Атмосферное давление бьёт рекорды. Как уменьшить дискомфорт?

Гости
Катя Янг
терапевт-эндокринолог

Мария Карпова: Вот мы вчера рассказывали, что в столице установили абсолютный рекорд атмосферного давления для всего октября. То есть не кто-то его установил, этот рекорд, а давление…

Петр Кузнецов: Кстати, о давлении.

Мария Карпова: Начинается! При этом с каждым днем это давление будет расти. Пик придется на 6–7 октября и будет на 22 единицы выше нормы.

Ты собираешься мерять давление?

Петр Кузнецов: Ну да. 6 октября? Завтра, что ли, пик?

Мария Карпова: Да, кстати, завтра и послезавтра.

Петр Кузнецов: Вот я готовлюсь к пику. Смотрит. Современный аппарат, я так понимаю, позволяет в данном случае даже через пиджак это делать. Сейчас посмотрим.

Мария Карпова: Пока тут эти цифры бегают, я скажу, что москвичи в эти дни окажутся как будто на глубине барического бункера почти 250 метров глубиной – что соизмеримо с показателями рекордных глубин погружения без акваланга.

Петр Кузнецов: Вот погружение началось. С экспертом предлагаю… Так как я привязан, сходишь, побеседуешь на наш уютный диван?

Мария Карпова: Давай, конечно, я схожу, да. Надо сказать, что гипертоники будут себя чувствовать…

Петр Кузнецов: А то вдруг я встану – и я сейчас скакнет что-нибудь. Сейчас выяснится…

Мария Карпова: Катя Янг у нас в гостях. Здравствуйте, Катя.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Катя Янг: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Коллеги, простите. Я сейчас единственное спрошу до вашего разговора: какая там у нас формула? Что должно быть?

Мария Карпова: Ну, 120 на 80, по-моему, норма. Да, Катя?

Петр Кузнецов: 120 на 80?

Катя Янг: В целом – да.

Петр Кузнецов: А у меня 160 на 75. Это что?

Катя Янг: Ну, с учетом того, что вы сейчас делали абсолютно неправильно измерение давления…

Мария Карпова: Так, подождите. Ну а почему неправильно?

Катя Янг: Нужно молчать, руку держать…

Петр Кузнецов: Молчать даже в этом случае?

Катя Янг: Да, конечно. Это очень сильно влияет.

Петр Кузнецов: Я помню, что раньше, знаете, вот эти приборы, которые с грушей были… «Все, выключили телевизор! Молчать всем! Собака, не лай!» И в полной тишине! Там что-то нужно прислушиваться.

Катя Янг: Поэтому измерение сейчас, конечно, было с погрешностью. И не стоит переживать.

Петр Кузнецов: Нет, я чувствую себя хорошо при этом.

Мария Карпова: Допустим, если предположить, что у Пети пониженное давление, то это влияние этого «барического бункера» уже? Или что это может быть?

Катя Янг: В целом – да. Вот такие изменения в атмосфере, действительно, на тонус сосудов могут влиять. И даже человек, имеющий обычное, нормальное давление, может себя почувствовать не очень хорошо. Такие влияния, действительно, доказаны. И чувствовать себя можно неважно в это время. Особенно страдают гипотоники.

Мария Карпова: Вот вы сказали, что… А, гипотоники?

Катя Янг: И гипертоники, да.

Мария Карпова: Ну, наверное, не только они. Наверное, простых людей это тоже… на них как-то сказывается.

Катя Янг: Да, да. Потому что наши сосуды очень чувствительные к сигналам как внешней среды, так и к изменениям внутренней среды, поэтому почувствовать себя можно…

Мария Карпова: А что? Слабость, сонливость? Что? Или наоборот?

Катя Янг: Слабость, сонливость, головокружение, головные боли. Некоторые могут столкнуться с носовыми кровотечениями.

Мария Карпова: Даже так?

Катя Янг: «Беганье мурашек». Совершенно по-разному может проявляться.

Мария Карпова: И что делать? Чем питаться? Как заниматься спортом? Или вообще не заниматься?

Петр Кузнецов: Меня почему-то потянуло (меня даже сейчас камера поймала) сладкий чаек попить. Не знаю, связано ли это с тем, что мы в «бункере».

Катя Янг: Ну, на самом деле это больше связано со стрессом. Когда мы в стрессе, нам хочется сладенького. Вы, наверное, увидели эти цифры…

Петр Кузнецов: Я абсолютно спокоен! Я могу еще раз померить давление и убедиться.

Катя Янг: А может быть, вы просто сладенькое любите.

Петр Кузнецов: Да, может быть. То есть не просыпаются ли в таком состоянии новые какие-то вкусовые запросы и потребности организма, сигналы?

Катя Янг: На самом деле наш организм может подсказывать нам в каких-то критических ситуациях, что бы нам такого съесть, чтобы эту ситуацию разрешить. Например, при повышенном артериальном давлении, когда давление повышается, может потянуть на какую-то свежую зелень, на сельдерей, на орехи, на свеклу…

Мария Карпова: Я вчера вечером шпинат себе купила. Такое может быть?

Катя Янг: Да, да. Объясняется вчера очень и очень легко. Потому что в зелени очень много калия, который влияет на давление. Может не особо хотеться солененького, потому что там много натрия, а натрий (соль) может повышать давление. Но если прямо хочется какой-то такой лайфхак, чтобы давление отрегулировать, когда оно повышается, то я бы рекомендовала обратить внимание на свеклу. Почему? Потому что там очень много продуктов, которые богаты азотом.

