Хочу открыть свое дело!

Гости
Сергей Сухотин
эксперт Московского отделения «Опоры России», основатель международной сети салонов красоты
Игорь Строганов
кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Тамара Шорникова: Вот еще одна хорошая возможность разбогатеть, наверное…

Виталий Млечин: Да.

Тамара Шорникова: …об этом мечтают многие и хотят стать бизнесменами. По данным свежего опроса, 62% россиян подумывают, собственно, об открытии своего дела. Самой популярной оказалась сфера дизайна и творчества, меньше всего желающих зарабатывать на коммерческой основе в медицине и образовании.

Виталий Млечин: Ну, 6% опрошенных хотели бы открыть свой IT-бизнес, 5% – заняться транспортом и логистикой, чуть меньше – строительством и рекламой.

Выгодно ли сегодня быть бизнесменом в нашей стране? Если вы попробовали или пробуете, расскажите о плюсах и минусах. А если только хотите открыть свое дело, то тоже расскажите нам, пожалуйста, в какой сфере, что вас интересует. И еще один важный вопрос: сколько вы хотите зарабатывать? Каких доходов вы ждете от предпринимательской деятельности? Об этом тоже нам обязательно расскажите. Напомним, как с нами связаться: 8-800-222-00-14 – бесплатный номер прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Пишите нам и звоните.

Тамара Шорникова: А еще любопытно, каким капиталом готовы пожертвовать…

Виталий Млечин: Рискнуть.

Тамара Шорникова: …рискнуть, чтобы стартануть. Интересно, сойдутся ли ваши ожидания или ваши прогнозы с мнениями экспертов, достаточно ли этого будет.

Виталий Млечин: Да.

Тамара Шорникова: Игорь Строганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Игорь Строганов: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Виталий Млечин: О чем говорят эти цифры? 62% желающих открыть свой бизнес – это много или мало?

Тамара Шорникова: Мы страна мечтателей, ха-ха?

Игорь Строганов: Давайте начнем с того, что на самом деле они не говорят о чем-то серьезном ровно по той простой причине, что такого рода опросы не означают, что люди реально пойдут заниматься бизнесом. Есть такой момент, как социально одобренные вещи, то есть много лет нам утверждают, что предпринимательство – это здорово, это модно, это круто, вот смотрите, там Джобс, там еще кто-то, Маски и прочие предприниматели, вот они добились своего. И вот эта вот тема «добились своего», что мы стали воспринимать предпринимательство как социально одобренную и хорошую профессию, и чем больше об этом говорят, тем больше людей представляет, что в принципе этим можно заняться и стать кем-то, то есть добиться чего-то. И мне кажется, что такие цифры больше отражают то, что в обществе наконец это услышали и вроде как задумались: а наверное, это действительно можно чем-то заняться либо это интересно.

Тамара Шорникова: А зачем (извини, Виталий) мы такой образ предпринимателя у нас в стране создаем? Я объясню. Наверное, уже года два в моей среде все, абсолютно все говорят об инвестировании.

Игорь Строганов: Ага.

Тамара Шорникова: Это как раз вот такой, я не знаю, хороший тон иметь свой счет и т. д. Ну, мало кто что инвестирует, но как минимум открыть его нужно.

Виталий Млечин: Ха-ха.

Игорь Строганов: Да, да.

Тамара Шорникова: Но вот буквально недавно уже всерьез озаботились в Центробанке, в правительстве – а это действительно хорошо, что у нас так много инвесторов? Начали вводить ранги, фильтры, какие-то тесты для людей, которые хотят самостоятельно куда-то свои деньги вкладывать.

Игорь Строганов: Ага.

Тамара Шорникова: Бизнес – это, в общем-то, тоже такая рулетка и инвестирование.

Игорь Строганов: Да.

Тамара Шорникова: При этом мы понимаем, что огромное количество людей у нас без разбора берет кредиты, не всегда понимает, какие условия…

Игорь Строганов: Финансовая грамотность минимальная, согласен.

Тамара Шорникова: …по той или иной карточке кредитной, что в принципе есть какие-то комиссии, если ты снимаешь наличку, и т. д.

Игорь Строганов: Да.

Тамара Шорникова: При этом вот такой образ предпринимателя. Может быть, тоже жесткий фильтр вводить и объяснять, что не все так просто, вы можете потерять деньги?

Игорь Строганов: М-м-м… Когда что-то происходит, это кому-то выгодно всегда. То есть, в общем, старый римский принцип «ищите кому выгодно», он всегда здесь работает. Я бы сказал просто, вами описанная тема инвестирования – а кому она выгодна? А тем, кто на этом зарабатывает. Потому что давайте так, я немножко цинично скажу, но 99% тех, кто инвестируют, они деньги просто теряют. На их деньгах кормится тот процент, кто в этой теме зарабатывает, который на самом деле реально получает миллионы денег и, в общем, себя прекрасно чувствует.

