Алкомаркеты повсюду

Гости
Максим Черниговский
аналитик алкогольного рынка, кандидат экономических наук
Алексей Казанцев
психиатр-нарколог, главный врач наркологической клиники

Ксения Сакурова: Как говорится, с небес на землю. Мэр иркутского города Шелехова ужаснулся числу алкомаркетов в городе и даже записал видеообращение к землякам, которых призвал бросить пить и заняться спортом, так как законно бороться с такими магазинами невозможно.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Неделю назад на эту же проблему, ну, на проблему количества алкомаркетов, обратил внимание глава Калининградского региона Антон Алиханов. Он призвал ограничить количество таких магазинов на первых этажах новостроек. В качестве антипримера губернатор фотографию дома, в котором есть сразу пять таких торговых точек под разными брендами. Удивительно, что каждая, видимо, находит свою аудиторию.

Ксения Сакурова: Клиентов и правда, судя, по всему, хватает на всех. В минувшем году россияне стали выпивать больше, на 2% выросли продажи водки, до 5 л на человека. Всего в 2021-м было реализовано почти один миллион декалитров алкогольной продукции.

Иван Князев: Как бороться с алкомаркетами и пьянством? Решит ли проблему ограничение количества таких точек? Что думаете вы? Какая ситуация в вашем городе? Пишите, звоните нам в прямой эфир. Ну п пока давайте посмотрим, что происходит в Санкт-Петербурге и Симферополе вот в связи с этим.

СЮЖЕТ

Ксения Сакурова: Какая ситуация в вашем городе? Еще раз напоминаем, вы тоже можете нам рассказать, 8-800-222-00-14, позвоните, расскажите, что думаете вы.

Иван Князев: Максим Черниговский у нас сейчас на связи, генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка». Максим Зиновьевич, приветствуем вас!

Ксения Сакурова: Здравствуйте!

Максим Черниговский: Здравствуйте, Ксения, здравствуйте, Иван, здравствуйте, дорогие друзья!

Иван Князев: Видите, какая ситуация в Санкт-Петербурге в вашем родном? Был спортивный магазин, теперь алкомаркет. Это тенденция такая?

Максим Черниговский: Поверьте, Иван, в Санкт-Петербурге совсем другие проблемы. Вот проблема алкомаркетов, я думаю, во второй десятке, надо город убрать от снега.

Иван Князев: Это тоже.

Максим Черниговский: Знаете, я искренне считаю, что действительно, в общем-то, проблемы алкомаркетов, как таковой, в Российской Федерации не существует. Почему? Потому что в моем понимании алкомаркет – это магазин, который реализует только алкогольную продукцию. И смежную продукцию.

Так вот в России таких магазинов, которые специализируются только на продаже алкогольной продукции, ну, может быть, несколько сотен. То есть, те алкомаркеты, о которых идет речь в вашей программе, это, на самом деле, небольшие.

Иван Князев: Небольшие магазины.

Максим Черниговский: Алкопродовольственные, понимаете, магазины, где до 50% всей продукции реализуется, скажем так, алкогольной, и 50% - ну, это, скажем так, продуктовый набор. То есть, называть эти, скажем так, дискаунтеры, на самом деле, розничные алкомаркетами ни в коем случае нельзя, понимаете? То есть, мне кажется, что это в большей степени нагнетается, понимаете?..

Иван Князев: Нет, ну, нагнетается, Максим Зиновьевич, простите, пожалуйста, перебью вас. Да, тут вы абсолютно правы, что действительно в чистом виде алкомаркеты – это отдельные специализированные магазины, в них там все красиво, все хорошо. Просто вот мэр Шелехова сказал: «Законного никакого способа их ограничить нет». Это правда?

Максим Черниговский: Вы знаете, я искренне считаю, что ограничивать надо не алкомаркеты. Надо, на самом деле, переводить продажи алкогольной продукции в алкомаркеты. Так, как это было во времена Советского Союза. То есть алкоголь в магазинах, я не знаю там, «Хлеб», «Молоко», «Мясо», «Рыба» во времена Советского Союза не продавался. Даже пиво не продавалось, понимаете?

То есть, это были либо отдельные магазинчики, либо отдельные залы в магазинах, где продавался только алкоголь, либо столы заказов. Так вот мэр Иркутска должен, мне кажется, ратовать об этом. То есть, переводить алкоголь в специализированную розницу. Другой вопрос, что, понимаете, как таковой, как я уже сказал, специализированной розницы в России нет.

