Учить по-новому

Гости
Илья Коршунов
заместитель директора Института образования ВШЭ, руководитель лаборатории непрерывного образования
Арслан Хасавов
главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ

Виталий Млечин: В школьной программе может появиться новый обязательный предмет – «История родного края». Это инициатива членов Совета Федерации. Ну а Банк России сообщил, что в 1-х и 5-х классах вводится обязательное преподавание финансовой грамотности, занятия будут проводить в т. ч. в рамках уроков по математике. Все это с нового учебного года.

Давайте разберемся, какие еще нововведения ожидают наших детей-школьников. Кроме того, разберемся, каких знаний еще детям не хватает, и попробуем выяснить, а может быть, есть что-то лишнее, что стоило бы исключить, наоборот, из образовательных программ?

Вы, пожалуйста, присоединяйтесь к этой теме. Если вы родители школьника или вы сами школьник, расскажите, что вы думаете: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений.

А у нас в гостях главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения Арслан Хасавов. Арслан Дагирович, здравствуйте.

Арслан Хасавов: Здравствуйте, добрый вечер.

Виталий Млечин: Вряд ли у кого-то вызовет сомнения, вернее даже, кто-то поспорит с тем, что история родного края – вещь нужная. Скажите, пожалуйста, уже понятно, в каких классах это будет изучаться и как это интегрируется в школьную программу? Ведь количество часов фиксировано: если где-то, как говорится, прибыло, где-то должно и убыть, правильно?

Арслан Хасавов: Да, безусловно. Важно прежде всего сказать, что система образования страны сейчас претерпевает значительные изменения. Это связано и с корректировкой законодательства, прежде всего федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня президент подписал целый ряд поправок в этот закон, они прошли, соответственно, чтения в нижней палате парламента, в Совете Федерации, соответственно, были переданы далее президенту.

Что касается изучения истории, то действительно о том, чтобы изучать ее с начальных классов, задумались после, в т. ч. как одна из причин, начало специальной военной операции, о которой вы рассказываете телезрителям, и после того, как посмотрели и проанализировали те учебники, которые использовались в образовательных целях на территории, которая сейчас находится, скажем так, на линии фронта, т. н. освобожденные территории. И задумались всерьез о том, что действительно, может быть, историю родного края, историю своей семьи, историю Отечества начинать изучать как раз в рамках предмета «Окружающий мир», вводить этот компонент более четко.

Честно говоря, и ранее, мы уже с вами как-то это обсуждали, тенденция к усилению воспитательной роли в школе существовала, в 10 пилотных регионах в завершившемся учебном году уже работали советники директоров по воспитательной работе, т. н. «навигаторы детства». Со следующего учебного года таких регионов станет 45, т. е. это половина страны.

Вводятся т. н. «разговоры о главном», т. е. будут еженедельные уроки, посвященные обсуждению как исторических каких-то моментов, которые могут казаться, допустим, школьникам спорными, так и актуальной повестки новостной, политической и т. д. То есть если раньше школьники оставались один на один со своими мыслями, нередко так случалось, и находили ответы на свои вопросы в сети Интернет, может быть, не всегда корректно сформулированные ответы, то сегодня у них будет тот самый проводник, который поможет им разобраться, что же происходит в этом мире, который полон в т. ч. и фейков, и непроверенной информации, и скоропалительных выводов, и много чего еще.

Виталий Млечин: А в каких классах это будет?

Арслан Хасавов: Ну смотрите, значит, «разговоры о важном» будут проходить во всех классах...

Виталий Млечин: Прямо с 1-го класса?

Арслан Хасавов: Да, безусловно, ну просто, естественно, для младшей школы немножко в таком облегченном варианте, скажем так. Что касается, также мы с вами уже ранее обсуждали в одном из эфиров поднятие флага, будет исполнение гимна также раз в неделю проходить как раз для всей школы. Собственно говоря, здесь нет градации по классам, для кого это обязательно, для кого нет. Но важно отметить, что формат, значит, выбирает сама образовательная организация совместно с родительской общественностью, управляющими советами...

Виталий Млечин: Вот это очень важный момент, хотелось его подчеркнуть.

