Медицина станет бесплатной?

Гости
Владимир Круглый
член Совета Федерации РФ, заслуженный врач России

Оксана Галькевич: Итак, наша следующая тема – «за деньги не предлагать». Вы знаете, в нашем Министерстве здравоохранения внимательно присмотрелись к рынку платных медицинских услуг в России и теперь предлагают обновить правила их оказания. Клиникам хотят запретить подменять бесплатные операции, обследования и прочее платными услугами.

Константин Чуриков: Я думаю, что у каждого в нашей стране есть своя история про вот такие подмены понятий, про то, как приходишь, я не знаю, на МРТ, тебе говорят: «Пожалуйста, сегодня платно, а через полгода бесплатно».

Оксана Галькевич: Нет, ну можно же бесплатно, но через полгода.

Константин Чуриков: Можно, пломбу можно. Бюджетные медицинские учреждения, кстати, очень неплохо на всем на этом зарабатывают: вот в прошлом году топ-100 федеральных центров и топ-50 региональных больниц получили через кассовое окошко от своих пациентов, ну то есть от нас с вами, в общей сложности 64 миллиарда рублей, уважаемые граждане.

Оксана Галькевич: Ну, тут еще, кстати, про платно-бесплатно можно стоматологов тоже вспомнить. Приходишь, тебе говорят: «Вам какую пломбу, хорошую или бесплатную?» Ну то есть все поняли, намек поняли.

Константин Чуриков: Лора в детской поликлинике можно вспомнить, потому что сразу к нему не попадешь, а если срочно надо, это опять-таки платно.

Оксана Галькевич: Стоматологи, кстати, вот раньше находились на первом месте по такого рода претензиям, потому что там больше было таких подмен, замен, а в прошлом году на первое место вырвались те центры, где, как вы думаете, что? – правильно, предлагали сделать тест ПЦР или исследование на антитела, ну прямо золотая жила какая-то открылась. Хотя и эту услугу тоже, ПЦР-тестирование, можно получить бесплатно, государство на это выделяет деньги.

Константин Чуриков: А может быть, у наших зрителей есть какие-то истории пооригинальнее? Позвоните нам, расскажите, с чем вы столкнулись, с какой платной и с какой бесплатной медициной. Мы сейчас, кстати, не о COVID, можем вообще, в целом обо всем говорить.

У нас в студии Владимир Круглый, сенатор Российской Федерации, заслуженный врач России. Владимир Игоревич, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Владимир Игоревич.

Владимир Круглый: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Вы знаете, когда в нашей стране замышляется самое благое дело, прежде всего каждый из нас хочет всегда понять, это вот зуб дают, сделают до конца, или это, понимаете, вот игра, туда-сюда, кручу-верчу?

Владимир Круглый: Ну, если мы говорим о новых правилах, о новом постановлении правительства, которое будет регламентировать оказание платных услуг населению, а такой документ сейчас вывешен на обсуждение, то я думаю, что мало что изменится. Я внимательно прочитал этот документ, сравнил его с предыдущим документом, который был еще издан в 2012 году...

Константин Чуриков: Да-да-да.

Владимир Круглый: И примерно на 85% это один и тот же текст, с небольшими буквально редакторскими правками. А вот 15% – это там небольшие добавления о возможности... Ну, во-первых, увеличивается бюрократия, что мне не понравилось. То есть вот те люди, которые оформляют документы, это всегда очень долго, нудно и создает какие-то неудобства как для пациента, так и для этого самого человека, они еще сильнее увеличены, сделаны еще более громоздкими, с моей точки зрения. Вообще, в век цифровизации увеличивать вот эти вот, та-та-та-та-та, сведения, какую-то личную информацию... Если человек приносит свой полис обязательного медицинского страхования, там есть все, и вообще о нас уже, мне кажется, знают все и все...

Константин Чуриков: Да, все и все, да.

Владимир Круглый: И все равно вот этот вот исполнитель, потребитель, поручитель, там что-то такое написано очень... Но это бог с ним, это редакторские правки, они, в общем, никакой сути...

Оксана Галькевич: Но это на самом деле много медицинским работникам выпило крови, вот эта вся бюрократия.

Владимир Круглый: Да-да, и еще сильнее.

Оксана Галькевич: Одна из серьезных жалоб.