У, как мне кажется, розничных операторов должна быть дилемма: либо они продают алкоголь и табак, добавлю я, либо продают продовольственные товары. Потому что, как мне представляется, губернаторы, мэры должны быть озабочены следующим. Приходишь в любой, там сетевой, не сетевой магазин, понимаете, рядом с кондитерскими товарами, где, ну, в основном как-то вот дети концентрируются, понимаете, стоят паллеты с водкой и пивом. Это первое.

Теперь второе. Вы знаете, в России самая главная проблема – это объем нелегального рынка, понимаете, псевдоалкогольной продукции, которая ни в алкомаркетах и нигде не продается. Она реализуется через интернет, там в магазинах 24 часа, да, и так далее, и так далее, и так далее. Вот с этим надо бороться, понимаете?

То есть, я еще раз повторяю, проблема алкомаркетов – это, на мой взгляд, в большей степени выдуманная проблема, которая, ну, скажем так, дистанцирует нас от реальных проблем не только на алкогольном рынке, а вообще на всем продовольственном и не только на продовольственном рынке Российской Федерации.

Ксения Сакурова: Максим Зиновьевич, ну, я соглашусь с вами, что по сути эти магазины зачастую являются, в общем-то, продовольственными, просто с расширенным ассортиментом алкогольной продукции. Но на вывеске, на вывеске у них, как правило, есть слова, там, «пиво», «вино», «алко» и так далее.

Да, они продают и то, и другое, и пятое, и десятое, но привлекают они определенную аудиторию. В конце концов, человек идет мимо, и он видит надпись не «Гастроном» или «Супермаркет», а он видит надпись, ну, в которой есть какие-то слова. Так или иначе, его это, ну простите, может спровоцировать.

Максим Черниговский: Ну вы знаете, Ксения, ну опять-таки, в основном все крутится вокруг ситуации «Красного&Белого», да? Это, ну, скажем так, самый такой мощный наш…

Ксения Сакурова: Но не единственный.

Максим Черниговский: И не единственный, да. Так вот, у «Кипа», у там «Винлаба», у «Ароматного мира» я, честно говоря, бутылки-то на логотипах не видел. Виноград видел у «Ароматного мира», бутылок не видел. То есть, мне, еще раз повторю, вы знаете, вот все-таки в алкомаркетах, где лицензионная торговля, продажа алкоголя, где существует единая государственная автоматизированная система, эти люди, которые приобретают там алкогольную продукцию, и не только алкогольную, все-таки они дистанцированы от отравления, от смертных случаев.

Которые часто у нас сейчас стали случаться, значит, от потребления людьми вот этого псевдоалкоголя, произведенного на основе метанола. Я напомню, что в Иркутске несколько лет тому назад, да, вот как раз, было массовое отравление от псевдобоярышника. Вот это проблема, вот это надо решать. И это как раз проблема, которую могут решить местные власти, в том числе, местные власти Иркутска.

Потому что все, что связано там с онлайн-торговлей алкоголем, запрещенным на самом деле, все, что связано там с ночной торговлей, понимаете, это же все, скажем так, в зоне особого внимания должно находиться у институтов исполнительной власти, региональных, добавлю.

Иван Князев: Ну да. Максим Зиновьевич, ну, одна проблему другую не исключает. Как вы думаете, ну ведь эти же магазины, они понятно, почему алкоголем торгуют. На одних там булочках, на печеньях ты себе выручку не сделаешь. Вопрос в другом. Вопрос, могут ли профессионалы, вот эти сети, которые занимаются продажей алкоголя, дать достаточное количество магазинам по всей стране?

Чтобы, действительно, продукция, алкогольная продукция продавалась только у них. Но при этом их не было там один-два на весь город. Чтоб народ не бегал за «паленкой» в соседний подъезд.

Максим Черниговский: Очень хороший вопрос, Иван. Вы совершенно правы. У нас в России 160 тысяч населенных пунктов, из них в 70 тысячах вообще нет легальной розничной продажи алкогольной продукции. Естественно, та реформа, о которой я сказал, она должна носить длительный и поступательный характер.

То есть, на мой взгляд, она должна быть рассчитана даже не на десять, а на двадцать лет, вот. Потому что в целом ряде регионов, как я уже сказал, вообще нет розничных магазинов, которые реализуют, значит, легальную алкогольную продукцию. Ну, в основном, это регионы, которые находятся в сельской местности.

Но в городах-миллионниках, таких, как Москва, Санкт-Петербург, ну, по сути дела, во всех городах-миллионниках, конечно, эту реформу уже можно реализовывать, понимаете? Потому что можно ввести жесткие требования к алкомаркетам. Не знаю, там охрана, тревожная кнопка. Чтобы, в принципе, уже у входа людей, не достигших 18 лет, в этот магазин не пускали охранники. То есть, вот к этому надо подходить. Но, к сожалению, вот такого рода, скажем так, призывов я практически ни от кого не слышу.

