«Левые» запчасти легализуют? Спрос на восстановленные детали автомобилей растет

Гости
Александр Пахомов
председатель правления Союза автосервисов

Ольга Арсланова: Кто-то назовет их «левыми», а на самом деле хоть иностранные, но наши – автосервисы готовятся к самостоятельному производству запчастей для иномарок. Выпуск таких деталей (без лицензии, конечно же) может одобрить правительство, переговоры с чиновниками об этом как раз сейчас начинаются.

Дмитрий Лысков: По нынешним временам инициатива актуальна как никогда. Автомобилисты уже столкнулись если не с дефицитом запчастей, то как минимум с резким подорожанием. Что нужно сделать, чтобы автосервисы импортозаместились? Обсудим прямо сейчас.

Ольга Арсланова: Да. С нами на связи Александр Пахомов, председатель правления Союза автосервисов. Александр Михайлович, здравствуйте.

Дмитрий Лысков: Александр Михайлович, здравствуйте.

Александр Пахомов: Здравствуйте, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вот мы, знаете, обыватели как себе представляют? Есть автозавод иностранный, который сейчас приостановлен, там есть люди, которые что-то умеют делать, но иностранцы всегда размещали у нас такое производство, которое им было выгодно, т. е. сборка по сути. Все остальное, даже станки, управляются или перенастраиваются чуть ли не из-за границы. И не очень понятно при этом, какие детали по каким технологиям мы сами способны собирать, сами делать, ведь мы никогда этим не занимались, по сути мы вот этот вот полуфабрикат просто оформляли.

Александр Пахомов: Ну да, конечно, все так и есть. Я хочу вам сказать, что несмотря на то, что действительно у нас совсем плохо дело обстояло с производством своих собственных автомобильных компонентов, у нас в отрасли, в авторемонтной отрасли среди примерно 50 тысяч действующих предприятий в стране было примерно 500 предприятий, которые мы называем ребилдерами. То есть это те компании, которые кроме того, что ремонтируют автомобили, они еще и имеют свое собственное небольшое машиностроительное производство, которое помогало им в первую очередь восстановить компоненты автомобилей. Поэтому у нас довольно много предприятий, которые умеют и восстанавливают для себя, ну или для своих партнеров, такие механизмы, как рулевые механизмы, коробки передач, стартеры, генераторы и все вот это вот прочее, такие агрегаты, которые, вообще-то говоря, производителями автомобилей были предназначены для этого восстановления.

До недавнего времени, в общем-то, такие агрегаторы предлагались к продаже в качестве запасных частей дилерами производителей автомобилей. Эти агрегаты восстанавливались за границей и продавались в качестве запасных частей нашими дилерами. Но постольку-поскольку сегодня такое же точно производство в небольших масштабах, но существует у нас в стране, наше предложение состояло в том, чтобы поддержать этих производителей, позволить им выпустить для внутреннего употребления в стране гораздо, в разы увеличивающийся объем вот этих вот восстановленных агрегатов. Вот, собственно говоря, с них мы начали. Еще...

Дмитрий Лысков: Александр Михайлович, ну подождите, вот я сразу уточню, извините, пожалуйста, что перебиваю...

Александр Пахомов: Давайте-давайте.

Дмитрий Лысков: Ну вот вы говорите, что есть определенное количество ребилдеров, которые этим занимались и ранее. Что же им мешает этим заниматься сейчас, спокойно зарабатывать, раскручиваться, может быть, увеличивать производство, раз сложилась такая ситуация?

Александр Пахомов: Совершенно правильно, это мы и просим помочь наше государство. Потому что инвестиции в увеличение объемов производства довольно существенные и предприятия самостоятельно сегодня эти инвестиции сделать не в состоянии.

Дмитрий Лысков: Хорошо, тогда давайте зайдем немножко с другой стороны. Можно вот попросить у вас обрисовать общую картину, что у нас на данный момент в стране с автозапчастями для иномарок? Вот, в частности, с Алтая пишут нам: «Автозапчасти подорожали в 2 и более раз», – по крайней мере, значит, не исчезли. А где-то пишут, что и исчезли из продажи уже автозапчасти. У нас сейчас нет поставка из-за рубежа?

Александр Пахомов: Да, совершенно правильно. Сегодня мы черпаем все те складские запасы, которые накопили длительное время. Сегодня я вам могу сказать, что довольно большой класс запчастей, такие как оригинальные запчасти, они стали практически недоступны для независимого рынка, потому что дилерские центры стали ограничивать поставки на независимый рынок. Это совершенно понятно, потому что притока к ним нет. Рост цены – это, скорее всего, ожидание плохого, это ажиотажный спрос, который породил вот этот вот рост цен.

Что будет дальше, трудно предположить. Мы ждем, что в течение полугода логистика каким-то образом наладится, появятся замещающие какие-то запасные части из Китая. Но в любом случае на 100% вряд ли будет этот спрос удовлетворен. И мы считаем, что необходимо, сейчас очень хороший случай, тогда, когда мы бы развивали свое собственное производство компонентов автомобильных и стали бы не хуже, чем Китай, производителем даже на внешний рынок.

