Александр Шпагин: Год российского кино был похож на триллер или детектив

Гости
Александр Шпагин
киновед, историк кино

Оксана Галькевич:Начало года. А мы подведем ушедшего года, который был годом российского кино. Друзья, очень много было интересных премьер. Есть такое ощущение, что у нашего российского зрителя есть запрос смотреть отечественное кино. Вот как наш отечественный кинематограф в этих новых условиях себя чувствует? Какие сборы…

Константин Чуриков:Измерять кинематограф можно по-разному. Можно качеством, можно деньгами. Мы представим нашего эксперта в студии. Давайте просто сейчас поговорим сначала о деньгах, о циничном. Итак, давайте посмотрим, кто каких успехов с точки зрения коммерции добился.

Оксана Галькевич:Наибольшего коммерческого успеха в прошлом году достиг фильм "Экипаж" Николая Лебедева. На съемки было потрачено 650 млн рублей, а выручка от показа составила 1.5 млрд. Неплохо. Фильм посмотрели свыше 5 млн россиян.

Константин Чуриков:В последние дни уходящего года состоялась премьера фильма "Викинг", который только за первые 9 дней проката собрал свыше 1 млрд рублей, ну и еще будет в прокате не одну неделю.

Оксана Галькевич:Пожалуй, самая интересная история у фильмов прошлого года – это фильм "28 панфиловцев". Его планировали снять еще к 70-летию "Битвы под Москвой" в 2011. Но денег тогда на производство никак найти не смогли. В результате объявили краутфандинг. И удалось собрать рекордную для нашей страны сумму в 35 млн рублей. Тогда работа и закипела. В дальнейшем на работу был выделен также грант Министерства культуры. Посмотрели эту картину свыше 1.5 млн человек.

Константин Чуриков:Не будем забывать про нашу мультипликацию. В лидеры проката вырвался и мультипликационный фильм "Три богатыря и морской царь". А вот не оправдал финансовых ожиданий в 2016 году фильм "Ледокол". Казалось бы, здесь были все слагаемые успеха: яркий сценарий, который был основан на реальных событиях, блестящие актеры. Также не оправдала ожиданий историческая драма "Дуэлянт" Алексея Мизгирева и мультфильм "Волки и овцы". Но это если говорить о деньгах. А есть нечто другое.

У нас в студии киновед, историк кино Александр Шпагин. Александр Вадимович, здравствуйте.

Александр Шпагин:Здравствуйте.

Оксана Галькевич:Александр Вадимович, мы здесь взяли еще и "Викинга". Я так понимаю, что это скорее все-таки премьера этого года. Но все-таки, если в общем и целом смотреть на состояние, на движение нашего кинематографа, можно и "Викинга" туда включить.

Александр Шпагин:Наверное, в той или иной степени. Хотя, наверное, скорее он все-таки, конечно, будет относиться к этому году, потому что тогда мы увидим реальные суммы. А то, мало ли, может быть, он через некоторое время очень сильно уступит свои позиции какому-нибудь другому фильму, который появится через месяц или, может быть, в конце года.

Оксана Галькевич:А если говорить о старте… Вот, допустим, даже "Викинг". Первая премьера года. По старту насколько он отличается от стартов предыдущих каких-то картин конкурентов?

Александр Шпагин:От стартов предыдущих годов он отличается только тем, что здесь выпустили именно картину, которая должна собрать много денег, которая была не просто задумана как блокбастер, а еще и продумана для разных аудиторий, еще в разных форматах она показывается. Плюс столько-то возраст, плюс столько-то возраст. И еще, как я понимаю, есть и сериальный вариант. То есть все хорошо продуманный замысел. Обычно до этого были куда проще продуманные замыслы, то есть "Елки". Вот они шли. Выпускали еще на моей памяти ремейки. Например, "Джентльмены удачи 2" или "Служебный роман 2". Это после "Иронии судьбы 2". А сейчас такой вариант с "Викингом".

Константин Чуриков:Мне всегда хочется этих людей спросить: "Уважаемые кинотворцы, вы, снимая ремейк, переделку, вы допускаете мысль, что это вряд ли будет лучше, чем то, что было в первый раз?".

