Александр Теслер: Когда хобби превращается в работу - это начало самореализации

Петр Кузнецов: Итак, судя по ВЦИОМ россиян увлекает рисование, вязание, шитье, да и по нашему опросу это тоже заметно. В общем, все то, что связано каким-то образом с руками. Вот последние исследования показывают, что процесс создания чего-либо своими руками, неважно, что, очень полезен для психического здоровья. Состояние, в которое человек входит во время таких занятий сравнивают даже медитацией.

Как правильное увлечение помогает улучшить самочувствие? Об этом и не только мы поговорим с нашим экспертом. Это Александр Теслер, он психиатр и академик Российской академии медико-технических наук.

Мария Карпова: Александр Оскарович, здравствуйте!

Александр Теслер: Доброе утро!

Мария Карпова: Вот считается, что хобби – я это прочитала прямо сегодня с утра – способствует развитию личности. Каким образом?

Александр Теслер: Несомненно. Во-первых, хобби – это одна из ипостасей личности. Дело в том, что человек чем-то интересуется, чем-то непосредственно несвязанным с его жизнью, с его работой. Это говорит о том, что у человека очень широкий кругозор. И хобби – как раз то занятие, которое доставляет человеку радость, которое доставляет человеку положительные эмоции. Хобби, кстати, может перерастать в дело всей жизни, хобби может давать возможность отвлекаться от жизненной рутины и реализовать человеку свой потенциал.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, Александр Оскарович, а когда хобби превращается в работу, в настоящую, – это все, конец хобби или конец работе? Или нет, вряд ли конец работе, да? Это, наоборот, работа с удовольствием.

Александр Теслер: Я думаю, это, скорее, начало самореализации.

Мария Карпова: Что может хобби сказать про характер человека? Считается, что если люди, например, работают в офисе, то хобби у них должно быть каким-нибудь активным времяпрепровождением. Или наоборот? Это так или необязательно?

Александр Теслер: Необязательно. Если человек ходит в команде в горы, это говорит о том, что все-таки он коммуникабельный персонаж. Если человек занимается вытачиванием деревянных игрушек на токарном станке, работая при этом руководителем какой-то научной группы, это говорит о том, что ему хочется отвлечься, переключиться, почувствовать запах стружки, когда ты что-то делаешь в своей мастерской. По-разному поводу. Хобби – это не основное занятие.

Петр Кузнецов: Это безусловно, оно и не должно быть таким. Странные хобби, вот откровенно, по ним специалист вроде вас может что-то сказать о человеке? Отклонения, предрасположенности какие-то? Например, взрослый богатый серьезный бизнесмен, а коллекционирует плюшевых мишек.

Александр Теслер: Да бога ради. Особы королевской крови коллекционируют плюшевых мишек, их из-за этого называют «сексуальные извращенцы». Ну разные бывают плюшевые мишки. Для чего коллекционируешь плюшевых мишек? Я бы сказал даже «как это оценивают окружающие?», ведь очень много зависит от оценки окружающих. Потому что у человека есть хобби, хобби доставляет ему радость, а родным и близким это не нравится, потому что это, в общем-то, трата какого-то финансового ресурса семейного или времени, которое, считается, отвлечено от семьи, от выбивания ковров на снегу по субботам. Так что это зависит от отношения.

Мария Карпова: Давайте дадим слово нашей телезрительнице Наталье из Екатеринбурга. Наталья, здравствуйте!

Зритель: Здравствуйте! Екатеринбург – у нас же уникальный город, Урал, поэтому у нас достаточно много людей коллекционируют камни уральские. Потихоньку, с детства, никаких редкостей нет, просто наши уральские камни. И вот вы знаете, в комнату входишь – уральские камни, в гости приходишь – у людей книги и камни. А еще я коллекционирую фигурки из селенита. Это только уральский камень. Он солнечный, как бы янтарный, только на Урале.

Мария Карпова: Из какого камня?

Зритель: Селенит. Камень называется селенит, он уральский камень, только в Свердловской области. Он не ценный, но фигурки из него, как из солнца, как будто из янтаря, такой очень простой уральский камень. Еще коллекционирую фигурки из оникса, у меня уже их 40 штук. Так потихонечку с пенсии...

Петр Кузнецов: Места-то хватает? Или у вас отдельно помещение?

Зритель: Хватает, хватает. Одна полка под ониксом, одна под селенитом, две – под камнями вместе с книгами. Входишь в комнату – вот вам и здоровье, вот вам и настроение.

Петр Кузнецов: Ну да, и результаты видите.

Мария Карпова: Спасибо большое, Наталья!

Петр Кузнецов: Спасибо большое!