Ксения Сакурова: Вот все-таки по поводу специализированных магазинов. Ведь сейчас проблема в чем? О чем люди говорят? По большому счету это превращается, простите, в клуб по интересам. То есть, если мы говорим про «Гастроном», в котором есть отдел алкогольной продукции, там разная публика. Там вести себя как-то неприлично, ну, даже как-то лишний раз, в общем, человек и подумает.

Там не собираются вокруг определенного контингента, просто потому, что это контингент разный. А сейчас у нас получается, что в жилом доме есть пять точек, основная часть продукции которых – алкоголь. И, допустим, так и будет. И это создает определенную среду, в которой живут люди, которые живут в этом доме. Вы считаете, что это не проблема?

Максим Черниговский: Ксения, я считаю искренне, что проблема у нас в том, что у нас не так много, понимаете, клубов по интересам, как вы правильно сказали. Так вот эти клубы по интересам в виде массового бесплатного спорта, понимаете, я не знаю, открытие библиотек большего числа, снижение цен на билеты в кино и в театры, и далее по списку.

Этим государство должно заниматься. Понимаете, потому что государство должно переориентировать общество на здоровый образ жизни. Должно дистанцировать общество от потребления алкогольной продукции. А когда у нас реальные доходы населения растут, а цены… Прошу прощения, падают, а цены растут…

Иван Князев: Да. Вы хорошо оговорились.

Максим Черниговский: Понимаете, что происходит? Происходит как раз повышение уровня алкоголизации в стране. Вот. А алкомаркеты или не алкомаркеты, мне кажется, дело даже не второе, а третье.

Иван Князев: Максим Зиновьевич, последний вопрос, отпустим вас. А вот эти вот замечательные магазины, которые, я не знаю, их в народе «пивняками» называют. Это где вот, ну, «пивной супермаркет», на разлив там. Это вот в вашу категорию попадает? Это к профессионалам алкогольного рынка? Или они тоже сами по себе?

Максим Черниговский: Ну, на самом деле, нет. Почему? Потому что все, что связано с розничными продажами пива, это, значит, может себе позволить любой розничный оператор, даже не оформляя соответствующую лицензию на право продажи алкогольной продукции. Вот. Есть у пивных операторов, ну, скажем, такая, такое вот приоритетное право. Что для меня тоже, в общем, является странным.

Иван Князев: Потому что, да, с ними тоже бы понять, что делать. Спасибо вам большое! Максим Черниговский, генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка», был с нами на связи.

Ксения Сакурова: Алексей из Нижнего Новгорода дозвонился. Алексей, здравствуйте!

Зритель: Да, здравствуйте!

Ксения Сакурова: Слушаем вас.

Зритель: Да. Вот у нас тоже вот, я живу, ну как бы, недалеко от улицы Чаадаева. У нас, вот как вы сказали, да, реально вот пять алкомагазинов только на одной улице Чаадаева, дом 22. Пять магазинов: «Разливное пиво», «Красное&Белое», потом, значит, «Бристоль». Там и еще «Пятерочка», где опять же алкоголем торгуют, ну и прочие магазины.

Очень много. И вот, буквально от остановки до остановки в каждом доме что-то продается алкогольное, не считая там уже точек с разливными напитками, которые, я имею в виду, разливают в стаканчики по 100 г, по 50 и прочее, и прочее. И, опять же, валяющиеся на улице люди. Ну никто за этим не смотрит, вот.

Ксения Сакурова: А вот как вы считаете, как правильно? Все-таки продавать алкоголь только в специализированных точках или, наоборот, специализированные нужно закрыть и пусть тот, кто хочет, покупает в «Гастрономе»?

Зритель: Ну, я вообще считаю, что как бы нужно оградить, я думаю, людей, которые живут в этом доме. Потому что им неприятно все это видеть каждый день это вот, все испражнения, которые люди там оставляют после себя и прочее. Поэтому нужно как-то это, да, в магазины это все переводить, в отдельно, наверное, стоящие, никак не в доме.

Ксения Сакурова: Понятно.

Иван Князев: Понятно. Спасибо вам, Алексей.

Ксения Сакурова: Да, спасибо, спасибо.

Иван Князев: Сразу Наталью послушаем.

Ксения Сакурова: Еще один звонок, да.

Иван Князев: Московская область на связи.

Ксения Сакурова: Наталья, здравствуйте!

