Почему люди едят фастфуд?

Гости

Мария Карпова: Мы, конечно же, надеемся, что вы не забыли, но у нас идет СМС-опрос: «Любите фастфуд?» Да или нет на короткий номер: 5445.

Максим Митченков: Ну как тут забудешь, а? С такими картинками.

Мария Карпова: Такое явное напоминание, какая у нас тема часа. У нас звонок, Елена из Томской области дозвонилась.

Максим Митченков: Елена, здравствуйте, вы в эфире!

Зритель: Да.

Максим Митченков: Вы хотели прокомментировать тему или задать какой-то вопрос? Слушаем вас.

Зритель: Да, я насчет фастфуда. Внук вот у меня любил фастфуд.

Мария Карпова: Так, мы вас слушаем!

Зритель: А потом, когда поработал на предприятии и перестал любить и до сей пор не ест, не принимает его в пищу.

Мария Карпова: Муж, да? Я, прослушали, муж, да, работал на предприятии?

Зритель: Внук, внук, внук, внук.

Мария Карпова: А, внук!

Максим Митченков: А что там такого? Только эфирно, пожалуйста, чтобы мы всех не отпугнули и чтоб нас потом...

Зритель: А вы знаете, я не знаю, почему. Он просто мне позвонил, он проработал неделю; я ему звоню, говорю: «Ванечка, ну как ты там? Как работа?» Он говорит: «Баба, нормально. Но только знаешь, я тебе что скажу, я больше в жизни его есть не буду!» И все!

Максим Митченков: Да, Елена, а вы сами балуетесь фастфудом иногда? Или после того, как внук так сказал, вы тоже...

Зритель: Мы по-прежнему печем свои пироги, делаем свои пиццы. Вот все у нас свое, булочки у нас свои.

Мария Карпова: Все свое. Спасибо большое, Елена!

Вот нам пишут из Самарской области: «Щи да каша – пища наша!»

Омская область: «Наш советский пирожок с капустой, картошкой, мясом – вот это вкусно!»

Тоже вот интересное сообщение: «Фастфуд люблю, но не ем. Денег нет, пенсия»

Максим Митченков: Вот, кстати, я думаю нам будут говорить об этом эксперты, что это одна из причин вообще, почему люди переходят на фастфуд.

Мария Карпова: Дешево.

Максим Митченков: Да, это дешевле, чем просто готовить дома, например. Питаться в ресторанах, кафе – это понятное дело. Но многие так считают, что фастфуд – это правда, дешевая, быстрая, очень калорийная еда.

Мария Карпова: А вот что интересно, думают о фастфуде люди, которые знают еду изнутри, можно сказать...

Максим Митченков: Которые всю еду знают изнутри. Изнутри фастфуд мы тоже знаем, что там: огурцы, салат и лук.

Мария Карпова: Послушаем Кирилла Голикова и Сергея Синицына – это наши шеф-повара.

Кирилл Голиков: Картофель фри, его все обожают, все его едят во всех вот этих ресторанах. И он сочный, хрустящий и такой вкусный, но он же жарится в огромном количестве масла.

Но если в этом масле пожарят картофель не килограмм-два, а 30, 40, 50, а может быть и 200 кг этого картофеля, то это масло становится таким перегоревшим, остатки картофеля падают туда в это масло. Это не масло, это один сплошной канцероген и безусловно, это просто адская бомба для наших желудков, кишечника и т.д.

Сергей Синицын: Самая большая вредность фастфуда – это пустая еда или пустые калории и максимально низкокачественные ингредиенты. Потому что производитель не заинтересован в том, чтобы делать полезную еду, а в основном заинтересован, чтобы еда была максимально дешевой, из дешевого сырья, максимально быстро приготовилась и дольше хранилась. Соответственно, пользы там ровно ноль.

Например, котлеты для бургеров делают из мяса механической обвалки. Практически целиком животное прокручивается, используется. И человек даже не понимает, что он ест, он даже не чувствует этого. Еще вредными бывают наггетсы, например потому, что их могут готовить точно так же из курицы только механической обвалки.

Конечно, бывают и относительно полезные фастфуды и даже очень полезные. Например, гавайская поке, которая готовится из свежих морепродуктов: это может быть тунец, это может быть лосось. Или, например, еврейский хумус, которым так же можно перекусить. Он добавит в нашу жизнь, привнесет и белок, и много-много пользы.

Или, например, взять шаурму. Если вы точно знаете, из какого сырья готовят шаурму, то, конечно, это можно заказывать. Но лучше всего шаурму готовить дома...