Владимир Круглый: И меня это вот как-то удивило, честно говоря, в этом проекте. И еще там прописано то, что не было раньше, естественно, возможность оформления договора платных услуг дистанционно, и вот это все тоже очень подробно прописано. Этого не было раньше, но никакой сути это не меняет. Единственное, что меняет суть вот этого документа, ну чуть-чуть, – это пункт 6-й, если не ошибаюсь. Там речь идет о том, что если раньше уполномоченный орган так называемой региональной исполнительной власти, ну как бы...

Константин Чуриков: Минздрав местный.

Владимир Круглый: …местный Минздрав, департамент, комитет, как он называется в разных регионах по-разному, определял раньше только стоимость, тариф на платную медицинскую услугу, то теперь его полномочия существенно расширяются. Он определяет порядок использования всех средств, так сказать, оборудования, и определяет порядок работы докторов, что очень важно. Вот это мне кажется важным. Но опять-таки по сути ничего не меняется.

Оксана Галькевич: Владимир Игоревич...

Владимир Круглый: То есть если мы говорим... (Сейчас, я закончу мысль.) Если мы говорим о том, что какое-то было ожидание некоторое все-таки упорядочить предоставление платных услуг, то есть разделить потоки, чтобы было всем понятно, за что человек...

Оксана Галькевич: Здесь платно, здесь бесплатно.

Константин Чуриков: Людей защитить.

Владимир Круглый: Совершенно правильно, я абсолютно... То этого ничего не произойдет с введением этого документа, по сути ничего не меняется.

Оксана Галькевич: Подождите, я вот... Владимир Игоревич, я хочу понять. Вот то, что этот документ, эти предложения опубликованы на портале правовых актов, – это что означает? Что документ еще обсуждается?

Владимир Круглый: Да.

Оксана Галькевич: Соответственно, тогда его можно исправить, можно сделать то, что необходимо.

Владимир Круглый: Ну, вы знаете...

Оксана Галькевич: Или это означает, что вот он уже, не знаю, вступает в действие?

Владимир Круглый: Можно внести какие-то изменения, дополнения, это возможно. Но, как бы сказать, вся структура документа та же самая. Ну вот взяли те же самые правила абсолютно и немножко их изменили. То есть изменить все концептуально очень сложно. Можно, конечно, взять, как-то усовершенствовать этот документ, например, определить более четко порядок работы врачей, например, то, что сейчас определяет либо главный врач, либо департамент или министерство. То есть сейчас все это отдано фактически на откуп главному врачу.

И вы знаете, я знаю примеры из своей практики, кстати, довольно давней, не буду называть регионы, но тем не менее, где главный врач действительно развел полностью потоки пациентов. То есть самая такая распространенная подмена: приходит человек сделать УЗИ, например, если он по желанию... Вот если ему назначил доктор, да даже если доктор назначил, там есть сроки определенные, они довольно большие, 2 недели, а человек хочет сделать в этот же день, например. И тот же врач абсолютно, приходит он с квиточком, «я платно», всех отодвигают и ему делают платно, тот же врач на том же оборудовании в ущерб абсолютно больным, которые по ОМС...

Константин Чуриков: Так.

Владимир Круглый: Это абсолютная практика. Это не только УЗИ, это почти что все, например, диагностические исследования. И вот есть примеры, когда главный врач это все развел, то есть платные услуги только в субботу, только в воскресенье или, если это возможно, консультации только в нерабочее время врача. То есть вот это все сделать возможно, но сейчас это делается, положа руку на сердце скажем, достаточно редко, и все отдано, еще раз повторяю, на откуп администрации больницы.

Оксана Галькевич: Слушайте, ну если есть такой опыт, значит, его надо тиражировать просто. Значит, понимаете, нужно медицинское сообщество, чтобы оно проходило какое-то обучение, людям объяснить. Знаете, этот главный врач дошел своим умом, развел...

Константин Чуриков: Платная бесплатная маршрутизация.

Владимир Круглый: Есть...

Оксана Галькевич: Дошел своим умом, значит, надо другим главным врачам рассказать, как это делается.

Владимир Круглый: Есть постановление правительства, вот которое мы сейчас обсуждаем, и там это не прописано. То есть это может главный врач делать, может не делать. Может руководитель департамента этим озадачиться, а может этим и не озадачиться. То есть, как бы сказать, еще раз говорю, возвращаюсь к документу: вот это в документе не прописано.

Константин Чуриков: Ну, для этого мы это сейчас и обсуждаем в эфире ОТР, чтобы, возможно, нас услышали ваши коллеги, например.

