День без автомобиля

Гости
Сергей Кузин
руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам»
Андрей Мухортиков
начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД, член общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Петр Кузнецов: Мы продолжаем. Сегодня отмечается Всемирный день без автомобиля. Я, например, об этом узнал, когда уже на автомобиле доехал до работы. Традиционно всех тех, кто за рулем, просят из-за него выйти в этот день и хотя бы на один день пересесть на общественный транспорт, на самокат, на что угодно, пешком пройтись. Автомобилистов привлекают какими-то скидками на аренду этих самих самокатов, где-то – бесплатным проездом на общественном транспорте, а где-то ограничиваются просто призывами.

Ольга Арсланова: Сократить количество автомобилей пытаются не только в этот день и не только в России. Например, в Германии для борьбы с пробками предложили новый налог на вождение в городской черте. Считается, что сборы не станут обременением для автомобилистов, но помогут снизить трафик в перегруженных местах. А выручку можно пустить на субсидии, которые стимулируют граждан активнее пользоваться общественным транспортом.

Что вас заставит отказаться от автомобиля? Расскажите в прямом эфире или напишите нам SMS.

Петр Кузнецов: С нами сейчас на связи Андрей Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Андрей Вячеславович, здравствуйте. Слышите ли вы нас?

Андрей Мухортиков: Добрый день.

Ольга Арсланова: Добрый день.

Петр Кузнецов: Вы знаете, что говорят, особенно в последнее время, особенно если речь заходит как раз о Москве? Что автомобилистов в последнее время из города выживают. Вот скажите, пожалуйста, эти платные трассы, парковки, куча камер в ненужных местах – можно ли сказать, что это все инструменты, которые созданы, чтобы именно избавить город от автомобилистов?

Андрей Мухортиков: Конечно нет. Все это – инструменты для того, чтобы сделать движение безопаснее, прогнозируемее, удобнее. Естественно, надо понимать, что дорожная сеть города не способна…

Петр Кузнецов: Андрей, мы попытаемся с вами еще раз связаться, потому что это очень важно. Мы только начали наш диалог. Это Андрей Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Он вернется к нам совсем скоро.

Вы пишите и звоните. Что у вас в городе? Как у вас обстоят дела с этим балансом «пешеход – автомобилист»? В какую сторону? Кто выигрывает?

Ольга Арсланова: «В городах автомобилей больше, чем жителей. Все дворы забиты. На улицах пробки. Дышать нечем», – пишет нам зритель из Воронежской области.

Петр Кузнецов: А из Калужской пишут: «Все автомобили, вон из города!» – просто призывают.

Ольга Арсланова: Отлично. Ну и некоторые зрители пишут, что дорогие парковки и дорогой бензин – это то, что может их заставить пересесть на общественный транспорт.

К нам возвращается член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков.

Андрей Мухортиков: Да, слышу вас.

Ольга Арсланова: Андрей, мы говорили о мерах по выживанию автомобилистов, которые вы назвали мерами все-таки за более безопасное движение.

Андрей Мухортиков: Совершенно верно, за более безопасное и удобное движение. На самом деле дорог и развязок строится много, регулируются светофоры, меняется дорожная разметка. Естественно, дорожная сеть Москвы не способна вместить всех желающих, тем более в пиковые часы, поэтому развивается общественный транспорт, строится метро…

Петр Кузнецов: Извините, что перебиваю, Андрей. Так в том-то и дело, что такое ощущение, что для более удобного передвижения именно личного транспорта. А все-таки этот явный дисбаланс в развитии инфраструктуры для личного автомобиля и для общественного транспорта во многих крупных городах сохраняется. Или все-таки общественный начинает побеждать?

Андрей Мухортиков: В Москве для общественного делают сейчас как минимум не меньше, если даже смотреть по программе Москвы. В метро и электрически вкладывается больше денег, чем в дороги, и это объективно.

Что касается других городов России, то там ситуация, как правило, сложнее, но она сложнее в принципе для всех – там гораздо меньше денег и возможностей развивать как личный, так и общественный транспорт.

Но вместе с тем дорожных проектов сейчас огромное количество. Недавно проводили анализ: по стране сейчас проектируется и строится порядка сотни обходов населенных пунктов. То есть это огромная работа.

Естественно, общественный транспорт… Допустим, если взять Московскую область, то там развивается направление – покупка нового подвижного состава. Ну не секрет, что очень много где автобусы старые. Соответственно, новый подвижной состав сам по себе уже отчасти стимулирует людей пользоваться им – он более комфортен, он с кондиционером, а где-то есть и вайфай; там можно заплатить карточкой и более удобно доехать.

Ольга Арсланова: А какие меры вы считаете наиболее эффективными? Это развитие общественного транспорта или репрессивные меры, в том числе финансово-репрессивные, против автомобилистов? Я не знаю, платный въезд на какие-то участки, постоянно дорожающая парковка и так далее.