То же самое в предпринимательстве. По большому счету, предпринимательство – это такого рода кормушка, вокруг которой очень много инфраструктуры. Это госпомощь, которая доступна в разных регионах. Это инфраструктура. Это, в конце концов, деньги, которые люди инвестируют в это, их потеряют, но эти деньги уже уйдут в рынок, а соответственно, кому-то принесут какие-то приятные ощущения как минимум, это раз.

С другой стороны, действительно государство эту тему достаточно много лет давит, потому что государству нужно, чтобы люди уходили из тени, нужно, чтобы они платили налоги, и чтобы, в общем-то, люди были заняты. По той простой причине, что XX век – это век больших трудовых армий, это век больших армий реальных солдат, и люди были заняты, людей было меньше. А мы с вами живем в обществе и в эпоху, когда такого количества людей просто не нужно. У нас нет такого количества рабочих мест, у нас нет таких крупных инфраструктурных проектов, как в Советском Союзе. У нас в принципе особенно, вот так вот если взять глобально, заниматься-то нечем.

И средний человек, вот он закончил очередной миллионный вуз, очередной управленец – а чем он будет заниматься? Его никто не ждет с распростертыми объятиями. И государство говорит: «Займись предпринимательством. Ты самореализуешься, ты сможешь зарабатывать деньги. Плюс, если ты зарабатываешь деньги, ты вкладываешься в экономику потребления, в общем-то, ты не сидишь без дела, ты не безработный». И, мне кажется, с двух сторон здесь идет работа, что, с одной стороны, государству это выгодно, что люди заняты делом, ну и платят налоги, а с другой стороны, вся вот эта инфраструктура вокруг тоже радостно ждет, говорит: «Ну давайте, принесите нам денежки наконец-то».

Виталий Млечин: Послушаем Наталью из Ленинградской области. Наталья, здравствуйте. Вы хотите заниматься бизнесом или уже занимаетесь?

Зритель: Здравствуйте. Я в бизнесе с 2000 года.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: По… розничной торговле, вот недавно вошла в гостиничный бизнес. На мой взгляд, нынешний бизнес – «заплати налоги и спи спокойно». Если кто-то хочет работать совершенно бесплатно, но зная, что он предприниматель, – вперед. Нынешние времена – это как раз такие.

Виталий Млечин: А вот только что пришло нам сообщение из Белгородской области: «Средний и мелкий бизнес в России – это утопия, задушат поборами и налогами». Вот как бизнесмен скажите нам, так это или нет?

Зритель: Именно так.

Виталий Млечин: Ага.

Зритель: Придумывается все что угодно, чтобы платили: платите за налоги, платите за лицензии, платите за то, платите за се. Остается практически минимальная зарплата.

Тамара Шорникова: Наталья, и тем не менее вы уже 11 лет в бизнесе и по-прежнему называете себя предпринимателем. Ну, было бы так туго, наверное, ушли бы из этого дела?

Зритель: Я 21 год в бизнесе.

Тамара Шорникова: Да-да-да, простите, 20.

Зритель: Просто в моем возрасте куда меня возьмут?

Тамара Шорникова: Ага.

Виталий Млечин: Понятно…

Зритель: Кроме этого ничего не остается. Куда меня возьмут? Остается только на…

Виталий Млечин: Ясно. Спасибо, спасибо вам большое.

Вот еще несколько сообщений. «Чтобы быть предпринимателем, нужно иметь организаторские способности и хорошие связи», «Для бизнеса нужны знания, вложения в сам процесс и бесконечные протеже. Маленькие прибыли», «Хорошо, если это передается по наследству, но дело стоит того, в ближайшие годы другого ничего не будет». Ну, вот это, по-моему, очень реалистичный подход, потому что многие почему-то считают, что люди, которые занимаются бизнесом, – это всегда мультимиллиардеры, очень состоятельные люди…

Игорь Строганов: Абсолютно нет.

Виталий Млечин: Но это не так.

Игорь Строганов: Мультимиллиардеры – это люди, которым, во-первых, повезло, ну вот откровенно просто повезло. Мы со студентами это много разбираем. Очень многие истории бизнеса, когда в какой-то момент что-то щелкнуло правильно. Не то что человек прямо продумывал, организовывал, вот как SMS, – нет, вот получилось.

Виталий Млечин: Как в инвестировании, собственно говоря.

Игорь Строганов: То же самое, да, это первый момент. Второй момент – неправильная мотивация. То же самое со студентами обсуждаем: какая мотивация пойти в бизнес? – зарабатывать денег. На самом деле нет, малый и средний бизнес, то, что самое распространенное и куда больше шансов попасть, чем в крупный бизнес основателем, – это, скорее всего, очень серьезные вложения постоянные, все ваши свободные средства будут уходить туда… Я знаю нескольких предпринимателей маленьких, которые живут с долгами, причем долгами очень большими, и в принципе это многолетняя ситуация. То есть да, где-то через условно 3, 5, 7 лет, от отрасли, может быть, будет возможность выйти в небольшой плюс и потихоньку развиваться. Но такой предприниматель, он же сразу начнет вкладываться во вторую точку, в развитие бизнеса, в расширение деятельности, значит, он не будет сидеть и зарабатывать деньги себе в карман.