Арслан Хасавов: Да, так чтобы это не было формальной бумажкой, спущенной из Москвы во все регионы, и затем не превратилось в сбор отчетов. Кстати, об отчетах: нередко учителя и административный персонал, административные команды жалуются на то, что они завалены отчетностью. Эта проблема также из года в год перетекает...

Виталий Млечин: Да, мы как раз обсуждали это недавно тоже в нашем эфире.

Арслан Хасавов: Да, что даже та информация, которая содержится на сайтах образовательных организаций, если приходят запросы из контролирующих инстанций, школы были обязаны откликаться и дублировать, т. е. выполнять лишнюю работу, то сегодня как раз в т. ч. президент подписал закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей, т. е. определен четко перечень, что они обязаны предоставлять, а что выходит за рамки тех обязательств, которые ложатся на школу. То есть больше не нужно будет с нового учебного года дублировать во всяком случае ту информацию, которая есть на сайте образовательной организации.

Виталий Млечин: Вот это хорошее нововведение.

Давайте послушаем Светлану из Московской области. Светлана, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Вы знаете, я считаю, что лишним является второй иностранный язык для учеников.

Виталий Млечин: Вот как.

Зритель: Потому что не все ученики способны осваивать сразу два иностранных языка и русский, допустим. В этом году говорят, что где-то, в каких-то классах отменяется второй иностранный язык. У меня ребенок перешел в 8-й класс, я попыталась, обратилась к администрации школы, спросила, можем ли мы отказаться от второго иностранного языка. Мне сказали, что нет: раз ребенок перешел в 8-й класс, то, значит, нельзя. Имеют право отказаться только 5-й или 6-й классы.

Виталий Млечин: Какие языки учит ваш ребенок?

Зритель: Английский и немецкий.

Виталий Млечин: Вы считаете, что ему немецкий язык не пригодится в жизни?

Зритель: Я считаю, что вполне достаточно было бы одного вот английского языка, чтобы им оставалось больше времени на изучение нашего русского языка.

Виталий Млечин: Понятно, спасибо вам большое. Ну, важность изучения русского языка никто не ставит под сомнение, но, скажем, в европейских странах учат, по-моему, минимум три языка и считают это нормальным абсолютно.

Арслан Хасавов: Да. Здесь как раз проблема такая несколько спорная. Если образовательная организация предоставляет возможность изучения двух иностранных языков бесплатно, пока ребята еще готовы, у них свежее сознание, скажем так, воспринимать эту информацию, уж лишним, конечно, этот язык не будет. Есть достаточное количество образовательных организаций, где также преподаются восточные языки, например тот же китайский или иврит, и, конечно, и родители, и сами школьники стремятся, наоборот, получать эти языки дополнительно в стенах школы. Это, на мой взгляд, наоборот, преимущество.

Виталий Млечин: Это логично вполне. Потом люди во взрослом возрасте платят большие деньги, чтобы выучить язык, а учить сложнее гораздо, чем в школе..

Арслан Хасавов: Конечно. Они не находят времени при этом для изучения.

Виталий Млечин: Давайте посмотрим небольшой сюжет. Только что говорили вот о том, что наша зрительница считает второй иностранный язык лишним, а наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, какого предмета, наоборот, в школе не хватает.

ОПРОС

Виталий Млечин: Ну смотрите, какие интересные идеи. Мне очень понравилась девушка, которая говорила про финансовую грамотность и про знание законов, по-моему, это тоже очень важно. Но финансовую грамотность как раз обещают ввести уже с этого года, правильно?

Арслан Хасавов: Ну, это будет как своего рода элективный курс, несмотря на то что написано, что обязательный, тем не менее... Я имею в виду, в подводке к сюжету было написано. И естественно, что на территории всей страны с 1 сентября вводиться это не будет, т. е. это будет возможность дополнительная, которую предоставляет Банк России, там методические материалы, пособия и т. д. для преподавателей и образовательных организаций, которые хотели бы это вводить.