Оксана Галькевич:Тут есть вот какой момент. Дело в том, что раньше в 1970-е годы продолжение любого известного фильма всегда было хуже. Но после "Брата-2", который собрал несравнимо большее количество аудитории и стал гораздо более успешным, чем "Брат", вдруг позиции изменились. Потом вдруг "Ирония судьбы 2". Она стала одним из самых успешных фильмов нулевого десятилетия. Она вдруг после "Ночного дозора" собрала огромную кассу. Естественно, все. И там, как мухи на мед, налипли. И стали в огромном количестве делать продюсеры ремейки, ремейки, ремейки. И, конечно, в отличие от "Иронии судьбы 2", потому что ее делал Бекмамбетов, человек очень грамотный. Может быть, единственный продюсер, который у нас работает по профессионально голливудским лекалам. Приходили куда более простые люди, которые быстро что-то решали срубить какого-то бабла на каком-то ремейке. И обычно ничего хорошего из этого не выходило. Кое-как, более-менее. Сказать, чтобы чисто проваленных ремейков было – это прошлый год и позапрошлый нас порадовал двумя "Кавказскими пленницами 2". И, может быть, после глобального провала этих двух "Кавказских пленниц 2", может быть, у нас мания ремейков немножко отойдет в сторону, потому что немножко надоели.

С другой стороны, был "Экипаж 2" как бы. А это был самый успешный фильм.

Константин Чуриков:Уважаемые зрители, мы тут не втроем подводим киноитоги прошлого года, а вместе с вами. Позвоните нам, расскажите. Во-первых, может быть, вам удалось посмотреть какой-то новый российский фильм в прошлом году. Какие впечатления? Вообще в целом что можно сказать о качестве современного российского кинематографа? 8-800-222-00-14.

Оксана Галькевич:Просто будьте проще, друзья. Расскажите, что вы посмотрели в прошлом году из отечественных кинолент.

Константин Чуриков:Понравилось, не понравилось.

Оксана Галькевич:Кстати говоря, интересно узнать ваше ощущение. Когда вы смотрите афишу, отдаете ли предпочтение тем или иным образом американскому, французскому, российскому кино? Или нет, или всегда выбор делается как-то иначе? Делитесь своими мнениями и ощущениями. Нам интересно.

Константин Чуриков:Всегда хорошо говорить о том, в чем понимаешь. Не могу сказать, что большой ценитель и уж тем более знаток современного российского кино, но когда я увидел данные о коммерческих успехах фильма "Экипаж" Николая Лебедева, я смотрел всего один его фильм до этого - "Легенда №17", тоже, кстати, очень достойный, прямо сделал для себя открытие. Что можно сказать про "Экипаж"? Как бы вы охарактеризовали удачу, и не только коммерческую, этого фильма?

Александр Шпагин:Конечно, после успеха "Легенды №17", а я посмотрел его одним из последних в кинотеатре, но все равно зал был полный, все равно зал плакал в конце. Но я не мог не посмотреть. Я думал вначале: "Ну, вышел прокатный боевик, блокбастер. Скачаю я его с интернета и посмотрю". Нет. Понял, что надо идти. Потому что куда бы я ни приходил, в какую бы машину я ни садился (я человек голосующий), обязательно все – и шофера, и в ресторанах везде все только об этом фильме и говорят. То есть это действительно был всенародный успех. Поэтому, конечно, когда пошли смотреть "Экипаж", то в том числе, конечно, и из-за невероятного успеха "Легенды №17", тем более что имя Лебедева стало известным народу, так же как в свое время имя Рязанова или Гайдая. То есть это из новых режиссеров самый известный народу. И уже на одно его имя люди пошли.

Правда, я тоже пошел в кино на "Экипаж". Я сразу увидел, что, в отличие от "Легенды №17", когда зал смотрел уже замирая с 15-й минуты. И вообще уже в середине фильма там муха не пролетит было в зале, а к финалу, как я уже сказал, все плакали, то здесь в зале… это тоже был большой зал "Октября", в зале все время было такое "кур-кур-кур", что-то не очень внимательно смотрели. Интересно смотреть за реакцией зала. У меня сразу возникла гипотеза. Не то, что я сразу стопроцентно догадался. Но у меня возникла гипотеза, почему так происходит. Потому что герои на экране все были не очень приятные. Они были все злые, раздраженные, без конца друг с другом препирались и все были, что называется, на измене. И, конечно, вряд ли таким героям можно стопроцентно посочувствовать и уж тем более их полюбить. Поэтому такого вовлечения в кинопространство, какое было у зрителя при просмотре "Легенды №17", тут, конечно, не было. Более того, некоторые сцены сняты не очень внятно, что-то уже для боевика не очень хорошо. Но тем не менее успех был. Почему?