Виталий Млечин: То есть это получается же как такая игра в рулетку, что ли. То есть ты все свободные деньги туда опять уносишь, укладываешь…

Игорь Строганов: Да, да.

Виталий Млечин: …и не можешь остановиться никак.

Игорь Строганов: Нет, можешь остановиться, но вроде как срабатывает: «Ну я же начал, я же вкладываюсь, мое же эго», – в конце концов, самореализоваться же тоже нужно хоть так.

Тамара Шорникова: Ну и больше будет точек – больше заработаю.

Игорь Строганов: Больше точек – больше заработаю. А потом, мало ли, что случится, например, придет крупный сетевой оператор, если вы в том же самом продуктовом ретейле, и ваши точки под себя съест.

Виталий Млечин: Ага.

Тамара Шорникова: Хорошо, коротко. Вот по разговору с Натальей мы все поняли, что, например, я плохо считаю, соответственно, мне, наверное, в бизнес не очень нужно идти. Любой ли может стать предпринимателем?

Игорь Строганов: Нет, нет. Это склад ума.

Тамара Шорникова: Если пройдет какие-то курсы, у нас их миллионы сейчас, коучи, каждый просто второй.

Игорь Строганов: Слушайте, я преподаю предпринимательство с 2011 года…

Тамара Шорникова: У вас есть свой бизнес?

Игорь Строганов: Нет.

Виталий Млечин: Ха-ха.

Игорь Строганов: Я работал в крупном бизнесе до того, как вот пошел в преподавание, насмотрелся всякого разного, у меня и ювелирное дело, и издательское дело было, ну я в нем участвовал, естественно, не мое…

Тамара Шорникова: Почему вы ничего не откроете? Вы же знаете все изнутри, всю теорию, всю матчасть.

Игорь Строганов: М-м-м… Мы хотели, мы хотели с коллегой открывать бизнес где-то в районе 2013–2014-х гг., потом мы вовремя посмотрели на среду, сказали: нет-нет-нет, стоп-стоп-стоп, потому что был или бизнес, или работа в университете. А так как все-таки семья, дети, совсем в риск уходить не хотелось.

С чего мы начали? По поводу знаний, да? Здесь двояко. С одной стороны, очень многие предприниматели демонстрируют то, что знать в принципе ничего не надо, можно просто начать. С другой стороны, как вот преподаватель этого дела я скажу очень простую вещь: предпринимательству научить нельзя, это то, что есть. Вот как есть люди творцы, вот человек садится, он рисует, он что-то делает руками, он шьет, вышивает, не знаю что делает. Есть люди, которые слушают, есть люди-аналитики, только дай тренировку, и, соответственно, человек сразу вам разберет все по данным.

Есть люди-предприниматели, как, например, мой знакомый, который как раз многолетний предприниматель, причем масса бизнесов. Вот у него в голове, ты с ним разговариваешь, он такой щелк! – говорит: «Так, слушай, из этого можно делать деньги, смотри, схема такая, бизнес такой-то, сейчас мы заработаем», – вот у него это есть. И мне кажется, если у человека есть задатки, то ему в принципе объяснить, показать юридическую среду, как это работает, основные ошибки, и человек сам все сделает, если повезет.

Виталий Млечин: Ха-ха. Давайте послушаем Юрия из Волгограда. Юрий, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Виталий Млечин: Добрый вечер. Вы в эфире.

Тамара Шорникова: Слушаем.

Зритель: Во многом согласен с вашим экспертом, правильно все говорит. И хотелось бы задать ему вопрос. Вот чем сейчас можно заняться в наших регионах?

Виталий Млечин: Ага, то есть вы для себя рассматриваете вариант стать предпринимателем?

Зритель: Ну да. У меня был опыт еще с 1990-х гг., но раньше было намного проще все это, потому что бизнес только развивался…

Тамара Шорникова: А чем занимались?

Зритель: Автосервисные услуги, но не ремонт, а сигнализации, аудио, видео…

Тамара Шорникова: Почему бросили?

Зритель: 1998 год, дефолт, неудачно я попал.

Тамара Шорникова: Понятно, да…

Игорь Строганов: Очень многие прогорели.

Тамара Шорникова: И сейчас хотели бы знать, какие сферы перспективные, да, чтобы не заходить в какое-то незнакомое вам море?

Зритель: Да нет, не в этом дело. Вообще сейчас перспективно открывать что-либо? Потому что сейчас в принципе, с COVID тем более, сфера услуг вся депрессивная в регионах, это однозначно. Чем можно заняться, по мнению специалиста?

Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Как будто риторический вопрос, судя по интонации.

Виталий Млечин: Нет, ну COVID когда-нибудь закончится, все-таки надежда на это есть.