Но на самом деле очень показательный опрос, который вы провели. Он показывает, отражает точнее, то, как общество смотрит на систему образования. Каждый хочет ее изменить к лучшему, но видит это по-разному: одному кажется, что нужно изменить это, другому другое и т. д. исходя из своего жизненного опыта, исходя из тех потребностей, которые есть чаще всего у семьи. И конечно, надо сказать, что система образования, особенно школа, не должна быть полем для таких вот резких экспериментов.

Да, у нас появилось профильное образование, это как раз большое преимущество нашей системы образования сегодня. Говорили о правовом просвещении – вот есть правовые классы; есть медиаклассы в отдельных регионах; медицинские классы стали уже общим местом, когда уже ребята за школьной скамьей могут попробовать себя в профессии, побывать на профильных факультетах ведущих вузов. То есть здесь как раз-таки важно, чтобы у ребят была индивидуальная образовательная траектория исходя из тех потребностей, интересов, которые возникают в процессе обучения, чтобы система образования на это реагировала. Собственно, сегодня такие изменения вводятся, и тот, кто хочет действительно учиться, тот, кто хочет добиться результата, тот его добьется.

Причем могу как человек, который часто ездит по регионам, сказать, что не важно даже сегодня, в каком регионе человек проживает. Вот мы буквально недавно подвели итоги Единого государственного экзамена, наверняка как раз наши зрители тоже в той или иной степени участвовали. Собственно, более 700 тысяч человек приняло участие, прошло совершенно без сбоев несмотря на те сложности, которые могли возникнуть, связанные с поставками бумаги, например, или картриджами в принтерах.

И результаты, кстати, несмотря на 2 года пандемии, которые несколько скорректировали формат проведения Единого государственного экзамена, показали, что сопоставимые, собственно, результаты, т. е. нет резкого падения в тех или иных предметах. Более того, если говорить, например, про историю ту же самую или обществознание, средний балл ЕГЭ вообще повысился. Собственно говоря, это важно.

Плюс важно сказать, когда мы говорим о тех корректировках, изменениях, которые вносятся, это огромная программа, связанная с капитальным ремонтом образовательных организаций, порядка 1 300 школ сегодня ремонтируются, они к 1 сентября будут, собственно... Я имею в виду, капитально ремонтируются, так-то косметический ремонт все образовательные организации в той или иной степени проводят. Плюс строительство до 2024 года более 1 200 новых школ, это совершенно новые образовательные пространства, современные, наполненные современным оборудованием...

Виталий Млечин: Компьютерными классами.

Арслан Хасавов: ...техникой, компьютерными классами, IT-полигонами и много чем еще.

Виталий Млечин: Классно, вот это здорово, это мы чуть попозже обсудим.

Сейчас с нами на прямой связи Илья Коршунов, заместитель директора Института образования Высшей школы экономики, руководитель лаборатории непрерывного образования. Илья Алексеевич, здравствуйте.

Илья Коршунов: Добрый день.

Виталий Млечин: Илья Алексеевич, скажите, пожалуйста, насколько легко в школе принимаются нововведения? Вот, скажем, вот этот новый обязательный предмет, «История родного края». Насколько его легко интегрировать? Насколько учителя готовы к тому, чтобы качественно его преподавать? Насколько понравится детям? Как вы считаете?

Илья Коршунов: Вы знаете, я скажу, что вообще любые новые изменения входят постепенно. Я вот совершенно согласен с предыдущим выступающим, что это не должно происходить быстро. Что касается истории родного края, то очень много у наших школ опыта и проведения таких мероприятий. Это должно быть постепенно, поэтому, наверное, мой ответ такой – не быстро, не ломая, а двигаясь медленно.

Виталий Млечин: Знаете, по крайней мере у непрофессионалов возникает опасение очень часто, что то, что сверху вот навязывается, спускается, оно вызывает раздражение порой. Вот как вы считаете, обязательные уроки по истории родного края, т. е. если детям будут вот обязательно не то чтобы навязывать, но вот как-то, не знаю, навязчиво рассказывать об истории родного края, не отобьет охоту у школьников изучать историю? Ведь это действительно важно, но надо хотеть этого.