Оксана Галькевич: Давайте звонок сейчас коротко примем, а потом перейдем к небольшому опросу. Юлия, Тульская область. Здравствуйте, Юлия.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Очень приятно, что я наконец-то до вас дозвонилась.

Константин Чуриков: Нам тоже. Очень интересно узнать, как в Туле лечат.

Зритель: В Туле лечат, наверное, так же, как и везде по стране. Расскажу свой случай.

Владимир Круглый: Наверное, лучше, Тула хороший...

Зритель: Это было года три назад, у меня проблема, послеоперационная грыжа. И я хотела сделать себе УЗИ брюшной полости. То есть ходила я, и мне предлагали в течение, наверное, двух, трех почти месяцев, через каждых 2 недели я приходила в регистратуру, мне говорили: «Придите еще через 2 недели», «Придите еще через 2 недели», – то есть тянули время.

Владимир Круглый: А можно вопрос?

Оксана Галькевич: Можно, да.

Константин Чуриков: Да, вопрос, пожалуйста, на четвертую камеру, Владимир Игоревич.

Владимир Круглый: Скажите, а вам врач назначил это исследование, или вы считаете, вы сами посчитали, что вам нужно сделать УЗИ?

Зритель: Нет, у меня проблемы начались, поэтому я...

Владимир Круглый: Нет, еще раз, еще раз, извините, Юлия...

Зритель: ...врача, мне назначил врач. Я вас услышала

Владимир Круглый: Извините, вам врач назначил УЗИ, или вы пошли по собственной инициативе?

Зритель: Я услышала ваш вопрос и ответила: мне назначил врач.

Владимир Круглый: Понятно.

Зритель: УЗИ назначил врач.

Владимир Круглый: Понятно, это важно.

Константин Чуриков: Нет, мне кажется, что люди вообще, знаете, так вот редко по собственному, так сказать, внутреннему голосу...

Владимир Круглый: Нет, ничего подобного, это очень часто.

Константин Чуриков: ...идут и лезут, не знаю, в МРТ-аппарат облучаться, УЗИ...

Владимир Круглый: Очень часто.

Константин Чуриков: Серьезно, да?

Владимир Круглый: Очень часто на самом деле.

Константин Чуриков: Это что, у нас такой как бы народ-ипохондрик, мы такие вот мнимые болезни... ?

Владимир Круглый: УЗИ, особенно детям, матери считают, что «мне надо сделать УЗИ», все, врач не участвует в процессе.

Константин Чуриков: Да нет, ну серьезно, да? Это вы ссылаетесь на какие-то исследования, или это просто ваш какой-то опыт?

Владимир Круглый: Это мой опыт.

Константин Чуриков: Это ваш опыт. Давайте сейчас обратимся к небольшому...

Владимир Круглый: Ведь, кстати, чем отличается от других стран. Вот попробуйте где-нибудь там у них, в Израиле или в Германии, прийти сами в поликлинику и сказать «мне надо УЗИ». У нас это абсолютно практика ежедневная.

Оксана Галькевич: Ага.

Константин Чуриков: Ага. Давайте сейчас обратимся к небольшому видеоопросу. Вот спросили в Липецке, в Самаре, в Екатеринбурге наши корреспонденты, приходилось ли людям платить за бесплатные медуслуги. И вот что люди ответили.

ОПРОС

Константин Чуриков: И это были регионы, где заработные платы, мы прекрасно понимаем, совсем не московские, а реальные или, скажем так, медианные...

Владимир Круглый: Ну, я сам из Орла, где тоже...

Константин Чуриков: Откуда?

Владимир Круглый: Из Орла, город Орел.

Константин Чуриков: А, из Орла, да, и там-то это, наверное, еще бо́льшая проблема. Владимир Игоревич, а как людям помочь? Что можно сделать сейчас? Вот вы сенатор, что вы можете сделать в Совете Федерации?

Владимир Круглый: Ну, во-первых, вот я думаю, что вот этот документ, который сейчас обсуждается, его необходимо усовершенствовать, внести хотя бы небольшие изменения. Ну а в принципиальном плане, конечно, как бы сказать, стратегически нужно развивать систему ОМС. Вот у нас, помните если, возможно, вы не вспомните, но несколько лет назад, 2017–2018-е гг.

Константин Чуриков: У нас хорошая память. Я 1980 года, Оксана моложе, конечно.

