Рост цен – дело техники

Гости
Алексей Фёдоров
председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ

Марина Калинина: Невеселая новость – очередное подорожание обещают эксперты в следующем году. Бытовая техника может вырасти в цене на 13–15%, электроинструменты – на 11%, электроника – на 9%. Такой прогноз дал председатель Совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты России Алексей Федоров.

В чем причина? Почему опять очередное подорожание после Нового года? Будем разбираться. Алексей Федоров сейчас с нами на связи...

Иван Князев: Прямо его и спросим.

Марина Калинина: Да.

Иван Князев: Председатель Комитета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты России. Здравствуйте, Алексей.

Алексей Федоров: Добрый день.

Иван Князев: Давайте о причинах тогда все-таки.

Алексей Федоров: Ну, все довольно просто. Мы сейчас не говорим даже об инфляции и о стандартном подорожании, которое каждый год происходит. Мы сейчас не будем с вами говорить про логистику, а логистика очень сильно ударила, конечно, по ценам на все товары и ударит еще. Вы понимаете, что стоимость контейнеров из Китая, а именно Китай является глобальной фабрикой по производству всей бытовой техники, всей электроники, выросла в 10, а то и больше, раз за последние 1,5 года во время пандемии, такая вот история. Мы сейчас говорим...

Марина Калинина: А что такое? Почему, в чем причина?

Иван Князев: Что там случилось? И я, секундочку, прошу прощения: друзья, когда последний раз покупали телевизор, компьютер или что-либо подобное, сколько заплатили? И вообще, как цены на эти товары выросли в вашем регионе, в вашем городе?

Марина Калинина: Да даже утюг, чайник.

Иван Князев: Да утюг, чайник, да. (Чайники, кстати, подорожали, сам недавно смотрел.) На сколько? Расскажите нам, позвоните в прямой эфир.

Алексей Федоров: Кстати, я очень удивляюсь вашему вопросу, что вот чайники подорожали, а компьютеры, видимо, нет – дорожает все довольно одинаково.

Иван Князев: Нет, про компьютеры мы не говорили, что они не подорожали, тоже подорожали.

Алексей Федоров: Если мы говорим про логистику, то это больше зависит от того, насколько низка стоимость товара относительно его объема. То есть понятно, что контейнер товара стоимостью 250 тысяч долларов, себестоимостью, он подорожает, этот товар, меньше, чем контейнер точно такой же с товаром стоимостью 11 тысяч долларов этого товара в контейнере. Ну потому что если стоимость грузоперевозки была 1 200, ну максимум 2 500 долларов из Китая в Россию морем, то сейчас это доходит до 17 тысяч долларов – вы представляете, на сколько все подорожало с точки зрения грузоперевозки?

Марина Калинина: Хочется понять, почему перевозки подорожали.

Иван Князев: Да, что с этими контейнерами случилось?

Алексей Федоров: Да мы-то с вами не про перевозку собрались говорить, это отдельная интересная очень тема с перевозками, можно долго разговаривать о том, как контейнера остались в Соединенных Штатах в огромном количестве, как их стало не хватать в Китае, как контейнера порожние не пошли обратно из-за пандемии... Это длинная интересная история, но просто это отдельную передачу нужно, долго про логистические цепочки рассказывать, не думаю, что всем это интересно. А вот конкретное подорожание, о котором мы с вами сейчас говорим, оно происходит по очень простой причине – государство вводит очередной такой квазиналог.

Вы знаете, есть еще со времен Екатерины II такая история, чиновники ее очень любят, говорят, что мужик не должен понимать, что он платит налоги. А это происходит когда? – когда мы не показываем, что с его зарплаты на самом деле 50% налогов он платит, граждане у нас считают, что они платят 13%, если вообще что-то в этом понимают. И НДС у нас, в отличие от американского налога с продаж, абсолютно непрозрачный для покупателя налог, в Америке все понятно в этом смысле. Но есть еще огромное количество квазиналогов... Вот, например, потребитель не понимает, что он, платя карточкой, 1,5 или 2% тут же отдает банку в виде фактически квазиналога, с которого потом государство очень много получает.