Илья Коршунов: Вы знаете, во-первых, такой опыт уже, конечно же, есть в наших школах, это однозначно. И «История родного края» – это интереснейший предмет, которым увлекаются ребята, изучают краеведение, вы вспомните эти слова, они не являются чуждыми для нашей школы. Вы все-таки говорите о том, что их насаждают, – это тоже не так. Большое количество детей интересуется историей родного края. Но я бы обратил еще внимание на то, что эта часть работы проводится и в системе дополнительного образования, которая у нас сегодня на серьезном подъеме.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, школьная программа успевает за жизнью? Вот все ли, не знаю, нововведения вводятся своевременно, скажем так? Ведь мы сейчас живем в такое время, когда очень быстро все меняется.

Илья Коршунов: Вы знаете, я бы очень похвалил российскую систему школьного образования, потому что именно благодаря тому, что она быстро не менялась, быстро не следовала каким-то сиюминутным процессам, она осталась привлекательной для нашего населения. К ней относятся уважительно, что роль преподавателя, который сохраняет эти традиции, является очень уважительной, очень уважаемой. Поэтому нет, такого быстрого изменения у нас не происходит.

Более того, это происходит постепенно, и наше и министерство, и региональные министерства очень взвешенно относятся к этому. И я бы здесь не нагнетал этой ситуации. У нас есть очень четкие понимание и ориентиры, в соответствии с которыми мы идем. Не надо здесь делать быстрых шагов.

Я бы, наоборот, обратил внимание на фундаментальные дисциплины. Мы сегодня видим большой запрос на инженерное, на физико-математическое образование, и вот здесь усиление подготовки, оно затребовано и родителями, и самими детьми, которые хотят быть конкурентоспособными на рынке высоких технологий прежде всего. И это, конечно, отражает те запросы, которые есть сегодня и в нашей экономике.

Но еще вот третий момент – это, конечно, некая такая проактивность и предпринимательская составляющая, которой, может быть, до этого в нашем школьном образовании не было. Это необходимо совмещать и в дополнительном образовании, и элементы такой самостоятельности, такой проактивности вводить в основных профессиональных образовательных программах в рамках дополнительных мероприятий. Вот это даст хорошие результаты для уверенности наших выпускников в повседневной жизни.

Виталий Млечин: А та же финансовая грамотность, например, или знание законов, как вы считаете, все-таки не стоило бы этому тоже учить школьников всех?

Илья Коршунов: Ну смотрите, во-первых, такие дисциплины есть, это доступно, но и в составе основных программ это тоже имеется и присутствует. Наверное, это стоит чуть расширить, сделать более интересные интерактивные формы. Но сегодня такие испытания и на финансовую грамотность, и на экономическую грамотность … проводятся.

Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое! Илья Коршунов, заместитель директора Института образования Высшей школы экономики, руководитель лаборатории непрерывного образования, был с нами на прямой связи.

Давайте сейчас послушаем Елену из Оренбурга. Елена, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Вы в эфире.

Зритель: Вот, знаете, желательно было бы, конечно, чтобы ввели урок воспитания какой-то.

Виталий Млечин: Какое воспитание?

Зритель: Вот, вы знаете, вообще воспитание в полном смысле слова. Посмотрите, у нас перестали дети уступать место старшим.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: Нет уважения к старшим. А раньше детей учили ведь этому, специально с 1-го класса учили...

Виталий Млечин: В школе этому учили?

Зритель: Конечно. Зависело от учителей.

Виталий Млечин: Ага. А дома не учили этому?

Зритель: ...учили детей, девочкам там портфели подать, еще что-то, уступили ли место в автобусе. А теперь, смотрите, нет уважения совершенно к старшим.

Виталий Млечин: Ну так это школа в этом виновата, или, может, родители тоже могли бы этому научить?

Зритель: А это плюс еще к родителям, и учителя раньше воспитывали так тоже. Были классные часы, рассказывали, прямо с детьми работали мы когда-то.

Виталий Млечин: Ну, Елена, смотрите, вы говорите так: раньше в школе этому учили, теперь перестали и дети стали невежливыми. То есть получается, что с родителей вообще ответственность за это снимается?

Зритель: С родителей не снимается никогда ответственность, но должны и в школе детям говорить. Дети вообще воспринимают учителей по-другому, мне кажется, больше, чем даже родителей.

