Сделано в Калининграде

Гости
Дмитрий Чемакин
вице-президент, директор центра локализации Автотор
Андрей Толмачев
генеральный директор корпорации развития Калининградской области

Александр Денисов: Эпоха «Сделано в России», «Сделано в Калининграде» – проще всего ее разглядеть со стапелей завода «Янтарь», где в данный момент в производстве 11 судов. Якорный заказчик, понятно, Минобороны, но есть и гражданские заказы от рыбопромышленников.

Илья Самарин: Я не вижу тут привлечения. У нас БДК, которые на сегодняшний день сданы предприятием, ходят в составе Северного флота в моря. Это сделано в России. И я рассчитываю, что последующие корабли, которые строятся в стапельном цеху, это именно будет такая же марка «Сделано в России». И это ближайшее будущее 2023-2024 год, поэтому этот бренд имеет месть жить.

Александр Денисов: Да, еще девиз у предприятия: «Проверено морем». Эту эпоху «Сделано в России» можно ощутить и на вкус на судах, которые сходят со стапелей в Калининграде. Ловится в Балтике свежая треска, судак. Какой вкус у области, послушаем.

Вадим Костинов: Она на вкус рыбная. Да. И все туристы, которые приезжают сюда, всегда спрашивают в первую очередь, где попробовать, ну, что-то местное, что-то рыбное. Ну и вот, в частности, это наш ресторан, который на этом специализируется, на приготовлении блюд из балтийской рыбы и из окружающих водоемов, скажем так.

Ольга Арсланова: Мы сегодня-то Канта не просто так вспоминали, одна из его цитат: «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений». Но для бизнеса это точно не подходит, там излишеств не бывает, нужно идти вперед. И вот что, собственно, уже сделано, вот что в планах региона. «Автотор», один из крупнейших автопроизводителей, построит в Калининградской области 11 новых заводов, четыре из которых уже в этом году будут. Связано это с увеличением экспорта автомобилей. На внешний рынок ориентируется калининградская компания «Энкор Групп», она строит завод по выпуску кремниевых пластин и ячеек для солнечной энергетики это вот такой действительно прогрессивный взгляд в будущее.

Александр Денисов: На территории недостроенной Балтийской АЭС «Росатом» запустит производство литийионных аккумуляторов для отечественных электромобилей. Завод планируют открыть в 2026 году, ну, уже скоро.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим о тех успеха промышленных, которые уже есть у Калининградской области и поговорим о том, какими еще могут быть эти успехи, что для этого нужно, чем этот регион привлекателен, а какие все-таки есть у него и проблемы. Прямо сейчас с нами на связи гендиректор Корпорации развития Калининградской области Андрей Толмачев. Здравствуйте Андрей.

Андрей Толмачев: Да, Ольга. Коллеги, добрый день. Рад вас видеть очень.

Ольга Арсланова: А знаете вот, вопрос, который, наверное, мы с Сашей задавали всем в Калининградской области в той или иной форме: а что такого там есть, чего нет ни у кого больше, и что можно использовать, в том числе и на пользу промышленности?

Андрей Толмачев: Вы знаете, коварный вопрос. Наверное, любую территорию делают люди, помимо, понятное дело, юридических особенностей, в первую очередь это желание наших людей, нашего населения, калининградцев, помогать развивать здесь бизнес. Ровно с этой философией мы живем, занимаем свои рабочие места, работаем в дружной команде. Это не только команда наших корпораций, это не только команда правительства Калининградской области, наша инвестиционная команда, это и бизнес ассоциации, и сам бизнес, и работодатели, и работники, поэтому если где-то можно что-то улучшить, мы стараемся это делать.