Мария Карпова: Александр Оскарович, как раз вот Петя спросил про «хватает ли места в квартире на свое хобби», хотела спросить: как не впасть в зависимость от своего увлечения? Когда уже хобби становится не в радость, когда ты уже занимаешься в ущерб себе?

Александр Теслер: Хобби – это всегда зависимость, потому что родные и близкие считают, что совершенно незачем держать в квартире 6000 книг, а человек, который собирает эти книги, он вкушает восторги. Коллекционировать камни на Урале – это вещь хорошая, тем более последние шахты селенита, по-моему, уже закрыли, это скоро будет редкостью. Хотя на Урале есть разные камни, и некоторые попадают под криминальную статью.

Мария Карпова: Не пугайте нашу телезрительницу.

Александр Теслер: Я не пугаю, они лучше нас это все знают.

Петр Кузнецов: Александр Оскарович, у нас на СМС-портале давайте разберем еще несколько примеров хобби. Такие не совсем очевидные. Вот нам люди пишут: «Мое хобби, - написали из какого-то региона, Сергей написал, Свердловская область, кстати, снова – хобби – быть счастливым». Кто-то написал: «Мое хобби – лежать на диване». Знаете, такие абстрактные вещи или совершенно неочевидные. Вот какое хобби – лежать на диване? Что это за увлечения? Как это можно трактовать? Увлечение ли это и почему? Просто у человека нет других увлечений, он хотя бы за что-то цепляется? Нужно же обозначить при этом, что ты чем-то увлекаешься.

Александр Теслер: Вы знаете, каждого человека по жизни сопровождает сюжет какой-то сказки: кого-то сопровождает сюжет «по щучьему велению», и хочется по всему миру ездить на печи, и, в общем, занимать такую созерцательную позицию. У кого-то это «малахитовая шкатулка», кстати, об уральских камнях. Разные сюжеты: кто-то самоотреченный, кто-то берет лыжные палки и занимается скандинавской ходьбой, уходит от домашних конфликтов, от выяснения отношений. Приходят домой, отдохнувши, отравившимися свежим воздухом. Так что хобби – это зачастую еще инструмент переключения.

Иногда хобби переходит, действительно, из увлечений в разряд дела твоей жизни: это коллекционеры, филуменисты, филокартисты, библиофилы те же, которые радуются новой купленной книге – родные и близкие считают, что книги занимают их жизненное пространство, и домашняя пыль вызывает у них аллергию. Ну никогда нельзя договориться до конца, но, самое главное, это все-таки жить в мире, и давать возможность каждому иметь свое личное пространство, и заниматься любимым делом.

Петр Кузнецов: Да, не давить в человеке этот позыв, это призвание, это увлечение. Окружающим с пониманием относиться. Но в меру, конечно. Давайте Тамару послушаем, наши телезрители на связи.

Мария Карпова: Тоже из Екатеринбурга?

Петр Кузнецов: Напоминаем: 8-800-222-00-14.

Мария Карпова: А нас смотрят только в Екатеринбурге?

Петр Кузнецов: Вот камни животворящие что делают. Здравствуйте! Тамара? У вас есть хобби? Рассказывайте.

Зритель: Да, хобби – это смысл жизни моей. Мне 66 лет, и я работала долгое время сельским киномехаником в населенных пунктах. С молодости увлекалась пением, и жизнь моя меня привела в клуб, и закончила я методистом. Но коллекционирую я с молодости частушки, – все пошло от мамы моей, певицы – частушки и старинные песни записываю.

Петр Кузнецов: Спасибо! Молодец вы, спасибо! То есть вот так, всю жизнь, можно сказать.

Мария Карпова: Из Нижегородской области нам написали очень необычное хобби, я даже подумала, что я тоже могла б этим заниматься: «20 лет переписываю СМС из телефона, потом читаю, приятно вспомнить». Александр Оскарович, скажите, отсутствие хобби – это норма? Но вот человек только на работу ходит, приходит домой, ложится спать.

Александр Теслер: Вы знаете, если увлечены работой, то отсутствие хобби – это норма. Потому что просто нет необходимости переключаться, если человек любит свою работу, если она дает ему драйв. Здесь приятное сочетание работы, возможности заработка, возможности самореализации и хобби. Тем более в работе всегда можно найти какую-нибудь ипостась, новую грань. Коллекционировать частушки – это тоже очень нужное дело. Есть люди, фольклористы, которые на это положили всю свою жизнь и пишут диссертации, действительно сохраняют такой потрясающий народный пласт. Любое коллекционирование – это здорово!

Петр Кузнецов: Спасибо! Александр Оскарович, а есть еще хобби к психиатру ходить, я знаю. Спасибо большое!

Александр Теслер, психиатр, академик Российской академии медико-технических наук. Некоторые ваши увлечения вместе со специалистом разобрали.