Мария Карпова: Да.

Катя Янг: А азот как раз и расширяет сосуды, которые способствуют снижению артериального давления.

Петр Кузнецов: Свеклу лучше в чистом виде, да?

Катя Янг: Можно две столовых ложки свекольного сока.

Мария Карпова: Так, свекла. Еще что?

Катя Янг: Продукты, которые богатыми электролитом, вчера калием, – это орехи, это сухофрукты, как ни странно, курага например, печеный картофель, а особенно много в кожуре калия. Ну и всем известный банан, там очень много калия.

Петр Кузнецов: Банан?

Катя Янг: Да. И если на долгосрочную работу обратить внимание, чтобы поработать с давлением, то это же очень часто связано с избыточным весом и с воспалительными процессами внутри нашего организма. Поэтому продукты, которые способствуют снижению воспаления… А это продукты, богатые омега-3-кислотами. Например…

Мария Карпова: Рыба?

Катя Янг: Рыба, абсолютно верно. Морепродукты, льняные семена, льняное масло. Можно спокойно вводить это в рацион.

Мария Карпова: Может быть, проще купить витамины те же самые, ну, омега-3? Льняное масло тоже, я знаю, продается в капсулах. Может, так проще, чем рыба? Ну, это и дешевле.

Катя Янг: Кому-то, возможно, проще. Насчет «дешевле» можно подискутировать.

Мария Карпова: Ну да, согласна.

Катя Янг: Потому что разные бывают производители. И качество этих производителей тоже имеет значение. Но в целом как альтернативный вариант это тоже можно рассматривать.

Мария Карпова: У меня личный вопрос, мне интересно – что касается консервированной рыбы.

Петр Кузнецов: А до этого не личные были?

Мария Карпова: Например, тунец в этих банках, консервированный.

Петр Кузнецов: А он тут как связан?

Катя Янг: Тунец – это, скажем так, не самый оптимальный выбор в отношении богатства омега-3, полиненасыщенными жирными кислотами. Плюс еще крупная морская рыба – известно, что она способна накапливать тяжелые металлы. Поэтому увлекаться этим на ежедневной основе скорее не стоит.

Мария Карпова: Вот и я чувствую, что что-то не то.

Катя Янг: Но в целом… Мы же хотим работать с давлением? Получается, что нам надо что-то ежедневно в рацион добавить. Поэтому больше овощей, зелени, свеклы, сельдерея, орехов.

Мария Карпова: У нас звонок, да?

Петр Кузнецов: Такое давление в ухе, оказывается! «Звонок! Звонок! Звонок! Возьмите звонок!» Я прямо почувствовал дополнительно.

Мария Карпова: Давай уже выслушаем звонок.

Петр Кузнецов: Конечно, конечно! Телезрителям всегда рады. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вот у меня такой вопрос. Вчера я «скорую» вызвала. Я гипертоник уже лет десять.

Петр Кузнецов: Показывайте специалиста, а не меня, как будто я сейчас буду отвечать. Да, пожалуйста.

Мария Карпова: Вы звали «скорую» вчера, повышенное давление.

Зритель: Не повышенное. У меня давление 200 на 110 было вчера. Я гипертоник уже десять лет. Ложить в больницу – терапевтическое отделение все переполнено. Как дальше жить-то? Почему не ложат-то?

Мария Карпова: Может помочь, наверное, врач?

Катя Янг: В любом случае в этой ситуации, конечно, нужно вызывать «скорую», а не лечиться едой, потому что такие цифры давления – здесь не до экспериментов с продуктами. Ну, скоропомощная работа у нас вроде бы налажена в нашей стране неплохо. А то, что на местах… Ну, обычно вроде бы сотрудники «скорой» всегда имеют возможность связаться с той клиникой, где могут госпитализировать.

Петр Кузнецов: Катя, к напиткам вернемся напоследок. Я все время забываю, как нужно регулировать давление нашим любимым утренним напитком – кофе. Рекомендуется? Не рекомендуется?

Катя Янг: Нет, если вы, конечно, гипертоник, то кофе, конечно же, не рекомендуется, когда у вас повышенное давление.

Петр Кузнецов: А вообще – желательно никогда?

Катя Янг: Ну, с давлением нужно работать. Если у вас когда-то поставили такой диагноз – это совершенно не приговор. Если нормализовать образ жизни – сон, режим, питание, добавить движений, то есть такая комплексная работа, – то когда-то кофе можно будет вернуть в рацион спокойно.

Петр Кузнецов: Нет, смотрите, если я не гипертоник, но, например, у меня цифры немножко не те, которые в формуле этой. Сколько должно быть? Еще раз. Все время забываю!

Мария Карпова: По-моему, 120 на 80. Я тоже, конечно…

Петр Кузнецов: 120 на 80. Я могу кофейным напитком, так сказать, подрегулировать и привести к стандарту, к идеалу?

Катя Янг: Ну, 120 на 80 – это норма. Если у вас пониженное, меньше этой цифры, то вполне можно себе позволить чашку кофе.

Мария Карпова: Спасибо большое, Катя.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Катя Янг, терапевт-эндокринолог, у нас в гостях.