Андрей Мухортиков: Мое мнение: репрессивных мер вообще быть не должно. Какие-то карательные меры должны применяться только к неадекватным автомобилистам. Но таких – процент или доля процента в сравнении с общим количеством.

Платная парковка применяется в Москве, да. Ну, это мера регулировки спроса. То есть в центре действительно офисов много, дорог мало, парковочных мест мало – и там это вынужденная мера.

В целом, конечно, надо в первую очередь делать общественный транспорт более привлекательным – тогда люди на него начнут пересаживаться. Новые линии метро, электрички, подвижной состав, пересадки, снижение расходов (допустим, ввод МЦД и МЦК – это снижение расходов, в том числе для людей) – это, естественно, стимулирует людей пользоваться общественным транспортом. Это доказанный и проверенный факт.

Петр Кузнецов: Снова обращаемся к нашим телезрителям из разных городов: напишите, мешают ли в вашем городе вам автомобилисты. Что нужно сделать, чтобы вас заставить пересесть, если вы автомобилист, отказаться от вашего автомобиля и выбрать общественный транспорт?

Андрей, ну согласитесь, что очень много народу, тем более в крупных городах, который передвигается на своем автомобиле. И его ничто не заставит выбрать общественный транспорт. То есть передвигаются на автомобиле не потому, что нет качественной альтернативы.

Андрей Мухортиков: Да, есть люди, которые просто привыкли так, и для них просто некомфортно, не хотят и так далее. Но опять-таки вопрос времени и цены. Если на общественном транспорте можно доехать за полчаса, а на автомобиле будешь ехать полтора часа (а такие случаи есть), то многие выберут комфортную электричку вместо личного транспорта.

Петр Кузнецов: А многие выберут встать на два часа пораньше или выехать на два часа пораньше, но все равно на автомобиле. То есть – заложить на путь не два часа, а четыре.

Андрей Мухортиков: И такие люди бывают, но это все-таки скорее исключение, чем правило. Но на самом деле есть много мер и других для того, чтобы бороться с пробками. Это и настройка светофоров. Это и изменение дорожной разметки. Такие меры очень эффективные, они применяются комплексно и в Москве, и в Подмосковье. И они позволяют в том числе выжать из существующей инфраструктуры то, что возможно. Про них мало говорят, но в Москве за 10 лет в этом направлении также сделано очень много. Добавилось много полос движения. Например, те же выделенки очень много где созданы за счет сужения полос и увеличения числа полос, а не за счет того, что у автомобилистов отняли.

Петр Кузнецов: Ну да, не в ущерб.

Андрей Мухортиков: И это тоже прекрасно работает. Общественный транспорт получает приоритет, а остальные едут как едут.

Ольга Арсланова: Если мы говорим о Москве, то в Москве и общественный транспорт, честно говоря, очень перегружен. И призывать людей еще больше его загружать, делая выбор в пользу метро и оставляя автомобиль, – ну согласитесь, это довольно странно.

Петр Кузнецов: Да. Как раз присоединяется зритель: «В Москве долго автобус ждать».

Андрей Мухортиков: Что касается метро – это, наверное, единственная система, которая действительно перегружена. Чтобы разгрузить, как раз развиваются Московские центральные диаметры, Московское центральное кольцо и строятся новые линии.

А что касается автобусов, то там перегрузки какой-то сильной не заметно. Я по городу сам много езжу. Ну, в основном езжу на автомобиле, конечно, если не на метро. В основном автобусы достаточно свободные. То есть там людей, которые стояли бы, их обычно мало. В основном там сидячие места. Это вполне доступно.

Петр Кузнецов: Андрей, к нам присоединяется представитель той самой категории «ни за что и никогда автомобиль не оставлю свой!» – Виктор из Петербурга.

Ольга Арсланова: Есть кентавры, а есть, не знаю, люди, которые срослись со своим автомобилем, что-то такое.

Здравствуйте, Виктор.

Зритель: Да, добрейший день. Очень рад попасть в вашу передачу.

Ольга Арсланова: И мы вам рады.

Зритель: У вас всегда очень актуальные вопросы ставятся жестко. Я представитель профессии… Я командир самолета авиакомпании «Россия». И для меня автомобиль – это незаменимая вещь, как для «скорой помощи» и для других организаций.

Поэтому я, конечно, вижу некоторое лукавство здесь. Например, у нас плохо организовано движение. И об этом все иностранцы говорят: «У вас знаки и дорожная разметка во многом затрудняют движение». Если ее правильно построить… Мне 62 года. Я помню времена Советского Союза, когда по Московскому проспекту – по главной центральной магистрали – можно было ехать без пробок, потому что была «зеленая волна», причем в обе стороны. Это было очень сложно сделать, но это было сделано.