Зритель: Здравствуйте! Это Долгопрудный. Сейчас вот около моего дома, прямо напротив, еще открылся магазин «Пиво и табак». Хотя у нас напротив два этих самых, «Магнита», и еще «Пятерочка» рядом, еще частный магазин. Везде торгуют и алкоголем, и пивом, и табаком. Везде, всюду такая торговля.

И для чего? Вот был, здесь был магазин у нас рыбный, закрыли, целый год ничего, ничем не торговали. Прямо на остановке. Люди выходят с автобуса – и пожалуйста вам, пейте, сколько хотите.

Иван Князев: Наталья, а эти магазины, они в жилом доме или нет?

Зритель: Нет, не в жилом. Но 20 метров от моего дома.

Иван Князев: Да, понятно.

Ксения Сакурова: Ну и еще один звоночек. Светлана из Санкт-Петербурга. Светлана.

Зритель: Алло!

Ксения Сакурова: Да, здравствуйте!

Зритель: Алло, здравствуйте! Меня зовут Светлана, я из Санкт-Петербурга. И я старый торговый работник именно по алкогольным напиткам. То есть сейчас в магазине, в том же, как вот Максим говорил, что только отдельные магазины. Ничего подобного. Люди приходят, приличные сейчас большинство людей, да и раньше тоже были. Приходят купить к празднику, к какому-то дню к своему.

И обязательно надо что-то предложить. Сыр, какую-то колбаску, какое-то мясо, смотря какое вино, смотря какую водку, понимаете? А в супермаркетах они этого предложить не могут, я ходила, я видела. Мало того, что этого в этих супермаркетах, алкомаркетах, там нет качественного вина. То есть, ты стоишь и думаешь, а какое купить. «Хванчкара», а «Хванчкара» ли это? «Киндзмариули». Я купила «Киндзмариули», но это не «Киндзмариули». Я хорошо помню вкус «Киндзмариули».

Ксения Сакурова: Да, качество – это отдельный вопрос.

Иван Князев: Светлана, мы вас поняли.

Ксения Сакурова: Спасибо большое.

Иван Князев: Давайте не будем сильно рекламировать тут алкогольные напитки, в прямом эфире федерального телеканала. Но спасибо вам за звонок.

Ксения Сакурова: Алексей Казанцев с нами на связи, психиатр-нарколог, главный врач наркологической клиники. Алексей Владимирович, здравствуйте!

Алексей Казанцев: Здравствуйте!

Ксения Сакурова: Вот все-таки что первично – спрос или предложение? У нас так много этих магазинов, потому что действительно спрос есть, или спроса становится больше, люди пьют больше от того, что видят это все на улице?

Алексей Казанцев: Ну, к сожалению, когда есть предложение, всегда будет спрос, согласны? Когда нет предложения, очень сложно там искать где-то, выискивать. А то особенно для людей, у которых нет зависимости, они специально куда-либо вряд ли поедут, то есть, только по какому-либо особому событию.

Если алкомаркеты будут где-нибудь за городом, это будет более выгодно и лучше для всего населения, чем, когда они располагаются в каждом доме в разных его вариантах.

Ксения Сакурова: Так, а может быть, тогда люди, те, которые, к сожалению, зависимы, наоборот, начнут пить суррогат? Просто потому, что у них не будет в шаговой доступности то, без чего они, увы, к сожалению, уже не могут.

Алексей Казанцев: Ну, риск такой есть, я с вами согласен. Те, кто зависимые, возможно, будут употреблять суррогат. Но, на самом деле, они и сейчас это делают. В связи с чем? В связи с тем, что у них нет денег на приобретение алкогольной продукции из тех же торговых центров. То есть, они стараются найти, где подешевле, суррогат либо аптечный спирт.

Иван Князев: Такой вопрос. Алексей Владимирович, вот мы приводили данные по поводу того, что вот в 2021-м году потребление, например, водки на душу населения выросло на 2%. Но также известно, что другие напитки прибавляют, вот пива стали пить больше.

Вы же общаетесь, наверное, с коллегами в разных регионах. Как у них там ситуация? Больше народ стал пить? Какой контингент? Это молодежь, это взрослые люди? Какая ситуация у нас?

Алексей Казанцев: По регионам все-таки молодежи стало меньше злоупотреблять алкоголем. И это, действительно, отличается от 1990-х – начала 2000-х, когда очень много молодежи и подростков употребляло алкоголь, либо суррогаты алкоголя, либо миксовали с так называемыми легкими наркотиками.