Александр Денисов: Андрей, вы знаете, про что есть – простите уж, вас прерываю – хочется ваше мнение, сравнить ваш регион с другими. Что бросилось в глаза вот лично мне. В регионе есть, может быть, восстановленные, может быть, сохраненные производственные цепочки. Приведу пример: завод «Янтарь», 20 судов, точнее 11 судов на стапелях, есть свой технологический университет, там готовят как раз инженеров судостроительных, есть Нахимовское училище, как раз те ребята, которые будут служить потом на этих судах. И многие военные возвращаются на предприятия, работают в госприемке, передают свой опыт. Вот эти производственные цепочки, они были сохранены или восстановлены? И есть ли такое в других регионах? Наверняка встречаетесь с коллегами, общаетесь.

Андрей Толмачев: Безусловно, есть в этом вопросе некая калининградская специфика, которая в первую очередь заключена в том, что Калининградская область – маленький регион. Он не имеет общей границы с Российской Федерацией, поэтому наше геополитическое положение обусловило нас и заставило делать наиболее эффективные кооперационные связи, начиная от подготовки рабочих кадров, заканчивая, соответственно, возможностью кооперации внутри нашего местного бизнеса.

И вы очень правильные примеры привели: это и рыбное производство, это и судостроение, есть и много других ниш экономической деятельности, где мы без кооперации действительно не можем быть конкурентоспособными с точки зрения доставки продуктов на основные рынки как России, так и стран Европейского Союза и даже есть интересные примеры экспорта в Америку.

Александр Денисов: Вы знаете, да. Вот вы упомянули, что регион маленький. Вот как раз яркий пример, что в тесноте, да не в обиде. Кого бы я ни встретил, меня спрашивали: «Откуда ты приехал?» Я говорю: «Вот с завода «Янтаря» – рассказываю директору Нахимовского, Гришину Сергею Геннадьевичу, он говорит: «Вот привет Илье Самарину». То есть все друг друга знают. Я говорю: «А у вас вообще есть ли незнакомые люди в вашем мире, на Балтфлоте, в экономике?» Они мне говорят: «Нет. Мы все друг друга тесно знаем». Это вот успех для промышленности, то есть подспорье, дополнительный драйвер, когда тесные еще и личностные связи у разных отраслей?

Андрей Толмачев: Я считаю, что это, конечно, бонус, это большой плюс. И это наше конкурентное преимущество, что мы действительно работаем, наверное, в такой, еще раз повторюсь, дружной команде. И без взаимопомощи, без взаимовыгоды здесь, наверное, было бы, наверное, сложно. И специфика экономической деятельности, еще раз, обусловлена тем, что у нас регион маленький. Это не только удобно с точки зрения логистики внутри региона, но и, наверное, не очень хорошо с точки зрения емкости нашего внутреннего рынка, поэтому мы вынуждены всеми экономическими деятельностями, как правило, заниматься с учетом логистической особенности.

Поэтому внешнеэкономическая деятельность, поэтому взаимоотношения между таможенными органами, взаимоотношения между Калининградской торгово-промышленной платой по подтверждению статуса товаров, без слаженной эффективной работы вряд ли можно сделать какой-то успех в экономическом развитии региона. Поэтому, да, здесь так происходит, и это хорошо.

Ольга Арсланова: Андрей, мы понимаем, что любое производство – это в первую очередь оборудование. Вот какие сейчас условия по ввозу оборудования, по освоению вот этих потоков, потому что раньше, да, когда особо экономическая зона действовала по правилам, по-моему, до 2016 года, если не ошибаюсь, можно было беспошлинно ввозить оборудование, использовать это на пользу своему бизнесу. Сейчас немножко условия изменили, но, наверное, есть какие-то другие бонусы. Вот расскажите.

Андрей Толмачев: Да, бонусов много. Первое, вы правильно говорите, – это режим свободной таможенной зоны, который сегодня сохраняется в отношении всей территории Калининградской области, поэтому любое предприятие имеет возможность ввезти на территорию региона без уплаты таможенной пошлины, без уплаты импортного НДС для внутреннего рынка Калининградской области любой товар с ее материалокомплектующим. В этой логике любое производство, которое здесь хотелось бы поставить, оно как минимум дешевле.