Игорь Строганов: Ну да, есть надежда, хотя бы год-два, может быть, максимум мы все-таки… Сразу отвечу: к сожалению, прямо сказать, вот чем заниматься, я не смогу, для этого мне нужно быть в регионе, для этого мне нужно понимать, что там происходит, какие основные отрасли, сколько людей, то есть надо хотя бы собрать статистику. У нас, благо, для этого есть даже веб-сайты, на которых, «Корпорация МСП» их держит, «Бизнес-навигатор», они все-таки какую-то базовую, но информацию дают, там можно покопаться и более-менее понять хотя бы, сколько, например, предприятий, скажем, автосервиса в регионе у человека.

Здесь другой вопрос, что в принципе заработать-то можно чем угодно. Вот показывает опыт, например, бизнеса и мирового, и российского, что больше всего денег люди зарабатывают на самых простых вещах. Вот как хозяин компании «Кириешки», на чем он выехал? – сухарики, чипсики, какие-то мелочи, и человек заработал миллионы. Какая-то мелкая помощь, какие-то мелкие вещи… То есть все то, что у человека в принципе каждый день происходит, и, соответственно, то, что ему нужно постоянно.

Вообще смотрите, какая интересная вещь. Ведь мы с вами опять исходим из того, что есть продукт либо услуга, вот стакан воды, не знаю, ноутбук, какая-то бумага, и от них нужно идти – подход сейчас уже не работает. Сейчас работает подход решения, то есть когда, например, есть какая-то проблема у потребителя, у другой компании, у государства, у какой-то структуры и вы предлагаете ей некое решение. Это может быть товар, это может быть услуга, это может быть комплекс. И вот это решение, решение проблемы, мне кажется, это самый интересный товар сейчас, если вот человек либо другой человек подумает, какие проблемы у его соседей, какие проблемы у его родственников, какие проблемы у маленьких бизнесов рядом с ним, и предложит что-то для него – это то, что может выстрелить.

Тамара Шорникова: Ну, казалось бы, вот, например, что из повседневного может быть актуально? Людям всегда нужно стричь голову, ремонтировать машину покупать где-то еду и одежду и т. д.

Игорь Строганов: Да.

Тамара Шорникова: Вот уже набор пунктов. Это может сработать?

Игорь Строганов: Самый банальный вариант, вот сходу. Мы сидим сейчас дома от COVID, очень многие, особенно пожилые люди, сидят, вот нет возможности либо уже тяжело по возрасту ходить, – сделайте маленькую службу доставки еды для бабушек рядом, бабушек-дедушек. Банально минимальный процент наценки, сказать: «Вот мы вам на дом принесем, какие продукты», – и т. д. Понятно, что кто-то скажет: «Нет, потому что мы боимся», – но если вы соседи, вы всех знаете, можно сделать.

Тамара Шорникова: Но это же не самая платежеспособная аудитория.

Игорь Строганов: Но это зато начало. Хотя бы минимальный процент наценки. Вы сделали бизнес, получили опыт, отработали какую-то структуру управления, отработали процессы, потом можно расширить и сделать какую-то логистику… Кстати, для регионов доставка еда – это очень актуально. В Москве очень хорошо развито, в регионах этого практически нет.

Виталий Млечин: Конечно.

Давайте посмотрим небольшой материал. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, хотели бы они иметь свой бизнес.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Вот тоже…

Виталий Млечин: Да, логично, вот так надо?

Игорь Строганов: Логично. Ну, кстати, смотрите, человек работает логопедом, соответственно, открыл бы свой кабинет – а что мешает? На самом деле вот это классическое, я кучу знакомых, много с кем общаюсь: человек отработал кем-то, соответственно, есть какой-то набор навыков, и человек идет это преподает, это, в общем-то, логично. И логично заниматься именно тем, чем вы в принципе занимаетесь, потому что вы это знаете, умеете и можете что-то дать. Можно учить, можно действительно посмотреть, какая потребность, вот пиво, металл, да, соответственно, отлично, соответственно, можно сделать микропивоварню, благо вложения сейчас минимальные.

Виталий Млечин: А микропивоварня – это как бывший президент Соединенных Штатов Барак Обама в Белом доме пиво варил, на таком уровне?

Тамара Шорникова: Ха-ха.

Игорь Строганов: Нет-нет-нет, маленький пивной заводик. Там буквально небольшое оборудование, с небольшой стол, соответственно, оборудование, которое варит пиво, буквально закупаешься, и лицензию, единственное, что нужно, и все.

Тамара Шорникова: Ну а как же вот те самые азы, о которых можно почитать, если загуглить, как стать за пять минут бизнесменом… ?

Виталий Млечин: Никак.

Игорь Строганов: Вот не надо…

Тамара Шорникова: Вот эти великие советы: изучите аудиторию, кому что нужно, какой продукт. Условно, вот хорошо, да, человек работал логопедом, очевидно, есть квалификация.

Игорь Строганов: Да.

Тамара Шорникова: Ну а сколько логопедов в твоем районе?

Игорь Строганов: А сколько логопедов бизнесом займется? Понимаете, вот нас всегда что тормозит? Вот как девушка говорит: «Мне нужны знания, деньги и т. д.» Да. Но мы зачастую считаем, что нам нужно прямо вот много чего: вот мы подождем, пока будут деньги, подождем, пока будет информация, а вот вдруг там кто-то еще… Так тот же самый «кто-то еще» так же думает: «Мне нужны знания, информация, я не откроюсь, не буду». В итоге никто не открывается, логопед нужен куче детей и никого нет, соответственно, рядом.