Сейчас это в абсолютно противоположную сторону: на каждом светофоре мы останавливаемся. То есть об этом никто не думает, в этом плане никто не работает. Кроме того, надо развивать дорожную сеть, нужно делать больше мостов, развязок. Мы же движемся вперед, у нас прогресс.

Я понимаю, что на Западе все пересели на велосипеды. Почему? Потому что горячее дорогое. Сейчас горючее на Западе дорогое, поэтому люди нищают там. И там все ездят на маленьких машинках, ездят на велосипедах, на самокатах – не от хорошей жизни.

Поэтому я за автомобиль и за то, чтобы экологичный был автомобиль, пусть на электричество переводят. Но автомобильное движение – это есть прогресс. То есть надо улучшать дороги, улучшать движение, схемы движения. Вот и все. А то: «Давайте все остановим, движение оставим только для депутатов, для губернаторов». Почему-то губернатор Москвы ездит, и прекрасно ездит.

Ольга Арсланова: Спасибо вам, спасибо.

Петр Кузнецов: Кстати, да.

Андрей к нам возвращается. Андрей, на самом деле, казалось бы, автомобилисты как раз должны быть главными лоббистами того, чтобы развивался общественный транспорт и велосипедная инфраструктура, потому что будет удобно – будет меньше автомобилей, будет меньше пробок.

Андрей Мухортиков: И меньше конкурентов.

Петр Кузнецов: Да.

Андрей Мухортиков: На самом деле, да, это так и есть. Замечания, в принципе, все правильные. То есть за счет грамотной настройки светофоров, той же самой «зеленой волны», действительно, можно повысить пропускную способность дороги раза в полтора.

К сожалению, эта система «умных» светофоров пока что в большинстве городов не развита и на трассах. В Москве она есть, хотя пока охватывает не весь город еще. В общем, добавляются светофоры. И этим тоже в том числе профессионалы и специалисты занимаются. Но, конечно, такие практики надо внедрять по всей стране, во всех городах, на всех трассах значительно шире. В том же Санкт-Петербурге в этом направлении можно очень много чего сделать.

В Москве много чего делается, так же как и в Подмосковье. Но поскольку дорог много, системно этим только последние 5–10 лет занимаются. До этого, в общем, не занимались, к сожалению. Поэтому фронт работы еще очень большой.

Если вспомнить европейские города, то там просто люди этим занимались десятилетиями последовательно, поэтому там все так красиво обустроено и продумано. У нас тоже будет так, но просто не сразу.

Петр Кузнецов: Спасибо, Андрей, спасибо. Будем надеяться. Андрей Мухортиков был с нами на связи.

Еще один Андрей с нами на связи – из Московской области. Это наш телезритель. Андрей, здравствуйте.

Зритель: День добрый.

Петр Кузнецов: Можно ли вас поздравить со Всемирным днем без автомобиля сегодня?

Зритель: Вы знаете, я веду активный образ жизни, в принципе: езжу и на самокатах, и на велосипедах, занимаюсь лыжами.

Петр Кузнецов: То есть – можно?

Зритель: Я каждый день езжу в Москву по работе и езжу по Москве целый день. Ну, бывают же плохие дни – дождь, снег. Понимаете? Спускаюсь периодически в метро. И вот в часы пик иногда настолько проблемно войти в электричку! То есть со второго, с третьего раза заходишь в электричку. Без толкотни невозможно зайти. Понимаете? В принципе, я думаю, скажем так, опускаются в такие дни не так много автоводителей. Все равно торчат в пробках, слушают музыку и все остальное. Понимаете? А если хотя бы половина этих водителей опустится, то вы представляете, что будет в метро? Я просто теряюсь…

Ольга Арсланова: Да, я тоже считаю, что автомобилисты спасают нас – тех, кто ездит в общественном транспорте. Так что спасибо им.

Петр Кузнецов: А можем и подвезти иногда, если с лыжами стоите. Тоже большая польза.

Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам», с нами на связи. Здравствуйте, Сергей.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Сергей Кузин: Да, добрый день.

Ольга Арсланова: Какая помощь нужна, как вам кажется, больше всего автомобилистам в больших городах России?

Сергей Кузин: Ну, на примере Нижнего Новгорода. У нас чуть больше миллиона жителей. И очень нужно системное решение от власти: либо делать города для жителей, либо делать города для автомобилей. К сожалению, сочетать это в большинстве случаев невозможно. И развитые страны уже этот путь прошли. Если мы хотим создавать удобные города для жизни – значит, нужно развивать общественный транспорт и давать возможность жителям перемещаться из любой точки города в любую очень удобно, комфортно и быстро.