Вторая особенность – это, вы говорите, в отношении особой экономической зоны. Это вторая суперльгота. Вся территория Калининградской области дает возможность всем желающим попасть в резиденцию особой экономической зоны и получить уже налоговые льготы в отношении налога на прибыль, в отношении налога на имущество и в отношении пониженных социально-страховых взносов.

Есть и третий режим, называется специальный административный район. Он, конечно, для узкой аудитории, но, тем не менее, это так называемый условно, российский оффшор, он тоже есть на территории Калининградской области, и мы тоже занимаемся его развитием. Еще раз, если подвести черту, у нас три особенности: это свободная таможенная зона – весь регион, это особо экономическая зона – весь регион, это специальный административный район – часть острова Октябрьский, который размещен на территории Калининградской области.

Ольга Арсланова: Вы знаете, я просто…

Александр Денисов: Да, Андрей.

Ольга Арсланова: …буквально два слова скажу, пока вы говорили, забила «бизнес в Калининграде». Вот знаете, даже на Авито готовый бизнес в Калининграде продают. До несколько сотен предложений, причем разные суммы, там от 300 тыс. до 2 млн. Судя по всему, неплохой продукт, раз такой на него спрос даже на Авито.

Андрей Толмачев: Это хорошо, это говорит о том, что есть динамика деловой активности и есть вот эти деловые связи, партнерство. Кто-то развивает бизнес, кто-то продает, кому-то мы помогаем продавать, потому что местным… Много кейсов, когда местный бизнес вырастает из своей, скажем, из своих объемов и начинает заходить на более крупные промышленные масштабы. Кто-то начинает развиваться в логике уже филиальной сети, выходит на российские, международные просторы. Это здорово. Поэтому мы каждый бизнес, деловой активности всецело стараемся помочь, и это с нашей стороны, вроде, получается.

Александр Денисов: Андрей, упомянули остров Русский, оффшорную зону. Вот сегодня наверняка Олег Дерипаска, хозяин «Русала», перекрестился не раз, что он переехал к вам в прошлом году на этот остров Русский. Сегодня у него были обыски в Вашингтоне, в его доме, бог его знает, зачем он там держит дом, если есть Зеленоградск, можно там построить шикарный курорт, многие богатые русские туда уже переезжают, да и не только богатые, и средние русские. Как вам удалось затянуть в свой оффшор, и в чем преимущество вашего оффшора перед Банановыми островами? Вроде, климат все-таки посуровее, ветер такой пронзительный, но, однако, Дерипаска там застолбился у вас.

Андрей Толмачев: Ну, во-первых, наверное, необходимо сказать слова благодарности правительству Российской Федерации и Минэкономразвития России, которые придумали режим специального административного района.

Александр Денисов: Я-то думал, вы скажете спасибо, что они их за руку привели туда, нет?

Андрей Толмачев: Спасибо за то, что они приняли решение прийти в Россию. А то, что приняли решение прийти на территорию Калининградской области – это большие слова благодарности, в том числе Антону Андреевичу Алиханову. Наша задача, мы сделали так, что комфортно быстро разместили в существующих арендованных помещениях, и дали тот пакет льгот, который предусмотрен федеральным законом. Это пониженные налоговые обложения в отношении дивидендов, налога на прибыли и так далее. Поэтому, конечно, была возможность, и мы максимально ей сегодня воспользовались. И озвученные инвесторы, это группа компаний, которые сегодня мы успешно уже перерегистрировали на территории региона, которые в полной мере оценили те льготы и те возможности по отсутствию валютного контроля, которые этот режим дает.

Александр Денисов: Андрей, а вот да, наверняка у зрителей появится вопрос, скажут: «Ну ни фига себе! Во-первых, компании богатые крупные, они еще переехали в наш же оффшор, где нулевое налогообложение». В чем логика, можем мы растолковать?