Виталий Млечин: Ага. Понятно, спасибо большое, Елена.

А как вы считаете? Вообще, это на самом деле достаточно серьезный такой спор: кто-то считает, что школа должна давать знания, а кто-то считает, что школа должна полностью заниматься образованием в широком смысле этого слова, воспитанием.

Арслан Хасавов: Вы знаете, как раз краеугольным камнем здесь было словосочетание «образовательная услуга». И вот новое поколение родителей, как казалось, мы посмотрим, изменится ли это сейчас, считало, что школа обязана оказывать услуги, как это было прописано в федеральном законе, и как раз выдавать, что называется, «готового» ребенка, пока родители заняты важными делами на работе: воспитанного, обученного, сытого и т. д. Сегодня из закона это словосочетание изъяли, теперь это будет «реализация образовательных программ», собственно, вместо «образовательных услуг», и система, учителя, руководители образовательных организаций надеются, что, собственно, отношение родительского сообщества несколько тоже скорректируется.

Важно понимать, что особенно та проблема, о которой сказала Елена, может быть, в какой-то части невоспитанность кого-то, каких-то отдельных представителей того или иного поколения, – это, конечно, проблема в первую очередь родителей, а уже потом школы. Это совместно надо решать, совместными усилиями.

Виталий Млечин: Да, мне просто тоже немножко странна эта постановка вопроса: в школе перестали это объяснять, и сразу дети стали невоспитанными. Невоспитанные всегда были на самом деле, ну нельзя же сказать, что раньше все были воспитанные, а теперь все невоспитанные.

Арслан Хасавов: Более того, на самом деле, если посмотреть биографию очень многих ярких, известных, всенародно сегодня любимых людей, скажем так, они как раз те самые обитатели Камчатки нередко бывали, которые и девчонок за косички таскали, и, собственно, с учителями нередко спорили и т. д. То есть никогда не знаешь, чем, собственно, все это обернется в конечном итоге, т. е. нельзя никогда...

Виталий Млечин: Но вежливым быть все-таки лучше.

Арслан Хасавов: Желательно, конечно, конечно.

Виталий Млечин: Анжела из Великого Новгорода. Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер, уважаемый ведущий, уважаемый соведущий.

Вопрос звучит так – «Учить по-новому». Что значит «по-новому»? Смотрите все новое, изучайте все новое, но придерживайтесь хорошего, это первое.

А второе. Я хочу, если уж говорить о том, что мы хотим вернуть в сегодняшнюю систему образования, я, конечно, хотела бы акцентировать ваше внимание на таком предмете, как астрономия.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: Астрономия, он был в нашей школе, во всяком случае в моей, я прошлого века выпуска. Поэтому он был в нашей школе, и мы первые полетели в космос. Может быть, после введения этого предмета обратно в курс общеобразовательной школы у нас появятся опять Гагарины, Савицкие, Терешковы, Гречки и т. д. и т. п., хотя они у нас и так есть.

И конечно же, немножко, чуть-чуть, если позволите, отсылка к библейскому сюжету. Из Библии мы знаем три социально значимые профессии: первую мы сейчас в рамках нашей передачи не можем упомянуть по известным причинам, но остальные две – это учитель и врач. Соответственно, до тех пор, пока мы будем говорить учителям, что это услуга, мы не научим наших детей.

Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое. А что, сейчас нет астрономии?

Арслан Хасавов: Астрономии как обязательного предмета нет, действительно. Более того, эксперты переживают за результаты, которые показывают школьники по предмету география, может быть, которые предшествуют в какой-то степени изучению астрономии: хотелось бы, чтобы ребята все-таки знали, как устроен мир здесь, на Земле, а затем уже переключались на космические, скажем так, дали. Но тем не менее общее представление, конечно, о Солнечной системе, о Вселенной в школе преподается, но такого внимания, как в советской школе, конечно, уже нет.