Максим Митченков: Но никто не знает из какого сырья готовят шаурму.

Мария Карпова: Нет, но если готовить дома. Он сказал же, шеф-повар, но это тогда уже получается не фастфуд, это все очень долго. Представляешь, сколько шаурму... Особенно мне сколько ее делать.

Максим Митченков: Вот смотри, нам пишут, как раз на эту тему: «Вот шашлык тоже фастфуд?» – Это вопрос.

Мария Карпова: Не знаю. Нет, не фастфуд. Хороший, хороший!

Максим Митченков: И кто его не любит? Ну, судя по тому, как долго я готовлю шашлык, это точно не фастфуд.

Мария Карпова: Александр Колмановский, психолог с нами на связи.

Александр Эдуардович, здравствуйте!

Александр Колмановский: Здравствуйте!

Мария Карпова: Александр Эдуардович, такой общий вопрос, почему все-таки люди едят фастфуд с точки зрения психологии?

Александр Колмановский: Ну, знаете, это такой не очень психологический вопрос, почему люди вообще едят ту или иную пищу, ту или иную еду.

Максим Митченков: Почему люди вообще едят?

Александр Колмановский: Вот я сейчас послушал хвостик вашего эфира, мне кажется, слово фастфуд употребляется не всегда одинаково. И в общественном понимании фастфуд – это определенный формат питания, а не какие-то конкретные позиции в меню.

Максим Митченков: Хорошо, если мы говорим, Александр, если мы говорим про именно формат питания: перекусы на ходу, когда ты быстро что-то купил, быстро съел и тут же забыл. Вот многие объясняют это тем, что нам просто не хватает времени, и поэтому мы перекусываем на ходу, любим быстро что-то делать. Вот с психологической точки зрения, как вы считаете, это оправдано? Или нам только кажется, что мы не успеваем везде?

Александр Колмановский: Понимаете, это как раз совсем не вопрос времени. Время входит одним из составляющих в этот формат. И та же самая шаурма, которую вы сейчас вспоминаете, она под это определение фастфуда вполне вписывается, но никто ее фастфудом не называет в народе, так сказать.

Фастфуд – это когда я забегаю в какое-то заведение с красивой вывеской, сетевое, которое пришло к нам из Европы, и там мне дают такую вот какую-то очень интересную европейскую и очень вкусную еду. Вот это в общественном понимании фастфуд.

То, что он при этом такой действительно вредный, на нем не написано. Про это там, где-то говорят, но сейчас я голодный, сейчас я тороплюсь, а хочется хорошо выглядеть и неплохо перекусить.

Максим Митченков: Но сейчас наоборот, написано, какой он полезный обычно на всяких этих упаковках.

Мария Карпова: Да, сколько калорий, все очень точно расписано, сколько там углеводов, белков, да.

Александр Колмановский: Да, это хорошо мимикрирует вот под эту самую нашу цивилизованность современную. И, в общем, короче говоря, потребность в таком формате вообще-то совершенно естественна.

Надо надеяться, что с каким-то ближайшим временем, с несколькими десятилетиями эта пропаганда вреда фастфуда дойдет до общественного сознания. Мы много таких волн проходили, люди увлекались новшествами, сначала не понимая, насколько они вредны. Скажем, в примерочных, в обувных магазинах стояли рентгеновские аппараты в свое время. Вот.

Мария Карпова: Почему так сложно, Александр Эдуардович, я не могу не спросить, почему так сложно все-таки отвыкнуть от этой привычки перекусывать что-то на ходу, покупать фастфуд?

Максим Митченков: Да, не зря же называют это пищевым наркотиком.

Александр Колмановский: Потому что эта пропаганда апеллирует к очень важным нашим потребностям и действительно поесть, и действительно поесть вкусно, и действительно поесть в таком легком, привлекательном формате. И ларек с шаурмой так привлекательно не выглядит. Это я питаюсь как-то ступенькой ниже.

Мария Карпова: Спасибо большое, Александр Эдуардович!

Александр Колмановский был с нами на связи, психолог.

«Любите ли вы фастфуд?» – спрашивали мы вас весь час, да или нет: 22% любят, конечно же, фастуд, нет – 78%. Мне кажется, это удивительно, потому что на самом деле не признаются люди.

Максим Митченков: Да нет, хвалим, хвалим. Молодцы! Молодцы.

Мария Карпова: Увидимся в следующем часе через несколько минут.