Александр Самойленко: Между моржеванием и закаливанием – целая пропасть!

Гости
Александр Самойленко
врач лечебной физкультуры

Мария Карпова: Это Оймякон, – 57 °С – самое время устроить заплывы в реке. Вот еще парочка зарисовок.

Петр Кузнецов: Ты хотела меня удивить?

Мария Карпова: Да, хотела.

Петр Кузнецов: Ну, видал я такого.

Мария Карпова: Считается, что если регулярно закаляться, можно повысить не только устойчивость к холоду, что очень кстати при такой-то погоде, но и иммунитет. Якобы короткий стресс стимулирует защитные процессы в организме и увеличивает его устойчивость к заболеваниям.

Так ли это на самом деле и стоит ли вообще закаляться? Об этом расскажет Александр Самойленко, врач лечебной физкультуры, врач-травматолог. Александр Дмитриевич, здравствуйте!

Петр Кузнецов: Здравствуйте!

Александр Самойленко: Здравствуйте!

Мария Карпова: Александр Дмитриевич, во-первых, вот то, что мы только что видели – это полезно вообще?

Александр Самойленко: Да. Кстати, показали и прорубь мою, 20-метровую, где я купаюсь там.

Мария Карпова: Серьезно?! Хорошо, вот если я неподготовленный человек, сейчас пойду и кинусь туда в прорубь, скорее же всего я заболею?

Александр Самойленко: Нет. В большинстве случаев это пройдет в комфортном режиме для организма. Маленький стресс только как бы подталкивает защитные силы организма и усиливает их.

Мария Карпова: А в общем, как правильно закаляться?

Александр Самойленко: Правильно закаляться нужно в комфортных условиях. Всегда нужно продумать свои действия наперед: халатик, обувь комфортная, коврик под ножки и т.д. И если часть с собой возьмете – хуже не будет.

Мария Карпова: Но это мы говорим, если в прорубь сразу окунаться.

Александр Самойленко: Да, да.

Мария Карпова: Но можно же, наверное, и в домашних условиях: холодный душ?

Александр Самойленко: Можно. Между моржеванием и закаливанием в принципе, целая пропасть. Простых закаливающих процедур очень много: загорание и на солнце, и на ветру, и вот как здесь на картинке показано облиться из ведра – это легкий режим, подготовительный режим, укрепляющий режим.

Моржевание, т.е. окунание в воде – это уже следующий этап, следующий уровень возможностей человека. Этим больше занимаются молодые, крепкие, уже сами по себе люди. Понимаете?

Петр Кузнецов: Александр Дмитриевич, вот давайте на моем примере. Никогда этим не занимался, вот с чего, с обтираний мне начать? С контрастного душа, чтобы просто подготовить себя? Даже если я и не собираюсь окунаться. Допустим, я понял, что закаливание – это всегда здоровье, иммунитет всегда крепок. С чего мне начать?

Александр Самойленко: Вообще нужно сразу определить свой статус, статус здоровья. Как часто вы болеете, как часто вы простываете и т.д. И тогда уже в соответствии с этим готовим программу. Во-вторых, жировая прослойка защитная: три см, один или ее вообще нет.

Петр Кузнецов: Я сам измерю ее?

Мария Карпова: Линейкой.

Александр Самойленко: Нет, пальчиком, пальчиками. Ну на глаз перед зеркалом посмотрели. И мы уже понимаем, как с вами работать, т.е. я как консультант. Допустим, люди приходят на моржовку, спрашивают: «Нам можно или нет?». Вот исходя вот из этих...

Петр Кузнецов: То есть с врачом все равно надо посоветоваться? Даже если я в домашних условиях собираюсь, да, вот контрастный душ: горячий, холодный, горячий, холодный. Все равно посоветоваться перед этим?

Александр Самойленко: Конечно, желательно. Или с инструктором по закаливанию – там уже опытный товарищ, практик.

Петр Кузнецов: Просто вы начали-то с того, что вот Мария говорит: «Если я сейчас вот кинусь?» Вы говорите: «Ничего не произойдет». Она же без подготовки кинется.

Александр Самойленко: Ну, это метод стрессотерапии, который благотворно влияет. Одно дело, когда вы каждый день будете кидаться – будет перегруз.

Петр Кузнецов: А, понятно. Все, понятно, да.

Александр Самойленко: А раз в неделю, раз в две недельки – все пройдет комфортно. В комфортных условиях без последствий.

Мария Карпова: Нужно ли до того, как человек решил и до того, как он начнет закаляться, нужно ли выяснить, есть ли хронические заболевания какие-то? В каком случае нельзя заниматься закаливанием?

Александр Самойленко: Список ограничений очень большой. Но это все из области клинических уже отклонений в здоровье. А так да в общем-то практически каждый может. Но у каждого своя дозировка. И у каждого своя частота процедур. Понимаете?