Важно что? Да, пошли на имя. Да, патриотическая тема. Да, блокбастер. Да, все равно это, безусловно, крепкая профессиональная работа. И, конечно, наиболее любимые актеры сегодня зрителям. У женской сегодняшней аудитории… Если с обычными женщинами общаешься - "когда будет на экране Данила Козловский?". В Америке все ждем нового фильма с Брэдом Питтом. А тут Данила Козловский. Потому что известно, что (это еще Эйзенштейном было открыто) большинство аудитории, особенно женской аудитории, реагирует в принципе на сексуальный образ человека, нежели хороший он или плохой актер, как он играет. Это уже те, кто попродвинутее. Здесь нужна внешность. Но, слава богу, Козловский еще и актер неплохой. А тут еще и Машков, второй национальный герой, немножко стареющий.

Оксана Галькевич:Второй секс-символ.

Александр Шпагин:Но нормально, в самом соку. Поэтому это тоже был на самом деле правильный с точки зрения коммерции ход. Ну, вот и сработало.

Оксана Галькевич:А что не так тогда с "Ледоколом"? Казалось бы, тоже сильная история, основанная на реальных событиях. Что не так? И состав тоже хороший. И сценарий.

Александр Шпагин:Я об этом написал большую статью в газете "СК Новости". Там порядка 20 чудовищных непроработок по сценарию. Просто непонятно, что вообще происходит. Порой не очень ясно. В целом ясно, а по нюансам не очень. Это как раз говорит о полном отсутствии института редактуры у нас, к величайшему сожалению. Более того, о не очень правильной организации процесса, когда порой думают: "Да ладно, и так все понятно". Нет, не понятно. То есть нету определенной контролирующей системы, которая бы правильно контролировала процесс, в том числе и форс-мажоры у режиссера, благодаря которым или из-за которых возникают подобные непроработки и непонятки. Потом вроде так все грамотно слепили - "Смотрится". А мы, авторы, знаем, что там происходит. Вы-то знаете. Зритель не очень знает.

Константин Чуриков:А зритель не понимает, видит какие-то шероховатости.

Александр Шпагин:А зритель это же не чувствует. Он не анализирует. Он просто подсознательно чувствует, что что-то не то. Косяки какие-то накапливаются, накапливаются. Наконец зрителя начинает все это раздражать. Он не понимает, почему. Он будет называть не самые точные причины, почему ему этот фильм не понравился. Но в первую очередь и чаще всего не нравится именно из-за этой редакторской непроработанности, чего практически никогда не бывает в Голливуде, потому что там уж эти институты работают по полной программе, как и продюсерский институт и так далее. И у нас хорошо редактура работала в 1970-1980-е годы. Уж точно редактура отлично работала. А потом этот институт просто разрушился. И если где он у нас и есть, то на телевидении. Там даже с перебором. Там в разных студиях по 15-20 девочек, таких мушек, мышек. Они все это внимательнейшим образом выверяют, и правильно, между прочим, делают. А в большом производстве вообще порой запускается картина (и я знаю немало таких примеров) практически без сценария). Драйв будет, эффектно будет снято – пипл схавает. Он схавает. Но не очень.

Оксана Галькевич:Вот интересно. Давайте послушаем Владимира из Волгоградской области, нашего телезрителя. За что он проголосует по итогам прошлого года? Владимир, здравствуйте. Вы в прямом эфире.

Константин Чуриков:Владимир, здравствуйте. Добрый вечер. Выходите на связь. Видимо, Владимир пока в раздумьях. Чем-то озадачился. Или вы уже с нами, Владимир? Давайте, говорите смелее.

Оксана Галькевич:Что смотрели? Что понравилось? Что не понравилось? Поделитесь своим мнением.

Зритель:Мне понравилось… но отнюдь историзма нет. И искусства почти совсем нет. Есть насилие, есть кровь, есть очень много грязи.

Константин Чуриков:О чем вы сейчас говорите?

Зритель:Я говорю о фильме "Викинг", который разрекламировали. Я говорю, что понимаю, что это кассовый фильм. Но нельзя же доходить до этого. Полагали, что наши подростки увидят там историзм. Но князь Владимир показан там совершенно неправославным. Он насильник, уважаемые режиссеры. Передайте. Вот, что я хочу выразить.