Ольга Арсланова: Александр Михайлович, а в чем проблема? То есть это проблема материалов, проблема компетенций или проблема технологий? Вот, в частности, узнала о том, что от производителей иностранных будут требовать поделиться с нами технологиями или что-то в этом духе. А с чего вдруг они этим будут заниматься?

Дмитрий Лысков: Техдокументацией.

Ольга Арсланова: Почему они обязаны это делать? А если они этого не сделают, получается, что это будет по-настоящему «левые» детали, да, несертифицированные, непонятные. То есть как вообще это все решается?

Александр Пахомов: Давайте так. Сертификация – это в любом случае будет, потому что по техническому регламенту любое изделие для автомобилей обязано проходить сертификацию. Мы сегодня просим только Минпромторг эту сертификацию упростить относительно того, что есть, сделать такой, какой она была до 2014 года, для того чтобы быстрее выводить на рынок новых, даже иностранных производителей тоже быстрее выводить на рынок. Лицензирование – нет, вот еще раз подчеркну, тут слово «лицензия» повторяют – нет лицензирования в этой отрасли, государством не предусмотрено.

Ольга Арсланова: Так.

Александр Пахомов: Что касается документации, то да, во всех цивилизованных странах (подчеркиваю, во всех, включая ЮАР, Бразилию, Турцию, Корею, я уже не говорю о европейских странах) действует правило, которое называется там законом права на ремонт. То есть любой производитель, выводя на рынок сложное техническое изделие, обязан раскрыть для независимого рынка (независимого, подчеркиваю, не только для дилеров) три следующих важных пункта. Первый – это инструкции по ремонту и техническому обслуживанию тех изделий, которые продаются. Второй – документация для учебных организаций, чтобы готовить кадры. И третий – техническая документация для локальных изготовителей быстро изнашиваемых элементов, запасных частей и дополнительных устройств. Все это в этих странах действует уже 15 лет...

Дмитрий Лысков: А у нас такого нет?

Александр Пахомов: А у нас такое... Мы просим, уже 2 года просим Минпромторг ввести такое требование, по разным причинам его пока еще нет.

Дмитрий Лысков: Ну это действительно странно.

Вы знаете, у нас вот есть телефонный звонок, из Марий Эл Николай. Николай, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, добрый день.

Зритель: Здравствуйте.

Дмитрий Лысков: Вы в прямом эфире, рассказывайте.

Зритель: Я вот хочу узнать, как же вот собираются эти вот, ну запчасти выпускать у нас в России и как же это будет качество контролироваться. Не пойдут же «левые» запчасти потом к нам.

Дмитрий Лысков: Ну вот как раз мы сейчас и адресуем Александру Михайловичу ваш вопрос.

Александр Пахомов: Хорошо, да, я готов ответить.

Дмитрий Лысков: Кто будет проверять качество? Вот видите, мы сразу говорим про «левые» детали, сразу возникает впечатление, что это какой-то «левак», извините за тавтологию.

Александр Пахомов: Ну вот подождите. Во-первых, давайте определим, что такое «левые», я не очень понимаю, что такое «левые». Но я еще раз подчеркиваю: любая запасная часть, которая попадает на прилавки, на рынок наш внутренний, она проходит в обязательном порядке сертификацию в сертификационных центрах. Любая даже деталь, которая ввозится из-за границы, она тоже проходит сертификацию. Никто не говорит, что этой сертификации не будет, понимаете.

Мы не возражаем против того, чтобы... Нам почему-то приписали вот это «левое», нам почему-то говорят, что мы не хотим сертифицироваться. Это все термины, которые, наверное, недоброжелатели, которые не хотят развития нашего компонентного производства в стране, придумали, вот иного я не могу ничего сказать.

Дмитрий Лысков: Понятно. Ну вот из Омска нам пишут: «У кого иномарки, у всех нас проблемы с запчастями будут», – подпись «пенсионер».

Александр Пахомов: Будут.

Дмитрий Лысков: Я боюсь, что у нас сейчас все автомобили в той или иной степени иномарки, потому что даже «ВАЗ» входит в концерн Renault-Nissan, ну что уж тут попишешь-то.

Александр Пахомов: Абсолютно верно.

Дмитрий Лысков: Александр Михайлович, очень коротко – какие запчасти можно вот так производить, какие не получится?

Александр Пахомов: Ну вот смотрите, во-первых...

Дмитрий Лысков: У нас минутка.

Александр Пахомов: ...возможно восстанавливать и выпускать на рынок восстановленные компоненты, такие как рулевые механизмы, стартеры, генераторы, блоки цилиндров, гильзы цилиндров, клапанные втулки, седла клапанов (это я вам называю уже то, что производится сегодня), автоматические коробки восстановленные... Все это подготовлено уже к производству.

Дмитрий Лысков: Александр Михайлович, спасибо большое.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Дмитрий Лысков: Александр Пахомов, председатель правления Союза автосервисов, был с нами на прямой видеосвязи.

Ольга Арсланова: А мы скоро вернемся, это программа «ОТРажение». Впереди новости. До встречи.