Руководитель кризисного центра для женщин Татьяна Степанова: Первая волна пандемии была для нас проверкой на прочность и жизнестойкость

Гости
Татьяна Степанова
директор регионального православного центра защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы»

Ангелина Грохольская: С героиней этого сюжета – Татьяной Степановой – мы познакомились несколько лет назад, когда она организовала кризисный Центр для женщин в Смоленске. Как сегодня живёт удивительный «Дом для мамы», узнаем у руководителя проекта. Татьяна Степанова, мама двоих детей, в нашей студии.

Татьяна, здравствуйте!

Татьяна Степанова: Здравствуйте, Ангелина!

Ангелина Грохольская: Чем живёт «Дом для мамы» сегодня? Мы не общались несколько лет. Что у вас сейчас происходит?

Татьяна Степанова: Вот прямо сейчас у нас происходит лепка из солёного теста, наши мамы и дети занимаются и готовят подарки к Дню матери. За это время у нас больше 500 мам и деток жили в «Доме для мамы», в приюте нашем, и очень многие из них потом смогли самостоятельно строить свою семью, самостоятельно обеспечивать себя и своих деток. 91% мам смогли преодолеть сложную жизненную ситуацию и сохранить малыша в семье уже после выхода из приюта, спустя год и более.

Ангелина Грохольская: Таня, вы строили ещё «Дачу для мам».

Татьяна Степанова: Появилась, слава Богу, видимо, она нам была очень-очень нужна – эта дача, и наша идея материализовалась. У нас есть социальное подворье в посёлке Каспля Смоленского района, и на средства Фонда президентских грантов мы смогли отремонтировать это здание и запустить там программу социализации для наших девчонок. Это оказалось очень полезно девочкам, кто пережил ситуацию семейного насилия и кому нужно было убежище за пределами города Смоленска. К сожалению, таких семей у нас сейчас много.

Ангелина Грохольская: Таня, пандемия как повлияла на работу центра?

Татьяна Степанова: Первая волна пандемии была для нас всех испытанием, конечно, на прочность, на жизнестойкость, потому что количество девчонок, которые обращались за помощью, увеличилось: и за социальной помощью, и за продуктовой, и за психологической поддержкой. За первые 2 месяца пандемии в прошлом году к нам пришли 11 мам и деток, и они были в сложнейшей жизненной ситуации, нам нужно было их принять, не дожидаясь, пока закончится карантин, пока у них будут взяты анализ и так далее. Мы смогли помочь, слава Богу, этим семьям.

Ангелина Грохольская: Всегда очень хорошо происходит понимание, когда рассказываешь какую-то историю: как было и как стало. Я хочу какую-нибудь историю, когда действительно было не просто так, что женщине что-то не понравилось в семье, она взяла ребёнка и ушла, а что действительно была страшная ситуация, но из этой ситуации она вышла и вышла с вашей помощью.

Татьяна Степанова: История про маму-сироту несовершеннолетнюю с мужем-наркоманом, про женщину с двумя детьми без паспорта, без документов, которая была практически в рабстве в Смоленской области на одной из ферм, или история женщины с высшим образованием, успешной, которая попала в семью с алкоголиком и с тремя детьми долго-долго не решалась вообще что-то изменить, и с этими детьми мучилась и тянула до последнего, прежде чем приняла решение и смогла перестроить всю ситуацию. Выбирай.

Ангелина Грохольская: Я не понимаю, как такое в принципе может быть в нашем современном мире, поэтому…

Татьяна Степанова: В нашем современном мире возможно всё. И если мы думаем, что средняя норма для человека, как минимум, паспорт, медицинский полис и среднее образование и худо-бедно своё жильё, – это не так. У нас была девочка, совсем недавно обратилась к нам за помощью, у которой был только паспорт образца Советского Союза, не была свидетельства о рождении на деток, этих детей опека хотела забрать, и только слёзы матери помогли опеке пересмотреть своё решение и отправить их к нам. Изначально в опеку обратилась врач больницы, в которой женщина рожала младшего своего ребенка, и, слава Богу, что эта врач забила тревогу, потому что нам удалось помочь маме и её деткам. Мама была фактически в рабстве на протяжении долгих лет, она жила на подворье отдалённом где-то в дебрях Смоленской области и работала фактически за еду и за то, что ей разрешали там жить вместе с детками. Она была переселенка из Украины, и контакт с родными она потеряла, а те её объявили в розыск. Опека обратилась к нам со словами, что, может быть, вы возьметесь немножечко за ситуацию этой женщины. Так вот, наша сотрудница, наш социальный работник – замечательная мама троих деток, кстати, смогла за один день решить вопрос установления личности этой мамы: она связалась с тем поселением в котором она жила в Украине, нашла администрацию, дозвонилась до них. Сейчас эта мама замужем, она оформила все документы, она живёт в своём жилье, она счастливо растит своих деток, она просто красавица!

Ангелина Грохольская: Это одна из 500 историй! Я хочу от всех мама, от всех нас сказать огромное спасибо! То, что делаешь ты, то, что делают твои девочки, которые работают в центре, – это действительно чудо, это чудо и это огромная работа. Танечка, с Днём матери!

Татьяна Степанова: Спасибо, Ангелина, с Днём матери!