Константин Чуриков:Спасибо, что дозвонились. Вот мнение зрителей. Причем, кстати говоря, по поводу "Викинга". Я еще не смотрел. Судить не буду. Просто люди пишут, что правда кровушки много, кто-то с детьми выходит. Может быть, там возрастная маркировка немножко не та указана у этого фильма.

Александр Шпагин:Не знаю. Тут я ничего не могу сказать. Но, как я правильно понимаю, естественно, они снимали боевик, блокбастер. В подобном жанре всегда много крови, особенно если речь идет о древности. Древность была жестокой штукой.

Оксана Галькевич:Александр Вадимович, мне кажется, у нас хороший повод поговорить. Потому что мы по крайней мере сейчас ведем беседу нашего кинематографа и нашей киноиндустрии не за упокой. Ощущение такое, что все ожило. Ожило и здорово задвигалось.

Александр Шпагин:Вот только слово "здорово" – я с ним не соглашусь. Задвигалось – это медленно и со скрипом, но задвигалось. Вообще для меня этот год кино напоминал по жанру или триллер, или детектив. Такой социально-политический детектив. Потому что все было интересно и напряженно, выдержит ли этот парень под названием "год кино" свое прекрасное звание. И какое же наше кино. И поначалу результаты были весьма удручающие. В первой половине года ничего особо хорошего не было. И "Кинотавр" был очень слабый. Конечно, там были удачные картины, как на любом фестивале и как на любом "Кинотавре". Была "Зоология", был "Ученик". Но средний уровень был очень плохой. Настолько был плохой средний уровень, а я был на всех "Кинотаврах", я могу сказать, что такого слабого по среднему уровню "Кинотавра" не было. А ведь средний уровень – это фундамент.

Оксана Галькевич:Почва, да?

Александр Шпагин:Естественно, да. И я уж  было совсем пал духом. Тем более, что Московский фестиваль не сильно порадовал. Там были "Монах и бес" и "Кеды". Обе картины скорее полуудачи. И вдруг совершенно неожиданно фестиваль "Выбор", который стоит на 3 месте после Московского и "Кинотавра", и куда обычно сливается слив, который не попал ни туда, ни туда, и где ты обычно ничего не ждешь, вдруг столько проявилось живого, оригинального, своеобразного, интересного. Более того, фильмов было очень много, неожиданно много. Они шли в трех залах. И ты их просто, как кузнечик, бегал туда-сюда и не все успевал смотреть. И некоторые картины из-за этого  пролетели вообще не во всех. Например, замечательная картина "Открой глаза" Ольги Субботиной. Начинала снимать Германика по сценарию Родионова. У… всегда все штучно. Он запускает крупных режиссеров артхауса – Сокурова, Лопушанского. И здесь была запущена Германика по очень интересному сценарию. Сняла Ольга Субботина.

На мой взгляд, это вообще одна из лучших картин года, но она даже не попала в финальный лист, что ее никто не видел. Она показана как детская картина, потому что главной героиней был ребенок. Хотя она совсем не детская.

Но, во-первых, был хороший конкурс. Любопытный конкурс. Во всяком случае это не был слив. В этом не было никакого ощущения серости. Даже в не очень удачных картинах жило что-то совершенно новое, оригинальное, своеобразное, яркое, личностное, индивидуальное, они что-то хотели сказать, сказать по-новому. Но были и просто блистательные картины, как, например, "Вся наша надежда" Карена Геворкяна или "Пьяная фирма" Григория Константинопольского, которая вроде как сериал, но она была показана как полнометражный длинный фильм. И "Дизлайк" Руминова интересная картина была, и "Дачники" Вартанова, и "Птицы" Баскаковой. Причем, там много. И это было дико неожиданно.

И вдруг финал года ознаменовался очень приличными прокатными фильмами, чего давно не было. Правда, была хорошая первая ласточка. Из всех прокатных картин мне больше всех нравится. Это фильм Ильи Найшуллера "Хардкор". Я был просто в восторге. Я даже два раза пришел смотреть, чего со мной вообще никогда не бывало за последние 25 лет. Настолько мне понравилось. Я просто как на американских горках летал. И главное, что мне понравилось – что все это было еще вовлечено в сегодняшнюю московскую среду, и с юмором.