И здесь мы в начале самом забыли, точнее я забыл сказать, хотел напомнить зрителям о том, что 2023 год указом президента объявлен Годом педагога и наставника. Это очень важный знак внимания государства к профессии педагога. И собственно говоря, сейчас формируется такая межведомственная комиссия, оргкомитет, который разработает программу мероприятий на весь этот 2023 год, которая как раз приподнимет, мы надеемся на это, статус педагога, педагогического работника, наставника за счет как раз обращения к примерам тех выдающихся педагогов, которые у нас были, тем наработкам, которые есть сегодня, в частности, при проведении конкурса «Учитель года России», которому более 30 лет, и многих других ярких проектов и личностей.

Виталий Млечин: Даниил из Москвы нам звонит. Даниил, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер! Мне очень приятно вас видеть по телевизору и даже слышать.

Виталий Млечин: Так, а нам вас очень приятно слышать. Расскажите, вы школьник?

Зритель: Да, я школьник, я перехожу в 6-й класс и живу в городе Москва.

Виталий Млечин: Так, замечательно. Расскажите про вашу школьную программу. Как вы считаете, может быть, надо было бы в нее что-то добавить или, наоборот, что-то исключить?

Зритель: Мне кажется, наша школьная программа отличная. Но все-таки в ней надо разнообразить количество изучаемых языков, например, добавить греческий, белорусский, китайский, японский, если этого хотят ученики.

Виталий Млечин: Ух ты! Здорово!

Зритель: Так они могут выбрать, какой язык они хотят учить, какой они не хотят учить. Может, они вообще будут учить только английский или только русский. Мне кажется, надо сделать так, и так будет намного комфортнее учиться.

Арслан Хасавов: Можно, пока Даниил с нами, я ему дам совет?

Виталий Млечин: Конечно.

Арслан Хасавов: Даниил, здравствуйте. Вы учащийся московской школы, если я правильно расслышал.

Зритель: Ага.

Арслан Хасавов: И очень хорошее предложение с вашей стороны. Более того, в Москве есть возможность его реализовать на базе вашей образовательной организации. Потому что у вас есть управляющий совет наряду с дирекцией, вы на сайте можете посмотреть, кто является председателем управляющего совета вашей школы, и вы можете как раз как приглашенный гость в рамках очередного заседания управляющего совета эту волю ваших, значит, если вас много, школьников, их родителей, выразить, может быть, даже собрав подписи, и конкретизировать ваши предложения, что вы хотите изучать тот или иной язык. И школа, я уверен в этом, потому что знаю очень много примеров подобных, идет навстречу. Если количество желающих достаточное, то обязательно курс по выбору в части изучения того или иного иностранного языка, обязательно будет предложен вам затем.

Виталий Млечин: Здорово! Вот видите, звонила мама, говорит, не надо изучать иностранные языки, а звонит школьник и говорит, что нет, надо. Даниил, спасибо вам большое, во-первых, что позвонили, рассказали. Мы, естественно, вам желаем всяческих успехов в вашем обучении. Звоните нам еще обязательно в программу.

Вы сказали очень важную вещь, на мой взгляд, что те школьники, которые хотят, они могут очень многое получить. Но я вижу тут одну сложность, скажем так, – не все школьники хотят, и не все школьники даже знают о том, что у них, в общем, достаточно есть большие возможности. Как бы, во-первых, всем школьникам рассказать о том, что они могут, и как бы мотивировать их получать дополнительное образование, вот еще дополнительно смотреть по сторонам, повышать свое конкурентное преимущество?

Арслан Хасавов: Вы знаете, мне кажется, очень большую работу в этой части делаете вы, мы, да, коллеги-журналисты. Вот сегодня и регулярно ОТР рассказывает о том, какие изменения есть в системе образования, какие есть возможности, что можно получить, как отстоять свои баллы ЕГЭ, вот мы недавно обсуждали, как подать документы и т. д., и т. д. То есть сегодня тот, кто хочет найти эту информацию, он в любом случае найдет. Если же желания нет или мотивация слабая, то здесь тоже достаточно большой диапазон выбора, и как раз уже образовательная организация, классный руководитель, администрация подсказывают тому или иному учащемуся, куда ему можно было бы дальше направиться.

