Леонид Ольшанский: Судебная система развивается. Создан отдельный кодекс – как жаловаться на чиновника: любого – хоть на ЖЭК, хоть на избирательную комиссию

Гости
Леонид Ольшанский
почетный адвокат РФ, лауреат премии «За права человека»

Петр Кузнецов: Какие ваши истории? Успейте рассказать, описать хотя бы. Проголосовать уж точно: «Отстаивали ли вы свои права в суде?» Да, нет: 5445. Совсем скоро подведем итоги нашего опроса. Я думаю, что как раз с нашим экспертом можем это сделать.

Мария Карпова: Да. С Леонидом Ольшанским, почетным адвокатом Российской Федерации, лауреатом премии «За права человека».

Петр Кузнецов: Да.

Мария Карпова: Леонид Дмитриевич, здравствуйте!

Леонид Ольшанский: Здравствуйте!

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот у нас совершенно разные истории, не все их зачитали. Давайте выявим сначала, есть ли прямая связь. У нас судебные дела (они же жалобы) вызваны в целом не очень каким-то хорошим состоянием в стране, т.е. социалка, экономика или это больше все-таки конкретные какие-то точечные претензии, порой странные?

Леонид Ольшанский: Видите ли, у нас с момента принятия конституции всем уже разъяснили, что статья 46 говорит о праве на судебную защиту, а кодексы расписывают, что любое действие (бездействие) – вот эти все ЖКХ, например, подлежит обжалованию в суде.

Если коротко говорить, у нас судебная система развивается, Арбитраж – отдельно, Конституционный суд – отдельно. Мы могли бы себе мыслить когда-либо, что на чиновника при советской власти можно подать в суд? Нет. А нам законы разные, я принимал участие об обжаловании в суд неправомерных действий.

Теперь можно подавать в суд и на конкретного чиновника, и на коллективные решения, райисполком раньше назывался, теперь управа, на райсовет, на депутатов можно посылать, на отказ в регистрации. Какое колоссальное значение имело решение Конституционного суда, дело о прописке, что теперь она носит уведомительный характер.

Вот из того, что я послушал (вот эти короткие звонки), во многих случаях действительно есть нарушения. Но тут нужна помощь адвоката. Ну, например, послали в суд исковое заявление, а они не рассматривают. Значит, председателю суда, председателю вышестоящего областного суда. У нас есть такая очень серьезная структура – квалификационная коллегия судей, она очень серьезно призывает судей к порядку и иногда мантии лишает.

Поэтому при умелом подходе можно свои вопросы решить. И на судей, кстати, тоже можно жаловаться.

Мария Карпова: А достаточно ли наши граждане информированы, по каким поводам и как они могут обращаться в суд?

Леонид Ольшанский: Граждане с каждым днем информированы все больше. Не сочтите, что я делаю пропаганду адвокатскому сообществу, но во всем мире обращаются к адвокату. Сначала идут на простую консультацию за три копейки: можно, нельзя. Он объясняет: разводитесь, половина вашей дачи, но никак не вся и никак не три четверти; обязаны выплатить компенсацию, если уволили.

Поэтому я призываю идти к специалистам. Если в вашем городе нет адвокатов, обращайтесь на юридический факультет университета, какого-то института и т.д.

Петр Кузнецов: Леонид Дмитриевич, в последнее время активнее стали подавать в суды, ходить, добиваться?..

Леонид Ольшанский: С каждым днем граждане все активнее обращаются в суды. Несколько лет назад я напомню, у нас были созданы мировые судья для рассмотрения именно маленьких вопросов: ударил, поцарапал, затопил соседа, развод на небольшую сумму. Они разгрузили районные суды.

Поэтому у нас все делается для граждан. По выборам отдельно судятся. Создали отдельный кодекс административного судопроизводства. Вот если одним предложением, что это за кодекс? Как жаловаться на любого чиновника. Хоть на ЖЭК, хоть на Избирательную комиссию...

Петр Кузнецов: Леонид Дмитриевич, то есть и граждане подкованнее стали так или иначе, и судебная система стала работать лучше?

Леонид Ольшанский: Да. И судебная система стала работать лучше именно потому, что обращаются все больше и больше. Кажется, что вот волокита. Вы просто не жили при Хрущеве, при Брежневе и не знаете, как тогда было.

Петр Кузнецов: Ну, может, и слава богу!

«Отстаивали вы свои права в суде?» Да – 81%, нет – 19%, так проголосовали наши телезрители, но эти цифры лишь подтверждают вами сказанное. Спасибо большое! Леонид Ольшанский, почетный адвокат Российской Федерации, лауреат премии «За права человека».

Мария Карпова: Это был наш первый час. Мы вернемся совсем скоро. Буквально две-три минуты и Петр Кузнецов, и Маша Карпова снова будут с вами в эфире.

Петр Кузнецов: Переживите уж как-нибудь эти минуты.