Назгуль Шамаева: Даже с засидевшимися гостями хозяйка должна держаться до конца. Как крепость
Мария Карпова: Хочу показать пример непрошенного гостя, давайте посмотрим небольшой фрагмент. Это опоссум, кстати, если кто не знал, а заглянул он на один из матчей Бразильской Лиги. Он точно не испытывает чувства неловкости, а вот мы давайте постараемся такого избежать. Все про этикет нам расскажет директор детского и подросткового направления Австрийской школы этикета Назгуль Шамаева.
Петр Кузнецов: Эка ты через опоссума-то!
Мария Карпова: А вот, очень хотелось мне этого опоссума как-то показать. Назгуль, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Назгуль, здравствуйте.
Назгуль Шамаева: Здравствуйте, Мария, Петр. Здравствуйте, уважаемые телезрители.
Петр Кузнецов: По этикету.
Мария Карпова: Вот сразу чувствуется вежливый человек.
Назгуль Шамаева: Спасибо.
Мария Карпова: Назгуль, скажите, ну вот пока мы еще не дошли до гостей, начнем с самого начала. Можно как-то прилично напроситься в гости , если нас туда не звали?
Назгуль Шамаева: Благодарю за вопрос. Мария, вы знаете… Разрешите сначала выразить вам искреннее восхищение за приглашение, позвольте ответить на этот вопрос: скорее всего это будет неуместно – напрашиваться в гости, поскольку всегда мы ждем приглашения.
Мария Карпова: То есть позвонить, сказать: «Буду у тебя через 2 часа, встречай», – тоже наверно невежливо?
Петр Кузнецов: И даже намеком издалека как-то, не напрямую.
Назгуль Шамаева: Да, Петр, совершенно верно. Поскольку незваные гости они всегда, правильно, вот как данный опоссум.
Петр Кузнецов: Ой, какой я неэти-ичны-ый.
Мария Карпова: А ты можешь позвонить, да, и сказать «буду через пол-часа»?
Петр Кузнецов: Ну я тут недалеко.
Мария Карпова: «Да я тут недалеко, можно зайду?» Ну видишь, все неверно. Так делать нельзя. А за какой отрезок времени нужно предупредить, если вы задерживаетесь или вообще не придете?
Назгуль Шамаева: Хороший вопрос. Конечно, мы не опаздываем и даже к любимым друзьям, к родителям…
Мария Карпова: А как считается, что 10-15 минут – это вежливо опаздывать.
Петр Кузнецов: Не перебивай, Маша.
Назгуль Шамаева: Да, конечно, конечно, Мария. 10-15 минут мы можем опоздать, но единственное – нам надо предупредить, и лучше позвонить, чем написать.
Петр Кузнецов: Назгуль, еще один очень важный момент. Я думаю, что всем сейчас это будет полезно знать. Как правильно намекнуть гостям засидевшимся, что им уже пора домой?
Назгуль Шамаева: Хороший вопрос. Эти так называемые засидевшиеся, правильно Петр выразились, – это близкие наши родственники, это наши друзья. Есть так называемые, наверно, интеллигентные методы косвенного воздействия – это неспешная беседа, может быть это некая жалоба на усталость, например, или ранний подъем завтра.
Но, как бы то ни было, хозяйка все равно должна держаться до конца, знаете, как крепость. Поэтому я всегда говорю слушателям: «Дорогие гости, не заставляйте хозяев радоваться дважды – первый раз, когда вы приходите, а второй раз – когда вы уходите».
Петр Кузнецов: Ну Петр уже сел за стол как не очень приличный гость, я все-таки хочу еще вернуться на несколько минут назад. Вот эти знаменитые тапочки, которые особенно, мне кажется, в нашей стране любят всем гостям выдавать – это вежливо или это невежливо? Гости должны может быть в своей обуви оставаться? Или все-таки мы должны их обеспечить какой-то гостевой обувью?
Назгуль Шамаева: Мария, благодарю вас. Конечно, мы можем позволить гостям не разуваться. По этикету все-таки мы не предлагаем тапочки. Если есть, если, например у нас дача, то скорее всего мы здесь предложим одинаковые эстетичные и гигиенические тапочки. Но по этикету также можно оговорить заранее с гостями сменную обувь.
Петр Кузнецов: Еще один важный момент, если позволите: как вежливо отказаться от гостей? Вот меня пригласили (я социопат, социофоб, неважно), а я не хочу. Вот не могу – это другое, здесь понятно, здесь проще списать на какие-то обстоятельства. Вот не хочу, как мне отказать?
Назгуль Шамаева: Вы знаете, Петр, благодарю вас за вопрос, конечно, мы можем только… У нас есть две причины отказа: это если нас уже пригласили куда-либо, или, например, нас, например, пригласили и… понимаете, здесь мы не можем отказать, поскольку, вы знаете, только 2 раза могут пригласить, а в третий уже раз – задуматься, приглашать вас или нет. Поэтому скорее всего не стоит отказываться от приема гостей. Если только у вас отпуск или уже запланированная поездка, или вас уже куда-либо пригласили.
Мария Карпова: Нужно ли идти в гости с каким-то гостинцем?
Назгуль Шамаева: Да, Мария, конечно, мы всегда берем с собой что-нибудь из угощений, например, торт, например, печенье. Но с пустыми руками по этикету в гости не ходят, как и без приглашения.
Мария Карпова: Спасибо большое, Назгуль.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Мария Карпова: Назгуль Шамаева была с нами на связи, директор детского и подросткового направления Австрийской школы этикета. Петя даже выпрямил спину, когда мы говорили с Назгуль. Спрашивали вас весь час: «Гостеприимный ли вы человек?» 38% ответили, что да, гостеприимный человек, нет – 62%. Я, честно говоря, думала, что результат будет другой.
Петр Кузнецов: Ну ничего плохого в этом нет на самом деле, не переживайте. Нет так нет.
Мария Карпова: Нет так нет.
Петр Кузнецов: Мария, я благодарю вас за проведенный этот эфирный час первый, благодарю всех наших телезрителей, а также хочу их с таким же воодушевлением и добротой пригласить во второй час. Милости просим через 3 минуты. Благодарю вас еще раз за то, что вы остаетесь с нами, спасибо вам большое, благодарю вас.