится, все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Но президент сказал очень правильную фразу, как мне кажется: с одной стороны, обеспечить безопасность граждан, а с другой стороны, не создавать ненужные неудобства другим гражданам, тем же самым с QR-кодом. Мне кажется, особо такие опасные места – это транспорт. Потому что если говорить про театры, про кинотеатры, то люди не ходят каждый день в эти места.

Все-таки транспорт – это серьезно, поскольку большое скопление народа, замкнутое пространство. Плюс чаще, особенно зимой, люди одеты в теплую одежду, в транспорте или в метро тепло, они потеют. И это все-таки как-то влияет на иммунитет. Мы знаем, что в любом случае вероятность заболеть респираторной инфекцией в осенне-зимний период выше, в том числе и потому, что меняется климатический режим вокруг нашего организма. Ну, мне кажется, транспорт – это важно.

А насчет больших торговых магазинов или торговых сетей, насчет культурно-развлекательных мероприятий – тут, наверное, будут решать в каждом отдельном случае. Но вот на транспорте… Я не знаю, как это сделать, честно скажу, но мне кажется, что транспорт – это самое главное.

Александр Денисов: Ну, некоторые регионы делали. Симон Теймуразович, а вас не разочаровал вот этот подвешенный вопрос насчет общественного транспорта? Вроде как его вывели из списка общественных мест. Разочаровало?

Симон Мацкеплишвили: Потому что очень сложно. Вы вспомните, что было, когда были ограничения с метро в Москве полтора года назад, какие были проблемы, когда люди столпились перед турникетами и так далее. Транспорт – это такая очень чувствительная тема. И у меня нет рецепта, как решить. Ну, хотя бы масочный режим должен соблюдаться.

С моей точки зрения, самый главный способ, кроме вакцинации, нераспространения вируса – это социальное дистанцирование и масочный режим. То есть, может быть, помимо QR-кодов, в транспорте можно предложить все-таки считать количество пассажиров, чтобы не было скопления, или только такое количество, которое может сидеть, чтобы не стояли в проходах. Я не знаю, как это сделать, но мне кажется, что транспорт – это такая вещь чувствительная, сложная, поскольку люди не могут не пользоваться, если они ездят на работу.

Ну и другая часть – новогодние праздники впереди. Конечно, это массовые застолья, опять же новогодние мероприятия. Мне кажется, в этом смысле тоже надо быть осторожным, особенно сейчас, когда начинается сезон елок, будут ходить туда дети. Потому что мы до сих пор не знаем, как «омикрон» действует на детей. Были данные, что дети больше заражаются, какие-то данные, что не совсем так. Мы не знаем. Но в любом случае дети могут распространять, не заболев сами, инфекцию.

Поэтому здесь тоже, наверное, надо быть осторожным, понимая, что сейчас замечательное время года, такой семейный праздник Новый год. Все-таки, опять же повторю за президентом, надо быть осторожным в этом смысле.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок – Надежда, Новосибирск. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Мне 70 лет. Я хотела бы задать такой вопрос. Я не прививалась, были на то причины у меня. Мне сейчас только подходит вакцина «Спутник V»? Или какая-то еще другая есть? Потому что мне 70 лет.

Александр Денисов: Другая, и не одна есть, Надежда. Сейчас ответим вам квалифицированно.

Симон Теймуразович?

Симон Мацкеплишвили: Да, очень хороший вопрос. Вообще чем больше возраст у человека, тем больше вероятность, к сожалению, что в случае заражения у него будет более тяжело протекать заболевание. Поэтому особенно в категории наших сограждан 65 и старше мы активно предлагаем вакцинирование.

В отношении Надежды могу сказать, что она может прививаться любой существующей вакциной. В этом абсолютно нет какого-то принципиального перекоса в сторону одной или другой, или третьей. Но я советую «Спутник V». Мне даже часто задают вопрос, имею ли я какие-то коммерческие интересы, связанные с этой вакциной. Я, честно говоря, даже не знаю этих людей, я с ними не знаком.

Александр Денисов: Конечно, имеем коммерческий интерес! Мы рассматриваем нашу страну как фирму, которая должна процветать, поэтому у нас есть коммерческий интерес, чтобы все мы были живы, здоровы и процветали, Симон Теймуразович.

Симон Мацкеплишвили: Все правильно, да. Поэтому нужно пойти и вакцинироваться «Спутником V». Можно и «КовиВаком». Можно «Спутником Лайт». Она говорила, что у нее были какие-то причины не вакцинироваться до этого. Возможно, есть какие-то заболевания, они были в стадии обострения, сейчас стадия ремиссии.

Мне сложно сказать в данном конкретном случае, но ей абсолютно не противопоказано вакцинирование. Она может проконсультироваться с лечащим врачом, если у нее были медицинские причины не вакцинироваться, получить прививку и, в общем, быть, насколько это возможно, защищенной.

Тамара Шорникова: Сообщение из Москвы, пишет телезритель, несколько раз этот вопрос присылал, хочет сегодня попытать также шанс: «Есть ли какая-то корреляция между заражением ковидом и группой крови пациента?»

Симон Мацкеплишвили: Ой, очень много было и споров, и всяких историй, связанных с тем, что одна группа крови, например, вторая группа крови более способна, а первая группа менее способна заразиться. На сегодня нет никаких доказательств насчет того, что группа крови каким-то образом связана с вероятностью заражения либо тяжестью течения заболевания.

Да, группа крови оказывает влияние, то есть человек с разной крови имеет разную иммунную систему, разные антигены, антитела в крови. Но в отношении COVID-19 нет никакой разницы, никакой зависимости между группой крови и возможностью, вероятностью заболеть, ну и тяжестью течения заболевания.

Александр Денисов: Симон Теймуразович, спасибо большое за ваши исчерпывающие комментарии. Зрителям подсказали, помогли, чтобы делали верные выводы в жизни.

Симон Мацкеплишвили, член-корреспондент РАН, врач-кардиолог, профессор, доктор медицинских наук, был у нас на связи. Говорили, как встретить Новый год.

Тамара Шорникова: После выпуска новостей будем обсуждать, как проявлять инициативу и при этом не нажить себе проблем. Ну а еще обсудим, кто как Новый год будет отмечать.