Виталий Млечин: Но знания-то действительно нужны, потому что все-таки… Это же получается уже две профессии, одно дело ты просто логопед, а другое дело…

Игорь Строганов: …логопед-предприниматель.

Виталий Млечин: …ты логопед, работаешь на себя, то есть тебе еще надо сдавать налоговую отчетность…

Игорь Строганов: Не надо.

Виталий Млечин: Так.

Игорь Строганов: Регистрируешься самозанятым, приложение в телефоне, два шага, фотография паспорта, фотография лица, налог тебе сам приходит, все отчисляется, главное – не забывай вот этот вот пришедший чек оформить, отослать покупателю. Это на самом деле самое простое. У государства, кстати, вот это классная штука, самозанятые. Сейчас где-то около 2 миллионов уже самозанятых в России, даже, наверное, больше, потому что это на февраль было 1,9, значит, сейчас где-то 2,1–2,2, вот, и это удобно.

На самом деле не надо преувеличивать необходимость знаний. Да, базовая финансовая грамотность желательна, да, примерно понимать, что происходит вокруг, желательно. Но упорство, желание и готовность преодолевать сложности, мне кажется, намного важнее и нужнее.

Виталий Млечин: Пример из жизни.

Тамара Шорникова: Да, давайте привлечем к разговору еще одного эксперта. Сергей Сухотин, эксперт Московского отделения «ОПОРА РОССИИ», основатель международной сети салонов красоты.

Виталий Млечин: Сергей Олегович, здравствуйте, вы нас слышите?

Сергей Сухотин: Да, добрый вечер. А вы меня слышите?

Виталий Млечин: Да, мы вас слышим и видим, к счастью. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте, почему вы решили заняться бизнесом и как вы сделали его успешным.

Сергей Сухотин: Бизнесом, собственно, я занялся как раз уже более 10 лет назад. Действительно, как я послушал предыдущего эксперта, который советует раньше начинать, торопиться, я абсолютно придерживаюсь такого же мнения. Чем раньше, тем лучше, опыт все-таки первое место занимает. И государство… Ну, я все-таки владею как раз международным бизнесом, у меня есть возможность сравнивать условия, какие есть для бизнеса и в других странах, и в нашей стране, собственно говоря, в России. И я могу сказать, что за последнее время в России очень много происходит различных вещей, которые облегчают в том числе жизнь предпринимателям.

Виталий Млечин: А например, это что?

Тамара Шорникова: Например?

Сергей Сухотин: Ну вот, как уже сказали, с отчетностями, с ними же с получением субсидий, например, то есть это стало гораздо проще сейчас предпринимателю и зарегистрировать бизнес в том числе, сейчас это можно сделать гораздо быстрее, нет никаких очередей, по крайней мере я могу сказать за город Москву, за Санкт-Петербург, то есть никакой головной боли.

Раньше, и я вам скажу, что я открывал свой бизнес первый, это было 10 лет назад, уже даже больше 10 лет назад, получается, 11 лет назад, когда регистрировал бизнес, я могу вот сказать вам касательно этого срока, что изменилось очень многое. Нужно было пройти целый квест, сейчас это гораздо легче, это действительно так, это правда. То же касается и налогов, то есть все это время мы сдавали отчетности, и ситуация изменилась, то есть мне постоянно бухгалтер, который занимается нашими организациями, говорит: «Сергей, становится все делать проще и проще». Мы стремимся к тому, что было как в Америке, к примеру, где все автоматизировано, где тебе просто приходит в личный кабинет «оплати, пожалуйста, свои столько-то денег, это твои налоги за последний год».

Виталий Млечин: Ой, это было бы очень здорово. Сергей Олегович, знаете, очень много сообщений, смысл их примерно одинаковый, вот одно из них: «Бизнес в России – это утопия, риски непредсказуемы». И много людей разделяют эту точку зрения, что риски очень сильные, вот просчитать невозможно. Вы согласны с этой точкой зрения?

Сергей Сухотин: Ну, за рубежом тоже так люди говорят на самом деле, это Russian roulette, то есть русская рулетка так называемая. Ну, честно вам скажу, на мой взгляд, это касается все-таки больше крупного бизнеса и отчасти среднего бизнеса. Мы видим, что сегодня происходят обыски ФБР в городе Вашингтоне касательно господина Дерипаски, в Нью-Йорке в его домах, то есть происходят, собственно говоря, мероприятия. Поэтому это касается, на мой взгляд, больше все-таки крупного и среднего бизнеса. Малый бизнес, к которому мы относимся, может спать спокойно, проблем он не имеет.

Тамара Шорникова: С одной стороны. С другой стороны, вот только разговаривали буквально недавно с одним из бизнесменов, который рассказывал как раз о минусах возможных, очередных выходных, карантин, пандемия, конечно, очень сильно спутала карты, я думаю, для предпринимателей. Плюс из года в год в нашей стране падают реальные доходы, по идее, клиент должен становиться беднее и т. д. Как с этой точки зрения? Вы чувствуете на своем бизнесе это?