Сейчас молодежи это не интересно. Это не модно, это не в духе времени. А возрастная категория от 30-35 лет да, злоупотребляет. Это и по интересам. Кто-то больше пиво, злоупотребляет пивом. Кто-то более крепким алкоголем. Кто-то начинает с крепких алкогольных напитков и заканчивает пивом, либо с точностью до наоборот, как говорят, «с пивка для рывка» начинается.

Алкоголем злоупотребляют. Меньше не стало злоупотребляющих. Но все-таки, алкоголизм судят по количеству металкогольных психозов, то есть, его злокачественного течения. Их не стало больше, так скажем. То есть, это белые горячки, это галлюцинозы, это идеи преследования, бредовые идеи преследования алкогольной причины возникновения, и так далее.

Иван Князев: А те, кто на учетах стоят, их количество увеличивается или нет?

Алексей Казанцев: Что, я не услышал?

Иван Князев: Кто на учет становится, их количество увеличилось?

Алексей Казанцев: Нет. Учет абсолютно не объективен. Объясню, почему. Потому что увеличилось количество коммерческих наркологических клиник и вызовов наркологов на дом. Соответственно, под учет такие лица не попадают. Попадают только те, кто попал в поле зрения правоохранительных органов, по суду, какие-то другие ситуации, там, нахождение в нетрезвом состоянии в общественном месте, то есть, на профучет их, как минимум, ставят.

Какие-то семейные конфликты, когда их освидетельствуют в наркодиспансерах. Только такие варианты. А так на учет нет, это же ущемление в правах, вы же понимаете.

Иван Князев: Ну да, фактически полную-то картину и не видим.

Алексей Казанцев: Нет.

Ксения Сакурова: Владимир из Якутии с нами на связи. Давайте послушаем нашего зрителя. Владимир, здравствуйте!

Зритель: Ага, здравствуйте! Ну, я, как бы, по такому вопросу. Я думаю, что, если бы люди не пили, такого количества алкомаркетов бы не было в городах. Просто нужно начинать с себя, да, со своих детей.

Ксения Сакурова: Ну, то есть, причина все-таки в людях, не в том, что это на каждом шагу?

Зритель: Конечно. Это наше воспитание.

Иван Князев: Владимир, а в вашем населенном пункте много таких магазинов? Как народ туда ходит? Много ли посетителей?

Зритель: Ну, у нас, как бы, режим продажи алкоголя в городе с двух до восьми. И, вот я сейчас посмотрел, вот в Питере там интересно, в жилых домах есть алкомагазины. У нас все эти алкомагазины запрещены вообще в жилых домах, чтобы была, продавалась алкогольная продукция какая-нибудь. Только в отдельно стоящих зданиях.

Иван Князев: Ну и, соответственно, пропойц у вас меньше, да?

Зритель: Да нет, хватает. Знаете, даже после восьми не составляет большого труда найти от полнейшего суррогата до какого-то элитного алкоголя. С этим тоже больших проблем нет. Хоть и запрещено официально.

Иван Князев: Вот другая сторона.

Зритель: Вот пивные, как бы, а-ля кабаки, то есть под вывеской пивного кафе не работает, но да, приходи, хочешь – на разлив пиво бери, хочешь – какой-то алкоголь бери, подешевле, подороже. Да, там дороже, но этим пользуются люди.

Ксения Сакурова: Да, понятно. Кто хочет, тот найдет. Спасибо большое. Алексей Владимирович, вот есть популярное мнение о том, что пьют оттого, что заняться нечем. Вот из Ямало-Ненецкого округа нам написали. Как говорится, нужно создавать клубы по интересам, вот тогда и алкоголизма не будет. Это работает?

Алексей Казанцев: Ну вот то, что говорил предыдущий спикер, Максим, я абсолютно с ним согласен. То есть, необходимо, действительно повышать, снижать, вернее, цены на посещение культурно-массовых мероприятий, театров, кинотеатров. Их должно быть больше в населенных пунктах. Бесплатные секций, площадок спортивных, и так далее, чего во многом не хватает.

И все-таки нести культуру в массы. Культуру трезвого образа, так сказать, жизни. Это необходимо. И должны быть лидеры, которые из народа. То есть, это не только должны быть какие-то общественные движения, которые будут ограничивать продажу и употребление алкоголя, контролировать контрафакт. Для этого есть силовые структуры, но общественники тоже должны быть.

Ну и, соответственно, должно быть больше культурно-массовых мероприятий с вовлечением туда большего количества людей, так сказать, разных возрастных групп.

Ксения Сакурова: Да, спасибо большое! Алексей Казанцев, психиатр-нарколог главный врач наркологической клиники, был с нами на связи. Продолжим через несколько минут.

Какие правила регулируют открытие таких магазинов?