Владимир Круглый: Нет-нет, это было не так давно, в 2017-м, в 2015-м началось, в 2016–2017-х гг., когда была министр Вероника Игоревна Скворцова, была такая программа ОМС+, если помните, то есть расширение ОМС за счет средств пациента.

Константин Чуриков: Софинансирование.

Владимир Круглый: Софинансирование.

Оксана Галькевич: Вы знаете, я, конечно, моложе, но хорошего не помню.

Константин Чуриков: Ха-ха.

Владимир Круглый: Нет, ну эта программа была очень хорошая, с моей точки зрения. Она...

Константин Чуриков: То есть это все равно платно, но ты кладешь себе на карточку, на полис?

Владимир Круглый: Ну, понимаете, есть... Система ОМС никогда, ни в одной стране мира не может покрыть все, как бы сказать, пожелания, все затраты на лечение. Есть, все равно какое-то будет неравенство. Но можно это сделать цивилизованно, а можно это сделать вот так, как сейчас, в общем, не совсем цивилизованно.

Оксана Галькевич: Но смотрите, вот этот объем бесплатных услуг, который оказывался в рамках ОМС, он ведь год от года меняется, правда? Вот эта вот история с ОМС, с этим объемом, она эволюционирует. Так вот в какую сторону она эволюционирует, сжатия или расширения?

Владимир Круглый: Нет, она остается примерно такой же. Программа госгарантий принимается постоянно, ежегодно в виде закона федерального, кстати, и она примерно, федерального, потом в каждом регионе принимается своя программа государственных гарантий оказания медицинской помощи бесплатной, и оно примерно одинаковое. Но есть всякие нюансы, нехватка персонала...

Оксана Галькевич: Вот давайте о нюансах, потому что, видимо, они влияют на общую картину и впечатление от того, как это работает.

Владимир Круглый: Конечно. Вот, например, у нас есть такое понятие, и все мы знаем, что есть дефицит кадров в системе здравоохранения. И вот, кстати, почему у нас не пошла вот эта программа ОМС+, я думаю? – в основном из-за того, что нет дополнительных людей, нет дополнительных кадров, в первую очередь кадров, даже не оборудования...

Константин Чуриков: ...и даже не денег у людей?

Владимир Круглый: И даже не денег у людей, конечно, там желающие были, но просто это начало тормозиться по разным направлениям, сейчас не будем об этой программе говорить. Я просто хотел сказать о том, что программу ОМС, систему необходимо совершенствовать и делать разные виды страховок, это делается во всем мире...

Оксана Галькевич: А от кого это, простите, будет зависеть, у кого вот это ОМС попроще, у кого ОМС+, а у кого ОМС, я не знаю, три плюса, например, gold, platinum?

Владимир Круглый: Подождите, для того чтобы сделать вот ту систему ОМС, которая есть абсолютно реально работающая в полном объеме, нужно это все, как бы сказать, развести, развести потоки, понимаете. Но сейчас, особенно при COVID, вообще многие программы у нас сейчас затормозились просто реально, многие хорошие инициативы, из-за COVID, и я не знаю, когда это все вернется и вернется ли вообще когда-нибудь на круги своя. Но, по идее, нужно было бы развести полностью потоки платных и бесплатных пациентов. Сейчас просто для этого нет возможности.

Константин Чуриков: Вернется, вернется, президент до пандемии несколько лет подряд требовал навести порядок с первичным звеном, да, было такое? Было. Значит, у меня уже министр поменялся, задачи остались...

Владимир Круглый: Подождите, вот когда программа была, слово «реформирование» как бы уже предано анафеме, я не помню, как это называлось...

Константин Чуриков: Изменена, так скажем.

Оксана Галькевич: Оптимизация, вот это предано анафеме.

Владимир Круглый: Да, предана анафеме, изменение, совершенствование системы оказания первичной медицинской помощи, такая программа есть, она выполняется. Изменит ли она ситуацию? Я не уверен, хотя там отпущены очень серьезные деньги. Эта программа есть, она выполняется Минздравом, в каждом регионе, я вас уверяю, есть своя программа совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи. При этом не могу удержаться, чтобы не сказать, что в Белгороде создана и уже прекрасно работает система оказания первичной медицинской помощи, система офисов семейного врача.

Константин Чуриков: Офисов.

Владимир Круглый: И она уже есть, она работает, и прекрасно работающая система, мы там были, у нас несколько раз там проходили заседания комитета. По моему глубокому убеждению, вот это нужно тиражировать у нас на...