Сергей Сухотин: Да. Если брать Россию, то, к сожалению, происходит такая ситуация, что покупательская способность людей определенным образом снижается, этому, конечно, не способствуют длинные выходные, которые намереваются ввести, то есть они этому, конечно, не поспособствуют, у людей точно денег не прибавится. Но мы активно работаем, как и все бизнесмены должны, я считаю, работать в этой ситуации. Мы, собственно, ввели новые услуги, мы запустили свою косметическую линию, соответственно, три вида и сто наименований собственных средств, которых мы производим в Соединенных Штатах и экспортируем это всю в Россию, продаем это в России. Но опять же, мы ввели новые услуги в своих салонах, которые стали более дорогостоящими и эксклюзивными, и все это нам дало возможность сохранить наши показатели и даже вырасти, открыть еще один объект в городе Москве.

Тамара Шорникова: Вот странно: покупательская способность снизилась, а вы завели более дорогостоящие услуги. Как-то не вяжется одно с другим.

Виталий Млечин: Ха-ха.

Игорь Строганов: Нормально.

Сергей Сухотин: Ну, расслоение тем не менее…

Игорь Строганов: Ага.

Сергей Сухотин: Существует расслоение большое между населением, оно, к сожалению, только усиливается. И происходит такая ситуация, что если мы… Мы, собственно говоря, позиционировались как заведение бизнес-класса всегда, но, получается, в связи с пандемией нам нужно было, скажем так, открыть такой экстра-класс, добавить, с другой же стороны сделать скидку для новых мастеров и юниоров, сделать скидку 40% на их услуги от общего прайса. То есть вот так вот, что называется, предпринимателю приходится танцевать, как говорится, с бубном, но тем не менее это наша работа.

Виталий Млечин: Приспосабливаться к условиям. Спасибо, спасибо вам большое! Сергей Сухотин, эксперт Московского отделения «ОПОРА РОССИИ», основатель международной сети салонов красоты.

Тамара Шорникова: Много звонков у нас.

Виталий Млечин: Много звонков. Сейчас буквально одно сообщение прочитаю из реальной жизни, вот к вам обращаются: «Вот вы говорите, рассуждаете, рассказываете – а попробуйте сами что-то открыть в нашей стране. Я ИПшник 30 лет, в прошлом году закрыли бизнес. Пережили все дефолты, а вот нынешнюю экономику не потянуть», – Санкт-Петербург.

Игорь Строганов: Да, а давайте сразу зададим вопрос, какой ИП, в какой области, какие проблемы, конкуренты, что с уплатой налогов, что с занятостью людей, сотрудников, «серая» или «белая»… Там же много вопросов можно задать. На самом деле, со всем уважением к тем людям, которые пишут, но ведь регулярная ситуация, что компании жалуются, бизнесмены жалуются, потом начинаешь задавать вопросы и выясняешь, что либо мы налоги не платим много лет, либо у нас занятость «серая», либо мы так или иначе через «прокладки» работаем, «прокладки» закрыли действительно, обнал закрыли, и тут начинаются проблемы.

И да, у нас в России действительно сейчас сложнее становится вести бизнес, действительно падает покупательная способность населения, действительно общемировой кризис, в котором не только мы сидим, в котором на самом деле падает покупательная способность и у американцев, и у европейцев, и у китайцев в том числе несмотря на все их росты и т. д. И мы не одиноки. На самом деле взять, вот сюда привести среднего китайского предпринимателя либо потребителя, привести американца, они будут то же самое говорить: бизнесу жить невозможно, налоги высокие, государство задолбало проверками…

Виталий Млечин: То есть, в общем, мы не одни такие в мире, да?

Игорь Строганов: Конечно.

Виталий Млечин: То есть проблемы плюс-минус общие?

Игорь Строганов: Мир весь в кризисе. Вот правильно было сказано, что сфера услуг на самом деле страдает, потому что сфера услуг – это первое, от чего потребитель отказывается, когда у него начинаются проблемы с кошельком. Потому что мы не откажемся от еды никогда, мы будем покупать одежду, мы будем учить детей, мы будем развлекаться, но сфера услуг такая вещь, которая ну где-то вот аккуратненько… Например, уже не за 5 тысяч пострижешься, а за 900 рублей, уже, соответственно… (Ну это по московским, естественно, меркам.) Уже, соответственно, купишь себе не вторую, третью машину (опять же по московским меркам), но уже где-то поедешь на той же самой седьмой, восьмой, девятый год.

Виталий Млечин: Вот теперь звонки.

Тамара Шорникова: И еще одно короткое SMS, тоже такой достаточно предметный вопрос из Самарской области: «А чем заняться в деревне, где остались одни старики с минимальной пенсией?» – мол, здорово, в Москве-то скучающий покупатель и такая масса вариантов, как его задорого развлечь.