Андрей Толмачев: Смотрите, ну, во-первых, оно, конечно, далеко не везде нулевое, поэтому Российская Федерация получила, в том числе и налоговые платежи. Если говорить о нашей исключительно деятельности, то это 54 резидента специального административного района, это более уже 1,5 млрд. рублей именно налогов в бюджетную систему Российской Федерации, это уже более 800 млн. рублей налоговых платежей именно на территорию Калининградской области, это более 53 млрд. рублей инвестиций в российскую экономику. Поэтому это не просто факт перерегистрации, это уже существенные цифры, которые говорят об эффективности этого налогового режима, поэтому мы рады, что те компании, которые ранее были зарегистрированы в иностранных оффшорах, сегодня перерегистрировались в Россию, и платят налоги в России. Это уже хорошо.

Ольга Арсланова: А у меня, наоборот, другая реакция возникает: почему бы таких оффшоров и побольше не сделать в России? Почему не сделать как можно больше особых экономических зон, учитывая, что у нас, в общем-то, и производство и бизнес, согласитесь, нуждаются в какой-то стимуляции. Это могло бы помочь нам всем в итоге. Да, налогов меньше получат, но в итоге инвестиций больше, оборот другой, а там и расцвет.

Андрей Толмачев: Вы знаете, я с вами полностью согласен и, более того, скажу, что у нас на территории Российской Федерации очень много есть особых экономических зон. Либо территории опережающего социально-экономического развития, либо иные режимы в виде свободного порта во Владивостоке, либо отдельный режим особой экономической зоны в Крыму, либо отдельный режим в Магадане. Это хорошо на самом деле, что у нас территория России не обделена особенностями, в рамках которых устанавливаются отдельные налоговые преференции и льготы.

Важно понять, хочет ли бизнес заходить на эти территории, как он считает свою себестоимость и насколько ему интересно развивать свой бизнес с этими привилегиями. В Калининградской области это получается в рамках и режима свободной таможенной зоны, и свободной экономической зоны, и специального административного района, поэтому, знаю, что другие регионы тоже максимально эффективно применяют эти режимы.

Александр Денисов: Андрей. Не могу о проблемах не спросить очевидных для бизнеса. Есть серьезный мощный конкурент с востока – КНР. Перебегает, переезжает нам дорогу всюду по всем отраслям. Вот общался с Романом Араниным. Производят электроколяски для инвалидов, крупное предприятие российское, единственное крупное предприятие в России. Так он рассказывает, что мы же здесь у себя на своих же аукционах по госзакупкам еще должны доказывать свою правоту, что у нас хорошие изделия. Да, они чуть дороже, но у китайцев, во-первых, и вместо металла – фольга, а во-вторых, электроника не качественная.

Да, они стоят на 20 тыс. дешевле, но в итоге, выгоды-то никакой для тех инвалидов, к которым попадают эти коляски. И Роман, он не может доказать на госзакупках, что, ну да, видно. Но у вас дороже и все, и точка. И поэтому мы проигрываем сами же здесь на своей территории. Вот у вас запустят производство литийионных аккумуляторов, солнечных батарей – не получится так, что мы опять будем проигрывать на госзакупках, потому что у нас качественно и чуть дороже, а у них хуже и дешевле? Все.

Андрей Толмачев: Проблема есть, и это здорово. Мы всегда с ними работаем. Это вдохновляет нас на творческий подход. Я благодарен Роману Аранину, что у нас есть такое прекрасное производство, которое нацелено на защиту маломобильных групп граждан, и мы везде стараемся поддержать, в данном случае это производство. Безусловно, есть особенности, которые диктует нам федеральный закон о государственных закупках, но мы всегда стараемся, еще раз, есть качество, есть цена, и по нашему мнению «Сделано в Калининграде» в этом отношении является оптимальным решением для реализации продукции.