Константин Чуриков: Заседания комитета знаете, где лучше проводить? – в Ростовской области, в городе Сальске. Мы там наблюдаем за одной поликлиникой, и там вот швах каждый раз, да.

Оксана Галькевич: Да. Владимир Игоревич, вы знаете, не в обиду вам будет сказано, но тем не менее. Вот вы говорите: вот мы знаем, там такая система создана, мы там были, мы посмотрели, как это работает. Но одно дело, когда вы приехали как сенаторы, посмотрели, как это работает...

Владимир Круглый: Нет, нет.

Оксана Галькевич: ...другое дело, когда вы и ваши коллеги-сенаторы...

Владимир Круглый: Нет, вы считаете, что...

Оксана Галькевич: ...ходят в районную поликлинику, вот в такую же, в которую, допустим, я хожу, обычная поликлиника городская, Костя с детьми и т. д.

Владимир Круглый: Вы считаете, что мы живем где-то в космосе, обслуживаемся... ?

Оксана Галькевич: Но есть же ведомственные поликлиники.

Владимир Круглый: Есть, да, есть.

Оксана Галькевич: Есть. А зачем они нужны?

Владимир Круглый: И сенаторы действительно там обслуживаются.

Оксана Галькевич: А зачем они нужны?

Владимир Круглый: Философский вопрос.

Оксана Галькевич: Почему философский? Вполне конкретный, мне кажется.

Владимир Круглый: Ха-ха, нет, ну вы хотите, чтобы я сказал: да, это надо все ликвидировать как класс?

Оксана Галькевич: Ну, почему нет.

Владимир Круглый: Ну, если вы меня спросите, я бы был не против того, чтобы это ликвидировать.

Константин Чуриков: Нет, нам надо, чтобы и сенаторам, и людям, всем, кто хорошо...

Оксана Галькевич: Нет, подождите...

Владимир Круглый: Я живу в Орле, лечусь, обслуживаюсь в обычной своей поликлинике. Да, я приписан в Москве в ведомственной нашей поликлинике Управделами президента, ничего там сверхъестественного нет, несильные отличия, но, правда, очередей практически нет, потому что можно записаться заранее.

Оксана Галькевич: Владимир Игоревич, просто это к тому, что тогда, чтобы просто знать, что где-то какой-то опыт и как это работает на самом деле, о проблемах и достоинствах...

Владимир Круглый: Я с вами согласен.

Оксана Галькевич: ...не нужно было бы проводить заседаний. Это, кстати, в меньшей степени к вам, потому что вы-то как раз врач, вы про медицину знаете, наверное, больше, чем другие сенаторы, которые не врачи, в медицине не работали. Но...

Константин Чуриков: Оксане лучше сразу отвечать как есть, а то она такая подозрительная у нас, ха-ха.

Оксана Галькевич: Нет, мне нет. Надежда из Ленинградской области.

Владимир Круглый: Понимаете, вот я, во-первых, сенатором как бы не всю жизнь, я очень много времени живу, все время, всю жизнь в Орле, я обслуживаюсь, естественно, как все люди, в обычной поликлинике, оперировался в обычной больнице, и как бы никаких сверхъестественных... И если вы спросите, пользовался ли я когда-нибудь платными услугами, то да, пользовался, до того как прийти в Совет Федерации...

Константин Чуриков: Ну а кто не пользовался?

Владимир Круглый: Конечно.

Константин Чуриков: Мы же все в одной стране живем.

Оксана Галькевич: Мы все там, да.

Константин Чуриков: Конечно, и Надежда из Ленобласти.

Владимир Круглый: И более того, вот можно обсудить такую тему. Вот в прошлом или позапрошлом году, нет, до COVID, ну буквально в 2019 году, была такая инициатива от депутатов Государственной Думы запретить в бюджетных учреждениях вообще платные услуги.

Константин Чуриков: Просто заколотить это окошко платных услуг.

Владимир Круглый: Да, заколотить.

Оксана Галькевич: Ну люди уйдут в частную медицину.

Владимир Круглый: Да, люди уйдут в частную медицину.

Оксана Галькевич: Ну, те, кто смогут, конечно.

Владимир Круглый: Кто будет, кому будет лучше от этого? Тарифы там вырастут, потому что альтернативы не будет.

