Сергей Сдобнов: Нам не продадут права на голливудское кино ещё довольно долго. Это нужно просто принять
Иван Князев: У нас сейчас на связи Сергей Сдобнов, куратор публичных программ кинотеатра «Пионер». Сергей, здравствуйте!
Ксения Сакурова: Сергей, здравствуйте!
Сергей Сдобнов: Добрый день!
Иван Князев: Сергей, мы фактически сейчас для всех кинотеатров нашей страны сделали подборку, которую можно крутить, ну, как минимум, в течение полугода. И зритель туда пойдет. Нам вот телезрители написали. Что сейчас там происходит? Как сейчас киношники выкручиваются?
Сергей Сдобнов: Ситуация сложная, потому что до, я думаю, конца года нам не стоит ждать фильмов компаний «Sony» и других крупных компаний. Собственно, из-за этих из-за санкций, очевидно, мы не сможем показывать огромное количество фильмов, которые «кормили» кинотеатры.
Кинотеатры закрываются частично. Но те кинотеатры, которые не закрываются, что они делают? Они показывают фильмы до 1952-го года снятые, потому что их можно показать, проще, чем все остальные. Они спрашивают права на фильмы, которые еще остались.
Например, мы в кинотеатре «Пионер» устраиваем недели режиссеров. Например, у нас была неделя Франсуа Озона, у нас будет на майских праздниках неделя, по сути, Педро Альмодовара и других испанских режиссеров. То есть, по сути, мы работаем с тем, с чем мы можем работать сейчас.
Ксения Сакурова:А есть же у нас какое-то альтернативное кино? Помимо того, что предлагают вот эти супергиганты? Есть фестивали какого-то авторского кино. Ну, в общем, есть же альтернатива.
Иван Князев: Фестивальную линию, действительно, проводить?
Сергей Сдобнов: Что вы имеете в виду? Нет, в смысле, фестивальное кино, прокат в России был построен таким образом, что кассу кинотеатрам приносили фильмы-блокбастеры, не российские, в основном. Так просто устроен рынок, вот.
А сейчас люди ходят, ну, вот на то, что мы можем им показывать. Российского кино там не очень много. Например, после майских выйдет новый фильм Сергея Бодрова-старшего. Вот всячески советую на него сходить.
Иван Князев: Да, Сергей, а смотрите, старые советские фильмы, мы вот тут уже выяснили, что с телезрителями с нашими мы бы их там пересмотрели. Может быть, кинотеатрам сейчас немножко поменять их маркетинговую стратегию, чтобы не на блокбастеры ориентироваться, на молодежь, а люди, действительно, и люди в возрасте хотят и пошли бы смотреть и старые советские фильмы, и старые западные фильмы, голливудские, европейские. Да господи, на Гойко Митича того же сходили бы разочек, как минимум.
Сергей Сдобнов:А мы показываем советское кино, безусловно. Но полное переключение на советское кино невозможно все равно, да? Потому что, ну, то есть, во-первых, его не так много в доступе. То есть, советское кино мы можем показать. А когда вы говорите про западные фильмы…
Иван Князев: Там тоже права нужны?
Сергей Сдобнов: Да, конечно. А советское, нет, мы показываем, но это не панацея. Я уверяю вас.
Иван Князев: Ну хорошо, ну права нужны. Но кинотеатры ведь покупали вот до недавнего времени у больших голливудских студий права на показ. Ну а сейчас просто восстановите практику вот этих прав старых фильмов, закупать их там, я не знаю, как вы обычно это делаете?
Сергей Сдобнов: Нет, давайте определимся. Давайте просто об этом больше не будем. Нам не продадут права на голливудское кино еще довольно долго. Это нужно просто принять.
Ксения Сакурова:Сергей, но…
Сергей Сдобнов: Мы показываем…
Ксения Сакурова: Но некоторые ваши коллеги…
Иван Князев:А без прав можно показывать?
Ксения Сакурова: Да, некоторые ваши коллеги делают это без прав.
Сергей Сдобнов: Я думаю, что эти коллеги, видимо, не хотят дальше сотрудничать с правообладателями. Потому что, понимаете, есть два типа показов. Если показывать в баре на проекторе, это одно дело, если мы говорим так. Ну, я сам, в общем-то, смотрел такое кино, когда был подростком.
Приходишь в бар, и там на проекторе можно было посмотреть кино. Безусловно, нелегально.
Иван Князев: Видеосалон?
Сергей Сдобнов: Да. А если мы говорим о том, что какие-то официальные кинотеатры показывают что-то без прав, то мне кажется, что это не очень правильно.
Иван Князев: А что будет-то? Мне вот просто интересно.
Ксения Сакурова: Да, и как правообладатель узнает о том, что в Иваново, например…
Иван Князев: Здесь дело даже не в праве. А тут просто вопрос, да, это нарушение авторских прав, но кто пострадавший в этой ситуации? Телезрители, которые остались без кино, или какие-то крупные голливудские студии, которые ушли с нашего рынка?
Сергей Сдобнов: Во-первых, это просто незаконно, начнем с этого. Что значит, пострадавшие? Вот вы что-нибудь изобрели или придумали, у вас есть права, люди показывают это, и вам за это не платят. Мне кажется, это просто незаконно.
А если мы говорим, кто пострадает, пострадают будущие отношения, на самом деле. Зритель, может быть, и не пострадает напрямую. А вот будущие отношения со студиями, безусловно, пострадают, это 100%.
Иван Князев: Ну ладно. Это так мы сейчас немножко в политику ушли, к тому же, в будущее заглянули, которое тоже там неизвестно, какие эти отношения будут. Но как вы думаете, вот этот формат видеосалонов вернется к нам, если коротко?
Сергей Сдобнов: Я думаю, что нет. Я думаю, что кино в барах показывать будут, но массово…
Иван Князев: Ну понятно. Да, в общем, если вернутся, то, во всяком случае, не в таком количестве, как это было в 1980-е, в 1990-е годы.