Если говорить о проекте, который вы упомянули, солнечные батареи, мы счастливы, что группа компаний «Энкор» приняли решение по инвестированию в регион. Напомню, что это более… чуть менее 30 млрд. рублей инвестиций. Завод строится порядка на 1150 новых рабочих мест, а основная продукция этого завода как раз экспортно ориентированная. Это не участие в государственных закупках, а все-таки это участие в глобальной конкуренции по производству солнечных батарей. Поэтому мы просчитали с коллегами всю экономику и в полной мере можем утверждать, что продукт, который будет произведен на территории Калининграда, является конкурентным, является инновационным и будет успешно реализован по экспортному направлению.

Ольга Арсланова: Первая ассоциация у всех, наверное, с Калининградом – это эксклав, окруженный странами Евросоюза. Такой островок российский, окруженный европейскими странами. Это и преимущества и проблемы. Но вот с точки зрения промышленного производства, чего больше, во-первых? А, во-вторых, удается ли что-то вот этим вот соседям продавать? Может быть, какой-то товар настолько хорош, как Саша говорит, качественный, да, действительно. И его качество признают, в том числе и европейские страны.

Андрей Толмачев: Вы знаете, безусловно, как раз вот вопрос уникальности территории. Мы действительно окружены европейскими границами. Это и с одной стороны хорошо, с другой стороны просто великолепно. Плохо – я бы не говорил. Есть ограничения, связанные, безусловно, с логистикой: это прохождение таможенных процедур, но, в данном случае, это процедурные моменты, которые необходимо просто преодолевать.

Но с точки зрения возможностей, какие появляются: это торговля на международном рынке, это использование возможности всех видов логистики: это и море, и железная дорога, и авиа. Напомню, что калининградский порт является вообще-то единственным портом, не замерзающим в России на Балтике. Поэтому здесь и хорошее логистическое сопровождение, и железнодорожное сопровождение. Нас радует, что объем экономики растет, поэтому возникают, скажем, технические, технологические проблемы узких мест по транспорту по логистике. Мы очень хотим попасть на карту железнодорожного сообщения от Китая до Европы. Такие моменты, такие возможности Калининградская область тоже может дать.

И сегодня у нас есть пилотные проекты, когда за семь дней проходит железнодорожный состав на территорию Калининграда из Китая, перегружается на европейскую колею и состав дальше следует уже на территорию Европейского Союза. Поэтому здесь есть возможности и есть, скажем, вот в отношении проблем есть инфраструктурные ограничения, которые необходимо расшивать, в данном случае увеличивая… их увеличивать, с учетом увеличивающегося потребности на товаропередвижение. Да, мы активно экспортируем – без этого никак. Да, мы активно ввозим в Россию – без этого тоже никак. Но географическое положение позволяет экспортировать практически в любую страну в любой точке мира.

Александр Денисов: Да, Андрей, смотрите, тут же Китай опять нарисовывается. Мы говорили про конкуренцию со стороны Китая, выясняется, что при этом наш партнер. Всюду балансировать нужно. Про Китай не могу не спросить. Про Западную Европу еще поговорим. На прошлой неделе в рамках Великого… Нового транспортного шелкового пути должен был состояться такой торжественный… пройти торжественный момент, прийти груз из Китая в порт. Произошло это или нет? Просто мы не отследили там, пока не было известно по времени точно. Пытались снять это. Какие успехи в этом направлении?

Андрей Толмачев: Вы знаете, для нас это уже, наверное, обыденная история, когда.

Александр Денисов: Обыденная.

Андрей Толмачев: Когда грузы из Китая поступают на территорию Калининградской области, для нас это уже стандартная работа, поэтому какого-то шествия или там с флагами я, честно говоря, не помню, чтобы было что-то запланировано. Но еще раз повторюсь, у нас были в прошлом году, в том числе и пилотные поезда, которые проверяли возможность прохождения грузов из Китая на территорию Калининградской области, а дальше перемещение даже на паромы, и морем товар уходил в Германию. Такие успешные практики имеются, поэтому мы показали, что за семь дней груз может дойти из Китая в Калининград по железной дороге. По морю он уже ходит успешно.