Например, в колледж. Вот с сентября, опять-таки стоит сказать, запускается новая модель обучения в части среднего специального образования – т. н. профессионалитет. Это более короткое обучение с привлечением, собственно, производственной компании, где ты далее будешь работать, и сразу выход к рабочему месту. Собственно, задача авторов проекта «Профессионалитет» в рамках Министерства просвещения – сделать так, т. е. это и мечта, и задача одновременно, чтобы одновременно с получением своего диплома о среднем специальном образовании в рамках программы «Профессионалитет» учащийся, уже выпускник подписывал и договор о приеме на работу.

То есть, собственно говоря, траектории развития разные, и, мне кажется, здорово, вот вы обратили внимание, что и зрители программы хотят разного от системы образования, что система образования может отреагировать, т. е. законодательная база позволяет, вопросы административного характера тоже так или иначе общие для всех. И каждая конкретная отдельная образовательная организация может реагировать на эти запросы и должна реагировать, собственно говоря, вот и все, и каждый может выстраивать свою траекторию индивидуально, как я ранее говорил.

Виталий Млечин: Вот смотрите, какое важное сообщение пришло из Чувашии – «риторику надо, учить умению корректно и умно вести спор, диспут, примирить ссорящихся». Я бы еще добавил от себя – умение грамотно выражать свои мысли, потому что иногда, если послушать, вот как школьники общаются между собой... ну, понятно, что там много нецензурной лексики, но это всегда, видимо, было... но вот некоторые сложности, может быть, даже со словарным запасом некоторые испытывают. Но, насколько я знаю, практически нет уроков именно вот по риторике, по каким-то навыкам коммуникативным. Вот об этом как, эта сфера сейчас обсуждается?

Арслан Хасавов: Вы знаете, в рамках допобразования в тех или иных образовательных организациях есть курсы по ораторскому мастерству. Это, конечно, зависит опять-таки от потребностей...

Виталий Млечин: Несомненно, в рамках допобразования несомненно, но разве это все-таки не важнейший навык, который должен был бы быть для всех?

Арслан Хасавов: Вы знаете, вы затрагиваете вообще глубинную проблему современной и вообще классической школы. Вот задумайтесь, об этом еще писал Виктор Федорович Шаталов, педагог-новатор, сколько времени в рамках учебного дня школьник говорит, в целом вот говорит, публично выступает, – ну дай бог 2–3 минуты в сумме. И конечно, ему трудно будет отстаивать свою точку зрения, формулировать мысли и т. д. Потому что одно дело говорить, значит, с одноклассниками где-то в коридорах во время перемены и т. д. о каких-то своих заботах, и совсем другое дело, когда ты публично презентуешь себя, свою деятельность, свои знания, свои проекты и т. д.

Виталий Млечин: Но даже в разговоре со сверстником, мне кажется, надо все-таки как-то грамотно излагать свои мысли, не используя большое количество слов-паразитов, но и в принципе иметь возможность донести свою мысль до другого участника дискуссии.

Арслан Хасавов: Нужно стараться. Но здесь, к сожалению, и многие взрослые грешат тем, что не могут так...

Виталий Млечин: Совершенно верно, но взрослые тоже когда-то были детьми...

Арслан Хасавов: Безусловно, да.

Виталий Млечин: ...и их, видимо, тоже не научили еще в детстве.

Арслан Хасавов: Безусловно, безусловно, я с вами согласен, этому стоит уделить внимание. Но в целом педагоги сходятся во мнении, что начитанный ребенок так или иначе будет грамотно излагать свои мысли, т. е. постепенно накопленный опыт чтения художественной литературы дает как раз грамотную, красивую речь. То есть, может быть, в эту сторону подумать еще.

Виталий Млечин: Екатерина из Тамбова. Екатерина, добрый вечер.

Зритель: Да, здравствуйте.

Я вот хотела бы напомнить. Когда я училась в школе, у меня был такой предмет «Черчение». Вот сейчас его, и уже, по-моему, очень давно, нет такого предмета в школе. И вот как бы мне хотелось бы такой вопрос. Ну, у нас сейчас как бы очень специальности такие технические востребованы, инженер. Вот мне интересно, как вот из школы ребенок идет поступать в какой-то технический вуз, вообще не имея понятия, что такое черчение. Ну то есть вот мне интересно, как же они тогда в этих технических вузах далее вот это свое обучение получают.