Константин Чуриков: Нет, ну это как это, это либо крест, либо трусы, понимаете, это вот из этой серии, если это все-таки государственная поликлиника...

Владимир Круглый: Ну вот все-таки мне кажется, что... какое слово подобрать... оптимизировать... нет, неправильно... упорядочить вот эту работу платных услуг в бюджетных учреждениях возможно и нужно.

Оксана Галькевич: Очень просит Тверская область зачитать сообщение, что городу Торопец очень нужны фельдшеры, пишут люди, что там всего один на весь город, негде обслуживаться.

Константин Чуриков: И очень долго ждет Надежда из Ленинградской области, Оксана.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Надежда.

Константин Чуриков: Из родного твоего региона, между прочим. Здравствуйте, Надежда.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие. Люблю вашу передачу, смотрю ее постоянно. И очень не согласна с вашим гостем. Он просто не живет с народом, он не знает, как мы ждем в простых поликлиниках по 3 месяца, чтобы сделать УЗИ.

Владимир Круглый: Это неправильно.

Зритель: Люди не приходят сами, в регистратуре вообще...

Владимир Круглый: Есть... Подождите...

Константин Чуриков: Надежда, а какой город у вас, какая поликлиника? Давайте, вот сенатор в студии.

Зритель: Ленинградская область у нас.

Оксана Галькевич: А какой город, населенный пункт?

Зритель: Деревня Новое Девяткино.

Оксана Галькевич: А, так это ж...

Зритель: Лично я жду УЗИ по 3 месяца.

Владимир Круглый: Вот, Наталья, есть... Подождите, минуточку. Есть у нас программа...

Константин Чуриков: А давайте мы сразу сейчас телефон Надежды запишем, все-таки в случае же надо разобраться, правильно?

Владимир Круглый: Нет, я могу сказать, что если это так, то это нарушение закона, можно обратиться, можно написать жалобу в страховую компанию...

Константин Чуриков: А давайте мы в ручном режиме через вас попробуем, а?

Владимир Круглый: Ну давайте, это можно сделать.

Константин Чуриков: Давайте?

Владимир Круглый: Но на самом деле есть сроки оказания медицинской помощи экстренной, плановой, они все записаны, о них все знают, и эти сроки должны соблюдаться обязательно, независимо, есть у нас пандемия коронавирусной инфекции, нет у нас пандемии коронавирусной...

Константин Чуриков: Я просто боюсь, что оттого, что вот есть регламент, он должен работать, нужно обращаться Надежде легче не будет.

Владимир Круглый: Вот мне Надежда говорит, что она ждет 3 месяца, – ну и что, я тоже могу ждать 3 месяца, и что? Я не понимаю, почему она говорит, что я не знаю как бы ситуации в мире, – знаю, еще хуже...

Константин Чуриков: Ну, может быть, в этот момент Надежда, когда вы это рассказывали, Надежда дозванивалась до нас.

Владимир Круглый: Кто-то, например, нам говорит, что нет фельдшеров где-то. Ко мне все время ходят, обращаются слезно люди, нет фельдшера в одном районе, нет фельдшера в другом районе...

Константин Чуриков: Нет, ну слушайте, в ручном режиме оно как-то надежнее. Все, Надежда оставила телефон...

Владимир Круглый: Невозможно решить вопрос с наличием фельдшера в каком-нибудь районе.

Константин Чуриков: Да. Мы хотя бы одному человеку с УЗИ поможем, уже сделаем доброе дело.

Владимир Круглый: Хорошо.

Константин Чуриков: Еще Елена из Москвы. Интересно, что нам Елена расскажет.

Оксана Галькевич: Ох... Здравствуйте, Елена.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Зритель: Вы знаете, я жестоко пострадала, причем наших в московских стоматинститутах, меня лишили зубов.

Оксана Галькевич: Господи...

Зритель: Обточили зубы, без показаний проведены вмешательства, и отточили зубы так глубоко под десну, что даже в кости разрушили, обточили. И меня выгнали, мне сказали: «Идите». Меня не принимают. Вот может мне сенатор помочь? Потому что восемь зубов разрушено, помощи нет медицинской, это в стоматинститутах. При этом такое жестокое, садистское отношение...

Константин Чуриков: Елена, подождите, я внук стоматолога, скажите, пожалуйста, а зачем вам это все делали? Цель какая была?