У нас в вашем сюжете было упомянуто предприятие, группа компаний «Автотор», которая сегодня является одним из, наверное, крупнейших логистических операторов, в том числе и по комплектующим на автокомпоненты и из Китая в том числе, и из Европы. Поэтому используют как железнодорожный транспорт, так и морской транспорт. Еще раз повторюсь, это для нас уже стандартная работа.

Александр Денисов: То есть Великий шелковый путь можно переименовать. Великий рабочий шелковый путь уже в данный момент работает. Что касается Западной Европы. Вы упомянули, что беспошлинный ввоз существует, что там есть возможности для нас. Когда мы вывозим, с чем мы сталкиваемся? Вот Ленинградская область, когда вывозят в Финляндию, там даже агросектор какие-то джемы вывозит, знаете, из ягод продукцию. Как только они заняли более-менее приличную нишу на рынке, они тут же столкнулись с серьезными заградительными пошлинами. Грубо говоря, им дали по шляпке еще будь здоров, что пришлось обратно отъехать со своим товаром. Вы с таким не сталкивались в Прибалтике, в Польше, где-нибудь еще?

Андрей Толмачев: Вы знаете, говоря вот об этих моментах, в любом случае хочется сказать о справедливой конкуренции. И нас не пугает, что наши товары являются конкурентоспособными на, в том числе Европейском, рынке. Нас сильно радует ровно то, что Россия находится в режиме все-таки ВТО, поэтому каких-либо барьеров по отношению экспорта российской продукции на территорию европейского рынка в отношении экономических моделей мы не видим, а в отношении, безусловно, по сертификации, ну, это стандартная работа, которой просто нужно очень плотно эффективно заниматься.

Это действительно не тот режим обычной перепродажи или, точнее, поставки товаров на территорию России и из субъекта в субъект. Это все-таки экспортные поставки, которые имеют свою особенность, с которыми нужно комфортно работать. В отношении как раз экспорта, здесь уникальная экономическая модель работает, когда предприятие имеет возможность ввезти на территорию региона без уплаты таможенных пошлин, а потом готовый товар вывезти на территорию Европейского Союза, опять же без уплаты НДС и с сохранением нуля по таможенным пошлинам, за исключением экспортной пошлины, в случае, если она появляется в зависимости от вида продукции. В этой логике, как раз модель самая конкурентная.

Ольга Арсланова: Да, спасибо вам за интересный разговор. Андрей Толмачев, гендиректор Корпорации развития Калининградской области. Как раз о развитии промышленном развитии бизнеса мы говорили.

Александр Денисов: Да, и вот про «Автотор» мы, уже не раз зашла речь. И как раз на связи Дмитрий Александрович Чемакин, выходит на связь со студией, вице-президент, директор центра локализации «Автотор».

Ольга Арсланова: Крупнейшее автопредприятие в стране. Тоже, наверное, один из символов Калининградской области именно «Автотор». Дмитрий Александрович, здравствуйте.

Дмитрий Чемакин: Добрый день, коллеги, добрый день.

Александр Денисов: Дмитрий Александрович, про вас уже не однократно заходила речь в интервью с Андреем Толмачевым. Он рассказал, что вы из Китая что-то заводите. А что вы возите из Китая, вот любопытно, у меня сразу возникло… Мы как-то привыкли, что вы представители великой немецкой тройки все-таки. Китай тут ни при чем.

Дмитрий Чемакин: Ну, здесь надо понимать о том, что логистика мировая строится исходя из экономических потребностей. Китай одновременно выступает как логистическая территория, через которую идут перевалки грузов, так и, собственно говоря, поставщик китайской продукции. Мы используем территорию Китая больше как логистические возможности, хотя, безусловно, есть определенные поставки и китайской продукции. У нас в целом идет порядка с девяти стран мира поставки логистические. Это нормальная практика в автомобильном производстве.