Ну и также еще хотелось бы добавить, что тоже считаю, что достаточно много часов английского и второго какого-то языка (у меня, например, ребенок французский язык изучает) добавили, тем самым где-то убавили, как вы ранее сказали. Вот я считаю, что русский язык и литературу изучают достаточно мало, поэтому можно было бы сократить часы каких-то там вот иностранных языков. Спасибо большое.

Виталий Млечин: То есть все-таки меньше иностранных, больше русского. Спасибо большое. Видите, у нас уже 2:1, две мамы против одного ученика в вопросе о языках.

По поводу черчения?

Арслан Хасавов: Да, вы знаете, с черчением вопрос опять-таки, как и с астрономией, наверное, второго порядка, потому что есть проблемы с изучением геометрии прежде всего. Если с алгеброй более-менее нормальные баллы показывают и так вот сходятся во мнении эксперты, что все более-менее у нас, то с геометрией есть некоторые сложности. Что касается черчения, то оно изучается в рамках профильных программ, когда уже в старшей школе ребята в тех регионах, где это есть, поступают в инженерные, например, классы, безусловно, они получают подготовку, которая позволит им затем успешно учиться на профильных факультетах вузов. Поэтому здесь важно опять-таки выбирать направление для своего ребенка.

И может быть, скажу сейчас такую вещь, за которую меня могут осудить, особенно жители очень отдаленных населенных пунктов, где только одна школа, но там, где это возможно, где крупная школа, нельзя, на мой взгляд, бояться того, чтобы где-то переводить, может быть, раз в жизни, за годы обучения в школе. Когда вы видите, что у ребенка есть интерес к точным наукам, например, можно вполне его перевести в математическую школу, точнее попробовать это сделать, и т. д. То есть искать те возможности, которые закроют потребность ваших детей, это вот я обращаюсь к родителям.

Виталий Млечин: По поводу уроков физкультуры. Вот спортзалы не всегда в хорошем состоянии в школах, особенно в регионах... Вот среди наших зрителей немного было таких вот сообщений как раз, что было бы хорошо побольше уроков физкультуры, а вот в опросе был один юноша, который сказал, что вместо физкультуры лучше в футбол играть. Но ведь физкультура – это же тоже очень важно, в здоровом теле здоровый дух.

Арслан Хасавов: Физкультура – это очень важно. Плюс это важно в рамках того, что тем ребятам, кто у нас проходит ГТО, там допбаллы дают на ЕГЭ и т. д. Но есть проблемы действительно с оснащением спортивных залов, т. н. «голые» спортивные залы, когда там ничего нет, кроме двух баскетбольных колец и мяча, стеночки какой-то. Вот с этой проблемой как раз призвана побороться программа, связанная как раз с капремонтом образовательных организаций, о которой я говорил...

Виталий Млечин: А насколько часто занятия по физкультуре сейчас в школе?

Арслан Хасавов: Зависит, конечно, от класса прежде всего и, собственно говоря, от того... Вы имеете в виду, в рамках обязательной программы?

Виталий Млечин: Да-да, раз в неделю, два раза в неделю?

Арслан Хасавов: Зависит, все зависит.

Виталий Млечин: Это зависит от школы, да?

Арслан Хасавов: Да-да-да. Минимум раз в неделю, но может быть и чаще. То есть есть же и школы со спортивным уклоном, например...

Виталий Млечин: Ну да, есть, там уже почаще.

Арслан Хасавов: …где как раз отходят на второй план основные предметы.

Виталий Млечин: Спасибо вам огромное! Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения, был у нас в гостях. Обсуждали мы школьное образование.

Еще несколько сообщений успеем. Самарская область: «Пожалуйста, пересмотрите размер учебников начальной школы, очень тяжелые ранцы», – да, это проблема известная, учебники тяжелые, это правда. А вот еще мнение: «Писать, читать, считать, компьютер – это обязательно, остальное по желанию и по способностям, факультативно», – такое мнение тоже есть.

Пора нам завершать. Большое вам спасибо! Увидимся завтра. До свидания.