Но мы сейчас говорим об очередном квазиналоге, и сейчас речь идет о том, что государство запретит со следующего года, или с 2023-го, возможно, сейчас идут дискуссии по этому поводу, ретейлерам сдавать в утиль, утилизировать, вывозить при этом за рубеж для утилизации...

Иван Князев: ...лом?

Алексей Федоров: ...товары, которые содержат какие-либо цветные металлы.

Иван Князев: Ага.

Алексей Федоров: Фактически запретит. И это большая очень проблема, потому что этот утилизационный сбор кладется, ложится, если хотите, на каждого импортера бытовой техники, электроники в виде такого вот как раз квазиналога уже сильно после ввоза. Ввезены контейнеры с бытовой техникой или электроникой, они не утилизированы правильно, потому что они все проданы через розницу, и после этого импортер должен заплатить какой-то налог.

Как это решалось? Можно было раньше всю эту технику собрать от потребителей и сказать: потребители, приносите свою б/у-технику, мы вам сделаем большую скидку хорошую на новую технику, а эту вашу б/у-технику мы продадим, например, в другие европейские страны, которые умеют извлекать минимальное количество всяких ценных элементов, металлов из этой самой вами сданной бытовой техники.

Сейчас государство запрещает, и все эти ноутбуки не будут теперь собираться, забудьте об акциях под названием «Принеси старое – получи новое со скидкой», этих акций не будет, потому что ретейлерам это станет невыгодно. А ретейлеры станут платить огромные проценты за так называемый экологический сбор государству. Из-за этого техника очень сильно подорожает. Вот такой квазиналог, о котором покупатели вообще не будут догадываться, как обычно, но такой налог будет новый введен.

Иван Князев: Послушаем наших телезрителей.

Марина Калинина: Да, Наталья с нами на связи, Нижний Новгород. Наталья, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Мы вот буквально в сентябре хотели приобрести маленький телевизор на кухню, стоил он 12 тысяч с небольшим. В итоге мы купили его на 3 тысячи дороже в начале ноября. То есть буквально с сентября до ноября месяца на 3 тысячи та же модель в том же магазине.

Иван Князев: Ага.

Зритель: Ну и сказать так, по городу тоже так же все и поднялось.

Иван Князев: На другие товары то же самое, да?

Зритель: Или поискать подешевле... Ну нет, мы конкретно про телевизор, думали, что это в этом магазине цена поднялась, но поскольку у нас действует такая акция, что если ты найдешь дешевле, то магазин тебе продаст по дешевой цене, мы решили поискать, может, где-то есть дешевле, оказалось, что нигде, то есть абсолютно везде они действительно поднялись в цене в среднем где-то на 3 с небольшим тысячи...

Алексей Федоров: Наталья, а можно я вас спрошу, если позволите, какого размера диагональ вы купили. Ведь немаленькую, правда, дюйма 42?

Зритель: Ну, вы знаете, 50 сантиметров в длину, я все мерила, чтобы мне на определенную полку он вошел.

Алексей Федоров: Ну, я думаю, что...

Зритель: Не в высоту, в длину, да.

Алексей Федоров: Ну, может быть, чуть меньше, 32 дюйма, в любом случае это большая модель. Уверяю вас, вероятность 90%, этот телевизор был еще и собран в России, какая бы там марка ни стояла: большинство телевизоров, до 90% больших форматов, собираются в Российской Федерации, хотя, конечно, из азиатских комплектующих. Безусловно, это так, так это устроено, тем более все холодильники, все стиральные машины, бытовая техника большая, потому что везти ее через границу невыгодно, логистика «съест» все, давным-давно так уже существует.

Но электронные компоненты очень сильно подорожали. Мы знаем, что рынок столкнулся из-за пандемии, из-за истории с тем, что сначала были заморожены производства, а потом снова разморожены, вы знаете, что даже «Волжский автозавод» сейчас сигнализирует о том, что они приостанавливают производство LADA, потому что не хватает чипов. То же самое, поверьте мне, с телевизорами. Телевизоры сейчас стали очень «умные», там очень много высококачественной электроники дорогой, и этой электроники сейчас не хватает, китайцы и южнокорейцы не успевают производить столько чипов, сколько нужно современной экономике.