Игорь Строганов: Очень сложный вопрос. Вот я регулярно езжу в Псковскую область в деревню, летом отдыхаю, там та же самая ситуация, то есть половину скупили москвичи, питерцы, половина вот старики, которые живут. Чем занимаются люди? Они собирают ягоды, они собирают мед, ну и что-то продают, а так в принципе кто-то ездит в соседние города, кто-то работает на соседних стройках, вот так вот. Предложить очень сложно.

На самом деле во многом нас тормозит в развитии бизнеса некий менталитет. Потому что, например, даже города рядом с Москвой, казалось бы, нет цифровизации, нет каких-то цифровых услуг, нельзя билеты заказать по интернету. Какие-то мелочи, к которым мы здесь привыкли, там нет. Может быть, попытаться посмотреть, что происходит в крупных городах, и хоть что-то оттуда скопировать и предложить – а вдруг пойдет?

Виталий Млечин: А кстати, вот только что пришло сообщение как по заказу: «В деревне можно заняться фермерством, причем сейчас можно продавать продукцию прямо со своего участка, разрешение такое имеется».

Игорь Строганов: Да, но фермерство – это такая достаточно специфичная вещь. Все-таки работа на земле сложная.

Виталий Млечин: Это верно. Все, давайте теперь уже точно звонки.

Игорь Строганов: Давайте слушать.

Тамара Шорникова: Алексей.

Виталий Млечин: Алексей, Свердловская область. Здравствуйте, Алексей.

Зритель: Да, добрый день.

Я вот хотел вот какое соображение сказать. Государство сейчас вкладывает значительные средства в популяризацию бизнеса и малого предпринимательства. Но статистика-то неумолима: на сотню человек только единицы способны стать предпринимателями.

Игорь Строганов: Да.

Зритель: Это в принципе такое же призвание, как, извиняюсь, писать стихи, либо быть хирургом, либо рисовать картины…

Игорь Строганов: Согласен.

Зритель: Не обернется ли это в конечном итоге, взятые кредиты разорением, разочарованием и отсутствием всякого желания в будущем продолжать бизнес? Сейчас все ринулись в фриланс, хотя я знаком с многими сферами, я сам 20 лет в малом предпринимательстве и знаю у коллег, категорически не хватает кадров, фактически простаивают пустые рабочие места в подавляющем большинстве сфер малого бизнеса. Это и автосервис, это и парикмахерские все. Все сейчас в самозанятых и во фрилансе. А что касается самозанятых, вот такое радужное как бы утверждение, что это все настолько здорово и прекрасно, – а возьмите сферы деятельности, связанные с санитарными правилами и нормами. Как можно выпекать тортики на дому в компании с домашними животными?

Виталий Млечин: Ха-ха.

Зритель: Как можно на домашней кухне делать уколы красоты либо что-то еще? Сколько граждан наших уродуется? Где баланс? Мы хотим сделать народосбережение, как у нас это записано в нашей концепции безопасности государства, или мы хотим дать заработок людям? Что важнее здесь? Наверное, все-таки здоровье граждан в каких-то сферах важнее, и самозанятость там не просто неуместна…

Виталий Млечин: Важен баланс. Алексей, спасибо вам большое, вы абсолютно правы, важно найти баланс, конечно, между здоровьем и заработком.

Дмитрий из Саратова. Дмитрий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос к гостю в вашей студии, к Игорю Строганову. Я хотел бы задать вопрос по инвестициям.

Виталий Млечин: Давайте.

Зритель: Вот сейчас очень много и «ВТБ», допустим, и «Тинькофф Банк» предлагает, и другие тоже банки предлагают такой вид, как вложение денег в акции.

Игорь Строганов: Индивидуальный инвестиционный счет, да. Извините.

Зритель: Где можно получить образование, официальное образование? Не какое-то образование от коуча с YouTube, не только ту программу, которую предлагают банки в своих приложениях… Потому что вот я чувствую, что не хватает знаний.

Виталий Млечин: Ага. Спасибо, очень хороший вопрос. Я, правда, поначалу подумал, что вас сейчас спросят, во что лучше инвестировать…

Игорь Строганов: Куда бы вкладывать.

Виталий Млечин: Да, какие компании лучше прикупить…

Игорь Строганов: Нет, смотрите, все очень легко. Любой крупный университет, это Финансовая академия, это Вышка, ВШЭ, это Питерский университет и т. д., у них у всех есть ряд дистанционных курсов. То есть они стоят намного меньше, чем нормальные очные, они многие дают очень хорошие знания. То есть вы просто идете на сайты университетов, смотрите по инвестиционным, по финграмотности курсы, смотрите…

Виталий Млечин: Да, они так и называются, по финансовой грамотности?

Игорь Строганов: Они называются «Финансы и инвестиции», «Финансовая грамотность», все вариации этих слов. Есть у нас на сайте, есть у других университетов. Просто идете, записываетесь, проходите, и там вам дадут нормальные базовые знания, хотя бы вы будете понимать, что это такое.

Виталий Млечин: А это долго вообще?