Наши бренды, наши партнеры: KIA, Hyndai, BMW, полностью используют все возможности производств, которые есть на территории мира. И там, где это экономически целесообразно, оттуда и идут поставки, мы забираем продукцию, где нам удобнее, выгоднее. Ну, безусловно, гораздо выгоднее использовать территорию Российской Федерации и Калининградскую область. Здесь поставки более гарантированы и по срокам, и по качеству, и претензионные работы, такие случаи бывают, гораздо легче вести. Когда продукция производится на территории Российской Федерации. Поэтому программа локализации – это то, что является приоритетом «Автотора».

Ольга Арсланова: Правда ли то, что электромобили вы уже собираете?

Дмитрий Чемакин: Ну, говорить, что уже собираем, нет. Но мы объявили и начали инвестиции в проектирование, разработки, создание, испытание, сертификации электромобилей, да, автомобилей класса М-1. Мы планируем до 2023 года завершить эту работу. И первые автомобили в конце 2023 года вывести уже на, скажем так, практическое производство. И в 2024 году порядка 1-1,5 тысяч автомобилей произвести уже в совершенно практическом смысле, поставив их на рынок конкурентный. И дальше экономическая модель конечно во многом будет зависеть от мер поддержки, которые будут применяться в государстве и от предпочтения потребителей. Мы надеемся, что они будут использовать электромобили.

Ольга Арсланова: Да, тут на предпочтение цена очень сильно влияет. Можете примерно сориентировать? Это, я так понимаю, KIA, да, автомобили будут?

Дмитрий Чемакин: Нет. У нас различные разработки есть, в том числе мы проектируем и рассматриваем производство автомобиля собственного. Хотя, безусловно, в этой линейке будут и электромобили наших традиционных партнеров: KIA, Hyndai, BMW. Но мы не ставим себе задачу, только работать в партнерстве с… по брендам KIA, Hyndai, BMW. Мы рассматриваем и собственный бренд.

Ольга Арсланова: А так сколько будут стоить электромобили? Чтобы мы их могли выбрать.

Дмитрий Чемакин: Это вопрос, который для нас является принципиальным. Мы видим для себя экономическую планку верхнюю, я бы не хотел ее озвучивать, но понимаем о том, что выход категории М-1 электромобилей на рынок с существенно более высокими ценами, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания – это тупиковая ситуация. Поэтому это, прежде всего локализация, это, прежде всего удешевление всех непроизводственных издержек. Поэтому говорить о цене сегодня рано, это очевидно. Но очевидно, что те цены, которые сегодня сформированы на электромобили импортные, российский рынок не примет, и мы ставим задачу сделать цену существенно ниже, чем традиционные электромобили иностранного производства.

Александр Денисов: Дмитрий Александрович, в калининградских дворах часто можно увидеть – даже обычное жилье, не какое-то там элитное – часто ваши внедорожники премиум-класса. Это город так хорошо зарабатывает? Регион так стал хорошо зарабатывать?

Дмитрий Чемакин: Это же здорово. У нас на самом деле не только в Калининграде, наш объем, ну, в целом в двух словах, у нас работает порядка 3,5 тыс. человек. Оборот товарной продукции порядка 300 млрд. рублей в год и 2019 и 2020 год мы в районе 180 тыс. автомобилей производим. Нашу продукцию можно найти во многих дворах Российской Федерации, ближайших стран, наших соседей. И мы очень радуемся, что и калининградцы точно так же покупают эту продукцию. Мы стараемся поддержать этот спрос достаточно высокой заработной платой на предприятии. Она выше сложившейся средней по региону. За 2020 год это порядка 45 тыс. Мы ее индексируем в очередной раз. В общем, могу только порадоваться за калининградцев, которые используют продукцию «Автотор».

Александр Денисов: А про «Автотор» вот, когда писал материал, остановился вот, завис над клавиатурой, как писать: немецкое предприятие или уже российское? Все-таки мы знаем, собираете немецкие марки, как вас уже характеризовать можно?