Петр Кузнецов: А так как с автомобилиста собрать можно больше властям, соответственно, вряд ли ждать улучшения ситуации хоть в ту, хоть в другую сторону, потому что, наверное, выгодно иметь много автомобилей, потому что это больше штрафов с парковки, за превышение – за все что угодно. Сейчас с автомобилистов берут за все.

Сергей Кузин: Да, такая ситуация тоже есть. И здесь хочется возразить только одно. Автомобилисты – это 63 миллиона жителей, то есть это большая часть населения страны. Кроме того, нет человека, который не связан с автомобилями, у всех есть семьи.

И поэтому все-таки надо понимать, что чиновники – это наши с вами наемные работники, которые должны для нас с вами создавать комфортные условия. Они нашими ресурсами оперируют. И если они это делают не в нашем интересе, то не очень понятно, зачем нам такие чиновники.

Ольга Арсланова: Ну смотрите. С другой стороны, строить, например, дополнительные какие-то дороги ну невозможно до бесконечности. Правда?

Сергей Кузин: Абсолютно верно.

Ольга Арсланова: Что делать для того, чтобы бороться с пробками? Во всем мире есть какие-то ограничения: платный въезд в центр города, пожалуйста, дорогие парковки, еще что-то.

Сергей Кузин: Смотрите, все правильно. Вопрос именно в том, что в развитых странах начинают с комфортной инфраструктуры для пешехода, для пассажира, а у нас почему-то этот момент откладывается на потом. То есть сначала нужно дать автомобилисту альтернативу, дать возможность ему удобно и быстро добираться по своим делам без машины, а потом уже можно и парковки делать платными, и въезд запрещать. Тогда никаких недовольств у автомобилистов не будет.

Я полностью с вами согласен, что города должны быть удобными для жителей, то есть для людей, именно для человека, а не для автомобиля. К сожалению, не может ужиться на одной площади и человек, и автомобиль. Автомобиль слишком большой. 300 автомобилей – это огромная площадь, их надо где-то парковать. А 300 человек спокойно умещаются в двух вагонах наземного электротранспорта, например, в современных трамваях. И развитые европейские страны уже этот пример нам показывают.

Ольга Арсланова: Как вам кажется, какое потребление автомобилей, если можно так сказать, какое использование в современных условиях, в больших городах оптимально? Вот некоторые пишут: «Езжу на общественном, а автомобиль только для дачи или, например, только для того, чтобы отвезти ребенка в какие-то кружки, или только для покупок». То есть вот эта привычка ездить на автомобиле каждый день везде и всегда – это актуально сегодня?

Сергей Кузин: Ну, к сожалению, в Москве ситуация сильно отличается от регионов. В Нижнем Новгороде, например, это не желание, а это необходимость. У большинства нижегородцев нет возможности ездить на общественном транспорте комфортно, быстро и туда, куда нужно. То есть наша транспортная система крайне устарела, и ее давно пора менять.

Поэтому если жителям дадут такую возможность, я уверен, что очень много автомобилистов откажутся от личного автомобиля и повседневного использования. То есть они будут, действительно, только по необходимости, когда нужно либо далеко, либо нужно что-то перевезти. А это не так часто происходит. И очень много автомобилистов пересядут на общественный транспорт.

Дайте комфортный и удобный общественный транспорт. То есть такой запрос даже мы – общественная организация, которая все-таки автомобилистов защищает, – слышим каждый день.

Ольга Арсланова: Это и автомобилистам будет полезно, кстати.

Сергей Кузин: Конечно, конечно.

Петр Кузнецов: Скажите, тем не менее, а если ситуация так и не изменится? Все равно у нас автомобилей все больше и больше становится на дорогах. В крупных городах покупают больше автомобилей. К чему это может привести?

Сергей Кузин: Это приведет к тому, что мы можем видеть в крупных городах США, когда города по площади занимают колоссальную территорию, и общественный транспорт в них уже эффективно работать не может. Такие города будут постоянно расширяться, дороги будут строить еще шире, будет больше развязок. И чем шире строят дороги, тем больше общественного транспорта, тем шире города. И это уже замкнутый процесс, который остановить будет невозможно.

Москву, например, перестроить уже нельзя. То есть в ней все равно пешеходу будет не очень комфортно. Это практически невозможно. И это очень серьезная проблема. А вот многие города, типа Нижнего Новгорода, можно еще спасти, можно сделать их комфортными именно для пешеходов, создать инфраструктуру, создать общественный транспорт – и тогда автомобилисты с радостью перестанут пользоваться своими личными автомобилями каждый день, ну, в выходные только или в какие-то далекие поездки.

И к этому, мне кажется, нужно прийти. И нужно посмотреть на опыт США. Таких городов, колоссальных по своей площади, огромное количество.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо. Это важные слова в такой важный, наверное, для кого-то день.

Спасибо, что провели дневное «Отражение» вместе с нами. Оставайтесь на ОТР.