Зритель: Вы знаете, вот очень хороший вопрос. Во-первых, мне не сказали, я не знала, молча, я пыталась спросить, мне сказали: «Ну что мы будем вам объяснять? Вы не врач, вообще вы ничего в этом не понимаете, сидите и не мешайте». И в итоге мне сделали то, о чем я даже не знала, о чем меня не предупреждали, вот как сейчас это говорится, информирования не было, я его не получила. Более того, я должна сказать, что...

Константин Чуриков: А с какой проблемой вы обратились к стоматологам, Елена?

Зритель: Вы знаете, я обратилась на консультацию, на осмотр, пришла с проблемой с меньшей, которую мне тоже причинили в государственной стоматологии, и я пришла в стоматинститут за помощью. В итоге меня обманули, мне сказали, что все только платно, даже диагностику нельзя, даже ни один снимок самый маленький нельзя бесплатно, а у меня инвалидность, я пенсионер. Мне сказали, что у них пенсионерам, инвалидам ничего бесплатного нет. Но в итоге мне сделали то, что меня вообще без зубов оставили и выставили на улицу, меня не принимают в стоматинститутах...

Константин Чуриков: Понятно.

Владимир Круглый: Есть порядок...

Константин Чуриков: Елена, да, спасибо. Тоже оставляйте свои координаты. Владимир Игоревич?

Владимир Круглый: Есть порядок обращения с жалобами, с претензиями. Кстати, в новых правилах он еще более четко прописан. Это повод. Если у вас есть действительно неудовлетворенность результатами лечения, тем более платного лечения, то вы можете обратиться в любую инстанцию, вплоть до судебной.

Константин Чуриков: Ну, я думаю, что Елене как-то хочется поскорее зубы обрести...

Владимир Круглый: Ну...

Константин Чуриков: Женщина звонит...

Владимир Круглый: Ну, что значит...

Константин Чуриков: Елена, оставьте телефон, может быть, я не знаю, как-то я вам могу помочь по семейным...

Владимир Круглый: Ха-ха, хорошо, я постараюсь разобраться.

Константин Чуриков: Да? Так. Ну что же, что у нас еще из звонков, сообщений?

Оксана Галькевич: Владимир Игоревич, вы знаете, я хотела еще вас спросить по цифрам. Вот мы в самом начале сказали, что заработок на платных услугах составил в прошлом году 64 миллиарда рублей, а еще нашла такие данные о том, что общий объем услуг платных в нашей стране оценивается в 680 миллиардов. Это что означает? Вот 64 – это одно, это то, что вот конкретно уже оказаны услуги, а 680 – это некий потенциальный объем или... ? Вот понять.

Владимир Круглый: Мне трудно прокомментировать, я не могу ответить на этот вопрос. Возможно, это, как бы сказать, 64 миллиарда – это прибыль, а общий объем 680, вы сказали... Я не могу прокомментировать точно эту цифру. Но я думаю, что эта цифра велика и в период пандемии она будет расти. Конечно, здесь в основном выиграют частные медицинские организации, не бюджетные, о которых мы говорили, а именно частные, вот куда идут люди за тестами, обращаются за какими-то услугами. Я думаю, что сейчас отток из бюджетной медицины будет очень большой, потому что там и недостаток кадров, и недостаток... Ну просто все заняты COVID, все реанимационные отделения и т. д., а ведь другие проблемы тоже остаются, остаются проблемы...

Константин Чуриков: И накапливаются, и угрожают здоровью людей.

Владимир Круглый: Накапливаются обычные, хирургические и т. д., и т. д., и т. д., вся эта помощь сейчас, в общем, отодвинута, плановая медицинская помощь вообще свернута, и люди, конечно, им ничего не остается делать, как идти в частные медицинские организации.

Константин Чуриков: Мы и наши зрители надеются на то, что вы сможете помочь и в части этого...

Владимир Круглый: Я постараюсь.

Константин Чуриков: ...скажем так, регламента, и конкретно в частных случаях, которые сегодня прозвучали в эфире. Спасибо. У нас в студии был Владимир Круглый, сенатор Российской Федерации, заслуженный врач России.

Через пару минут продолжим...

Оксана Галькевич: Да, спасибо нашему гостю.

Друзья, ну а впереди у нас следующая тема, мы с вами будем говорить...

Константин Чуриков: Раньше были «Школьные годы чудесные», а теперь «Школьные годы конфликтные».

Оксана Галькевич: ...о травле в интернете, о буллинге.

Константин Чуриков: Конфликтные, да, проблемные.

Спасибо.