А в конце появились очень достойные работы – и "Жених", и "Дуэлянт". Пускай он провалился, но это достойная прокатная картина. И "Дама пик" Лунгина. В общем, главное, что выброс произошел в конце года, и это было очень неожиданно. Именно прокатного кино. Или с огромными оговорками, но все-таки я туда, безусловно, в этот ряд поставлю, но все-таки это штучная картина, и снимал ее талантливый человек.

Оксана Галькевич:А "Землетрясение"?

Александр Шпагин:И "Землетрясение". Совершенно верно.

Константин Чуриков:И вот наши зрители что нам хотят рассказать? Орловская область: "Недавно посмотрел фильм "Монах и бес". Отличная картина. Советую посмотреть". Татарстан: "Экипаж. Даже не ожидали".

Оксана Галькевич:"Дама пик" тоже упоминается.

Константин Чуриков:Тут много таких, кто пишет – смотреть нечего. Вот нам пишет пенсионерка Нина Тимофеевна из Томска, что предпочтение отдает тем фильмам, которые идут в кинотеатре в 8 утра. Дешевле билеты.

Оксана Галькевич:Это правда. Люди смотрят "Левиафана".

Александр Шпагин:Это очень приятно для пенсионерки. Потому что пенсионеров практически вообще ни на каких сеансах ни утром, ни вечером нет. У нас же сейчас утренние сеансы для интеллектуальной элитарной молодежи, так же как и ночные. И очень хорошо, что появились такие сеансы. Но пенсионеров и людей за 50 я там не видел.

Константин Чуриков:Вы знаете, резонный вопрос задает Вячеслав из Рязанской области: "Скажите на милость, где фильмы о жизни простых людей – рабочих, крестьян? Надоели миллионеры, золотые дети, сериалы, ремейки".

Александр Шпагин:А такой фильм я уже назвал. И именно о шахтерах, именно о простых людях. И все равно немножечко режиссер Карен Геворкян чуть-чуть, но испугался. И все-таки он сделал конструкцию боевика внутри этой картины. Все равно шахтеры отстаивают там свое право. Они с ружьями там выступают против всяких гадов и так далее. Но вот действительно все равно. В первую очередь эта картина интересна фоном, интересна замечательными актерскими работами. И в основном играют реальные шахтеры, играют отлично. Причем, там есть и актеры. И они неотличимы от непрофессиональных актеров. Фильм ценен своей атмосферой в первую очередь. Ну, и сюжетом, конечно, тоже. Будет ли он идти в кинотеатрах? Нет, он не будет идти в кинотеатрах. Будет ли он идти по телевизору? Нет, он не будет идти по телевизору. В кинотеатрах если он и будет идти, то только на тех самых элитарных сеансах. То есть что мы имеем? Кинотеатр элитарного фильма "Пионер" и сеансы до часа дня и после часа ночи. В частности, пенсионерка, если она ходит на 8 утра, она может если не в 8, то с 11 может такой фильм посмотреть. Но это в Москве.

Слава Богу, для подобного кино своя лакуна выделена в нашем прокате. И это очень хорошо. Но, конечно, для той аудитории, которая привыкла смотреть в первую очередь шикарную картинку… Мои студенты. Если им показывают, условно говоря, фильм Данелии 1970-х годов, студенты, режиссеры, киноведы, продюсеры все понимают. Но им это совершенно не интересно. Смотреть то куда? Мы понимаем: у чела проблемы, а этот ее любит, а этот не любит. Но дальше что?

Оксана Галькевич:Глас народа. Александр Владимирович, мы попросили наших корреспондентов в нескольких регионах спросить простых прохожих прямо на улице, чего не хватает, с их точки зрения, российскому кинематографу. Вы сами подвели к этому вопросу. Давайте посмотрим.

- Меня в принципе все  устраивает. Мне нравится отечественное кино.

- Не хватает какой-то  общей идеи, которую бы несли  все фильмы. Неважно, какой жанр. Но чтобы она была добрая, чистая, светлая, эта идея.

- Сюжета нет. Там нет  логических связей, цепочек в  фильмах. И плюс пропаганда алкоголя  и всего остального.

- Есть ряд авторов, которые  снимают по-настоящему классные  вещи. Но не всегда они доходят  даже до большого экрана.

- Нам бы что-нибудь  жизненное такое, деревенское, чтоб  этого побольше было, знаете, чтобы отвлекаться от всяких проблем.