Игорь Строганов: Ну, есть на полгода, есть на года два-три. Можно получить в принципе бакалавра, магистра дистанционно. Но я так понимаю, что человеку нужно типа ликбеза, это 3–4 месяца, очно-заочный формат, абсолютно легко.

Тамара Шорникова: Ну или все-таки, да, ты решил стать предпринимателем и тоже хочешь какой-то фундамент в виде теории себе обеспечить.

Игорь Строганов: Да. Но я боюсь опять же, так как я работаю в высшей школе: вот предпринимателям в высшей школе могут дать максимум объяснение, как это работает, какая среда, какие сложности, проблемы, ну и основные, скажем так, моменты с выбором налоговой формы, выбором организационной формы и т. д. Научить предпринимательству, скорее всего, никто вас не сможет, это не работает так, этим нужно родиться. Предпринимателем нужно действительно родиться и определенный склад ума иметь. Но если он у вас есть, какую-то толику знаний, упорство, настойчивость и… А вдруг повезет?

Тамара Шорникова: Подсказать, какие сферы выстрелят, куда условно лучше заходить сейчас. Да, мы говорили, про регионы сложно, потому что действительно нужно экономическую картину конкретного региона знать, какие предприятия есть, какой спрос, какая платежеспособность и т. д. Но в общем сюда можно, а сюда уже бесполезно, прошлый век?

Игорь Строганов: Я бы не стал соваться туда, где сидят крупные компании, крупные игроки, то есть это образование, медицина, медийка и какие-то такие вещи. Потому что крупные игроки все равно съедят, туда даже… Опять же, творчество, я бы сказал, вот у вас были цифры в самом начале, что многие люди хотят творчество, – это самое простое. Ну то есть почему-то все считают, что я сделаю тортик на дому, я нарисую что-то, я это сразу продам, – нет, это так не работает. Многие люди многие годы нарабатывают аудиторию и т. д. Вот у меня жена украшениями занимается, многие годы пробивает эту тему и все равно медленно, тяжело, клиентов не очень много.

Я бы все-таки, наверное, сказал в общем, потому что говорить про отрасль не могу, ну не получится это. Ищите решения, ищите то, что действительно решит проблему потребителя, клиента, ваших знакомых. И вот от этого решения вы, можете найдете какую-то маленькую, узкую нишу, которая вам даст прибыль, возможности роста и существования.

Виталий Млечин: Игорь Алексеевич, к сожалению, пора заканчивать. Коротко, не могу не задать вопрос. Если немножко пофилософствовать, все-таки бизнесмены все в конечном итоге хотят заработать деньги…

Игорь Строганов: Конечно.

Виталий Млечин: И все хотят вот стать очень богатыми, вот эти примеры, Джобс, Цукерберг и все остальные…

Игорь Строганов: Да.

Виталий Млечин: Вот есть еще сферы какие-то, в которых вот можно действительно что-то придумать, вот что-то типа Facebook или Apple, и очень быстро на этом сильно разбогатеть? Или это уже в прошлом?

Игорь Строганов: Я боюсь, это уже в прошлом. Все такие хорошие, богатые сферы уже застолблены крупными корпорациями Цукерберга, Джобса и т. д. Но можно найти свою маленькую нишу и в ней быть не Джобсом, но вполне себе неплохим предпринимателем с вполне себе деньгами. Если повезет и все получится.

Тамара Шорникова: Да. И тоже не могу не спросить, потому что сыплются SMS по поводу стартового капитала, мол, 50, 100…

Игорь Строганов: Есть инвесторы, в России есть инвесторы, много людей с деньгами. Причем реально, вот судя по рассказу знакомых, люди сидят и деньги есть. Но надо быть очень аккуратными, со всеми договоренностями, все бумаги заранее, четко прописывать, кто, что, как, когда отдавать и по каким ситуациям. Деньги есть, в России деньги есть, их можно найти. В конце концов, есть банки с кредитами на развитие предпринимательства. Это, конечно, тяжеловато, проценты высокие, но это тоже альтернатива.

Виталий Млечин: А вот история из жизни тоже, Ленинградская область: «Внук закончил вуз, хотел открыть бизнес, но не дали. Уехал в Англию, там все получилось».

Игорь Строганов: А что значит «не дали»?

Виталий Млечин: Ну, тут вот написано, что… Как бы это так сформулировать… Не совсем честные люди, скажем так.

Игорь Строганов: Ну, тоже бывает, конечно. Не надо идеализировать наше общество. В любом обществе, неважно, российском, китайском, английском, американском, всегда есть люди, которые очень любят на всем готовом либо на всем интересном. Очень внимательно смотреть по сторонам, очень внимательно смотреть на людей. Никакого доверия, исключительно бумаги, договоренности заранее, тогда есть шанс себя обезопасить.

Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое! Игорь Строганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова, был у нас в гостях. Мы говорили о предпринимательстве, о бизнесе. В общем, конечно, это не просто, но возможно, вот к чему мы пришли.

Игорь Строганов: Но интересно, во всяком случае интересная работа.

Виталий Млечин: Спасибо вам!

Тамара Шорникова: Спасибо!