Вы знаете, что сейчас мы уже превысили допандемийный 2019 год по объему производства разных товаров бытовой техники и электроники, и граждане, изголодавшиеся по покупкам, которые они весь 2020 год не совершали, вторую половину 2021 года потратили с огромной пользой для своих бюджетов, они потратили безумное количество денег на то, чтобы купить новую бытовую технику, электронику. Это привело к тому, что комплектующих не хватает, контейнеров не хватает, логистики не хватает, и, в конце концов, подорожание. Но к этому всеми прибавится еще квазиналог экологический, который сейчас обрушится на все цены, а покупатели будут думать, что это просто такая инфляция, – нет, это не так.

Марина Калинина: Но, Алексей, смотрите, вы говорите о том, что вот этот квазиналог, вот этот отказ от вывоза б/у-электроники за рубеж, он будет, скорее всего, в 2023 году, а подорожание уже будет в следующем, по вашим словам, вот эти 13%.

Алексей Федоров: Ну, мы с вами прошлись по большому количеству разных факторов, которые к этому приведут, одно, другое, третье... Ведь сейчас история такая, что все ретейлеры, понимая, что в 2023 году им придется это потратить, сейчас уже будут делать некие себе заначки, что называется, делать всякие фонды специальные, для того чтобы откуда-то деньги брать на те платежи, которые возникнут в 2023 году.

Иван Князев: Подстраховываться будут.

Алексей Федоров: А откуда эти платежи им брать, как не с потребителя? Другого варианта-то нет, деньги не рождаются в карманах ретейлеров.

Иван Князев: Алексей Владимирович, такой вопрос по поводу вот этих скрытых налогов и переработки – у нас что, заводов своих нет, что ли?

Алексей Федоров: Конечно, заводы есть. Но у нас заводы есть, которые собирают из комплектующих...

Иван Князев: Нет, переработка я имею в виду, зачем нам вывозить за рубеж отходы, лом.

Алексей Федоров: А переработка, заводы... у нас перерабатывают довольно много всего. Есть одна деталь. Дело в том, что переработать какие-то большие станки и механизмы, переработать, знаете, то, что воруют обычно, мы много с вами такой информации читаем, когда украли огромный кабель, 8 километров железной дороги или украли какие-нибудь рельсы или что-то еще такое украли, медный кабель, какую-то алюминиевую жилу длинную...

Марина Калинина: Крышку от люка, да...

Алексей Федоров: Ну, крышку от люка, сложнее чугун перерабатывать, но предположим. А мы-то говорим о переработке очень тонких компонентов в очень малых количествах, а это сложно, такого количества производств в России нет. Это, к сожалению, очень большие вложения, колоссальные инвестиции, а для того, чтобы эти инвестиции окупались, должно пройти довольно большое время. Таких вложений в России просто никто не делает.

Иван Князев: А жаль.

Марина Калинина: Да. Спасибо. Алексей Федоров, председатель Комитета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты России.

Иван Князев: Мы хотели еще телезрителей послушать, у нас звонок есть.

Марина Калинина: Александр из Ростовской области. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас. Что покупали из техники в последнее время, Александр?

Зритель: Планшет Huawei для ребенка, 3 гигабайта на 64, диагональ 10,1. Раньше он стоил 16 900, можно было взять, а сейчас, я зашел в магазин, стоит 20 990.

Марина Калинина: Ох, ничего себе.

Иван Князев: Ничего себе...

Зритель: А в других магазинах он стоил 17 800, а сейчас поднялся до 20 990 рублей с теми же самыми характеристиками.

Иван Князев: Из другой техники что еще отмечаете?

Зритель: Ну, для компьютеров тоже подорожало...

Марина Калинина: Понятно.

Иван Князев: Да, хорошо, Александр, спасибо, спасибо вам.

Марина Калинина: Спасибо. Да ничего хорошего, конечно, но что сделаешь.

Иван Князев: Хорошо, что Александр дозвонился к нам.

Мы дальше идем.

Подорожание бытовой техники и электроники обещают эксперты в новом году. В чём причины?