Мария Карпова: Как это работает чисто технически? Как организм повышает, усиливает свой иммунитет при закаливании?

Александр Самойленко: Интенсивная реакция организма приводит к притоку крови к поверхностным слоям, и организм работает, условно говоря, как гармошечка: сосуды расширились, сосуды сузились.

И когда мы с определенной периодичностью делаем, с одной стороны, происходит очищение организма: когда вы окунетесь в ледяной воде, особенно толстяки и встанут в кучку – рядом стоять невозможно, такой выхлоп аммиака и других шлаков. Прямо это слышно. То есть это очень мощная очистительная процедура.

Мария Карпова: А люди с жировой прослойкой больше, чем несколько сантиметров, они худеют от таких процедур, как моржевание?

Александр Самойленко: Да. Уплотняется жир. Если он вначале рыхлый, то потом, как у медведя, как у тюленя становится плотным, не рыхлым, а плотным.

Мария Карпова: Так тогда они от него никогда не избавятся от этого плотного жира.

Александр Самойленко: Да, может быть, и не избавятся, потому что это защита, организм не захочет терять его сильно; но уплотнение. Вы ж плаваете – это нагрузка! Это нагрузка хорошая. И такие систематические воздействия – это как вы зарядку делаете. Человек, не занимающийся спортом, не делающий зарядку – это один тип человека, а делающий – другой.

Мария Карпова: Все-таки, если человек не подозревает о каких-то сердечно-сосудистых заболеваниях у себя, если он нырнет в холодную прорубь, с ним ничего не случится?

Александр Самойленко: Даже у здоровых людей мы измеряем давление и перепад давления колоссальный: давление до, в естественных условиях, и давление после – это скачок такой процентов минимум на 30. А у людей с ослабленным здоровьем – будет на 50%. Естественно, скажем: «Вы что? Это ж...» Значит, две-три недели отдыхай, больше нельзя заходить.

Мария Карпова: Ну, то есть все равно надо проконсультироваться со специалистом? Я к этому веду, что все-таки нужно очень осторожно.

Александр Самойленко: Конечно. И контроль такой, если уже вы замечали за собой какие-то перепады и т.д., то в этих условиях они только усилятся.

Мария Карпова: В том числе и в бане мы же понимаем, что это тоже такая нагрузка для организма: после бани – в холодную прорубь. Это тоже закаливает?

Александр Самойленко: Конечно! Да и очень хорошо. И укрепляет. Здоровому добавляет здоровья, но у кого-то может и отнять, если глупо подойти без каких-то полезных рекомендаций.

Петр Кузнецов: Давайте послушаем, Валентин, а то замерзнет наш телезритель, он давно уже ждет. Валентин, здравствуйте!

Зритель: Здравствуйте! Мне 61 год, Улан-Удэ. Раньше я был поморозником, надоело мне мерзнуть, и потом я начал закаляться: обливаться холодной водой дома выше колен, сперва месяц, потом выше пояса – месяц, выше плеч – месяц, потом с головой. Обливаюсь я уже три года. И с этой осени начал ходить на речку, хожу по сей день. Сейчас прорубь сделаю и ныряю в проруби.

Петр Кузнецов: Класс! И за все это время ни разу не болели?

Зритель: Нет, ни разу не болел я за это время. Хотя у меня диабет 1-го типа. При этом есть такие, как бы сказать, но от всего избавился.

Петр Кузнецов: Спасибо! А вот, кстати, пишут: «Если закаляться, то не стоит и прививаться».

Александр Дмитриевич?

Александр Самойленко: Я готов с этим согласиться. Я тоже не прививаюсь.

Мария Карпова: А как прокомментируете то, что сказал Валентин наш телезритель, правильно ли он закалялся? Правильный способ это был, вот потихоньку?

Александр Самойленко: Первый этап у него прошел абсолютно грамотно. Как и все люди, он интуитивно слушал организм. Но сейчас, получив положительные эмоции, он хочет ходить чуть ли не каждый день, как на зарядку – это перебор.

Рекомендации серьезных ученых, изучавших опыт ... по закаливанию и по общему восприятию холода, рекомендации ученых – не более трех раз в неделю, чтобы не истощать защитные силы организма.

Мария Карпова: Детям стоит закаляться?

Александр Самойленко: Да. Обязательно.

Петр Кузнецов: А вот еще из Архангельска по поводу того, что: «я нырну и ничего не произойдет; как же тогда неподготовленные люди попадая в холодную воду получают переохлаждение?» Есть такие случаи, конечно.

Александр Самойленко: Есть. Но это пребывание больше 10 минут, а то и больше 20 минут – это уже, конечно, это уже тяжелая нагрузка.

Петр Кузнецов: Смотря на сколько минут, да.

Мария Карпова: Спасибо большое, Александр Дмитриевич! Александр Самойленко был сегодня с нами в студии, врач лечебной физкультуры.