- Чтобы меньше постели  было, обниманий и поцелуев. Лучше попроще.

- Я стараюсь не смотреть. Мне не нравится, особенно сериалы. Старинные, военные, даже простые  фильмы намного лучше.

- Думаю, больше мелодрама  нужна, больше жизненного такого. Как в жизни, так и должно  быть в кино. А не как в  сказках.

- С канала на канал  переходишь – и артисты те  же, и сюжет тот же. Ничто не  меняется.

- Может быть, хороших актеров. Еще лучше, чем сейчас. И хороших спецэффектов. Может быть, не только актеров, но и режиссеров. Чтобы что-то новое, может  быть, придумали.

- Нужно менять режиссеров  на фантазеров.

- Хотелось бы больше  комедий, как типа какие Гайдай ставил или Данелия. Может, для молодежи есть, но для старшего поколения я не нахожу комедий.

- Дочка говорит: "Папа, у какого фильма самая большая посещаемость в 2016 году?". "Викинг". Может быть, мой возраст, может быть, мой опыт. Но фильм тридцать какого-то года Эйзенштейна "Александр Невский" на порядок круче. И у нас, посмотрите, наркомания, алкоголизм, беспризорники. Я не знаю… расскажите, сделайте что-то такое мощное, сильное, потрясите общество.

Константин Чуриков:Как прокомментируете? Чье мнение вам больше понравилось?

Александр Шпагин:Очень интересное мнение. Потому что еще даже 5 лет назад я слышал одно и то же. "Кругом мат, порно". Какой мат, какое порно 5 лет назад? "Засилье секса, грязи", - все они несли одно и то же абсолютно. "Хочется доброго, светлого". Здесь тоже одно такое мнение прозвучало. "Доброго, светлого". Как в 1970-е годы во ВГИКе, когда фильм уже был невыносимо плох, студенты говорили: "Ну как фильм?". - "Добрый". - "А, ну все". Да, там много было доброго, светлого.

Но было очень много здравых мнений. Последнее мнение было очень серьезное. И оно мне представляется приоритетным, если я общаюсь с народом. С народом я общаюсь исключительно в машинах, которые я ловлю. Это могут быть таксисты, это могут быть бомбилы. Когда они узнают, что я киновед, начинают говорить о кино. И в последнее время, и это мне очень понравилось, у народа третий глаз открылся. Во всяком случае, народ прозрел. Он перестал говорить одними и теми же мифами, что кругом американщина, насилие, грязь и порно, а все говорят: "Не хватает реальной жизни на экране". Это действительно так. Потому сверхбольшинство картин пребывает в каком-то условном, вымороченном полиэтиленовом мире, где все договорились по созданию определенных штампов – и продюсер, и режиссер, и зритель, конечно, потому что он это хавает. И зритель хавает это, хавает. И вдруг он подсознательно чувствует, что чего-то не то, чего-то не хватает. Мы живем, особенно после Болотной, вообще в совершенно другом времени. Ладно еще нулевые годы – они были спокойные. Но сейчас время достаточно жесткое, масса социальных проблем. Тут тебе Украина, пятое, десятое, люди вообще о другом говорят. А они этого другого, о чем они говорят в жизни, не видят на экране вообще.

Более того, в разных сценариях, которые мне приходится редактировать… Я просто знаю ситуацию, продюсеры говорят: "Если где-то в сценарии люди, допустим, за завтраком или обедом произносят слово "Украина" или "Путин", редакторы тут же падают в обморок и говорят: "Ни в коем случае. Убрать!". Но в капле воды мир отражается. В этом крике, в этой истерике, разумеется, встает и вся общая картина кинематографа, где нет сегодняшней реальной жизни за окном и той, которая в интернете.

Константин Чуриков:И по поводу вот этих человеческих взаимоотношений, которых не хватает. Людей простых в фильмах, не знаю, согласитесь со мной, не согласитесь, но для этого я включаю французское кино. Вот там этого много. У нас, к сожалению, катастрофически истекает время.

Александр Шпагин:Я с вами соглашусь.

Оксана Галькевич:Наши телезрители пишут, что вы так воодушевленно говорите о кино, что так и хочется что-нибудь посмотреть. Спасибо вам большое. У нас в гостях был сегодня был Александр Шпагин, киновед, историк кино. Мы подводили итоги года российского кино.

Константин Чуриков:Программа "Отражение" продолжится ровно через 1.5 минуты.