Дмитрий Чемакин: Это 100% российское предприятие. Мы уникальны в том, что мы единственное российское предприятие, которое занимается и локализацией, и технологическим сотрудничеством с иностранными брендами. Мы контрактный сборщик с полностью 100% российское предприятие. Налоговая составляющая, рабочие силы мы берем на территории Российской Федерации, Калининградской области и, собственно говоря, это и наше преимущество и принципиальная позиция акционеров о том, что это российский бизнес. И в задачи, кроме производственных и коммерческих, мы точно так же ставим и задачи социального развития, прежде всего Калининградской области и, безусловно, в целом Российской Федерации.

Александр Денисов: А в чем интерес немцев тогда, чтобы понять? В чем интерес немцев? Они что нас хотели облагодетельствовать, подарив нам технологии, дав возможность собирать эти прекрасные автомобили?

Дмитрий Чемакин: Мы обеспечиваем качество, мы обеспечиваем цену, мы обеспечиваем своевременные поставки этой продукции на российский рынок BMW. Прямые поставки импортные – это и дороже, и сложнее, и тарифная политика Российской Федерации существенно вносит свои коррективы в цену готового изделия. Мы, при высоком уровне локализации, обеспечиваем более низкие издержки на поставку продукции на российский рынок и, безусловно, это идет прием технологий. Смотрите, все вот ребята, которые сегодня на экране, они или отучились, или периодически будут учиться, или учатся на территории заводов мировых брендов. Это уже технологическая локализация. Все инженерные кадры, которые у нас работают, регулярно проходят стажировки на мировых компаниях.

Ольга Арсланова: А вы не боитесь, что они там захотят остаться? Ну, во-первых, близко. А, во-вторых, все-таки рабочая сила у нас дешевле.

Дмитрий Чемакин: Ну, вы понимаете, кормить надо лучше, тогда не улетят – была когда-то такая реклама. Хотя, конечно, такой риск есть, поэтому мы дорожим коллективом. И достаточно большая социальная программа у нас. И мы считаем, что в части предоставления работы плюс социальная программа, мы достаточно конкурентные по сравнению со многими мировыми брендами, но и, конечно, культурная среда у тех наших коллег, которые работают на «Автоторе» – это прежде всего славянская, российская, и в Калининграде им гораздо комфортнее.

Александр Денисов: А немцы-то почему вас выбрали? По старой памяти, так сказать?

Ольга Арсланова: По старой памяти – это звучит угрожающе.

Дмитрий Чемакин: В следующем году будем праздновать 25-летие выпуска первого автомобиля. Концерн BMW наш традиционный пантер уже более 20 лет. Вы представляете, 20 лет мы работаем с этим партнером, и 20 лет концерн подтверждает уровень качества производства сборки на «Автоторе». Это уже надежное и уверенное партнерство, и выбор очевиден. Мы все любим, это очевидно, надо работать с надежными партнерами. Мы такой надежный партнер для тех брендов, с которыми мы работаем.

Александр Денисов: То есть тот пример, когда и русскому хорошо, и немцу тоже отлично, вот у вас там так получилось.

Дмитрий Чемакин: Ну, собственно говоря, да. Прежде всего, это хорошо экономике. Объем налогов, которые мы платим во все уровни бюджетов, который был бы гораздо меньше, и его бы просто не было, таких налогов как НДФЛ, налог на имущество, налог на прибыль. Это, прежде всего, в интересах Российской Федерации, поэтому та программа локализации, та программа поддержки автомобильной отрасли, она направлена не только на, скажем так, предоставление конечному потребителю продукции, но и на существенное, на детальное перенесение всех технологических процессов локализации на территорию Российской Федерации.

Александр Денисов: Да, Дмитрий Александрович.

Дмитрий Чемакин: Мы, прежде всего, видим это на территории Калининградской области.

Александр Денисов: Да. Дмитрий Александрович. Пожелания от автолюбителей. Ольга: «Я автолюбитель, локализуйтесь насколько, чтобы еще дешевле были ваши прекрасные внедорожники». Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Поддерживаю, да. Спасибо большое.

Александр Денисов: Дмитрий Чемакин вице-президент, директор центра локализации «Автотора» был у нас на связи.